ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1375
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
310 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частно- сти материальное обеспечение. Гражданское и семейное законо- дательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рас- сматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая ох- рану соответствующих им прав.
§ 5. Получение основного общего образования
Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц,
их заменяющих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного обще- го образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет.
Единственным последствием для необразованного человека яв- ляется невозможность поступления без аттестата зрелости в выс- шее учебное заведение и занятия ряда должностей.
Установление обязанности родителей носит более конкрет- ный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению,
не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми ос- новного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.
§ 6. Забота о памятниках истории и культуры
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры
(ч. 3 ст. 44 Конституции). Ясно, что данная обязанность не мо- жет лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Отноше- ния в этой области регулируют Основы законодательства Россий- ской Федерации о культуре, Закон РФ «Об охране и использова- нии памятников истории и культуры» (в редакции от 25 июня
2002 г.). Указом Президента РФ от 20 феврадя 1995 г. утвержден
Перечень объектов исторического и культурного наследия феде- рального (общероссийского) значения, включающий такие объ- екты всех регионов страны.
Глава 15. Конституционные обязанности человека и гражданина 31
Данная конституционная обязанность направлена на сохране- ние материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.
§ 7. Уплата налогов и сборов
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сбо- ры (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к чело- веку и гражданину, который живет в обществе и пользуется блага- ми государственной деятельности. С помощью налогов государст- во обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан,
развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в ин- тересах всего общества. Однако налоги и сборы могут устанавли- ваться только законами, а не подзаконными правовыми актами.
Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги подразделя- ются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уп- лачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сро- ки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных слу- чаях и уголовную ответственность.
Конституционный Суд РФ отметил в постановлении от 21 марта
1997 г., что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации.
Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачи- вать налоги и сборы сочетается с определенными правами нало- гоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с мате- риалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавли- вающие новые налоги или ухудшающие положение налогопла- тельщиков, обратной силы не имеют.
§ 8. Сохранение природы и окружающей среды
Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов.
Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый
312 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно отно- ситься к природным богатствам» (ст. 58).
Конституционная обязанность конкретизирована в ряде зако- нодательных актов. Так, в Федеральном законе «Об охране окру- жающей среды» (в редакции от 31 декабря 2005 г.) закреплена обязанность граждан бережно относиться к природе и природ- ным богатствам, соблюдать требования законодательства. Обя- занность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе РФ.
Федеральный закон «О животном мире» вводит ряд обязанностей граждан (соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, применять при поль- зовании животным миром гуманные способы и др.). Действуют и иные природоохранные акты.
За нарушение природоохранного законодательства установле- на имущественная, административная и уголовная ответствен- ность.
§ 9. Защита Отечества
Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обя- занностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59). В дан- ном случае правовая обязанность соединяется с моральной кате- горией (долгом), тем самым образуя непреложный закон граж- данского поведения. Понятие «Отечество» относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого человека с его предками и их делами, в нем олицетворение героической истории, культу- ры, духовности многонационального народа России. Отечест- во — это безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, неру- шимость границ и прочность государственности. Но защита Оте- чества и несение военной службы — это не одно и то же. Защита
Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России,
официального объявления войны и всеобщей мобилизации.
Обязанность по защите Отечества не распространяется на гра- ждан, если воинские формирования Вооруженных Сил Россий- ской Федерации, в которых они несут службу, направляются за пределы территории Российской Федерации для участия в миро- творческой деятельности. Федеральный закон «О порядке пре- доставления Российской Федерацией военного и гражданского
Глава 15. Конституционные обязанности человека и гражданина 313
персонала для участия в деятельности по поддержанию или вос- становлению международного мира и безопасности» от 23 июня
1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, (ст. 8).
Граждане несут военную службу в соответствии с федераль- ным законом. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 6 января 2007 г.) установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие установленного федераль- ным законом права на освобождение или отсрочку от призыва.
Закон регламентирует воинский учет, подготовку к военной службе, поступление на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе (резерве), военное обучение в воен- ное время. Гражданин, не явившийся по повестке о призыве на военную службу или военные сборы в указанный срок без уважи- тельной причины или получивший путем обмана незаконное ос- вобождение или отсрочку от призыва, подлежит уголовной ответ- ственности за уклонение от призыва. Предусматривается воз- можность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту, в том числе для иностранцев.
Вопросы прохождения военной службы (срок, заключение контракта, порядок отбора кандидатов и др.) регулируются Поло- жением, утвержденным Указом Президента РФ (в редакции от
17 апреля 2003 г.). Правовое положение военнослужащих опреде- лено Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (в ре- дакции от 6 января 2007 г.).
Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. Эти граждане, а также граждане, относящиеся к коренным малочис- ленным народам, имеют право на замену военной службы аль- тернативной гражданской. Такое правило закреплено в Консти- туции РФ и Федеральном законе «Об альтернативной граждан- ской службе» (в редакции от 6 июля 2006 г.). Альтернативную гражданскую службу граждане проходят в организациях, подве- домственных органам исполнительной власти, в организациях
Вооруженных Сил в качестве гражданского персонала.
Указом Президента РФ (в редакции от 16 августа 2004 г.) в ка- честве специально уполномоченных федеральных органов испол- нительной власти по организации альтернативной гражданской
314 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина службы определены Федеральная служба по труду и занятости и
Министерство обороны РФ. Те федеральные органы исполни- тельной власти, которые заинтересованы в прохождении альтер- нативной службы гражданами в подведомственных им организа- циях, представляют соответствующие предложения по видам ра- бот, профессий, должностей. Порядок принятия необходимых решений устанавливается Правительством РФ.
Конституционный Суд РФ в определении от 22 мая 1996 г. отме- тил, что ответственность за уклонение от очередного призыва на дей- ствительную военную службу может быть распространена лишь на лиц, подлежащих призыву на такую службу, и не касается правоот- ношений, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы. Действия граждан, реализующих свое конституционное пра- во на замену военной службы альтернативной гражданской службой,
не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уго- ловного правонарушения.
Необходимо учитывать, что начавшаяся реформа армии, и особенно предстоящий переход к регулярной армии на профес- сиональной основе, повлечет существенное изменение законода- тельства о военной службе.
Глава 16. Гражданство
1 ... 24 25 26 27 28 29 30 31 ... 66
§ 1. Понятие гражданства
Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с данным государством, выра- жающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Со- стояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.
В монархических государствах употребляется термин «поддан- ство», который формально устанавливает личную верность мо- нарху, но фактически равнозначен гражданству. Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает согласие лица на распространение на него юрисдикции государ- ства, всех обязанностей, установленных конституцией и закона- ми. В то же время граждане обладают в отношении государства
Глава 16. Гражданство 315
определенными правами и могут требовать от него защиту своих прав.
Для подавляющего большинства людей в каждой стране уста- новление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рожде- ния и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализа- ции экономики, возникают различные миграционные потоки,
т. е. перемещения больших групп людей из одной страны в дру- гую. Такие передвижения — индивидуальные и групповые, рас- пространенные и в Российской Федерации, а также браки, за- ключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.
Законодательство об иммиграции и гражданстве, судебная прак- тика по этим вопросам весьма развиты. Значительная часть прак- тических вопросов, связанных с определением гражданства, раз- решается с помощью международного права (по соглашениям,
заключаемым между государствами).
В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных го- сударствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. На него, следовательно, распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации,
а кроме того, имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами федерации (например, в сфере действия нало- гового, уголовного, семейного законодательства). Такое положе- ние характерно и для Российской Федерации.
В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жите- лей всегда являются гражданами данного государства, но значи- тельные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признает- ся двойное гражданство — такие лица называются бипатридами.
Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей,
поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разу-
316 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина меется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т. е. своих граждан.
Мировое сообщество единодушно в своем негативном отно- шении к безгражданству, т. е. такому состоянию человека, когда он не является гражданином какого-либо государства. В таком состоянии часто оказываются люди, утрачивающие свое граж- данство, но не приобретающие нового (например, беженцы из районов вооруженных конфликтов). Все государства обязаны способствовать сокращению безгражданства, поощряя приобре- тение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.
Это предписано международной Конвенцией о сокращении без- гражданства 1961 г. (вступила в силу 13 декабря 1975 г.), приня- той в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.
В этой Конвенции содержится рекомендация государствам пре- доставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за соверше- ние тяжких преступлений. Одновременно (1963 г.) Совет Европы принял Конвенцию о сокращении случаев многогражданства, ус- танавливающую, что в определенных случаях лицо, приобретшее новое гражданство, утрачивает старое. Правовой статус апатри- дов регулируется международной Конвенцией о статусе апатри- дов 1951 г. (вступила в силу 6 июня 1960 г.). Следуя этим между- народно-правовым актам, Российская Федерация способствует сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.
Весьма частым случаем возникновения безгражданства служит заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, и рождение у них детей. Немалые трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества.
Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, пра- вовое положение лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранцев. В соответствии с законом Россия поощряет приоб- ретение своего гражданства лицами без гражданства и не препят- ствует приобретению ими гражданства другого государства.
В Российской Федерации основополагающие принципы граж- данства относятся к числу основ конституционного строя (ст. 6
Конституции). Установлено, что гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Глава 16. Гражданство 317
В главе «Права и свободы человека и гражданина» содержатся еще две важные гарантии гражданства (ст. 61). Во-первых, граж- данин России не может быть выслан за пределы Российской Фе- дерации или выдан другому государству. Во-вторых, Российская
Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровитель- ство за ее пределами.
Следовательно, теперь не может быть речи о высылке нежела- тельного для властей гражданина, как это не раз бывало в про- шлом. Более того, никакие органы не вправе не принять в страну ее гражданина, находящегося за рубежом и желающего вернуться на Родину.
Невыдача гражданина России, совершившего преступление на территории и по законам другого государства, не означает, что данное лицо освобождается от ответственности. Российская Фе- дерация, как это предусматривается в международных договорах о правовой помощи, обязана судить такое лицо по своим зако- нам и информировать об этом заинтересованную сторону. Что же касается выдачи (экстрадиции) иностранного гражданина его го- сударству, то это возможно также при наличии договора между двумя государствами или по решению компетентных российских органов как проявление доброй воли.
Гражданам РФ, находящимся за пределами Российской Феде- рации, предоставляются защита и покровительстню Российской
Федерации. Органы государственной власти, дипломатические представительства и консульские учреждения, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содейство- вать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными
Конституцией РФ, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, общепризнанными принципами и нор- мами международного права, международными договорами Рос- сийской Федерации, законами и правилами государств прожива- ния или пребывания граждан РФ, а также возможность защи- щать свои права и охраняемые законом интересы.
Вопросы гражданства в Российской Федерации регулируются
Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации»
(в редакции от 18 июля 2006 г.). Гражданство Российской Феде- рации, согласно ч. 1 ст. 5 Конституции, является единым. Об этом снова напоминает п. «в» ст. 71 Конституции, который отно- сит гражданство в Российской Федерации к ведению Российской
Федерации.