Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1440

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 1. Конституционно-правовые основы организации
государственной власти субъектов
Российской Федерации
Федеративный характер Российского государства предполага- ет, что государственную власть в нем осуществляют как феде- ральные органы, так и органы субъектов Федерации. Между эти- ми уровнями государственной власти существует тесная связь и взаимодействие, обеспечивающие единство государственной вла- сти в Российской Федерации. Вместе с тем, для того чтобы феде- рализм был реальным, а власть демократически децентрализова- на, необходимо предоставить субъектам Федерации возможность осуществлять государственную власть с помощью собственных органов, организация и деятельность которых отвечала бы регио- нальным условиям и общим принципам разграничения властных полномочий между Федерацией и ее субъектами.
Создание механизма власти в субъектах РФ относится к числу вопросов, основы которых требуют закрепления на конституци- онном уровне — как в Конституции РФ, так и в конституциях
(уставах) субъектов РФ. Естественно, что наиболее важные, об- щефедеральные принципы организации государственной власти в субъектах РФ закрепляются в Конституции РФ и федеральном законе, а соответствующие им конкретные системы органов вла- сти — в конституциях (уставах) субъектов Федерации.
Общефедеральные основы. Конституция РФ (ч. 2 ст. 11) уста- навливает, что государственную власть в субъектах РФ осуществ- ляют образуемые ими органы государственной власти. Эта норма

Глава 26. Органы государственной власти субъектов РФ 713
расположена в главе «Основы конституционного строя», из чего вытекает ее основополагающий и незыблемый характер. Эту нор- му следует рассматривать в неразрывной связи с другими основа- ми федеративного устройства страны, и особенно с теми, кото- рые закреплены в ст. 5 Конституции РФ. Вполне логично, что если субъекты Федерации имеют свои конституции (уставы) и законодательство, то они должны иметь собственные органы го- сударственной власти, которые бы эти конституции (уставы) и законы принимали, исполняли и применяли.
Как бы охраняя самостоятельность субъектов РФ, Конститу- ция РФ не включает перечень конкретных органов власти в субъ- ектах РФ, хотя предыдущая Конституция как раз закрепляла конкретную систему высших органов власти и управления. Такой подход, хотя и способствовал единообразию, по существу сам по себе отрицал самостоятельность субъектов РФ и означал жесткую централизацию власти, которая мало что относила к ведению и полномочиям субъектов Федерации.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положе- ние об органах государственной власти в субъектах РФ следует в
Конституции РФ сразу же после перечисления (в ч. 1 ст. 11) фе- деральных органов государственной власти. Законодатель не ука- зывает субъектам РФ, как должны именоваться образуемые в них органы, поскольку эти органы образуются в субъектах РФ само- стоятельно. Но он дает им ясно понять, что схема основных ор- ганов и их взаимоотношений должна соответствовать федераль- ной, т. е. включать органы, аналогичные Президенту, Федераль- ному Собранию и Правительству на федеральном уровне.
Системный подход к положениям ч. 2 ст. 11 позволяет увидеть и другую ее важную связь, а именно со ст. 10 Конституции РФ,
которая закрепляет принцип разделения властей для организации государственной власти «в Российской Федерации». Следова- тельно, государственная власть в субъектах РФ должна строиться на разделении законодательной, исполнительной и судебной вла- сти, а также на основе самостоятельности их органов.
Чтобы система органов государственной власти субъектов РФ
находилась в единстве с системой органов государственной вла- сти всей Федерации, она должна отвечать и другим основам кон- ституционного строя, а именно соответствовать республиканской форме правления, принципам демократического, правового, со- циального и светского государства. Следовательно, ни один субъ- ект РФ не вправе создавать систему государственной власти на


714 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации основе единоличной власти, каких-либо религиозных догматов,
монархической власти и т. п.
На первый взгляд принцип единства государственной власти может показаться как установление прямого подчинения всех ор- ганов власти субъектов РФ соответствующим органам Федера- ции. Но это неверно. На каждом из указанных уровней органы государственной власти действуют в соответствии со своими пол- номочиями, водораздел между которыми позволяет установить ч. 3 ст. II Конституции РФ. Эта статья указывает, что разграни- чение предметов ведения и полномочий осуществляется двумя путями: Конституцией РФ и договорами об этом (см. гл. 19 учеб- ника). Следовательно, объем собственных полномочий — это и есть мера самостоятельности органов государственной власти субъектов РФ, но в том, что не охватывается «мерой», а, вернее,
находится за ее пределами, эти органы находятся в подчиненном положении по отношению к федеральным органам.
В 2005 г. Федеральным законом было проведено совершенст- вование разграничения полномочий между Федерацией и субъек- тами РФ, в результате чего полномочия субъектов РФ были рас- ширены. Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. были вне- сены соответствующие изменения в федеральные законы
«О занятости населения в Российской Федерации», «Об образо- вании», «О государственном регулировании тарифов на электри- ческую и тепловую энергию в Российской Федерации», «О есте- ственных монополиях», Жилищный и Водный кодексы, Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Основы за- конодательства РФ об охране здоровья граждан и др. (всего бо- лее 30). Ныне все эти законы действуют в редакции от 29 декабря
2006 г.
Как бы конкретизируя все требования, вытекающие из прин- ципа единства государственной власти и других основ конститу- ционного строя, Конституция РФ определяет в ч. 1 ст. 77, что система органов государственной власти субъектов РФ устанав- ливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами кон- ституционного строя Российской Федерации и общими принци- пами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Здесь, как видим, содержится, по сути, прямое указание на Фе- деральный закон «Об общих принципах организации законода- тельных (представительных) и исполнительных органов государ- ственной власти субъектов Российской Федерации», который


Глава 26. Органы государственной власти субъектов РФ 715
был принят только в 1999 г. (ныне действует в редакции от 29 де- кабря 2006 г.), что привело к большому разнобою в правотворче- стве субъектов РФ.
Федеральным законом установлено, что образование, форми- рование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ,
их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия меж- ду собой и с федеральными органами государственной власти ос- новываются на Конституции РФ и регулируются федеральными законами, конституциями, уставами, законами и иными норма- тивными правовыми актами субъектов РФ.
Деятельность органов государственной власти субъекта РФ
осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) государственная и территориальная целостность РФ;
2) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
3) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
4) единство системы государственной власти;
5) разделение государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансиро- ванности полномочий и исключения сосредоточения всех полно- мочий или большей их части в ведении одного органа государст- венной власти либо должностного лица;
6) разграничение предметов ведения и полномочий между ор- ганами государственной власти Российской Федерации и органа- ми государственной власти субъектов РФ;
7) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
8) самостоятельное осуществление своих полномочий органа- ми местного самоуправления.
Систему органов государственной власти субъекта РФ состав- ляют: законодательный (представительный) орган государствен- ной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган госу- дарственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией
(уставом) субъекта РФ.
Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ и иные го- сударственные должности.

716 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
Органы государственной власти субъектов РФ и должностные лица несут ответственность за нарушение требований Конститу- ции РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов
Президента и Правительства РФ.
В постановлении от 4 апреля 2002 г. Конституционный
Суд РФ, признав положения Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос- сийской Федерации» об ответственности органов власти субъек- тов РФ не противоречащими Конституции РФ, в то же время указал на наиболее важные элементы порядка применения ответ- ственности, с тем чтобы это не нарушало конституционно-пра- вовой статус субъектов РФ. Суд установил, что процедура реали- зации данной меры федерального воздействия, завершающаяся принятием федерального закона, включает в себя в качестве обя- зательных элементов решение суда о признании нормативного акта субъекта РФ не соответствующим Конституции РФ и феде- ральным законам, а также решение суда, которым подтверждает- ся уклонение от исполнения первоначального судебного акта и признается необходимость федерального воздействия в целях его исполнения; при этом данная мера федерального воздействия не может быть реализована в связи лишь с формальным противоре- чием нормативного акта субъекта РФ федеральному регулирова- нию, поскольку ее применение обусловлено обязательностью подтверждения в судебном порядке того, что неправомерный нормативный акт и его несвоевременное устранение из правовой системы Российской Федерации повлекли массовые и грубые на- рушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству,
территориальной целостности, национальной безопасности, обо- роноспособности, единству правового и экономического про- странства Российской Федерации.
В отношении отрешения высшего должностного лица (прези- дентов и губернаторов) процедура применения данной меры фе- дерального воздействия, завершающаяся изданием указа Прези- дента РФ, включает в себя в качестве обязательных элементов ре- шение суда о признании нормативного акта субъекта РФ не соответствующим Конституции РФ и федеральным законам, а также решение суда, которым подтверждаются уклонение от ис- полнения первоначального судебного акта и необходимость феде- рального воздействия в целях обеспечения его исполнения; при этом указанная мера не может быть применена в связи лишь с


Глава 26. Органы государственной власти субъектов РФ 717
формальным противоречием нормативного акта высшего долж- ностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнитель- ного органа субъекта РФ) либо исполнительного органа государ- ственной власти субъекта РФ федеральному нормативному акту,
так как ее применение обусловливается подтверждением в судеб- ном порядке того, что неправомерный нормативный акт повлек массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражда- нина, угрозу единству, территориальной целостности, националь- ной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации.
Суд также признал не противоречащими Конституции РФ по- ложения о временном отстранении Президентом РФ по мотиви- рованному представлению Генерального прокурора РФ высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного ор- гана государственной власти) субъекта РФ от исполнения обя- занностей в случае предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. При этом не исключа- ется обжалование указа Президента РФ в Верховный Суд РФ.
Конституция РФ уделяет особое внимание вопросам организа- ции исполнительной власти в субъектах РФ, поскольку организа- ция этой ветви власти наиболее важна для обеспечения конститу- ционного принципа единства государственной власти в масштабе всей страны. Этим вопросам посвящены ч. 2 ст. 77 и ст. 78 Кон- ституции РФ, которые закрепляют следующие положения:
• по определенным полномочиям (в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации;
• федеральные органы исполнительной власти для осуществ- ления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц;
• федеральные органы исполнительной власти по соглаше- нию с органами субъектов РФ могут передавать им осуществле- ние части своих полномочий, если это не противоречит Консти- туции РФ и федеральным законам;
• органы исполнительной власти субъектов РФ по соглаше- нию с федеральными органами исполнительной власти могут пе- редавать им осуществление части своих полномочий;
• Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают в соответ- ствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федераль-


718 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации ной государственной власти на всей территории Российской Фе- дерации.
Этими конституционными нормами закрепляется тесная и в то же время гибкая связь между органами государственной вла- сти Федерации и ее субъектов, особенно в сфере исполнительно- распорядительной деятельности. Отсюда, например, вытекает право Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ) издавать по- становления и распоряжения, которые являются обязательными на всей территории страны, а следовательно, и органов исполни- тельной власти субъектов РФ. Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства вправе руководить деятельностью со- ответствующих органов в субъектах РФ, направлять и проверять их работу и т. д.
Органы государственной власти субъектов РФ не могут вос- препятствовать осуществлению на своей территории полномочий федеральной государственной власти — в этом случае Прези- дент РФ и Правительство РФ должны и вправе принять соответ- ствующие меры. Статья 85 Конституции РФ предусматривает право Президента РФ использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также между органами госу- дарственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согла- сованного решения он может передать разрешение спора на рас- смотрение соответствующего суда. Во второй части этой статьи закреплено и более сильное право Президента РФ: приостанав- ливать действие актов органов исполнительной власти субъек- тов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и фе- деральным законам, международным обязательствам РФ или на- рушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президентом РФ введен определенный порядок взаимодейст- вия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (Указ от 2 июля 2005 г.). Высшее должно- стное лицо субъекта РФ наделено полномочиями по организации такого взаимодействия и координации. Федеральные министры обязаны согласовывать назначение руководителей своих террито- риальных органов с высшими должностными лицами субъек- тов РФ, но после двух отказов вправе назначить соответствующих лиц самостоятельно.