Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1434

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

676 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации ционный Суд Советом Федерации. Запрос допустим, если обви- нение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение
Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ при- знаков соответствующего преступления. Запрос направляется в
Конституционный Суд не позднее месяца со дня принятия Госу- дарственной Думой решения о выдвижении обвинения. Заключе- ние должно быть дано Конституционным Судом РФ не позднее десяти дней после регистрации запроса. По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвине- ния. В случае принятия Конституционным Судом решения о не- соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения
Президента РФ в государственной измене или совершении тяж- кого преступления предусмотренное Конституцией РФ рассмот- рение обвинения прекращается.
Мы перечислили основные полномочия Конституционного
Суда РФ, закрепленные в Конституции РФ и Федеральном кон- ституционном законе. Но Федеральный конституционный закон допускает расширение этих полномочий, разрешая Суду, в част- ности, пользоваться правами, предоставляемыми договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органа- ми государственной власти Федерации и ее субъектов. Но такие права не должны противоречить его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. Федеральный конституционный закон «О референдуме
Российской Федерации» ввел новое полномочие Конституцион- ного Суда РФ: проверять по запросу Президента РФ до назначе- ния референдума соблюдение требований, предусмотренных
Конституцией РФ.
В правоприменительной практике возникли случаи признания неконституционными законов и других нормативных актов иными,
помимо Конституционного Суда РФ, судами. В связи с этим Кон- ституционный Суд РФ дал толкование ст. 125—127 Конституции РФ
в постановлении от 16 июня 1998 г.
Конституционный Суд указал, что Конституция РФ возлагает на особый орган правосудия — Конституционный Суд РФ полномочия по осуществлению проверки конституционности перечисленных в ней нормативных актов, которая может повлечь утрату ими юридиче- ской силы. Другие судебные органы Конституция РФ такими полно- мочиями не наделяет. Определяя компетенцию Конституционного
Суда РФ, Конституция исходит из обязательности ее осуществления в специфической форме правосудия — конституционном судопроиз-


Глава 25. Судебная власть 677
водстве и поэтому устанавливает основные признаки этой формы, а именно круг предметов проверки и инициаторов рассмотрения дел,
связанные с этим виды процедур и юридические последствия прини- маемых решений. В отношении других судов такая регламентация на конституционном уровне отсутствует. Следовательно, Конститу- ция РФ не предполагает и проверку ими конституционности норма- тивных актов, которые перечислены в ее ст. 125 в качестве предмета нормоконтроля со стороны Конституционного Суда РФ.
Предусмотренное Конституцией РФ обращение иных судов в
Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционно- сти примененного или подлежащего применению в конкретном деле закона, если суд приходит к выводу о несоответствии закона Консти- туции, не может рассматриваться только как его право, — суд обязан обратиться с таким запросом, чтобы не соответствующий Конститу- ции акт был лишен юридической силы в конституционно установ- ленном порядке, что исключило бы его дальнейшее применение. От- каз от применения в конкретном деле закона, неконституционного с точки зрения суда, без обращения в связи с этим в Конституцион- ный Суд противоречил бы и конституционным положениям, соглас- но которым законы действуют единообразно на всей территории
Российской Федерации, и в то же время ставил бы под сомнение верховенство Конституции РФ, так как оно не может быть реализо- вано, если допускается разноречивое толкование различными судами конституционных норм. Обязанность судов в случаях, если они при- ходят к выводу о неконституционности закона, для официального подтверждения его неконституционности обращаться в Конституци- онный Суд РФ не ограничивает непосредственное применение ими
Конституции РФ, которое призвано обеспечивать реализацию кон- ституционных норм прежде всего при отсутствии их законодательной конкретизации. Если же закон, который должен был бы быть приме- нен в конкретном деле, по мнению суда, не соответствует Конститу- ции РФ и тем самым препятствует реализации ее положений, то для обеспечения непосредственного действия Конституции РФ во всех случаях, в том числе и когда дело разрешено судом на основании конкретной конституционной нормы, требуется лишение такого за- кона юридической силы в предусмотренном Конституцией РФ по- рядке конституционного судопроизводства.
Устранение неконституционного закона из системы правовых ак- тов не может быть достигнуто ни путем разрешения дел в порядке гражданского, административного или уголовного судопроизводства,
ни путем разъяснений по вопросам судебной практики, которые да- ют Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Су- да
РФ.
Статус судьи. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей.
На них распространяется общее законодательство о статусе су-


678 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации дей, но есть и особенности. Судьей Конституционного Суда мо- жет быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридиче- ской профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высо- кой квалификацией в области права. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда могут вноситься
Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Госу- дарственной Думы, а также законодательными (представитель- ными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учеб- ными заведениями. Каждый судья назначается на должность Со- ветом Федерации в индивидуальном порядке тайным голосова- нием. Назначенным на должность судьи считается лицо, полу- чившее при голосовании большинство от общего числа членов
Совета Федерации. Председатель Совета Федерации в порядке,
установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо,
назначенное на должность судьи Конституционного Суда. Судья приносит присягу, текст которой установлен законом.
Законом определены занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда РФ. Судья не может быть членом Совета Федерации или депутатом Государственной
Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности,
иметь частную практику, заниматься предпринимательской,
иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской,
научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению его обязанностей и не мо- жет служить уважительной причиной отсутствия на заседании.
Судья Конституционного Суда не вправе осуществлять защи- ту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и особождении от обязанностей. Он также не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участво- вать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы госу- дарственной власти и органы местного самоуправления, присут- ствовать на съездах и конференциях политических партий и дви- жений, заниматься иной политической деятельностью. Ему не


Глава 25. Судебная власть 679
разрешается входить в руководящий состав каких-либо общест- венных объединений, даже если они и не преследуют политиче- ских целей. Но за судьей сохраняется право свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выбо- рах и референдуме.
Для свободного рассмотрения Судом любого вопроса необхо- димо, чтобы каждый судья не был связан своими предшествую- щими публичными выступлениями по данному вопросу. С этой целью Федеральным конституционным законом «О Конституци- онном Суде Российской Феедарции» установлено (ст. 11), что су- дья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, пуб- лично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также ко- торый изучается или принят к рассмотрению Конституционным
Судом, до принятия решения по этому вопросу.
Рассматриваемым Законом вводятся определенные гарантии независимости судьи Конституционного Суда РФ. Его независи- мость обеспечивается несменяемостью, неприкосновенностью,
равенством прав судей, установленными Законом, порядком приостановления и прекращения полномочий, правом на отстав- ку, обязательностью установленной процедуры конституционно- го судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешатель- ства в судебную деятельность, предоставлением материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствую- щих его высокому статусу.
Судья Конституционного Суда РФ несменяем. Его полномо- чия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Законом.
Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Он не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том чис- ле по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установ- лена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями. За совершение дисциплинарного про- ступка на судью Конституционного Суда по решению Конститу- ционного Суда может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения и прекращения полномочий судьи.
Судьи Конституционного Суда РФ пользуются равными пра- вами. Каждый из них имеет право решающего голоса по всем во-

680 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации просам, рассматриваемым в пленарных заседаниях Конституци- онного Суда или в заседаниях палаты Конституционного Суда, в состав которой он входит.
Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если было дано согласие Конституци- онного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности, а также по состоянию здоровья.
Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращают- ся практически по тем же основаниям, что и у судей других су- дов. В частности, это:
• нарушение порядка его назначения, установленного Кон- ституцией РФ и Федеральным конституционным законом;
• вынесение в отношении судьи обвинительного приговора,
вступившего в законную силу;
• совершение поступка, порочащего честь и достоинство су- дьи;
• продолжение судьей, несмотря на предупреждение со сторо- ны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения дейст- вий, не совместимых с его должностью;
• уклонения от голосования свыше двух раз подряд без ува- жительных причин и др.
Закон регламентирует порядок выхода судьи в отставку, уста- навливая высокий уровень материального обеспечения, а также распространяя на него иные положения статуса судьи, пребы- вающего в отставке, установленные законодательством РФ.
Структура и организация. Конституционный Суд РФ рассмат- ривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответст- венно десять и девять судей. В пленарном заседании Суд вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию. Ис- ключительно в пленарных заседаниях он разрешает дела о соот- ветствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ; дает заключе- ние о соблюдении установленного порядка выдвижения обвине- ния Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает послания Конституци- онного Суда РФ; решает вопрос о выступлении с законодатель- ной инициативой по вопросам своего ведения.
В пленарных заседаниях также избирается Председатель, за- меститель Председателя, судья-секретарь Конституционного Су-


Глава 25. Судебная власть 681
да РФ, формируются персональные составы палат, принимается
Регламент Конституционного Суда и др.
В заседаниях палат разрешаются все дела о соответствии Кон- ституции РФ законов, договоров и нормативных актов, кроме конституций республик и уставов субъектов РФ, разрешаются споры о компетенции, а также проверяется конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкрет- ном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.
Конституционный Суд РФ избирает из своего состава сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью- секретаря Конституционного Суда РФ. Эти должностные лица по истечении срока их полномочий могут быть избраны на но- вый срок. По инициативе не менее пяти судей Конституционно- го Суда, считающих, что Председатель, заместитель Председателя или судья-секретарь Конституционного Суда РФ недобросовест- но исполняют свои обязанности либо злоупотребляют своими правами, может быть поставлен вопрос об их досрочном освобо- ждении от соответствующей должности. Вопрос о досрочном ос- вобождении от должности указанных лиц решается большинст- вом не менее двух третей от общего числа судей тайным голосо- ванием.
Председатель Конституционного Суда РФ руководит подго- товкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ и председательствует на них; вносит на обсуждение Суда вопросы,
подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Он представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями и только по уполномочию Суда выступает с заяв- лениями от его имени.
В Регламенте Конституционного Суда РФ на основе Конститу- ции РФ и Федерального конституционного закона устанавливают- ся: порядок определения персонального состава палат, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат;
некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях, особенно- сти делопроизводства в Суде; требования к работникам аппарата
Суда, иные вопросы внутренней деятельности Конституционного
Суда РФ.
В 2007 г. было установлено, что местом пребывания Консти- туционного Суда является город Санкт-Петербург, что, однако,

682 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации не исключает возможность проведения судебных заседаний и в других городах.
Принципы конституционного судопроизводства. К числу прин- ципов конституционного судопроизводства Закон относит неза- висимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательст- ва, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания,
состязательность и равноправие сторон. Судьи Конституционно- го Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом. В своей деятельности они выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было госу- дарственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий,
учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп. Ре- шения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают со- ответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, сво- бодную от политических пристрастий.
Судьи Конституционного Суда РФ принимают решения в ус- ловиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от ко- го бы то ни было указания по вопросам, принятым к предвари- тельному изучению либо рассматриваемым Конституционным
Судом РФ. Какое бы то ни было вмешательство в деятельность
Суда не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом РФ коллегиально. Реше- ние принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дел в судебном заседании.
Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ
проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускает- ся лишь в случаях, предусмотренных Законом. Решения, приня- тые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглаша- ются публично. Разбирательство в заседаниях Конституционного
Суда происходит устно. Производство ведется на русском языке.
Заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происхо- дит непрерывно, за исключением времени, отведенного для от- дыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоя- тельств, препятствующих нормальному ходу заседания. До при-