ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1436
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 25. Судебная власть 683
нятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседа- нии и в палатах, или до отложения его слушания Суд не может рассматривать в пленарном заседании другие дела. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности.
Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде слу- жат обращение в Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы,
отвечающее требованиям Федерального конституционного зако- на. Основанием к рассмотрению дела являются обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конститу- ции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обна- ружившаяся неопределенность в понимании положений Консти- туции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения
Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
В определенных законом случаях Конституционный Суд РФ
вправе отказать в принятии обращения к рассмотрению. В отно- шении дел, принятых к рассмотрению, Закон устанавливает оп- ределенные процедурные правила.
Решения. Решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голо- сования. Конституционный Суд принимает решение по делу,
оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
При этом Суд принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отноше- нии той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Конституцион- ный Суд при принятии решения не связан основаниями и дово- дами, изложенными в обращении. Судья, не согласный с реше- нием Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституци- онного Суда РФ в «Вестнике Конституционного Суда Россий- ской Федерации».
684 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
Решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании немедленно после его подписания.
Постановления и заключения Суда не позднее чем в двухнедель- ный срок со дня их подписания направляются Президенту РФ,
Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ,
Уполномоченному по правам человека РФ, Верховному Су- ду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному проку- рору РФ, министру юстиции РФ.
Постановления и заключения Конституционного Суда РФ
подлежат незамедлительному опубликованию в официальных из- даниях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, кото- рых касается принятое решение. Решения Конституционного Су- да РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда
Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях.
Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не под- лежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его про- возглашения. Решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные по- ложения, признанные неконституционными, утрачивают силу;
признанные не соответствующими Конституции РФ не вступив- шие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, осно- ванные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных фе- деральным законом случаях.
Решение Конституционного Суда подлежит исполнению не- медленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Неис- полнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения влечет ответственность, установленную федеральным законом. Конституцией РФ не предусмотрена воз- можность пересмотра Конституционным Судом РФ принимае- мых им решений и образования для этого какого бы то ни было органа.
В случае если решением Конституционного Суда РФ норма- тивный акт признан не соответствующим Конституции полно- стью или частично либо из решения Конституционного Суда вы- текает необходимость устранения пробела в правовом регулирова-
Глава 25. Судебная власть 685
нии, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать по- ложения об отмене нормативного акта, признанного не соответст- вующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходи- мых изменений и дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части.
В случае если решением Конституционного Суда норматив- ный акт признан не соответствующим Конституции полностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании:
1) Правительство РФ не позднее трех месяцев после опубли- кования решения Суда вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального за- кона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законо- проект о внесении изменений и дополнений в закон, признан- ный неконституционным в отдельной его части. Указанные зако- нопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке;
2) Президент РФ, Правительство РФ не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда отменя- ют свой нормативный акт и принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и дополнения в нормативный акт, при- знанный неконституционным в отдельной его части;
3) законодательный (представительный) орган государствен- ной власти субъекта РФ в течение шести месяцев после опубли- кования решения Суда вносит необходимые изменения в свою конституцию (устав), отменяет признанный неконституционным закон, принимает новый закон или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и дополнения в закон, признанный не- конституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта РФ вносит соответствующий законопроект в зако- нодательный (представительный) орган государственной власти субъекта не позднее двух месяцев после опубликования решения
Конституционного Суда. Если по истечении шести месяцев по- сле опубликования решения Конституционного Суда законода- тельным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ не будут приняты предусмотренные меры в связи с решением Конституционного Суда, применяется механизм от- ветственности, предусмотренный федеральным законодательст- вом;
686 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
4) высшее должностное лицо субъекта РФ не позднее двух ме- сяцев после опубликования решения Конституционного Суда от- меняет признанный неконституционным нормативный акт, при- нимает новый нормативный акт либо вносит изменения и допол- нения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечении двух месяцев после опуб- ликования решения Суда высшим должностным лицом не будут приняты предусмотренные меры, применяется механизм ответст- венности, предусмотренный федеральным законодательством;
5) федеральные органы государственной власти, органы госу- дарственной власти субъектов РФ, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции РФ
договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, договор между органами государственной власти субъектов РФ, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносят в соответствующий договор изменения и дополнения или прекращают действие договора.
Признание не соответствующими Конституции РФ федераль- ного закона, нормативного акта Президента РФ, Правительст- ва РФ, договора или отдельных их положений является основа- нием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном ак- те либо договоре либо воспроизводящих их или содержащих та- кие же положения, какие были признаны неконституционными.
В случае если в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда аналогичный признанному не- конституционным нормативный акт не будет отменен или изме- нен, а действие договора, аналогичного признанному неконсти- туционным, не будет прекращено полностью или частично,
уполномоченные федеральным законом государственный орган или должностное лицо приносят протест либо обращаются в суд с требованием о признании такого нормативного акта либо дого- вора недействующим.
1 ... 53 54 55 56 57 58 59 60 ... 66
§ 4. Верховный Суд Российской Федерации
Конституционные основы. Конституция РФ (ст. 126) устанав- ливает, что Верховный Суд Российской Федерации является выс- шим судебным органом по гражданским, уголовным, админист-
Глава 25. Судебная власть 687
ративным и иным делам, подсудным судам обшей юрисдикции,
осуществляет в предусмотренных федеральным законом процес- суальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Из этой нормы становится ясным, что Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции. Полномочия Верховного Суда РФ за- креплены также в Уголовно-процессуальном и Гражданском про- цессуальном кодексах и в ряде законов. Верховный Суд является высшим судебным органом не для всех федеральных судов, а только для судов общей юрисдикции, в его ведение не входит конституционная и арбитражная юстиция.
В приведенной статье Конституции РФ сформулирована дру- гая важная функция Верховного Суда: осуществлять надзор за деятельностью нижестоящих судов. Он вправе давать разъясне- ние по вопросам судебной практики, в котором многие видят опасность для независимости нижестоящих судов. Однако такая опасность не выглядит основательной. Разъяснения теперь, в от- личие от прежних лет, не характеризуются как руководящие, но они полезно служат единообразию правоприменительной прак- тики по конкретным вопросам, а потому приветствуются самими судами. Нигде в законе такие разъяснения не называются обяза- тельными, но ясно, что они имеют смысл только в том случае,
если все суды будут им следовать.
Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой ин- станции гражданские дела:
1) об оспаривании ненормативных правовых актов Президен- та РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ;
2) об оспаривании нормативных правовых актов Президен- та РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государ- ственной власти, затрагивающих права, свободы и законные ин- тересы граждан и организаций;
3) об оспаривании постановлений о приостановлении или пре- кращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;
4) о приостановлении деятельности или ликвидации полити- ческих партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных ор- ганизаций, имеющих местные религиозные организации на тер- риториях двух и более субъектов РФ;
5) об обжаловании решений (уклонения от принятия реше- ний) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением
688 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избира- тельных комиссий или соответствующих комиссий референдума;
6) по разрешению споров между федеральными органами госу- дарственной власти и органами государственной власти субъек- тов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ,
переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президен- том РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ.
Федеральными законами к подсудности Верховного Суда РФ
могут быть отнесены и другие дела.
Он обладает правом законодательной инициативы, наделен полномочием рассматривать жалобы граждан, связанные с нару- шениями избирательных прав (по выборам Президента РФ и де- путатов Государственной Думы Федерального Собрания).
В штатную численность членов Суда входят свыше 120 судей,
Председатель, первый заместитель и пять заместителей Предсе- дателя, Председатель, заместитель Председателя и шесть судей военной коллегии Верховного Суда РФ. Заместители Председате- ля и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Фе- дерации Федерального Собрания по представлению Президен- та РФ, основанному на представлении Председателя Верховного
Суда РФ.
Столь широкий количественный состав Верховного Суда РФ
объясняется большим объемом его работы, что отражает соответ- ствующую широкую деятельность судов общей юрисдикции. Осо- бенно быстро растет объем работы судов по гражданским делам.
Верховный Суд РФ действует в составе:
1) Пленума Верховного Суда;
2) Президиума Верховного Суда;
3) Судебной коллегии по гражданским делам;
4) Судебной коллегии по уголовным делам;
5) Военной коллегии.
Председатель и заместители Председателя Верховного Суда.
Эти должностные лица организуют работу Верховного Суда и об- ладают самостоятельными процессуальными правами.
Председатель Верховного Суда РФ и его заместители имеют право внести в Президиум Верховного Суда мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и за- конности. Он организует работу по изучению и обобщению су- дебной практики, анализу судебной статистики; вносит представ- ления в государственные органы, общественные организации и
Глава 25. Судебная власть 689
должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.
Председатель Верховного Суда созывает Пленум и Президиум
Верховного Суда и председательствует на их заседаниях, вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения,
может председательствовать в судебных заседаниях коллегий
Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела.
Пленум. Пленум Верховного Суда действует в составе Предсе- дателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и судей
Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума участвуют Генераль- ный прокурор РФ (в обязательном порядке) и министр юсти- ции РФ. Пленум рассматривает материалы изучения и обобще- ния судебной практики и судебной статистики, а также представ- ления Генерального прокурора РФ и министра юстиции РФ и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ. При обсуждении вопросов о даче судам руко- водящих разъяснений Пленум заслушивает сообщения председате- лей Верховных Судов республик, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и судов автономных округов, во- енных судов о судебной практике по применению законодатель- ства. На Пленуме утверждаются составы судебных коллегий, за- слушиваются сообщение о работе Президиума Верховного Суда и отчеты о деятельности коллегий, вопросы, внесенные на рас- смотрение Пленума Председателем Верховного Суда, Генераль- ным прокурором, министром юстиции или уполномоченными ими лицами. Пленум Верховного Суда созывается не реже одно- го раза в четыре месяца.
Президиум. Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении
Председателя Верховного Суда РФ, в составе Председателя Вер- ховного Суда РФ, его заместителей, входящих в состав Прези- диума по должности, и судей Верховного Суда. Утверждение
Президиума Верховного Суда производится при наличии поло- жительного заключения квалификационной коллегии судей Вер- ховного Суда РФ. Заседания Президиума Верховного Суда про- водятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума.
Президиум Верховного Суда:
1) в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
690 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
2) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
3) рассматривает вопросы организации работы судебных кол- легий и аппарата Верховного Суда;
4) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном при- менении законодательства, координируя эту деятельность с Ми- нистерством юстиции РФ;
5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему за- конодательством.
Судебные коллегии. Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная кол- легия Верховного Суда утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда РФ. Председатель Верховного
Суда в необходимых случаях вправе своим распоряжением при- влекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.
Судебные коллегии рассматривают в пределах своих полномо- чий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном по- рядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельст- вам. Они изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, пре- доставленные им законодательством.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 6 июля 1998 г.
признал неконституционным положение УПК, согласно которо- му граждане, осужденные по приговору Верховного Суда как суда первой инстанции, лишаются права на обжалование этого приго- вора в кассационном порядке. Тем самым Федеральному Собра- нию было указано на необходимость исправления положения,
при котором право Верховного Суда РФ выступать в качестве су- да первой инстанции не сопровождается установлением кассаци- онной инстанции, способной пересматривать такие приговоры,
что нарушает конституционное право граждан, предусмотренное ст. 50 Конституции РФ. В связи с этим в 1999 г. в составе Верхов- ного Суда была учреждена кассационная коллегия.
Председатели судебных коллегий председательствуют в судеб- ных заседаниях руководимых ими коллегий, образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в судебных заседаниях кол- легий, осуществляют руководство работой соответствующих коллегий. Они вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, осуществляют другие полно- мочия.
Глава 25. Судебная власть 691
Военные суды. Военные суды входят в судебную систему Рос- сийской Федерации, являются федеральными судами и осущест- вляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Феде- рации, других войсках, а также в органах и формированиях, в ко- торых действующим законодательством предусмотрена военная служба. Они действуют на основе Федерального конституцион- ного закона «О военных судах Российской Федерации».
Военные суды осуществляют правосудие самостоятельно, под- чиняясь только Конституции РФ, федеральным конституцион- ным законам и федеральным законам. Судьи военных судов не- зависимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Всякое вмешательство в деятельность су- дей военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Гарантии независимости судей, установленные Конституци- ей РФ, федеральными конституционными законами и федераль- ными законами, не могут быть отменены или снижены в отно- шении судей военных судов.
Военным судам подсудны:
• гражданские и административные дела о защите нарушен- ных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск,
воинских формирований и органов, граждан, проходящих воен- ные сборы, от действий (бездействия) органов военного управле- ния, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
• дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;
• дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.
Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошед- шие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия
(бездействие) органов военного управления, воинских должност- ных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.
Подсудность дел об административных правонарушениях и дел о преступлениях, в совершении которых обвиняются военно- служащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граж-