Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1439

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

700 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации ральным конституционным законом к их ведению. Председатель распределяет обязанности между заместителями Председателя
Высшего Арбитражного Суда, формирует судебные составы Выс- шего Арбитражного Суда и др. Председатель Высшего Арбитраж- ного Суда и его заместители вправе принимать участие в заседа- ниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ.
Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ
являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия,
установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Они возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Суда, системы арбитраж- ных судов в Российской Федерации.
Совет председателей арбитражных судов. При Высшем Арбит- ражном Суде действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и пред- седателей арбитражных судов Российской Федерации. Заседания
Совета проводятся по мере необходимости. Совет председателей арбитражных судов является совещательным органом, рассмат- ривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов в Российской Федерации. Для реализации решений этого Совета Председатель Высшего Арбит- ражного Суда издает приказы и распоряжения.
1   ...   54   55   56   57   58   59   60   61   ...   66

§ 6. Прокуратура Российской Федерации
Основные функции и задачи. Как уже говорилось, прокуратура не входит в судебную власть. Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной служ- бы. Это единая федеральная централизованная система органов,
осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за ис- полнением действующих на ее территории законов. Она призва- на обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление за- конности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства.
В этих целях прокуратура осуществляет надзор за соблюдением
Конституции РФ, исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и испол- нительными органами субъектов РФ, органами местного само- управления, органами военного управления, органами контроля,

Глава 25. Судебная власть 701
их должностными лицами, а также за соответствием законам изда- ваемых ими правовых актов. Прокурорский надзор распространя- ется на органы управления и руководителей коммерческих и не- коммерческих организаций, а также на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предваритель- ное следствие, и органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного харак- тера, судебных приставов, администрации мест содержания задер- жанных и заключенных под стражу.
Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соот- ветствии с полномочиями, установленными уголовно-процессу- альным законодательством Российской Федерации, координа- цию деятельности правоохранительных органов по борьбе с пре- ступностью.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательст- вом Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел суда- ми, опротестовывают противоречащие закону решения, пригово- ры, определения и постановления судов. Кроме того, прокурату- ра принимает участие в правотворческой деятельности.
Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и пол- номочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129),
Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами, международными договорами
Российской Федерации. На прокуратуру не может быть возложе- но выполнение функций, не предусмотренных федеральными за- конами.
Зарубежная практика отводит прокуратуре более узкую сферу компетенции, и иногда она даже организационно входит в судеб- ную систему (Греция). Чаще всего прокуратура рассматривается в системе исполнительных органов власти (Австрия, Бельгия, Гер- мания, Италия, Дания и др.) и подчиняется министру юстиции.
Генеральные прокуроры (атторнеи) иногда являются министрами юстиции (США, Канада). Далеко не всегда органы прокуратуры ведут расследование уголовных дел, нигде они не осуществляют функцию надзора за законностью. Обычно основная задача этих органов ограничивается поддержанием обвинения в суде, содей- ствием отправлению правосудия.
Принципы организации и деятельности. Прокуратура Россий- ской Федерации составляет единую федеральную централизован- ную систему органов и учреждений и действует на основе подчи- нения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному


702 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации прокурору РФ. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, ор- ганов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соот- ветствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Они действуют гласно в той мере, в какой это не про- тиворечит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о го- сударственной и иной специально охраняемой законом тайне.
Этим задачам соответствует статус прокуроров и следователей,
которые не могут быть членами выборных и иных органов, обра- зуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность обществен- ных объединений, преследующих политические цели, и их орга- низаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.
Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений и не вправе со- вмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, науч- ной и творческой.
Закон закрепляет недопустимость вмешательства в осуществ- ление прокурорского надзора. Любое воздействие каких бы то ни было органов государственной власти, общественных объедине- ний, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повли- ять на принимаемое им решение или воспрепятствование в ка- кой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Прокурор и следователь не обязаны да- вать каких-либо объяснений по существу находящихся в их про- изводстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, преду- смотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры,
до их завершения. Неисполнение требований прокурора и следо- вателя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от яв- ки по их вызову влекут за собой установленную законом ответст- венность.


Глава 25. Судебная власть 703
Для того чтобы осуществлять свои функции и задачи, проку- роры вправе участвовать в заседаниях федеральных органов зако- нодательной и исполнительной власти, представительных (зако- нодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Они также могут участвовать в рас- смотрении внесенных ими представлений и протестов федераль- ными органами исполнительной власти, представительными (за- конодательными) и исполнительными органами субъектов РФ,
органами местного самоуправления, коммерческими и неком- мерческими организациями.
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры ко- ординируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, ор- ганов таможенной службы и других правоохранительных орга- нов. В целях обеспечения этой координации прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, ис- требует статистическую и другую необходимую информацию,
осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвер- ждаемым Президентом РФ.
Прокурор при установлении в ходе осуществления своих пол- номочий необходимости совершенствования действующих нор- мативных правовых актов вправе вносить в законодательные ор- ганы и органы, обладающие правом законодательной инициати- вы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмени или принятии законов и иных нормативных правовых актов. Такое право делает прокуроров ак- тивными участниками правотворческой деятельности.
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором,
не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
Решение по жалобе на приговор, решение, определение и поста- новление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Закон требует, чтобы ответ на заявление, жалобу и иное обращение был мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяс- нены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Проку- рор в установленном законом порядке принимает меры по при- влечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.


704 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
При этом запрещается пересылка жалобы в орган или должност- ному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Система и организация. Систему прокуратуры РФ составляет
Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, при- равненные к ним военные и другие специализированные проку- ратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов,
другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и упразднение орга- нов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компе- тенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и осво- бождается от должности Советом Федерации Федерального Соб- рания РФ по представлению Президента РФ. В отсутствие Гене- рального прокурора или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый замести- тель, а в случае отсутствия Генерального прокурора и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязан- ностей — один из заместителей Генерального прокурора в соот- ветствии с установленным распределением обязанностей между заместителями. Этими нормами исключается возможность назна- чения Президентом РФ «и. о. Генерального прокурора», как это было в течение определенного времени в 1995 г.
Срок полномочий Генерального прокурора — пять лет. Еже- годно он представляет палатам Федерального Собрания и Прези- денту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Рос- сийской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.
Доклад Совету Федерации Генеральный прокурор РФ представ- ляет лично на заседании палаты.
Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность также сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ по согласова- нию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуро- ры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному проку- рору РФ и освобождаются им от занимаемой должности. Проку- роры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность сроком на пять лет, под- чинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Глава 25. Судебная власть 705
Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет
Генеральный прокурор РФ. Он имеет первого заместителя и за- местителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания по пред- ставлению Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокура- туре образуется коллегия в составе Генерального прокурора
(председатель), его первого заместителя и заместителей (по долж- ности), других прокурорских работников, назначаемых Генераль- ным прокурором. Структуру Генеральной прокуратуры составля- ют главные управления, управления и отделы, руководители ко- торых и их ведущие работники назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.
В структуру Генеральной прокуратуры входит на правах струк- турного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляе- мая заместителем Генерального прокурора Российской Федера- ции — Главным военным прокурором. На законных основаниях строятся органы военной прокуратуры нижестоящих звеньев.
Прокурорский надзор. Прокуратура осуществляет надзор за:
1) исполнением законов;
2) соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
3) исполнением законов органами, осуществляющими опера- тивно-розыскную деятельность, дознание и предварительное след- ствие;
4) исполнением законов администрациями органов и учреж- дений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры при- нудительного характера, администрациями мест содержания за- держанных и заключенных под стражу.
1. Предметом надзора является соблюдение Конституции РФ и
исполнение законов федеральными министерствами и ведомства- ми, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, ор- ганами военного управления, органами контроля, их должност- ными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. При осуществлении надзора органы прокурату- ры не подменяют иные государственные органы. Проверки ис- полнения законов проводятся на основании поступившей в орга- ны прокуратуры информации о фактах нарушения закона, тре- бующих принятия мер прокурором.
При этом прокурор вправе беспрепятственно входить на тер- ритории и в помещения проверяемых органов, требовать от руко- водителей и других должностных лиц предоставления необходи-