ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1379
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 5. Прекращение гражданства
Этот институт регламентирует правовую возможность прекра- тить состояние гражданства. Демократические государства про- возглашают право на эмиграцию из страны и смену гражданства,
но требуют для этого соблюдения определенных формальностей.
Само по себе заявление об отказе от гражданства часто не при- знается достаточным. Во многих странах законы позволяют ис- полнительной власти лишать человека гражданства, если он со- вершил преступление в другой стране, перешел в гражданство другого государства, поступил на иностранную государственную службу и т. д. Лица, лишенные гражданства, могут быть высланы из страны. О прекращении гражданства, следовательно, логично говорить только в случае добровольного волеизъявления гражда- нина. Гражданство Российской Федерации прекращается вслед- ствие выхода из гражданства Российской Федерации и по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или меж- дународным договором Российской Федерации.
Выход из гражданства Российской Федерации. Выход из граж- данства Российской Федерации лица, проживающего на терри- тории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным за- коном «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 20). Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на тер- ритории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрошенном поряд- ке, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20 указанного
Закона. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка,
один из родителей которого имеет гражданство Российской Феде- рации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заяв- лению обоих родителей либо по заявлению единственного ро- дителя.
326 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
Статья 20 рассматриваемого Закона устанавливает, что выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гра- жданин РФ: имеет не выполненное перед Российской Федераци- ей обязательство, установленное федеральным законом, или при- влечен компетентными органами Российской Федерации в каче- стве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполне- нию обвинительный приговор суда, либо не имеет иного граж- данства и гарантий его приобретения.
Решение о приобретении или прекращении гражданства Рос- сийской Федерации подлежит отмене, если будет установлено,
что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведе- ний. Факт использования подложных документов или сообще- ния заведомо ложных сведений устанавливается в судебном по- рядке.
Отдельными статьями Закона регламентируется изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении граж- данства Российской Федерации его родителей. Так, ребенок при- обретает гражданство Российской Федерации, если оба его роди- теля или единственный его родитель приобретают гражданство
Российской Федерации.
Если же один из родителей, имеющих иное гражданство, при- обретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, про- живающий на территории Российской Федерации, может приоб- рести гражданство Российской Федерации по заявлению его ро- дителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.
В том случае, когда один из родителей, имеющих иное граждан- ство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребе- нок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих родителей.
Если гражданство Российской Федерации одного из родите- лей прекращается, а другой родитель остается гражданином РФ,
их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. Гра- жданство Российской Федерации ребенка может быть прекра- щено одновременно с прекращением гражданства Российской
Федерации одного из родителей при наличии данного в пись- менном виде согласия другого родителя, являющегося гражда- нином РФ, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Глава 16. Гражданство 327
§ 6. Государственные органы по делам гражданства
Решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены за- коном. К числу таких органов относятся: Президент РФ, Мини- стерство внутренних дел РФ и его территориальные органы, Ми- нистерство иностранных дел РФ, дипломатические представи- тельства и консульские учреждения Российской Федерации.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» за- крепляет полномочия каждого из них.
В Законе регламентируется порядок производства по делам о гражданстве — порядок подачи и форма заявлений, сроки подачи и рассмотрения заявлений, исполнение решений по делам о граждан- стве. В соответствии с Законом Президентом РФ утверждено под- робное Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства
Российской Федерации (Указ в редакции от 3 ноября 2006 г.). По- следними изменениями, в частности, предусмотрен отказ от проце- дуры оформления наличия у детей в возрасте до 14 лет гражданст- ва Российской Федерации, по рождению, за исключением случаев,
когда ребенок остался без попечения родителей и не имеется доку- ментов, подтверждающих наличие у него российского гражданства.
Важной гарантией соблюдения законности при решении во- просов гражданства является возможность обжалования этих ре- шений. Так, решение полномочного органа об отклонении заяв- ления по вопросам гражданства может быть обжаловано в суд.
Отказ в рассмотрении заявлений по вопросам гражданства, а так- же другие действия должностных лиц, нарушающие порядок рас- смотрения дел и исполнения решений, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Весьма демократический порядок приобретения российского гражданства помогает многим людям приобрести гражданство
Российской Федерации.
§ 7. Правовое положение иностранцев
В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать — постоянно и временно — много иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция России устанавли- вает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне
328 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина с российскими гражданами. Исключения возможны только в со- ответствии с федеральным законом или международным догово- ром Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в Рос- сии, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции от
6 января 2007 г.).
Иностранными гражданами в России признаются лица, не яв- ляющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и телица, которые имеют вид на жительство.
В понятие «иностранные граждане» включаются разные кате- гории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданст- ва. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в
России иностранные граждане, если они имеют на то разреше- ние и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в
России (члены экипажей иностранных самолетов и морских су- дов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родствен- ники российских граждан и др.). Особую группу составляют бе- женцы, правовое положение которых регулируется специальны- ми актами.
Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исклю- чением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Это ка- сается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища,
свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудо- вую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспече- ние, образование, участие в общественных организациях, пользо- вание достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Но они лишены тех прав, преимущественно из кате- гории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России (занятие не- которых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государст- венной власти, участие в референдумах и др.). Существуют неко- торые ограничения прав, например свободы передвижений. Ино-
Глава 16. Гражданство 329
странный гражданин вправе защищать свои права всеми преду- смотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.
Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Е!ооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обя- занность только граждан России), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, береж- но относиться к природным богатствам, беречь памятники исто- рии и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Кон- ституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории
России.
Иностранный гражданин, виновный в нарушении законода- тельства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Рос- сийской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обя- зательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.
Сотрудники дипломатических и консульских представи- тельств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегия- ми, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется.
Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским им- мунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военно- служащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции Российской Федерации в определенных пределах.
Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением по территории
России, при измененении места жительства регулируются Феде- ральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля
2006 г. Предусмотрены уведомительный и разрешительный поря- док регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.
Введенные в 2006 г. изменения в законодательство об ино- странных гражданах существенно улучшают регулирование про- цессов трудовой миграции в России. Предусматривается возмож- ность самостоятельного получения иностранными гражданами,
330 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина прибывшими в Россию в безвизовом порядке, разрешений на ра- боту в 10-дневный срок со дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право привлекать таких иностранных работни- ков без получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и исполнения связанных с его полу- чением обременении при условии соответствия иностранного ра- ботника установленным законодательством обязательным требо- ваниям к состоянию здоровья, профессии, специальности и ква- лификации.
В целях регулирования миграционных потоков иностранных граждан, прибывающих в Россию в порядке, не требующем полу- чения визы, Правительству Российской Федерации предоставля- ются полномочия по увеличению или сокращению установлен- ного 90-суточного срока временного пребывания в Российской
Федерации как в целом, так и на территории одного или не- скольких субъектов РФ для отдельных категорий временно пре- бывающих иностранных граждан. Новые миграционные квоты позволят учитывать не только количественные, но и качествен- ные (профессия, квалификация) характеристики трудовых ми- грантов, регулировать миграционные потоки на уровне Россий- ской Федерации и уровне субъектов РФ.
Квота на выдачу разрешений на осуществление трудовой дея- тельности может устанавливаться Правительством Российской
Федерации для всех категорий иностранных работников с учетом социально-экономического развития Российской Федерации, по- требности в привлечении иностранных работников, эффективно- сти использования иностранной рабочей силы и ее вклада в эко- номику и социальную сферу страны. Так, на 2007 г. постановлени- ем Правительства РФ утверждена квота на выдачу иностранным гражданам 308 842 приглашений на въезд в Российскую Федера- цию в целях осуществления трудовой деятельности и 6 млн разре- шений на работу иностранным гражданам, прибывшим в порядке,
не требующем визы.
Российская Федерация — правопреемник и правопродолжа- тель Российского государства, Российской республики, РСФСР и
СССР. Эта непрерывность (континуитет) российской государст- венности отражается на институте российского гражданства, по- рождая особый порядок приобретения гражданства, государствен- ной поддержки, правовой защиты в отношении граждан России,
постоянно проживающих за рубежом, или выходцев из России
(эмигрантов), состоявших в гражданстве России или СССР, но
Глава 16. Гражданство 331
ставших гражданами другого государства или лицами без граждан- ства. Эти лица, как и их потомки, называются соотечественника- ми, и их правовое положение регулируется Федеральным законом
«О государственной политике Российской Федерации в отноше- нии соотечественников за рубежом» (в редакции от 18 июля
2006 г.).
Указанный Закон закрепляет порядок и основания признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, принци- пы и цели государственной политики России в отношении сооте- чественников. Установлен порядок приобретения российского гражданства для каждой группы соотечественников и формы го- сударственной поддержки в области основных прав и свобод че- ловека и гражданина, в экономической и социальной областях, в области культуры, языка и образования, в области информации.
§ 8. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из дру- гих стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнацио- нальных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные,
порождают необходимость решения сложных вопросов граждан- ства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынуж- денного переселенца. Первый — Федеральным законом «О бежен- цах» (в редакции от 30 декабря 2006 г.), второй — Законом РФ
«О вынужденных переселенцах» (в редакции от 18 июля 2006 г.).
Беженцами признаются лица, не имеющие российского граж- данства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Рос- сийской Федерации. Эти лица не могут или не желают пользо- ваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, на- циональности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.
Беженцем не может быть признано лицо, совершившее пре- ступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Право- вой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о
332 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г.
присоединилась и Россия.
Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рас- сматривается компетентными органами, которые при наличии не- обходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать посо- бие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ,
законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.
Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании кото- рого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о при- знании его беженцем и находящееся на территории Российской
Федерации, в соответствии с законодательством Российской Фе- дерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистра- цию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобре- тать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовать о получении российско- го гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных ус- ловиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства
Российской Федерации или другого государства, выезде за преде- лы России на постоянное жительство, при умышленном пред- ставлении ложных сведений, добровольном принятии защиты го- сударства, территорию которого он был вынужден покинуть). Го- сударство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласнотюстановлению Правительст- ва РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, кото- рые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным за- коном «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не мо- гут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории России.
Вынужденными переселенцами признаются граждане России,
которые вынуждены или имеют намерение покинуть место по-
Этот институт регламентирует правовую возможность прекра- тить состояние гражданства. Демократические государства про- возглашают право на эмиграцию из страны и смену гражданства,
но требуют для этого соблюдения определенных формальностей.
Само по себе заявление об отказе от гражданства часто не при- знается достаточным. Во многих странах законы позволяют ис- полнительной власти лишать человека гражданства, если он со- вершил преступление в другой стране, перешел в гражданство другого государства, поступил на иностранную государственную службу и т. д. Лица, лишенные гражданства, могут быть высланы из страны. О прекращении гражданства, следовательно, логично говорить только в случае добровольного волеизъявления гражда- нина. Гражданство Российской Федерации прекращается вслед- ствие выхода из гражданства Российской Федерации и по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или меж- дународным договором Российской Федерации.
Выход из гражданства Российской Федерации. Выход из граж- данства Российской Федерации лица, проживающего на терри- тории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным за- коном «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 20). Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на тер- ритории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрошенном поряд- ке, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20 указанного
Закона. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка,
один из родителей которого имеет гражданство Российской Феде- рации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заяв- лению обоих родителей либо по заявлению единственного ро- дителя.
326 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
Статья 20 рассматриваемого Закона устанавливает, что выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гра- жданин РФ: имеет не выполненное перед Российской Федераци- ей обязательство, установленное федеральным законом, или при- влечен компетентными органами Российской Федерации в каче- стве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполне- нию обвинительный приговор суда, либо не имеет иного граж- данства и гарантий его приобретения.
Решение о приобретении или прекращении гражданства Рос- сийской Федерации подлежит отмене, если будет установлено,
что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведе- ний. Факт использования подложных документов или сообще- ния заведомо ложных сведений устанавливается в судебном по- рядке.
Отдельными статьями Закона регламентируется изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении граж- данства Российской Федерации его родителей. Так, ребенок при- обретает гражданство Российской Федерации, если оба его роди- теля или единственный его родитель приобретают гражданство
Российской Федерации.
Если же один из родителей, имеющих иное гражданство, при- обретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, про- живающий на территории Российской Федерации, может приоб- рести гражданство Российской Федерации по заявлению его ро- дителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.
В том случае, когда один из родителей, имеющих иное граждан- ство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребе- нок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих родителей.
Если гражданство Российской Федерации одного из родите- лей прекращается, а другой родитель остается гражданином РФ,
их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. Гра- жданство Российской Федерации ребенка может быть прекра- щено одновременно с прекращением гражданства Российской
Федерации одного из родителей при наличии данного в пись- менном виде согласия другого родителя, являющегося гражда- нином РФ, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Глава 16. Гражданство 327
§ 6. Государственные органы по делам гражданства
Решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены за- коном. К числу таких органов относятся: Президент РФ, Мини- стерство внутренних дел РФ и его территориальные органы, Ми- нистерство иностранных дел РФ, дипломатические представи- тельства и консульские учреждения Российской Федерации.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» за- крепляет полномочия каждого из них.
В Законе регламентируется порядок производства по делам о гражданстве — порядок подачи и форма заявлений, сроки подачи и рассмотрения заявлений, исполнение решений по делам о граждан- стве. В соответствии с Законом Президентом РФ утверждено под- робное Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства
Российской Федерации (Указ в редакции от 3 ноября 2006 г.). По- следними изменениями, в частности, предусмотрен отказ от проце- дуры оформления наличия у детей в возрасте до 14 лет гражданст- ва Российской Федерации, по рождению, за исключением случаев,
когда ребенок остался без попечения родителей и не имеется доку- ментов, подтверждающих наличие у него российского гражданства.
Важной гарантией соблюдения законности при решении во- просов гражданства является возможность обжалования этих ре- шений. Так, решение полномочного органа об отклонении заяв- ления по вопросам гражданства может быть обжаловано в суд.
Отказ в рассмотрении заявлений по вопросам гражданства, а так- же другие действия должностных лиц, нарушающие порядок рас- смотрения дел и исполнения решений, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Весьма демократический порядок приобретения российского гражданства помогает многим людям приобрести гражданство
Российской Федерации.
§ 7. Правовое положение иностранцев
В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать — постоянно и временно — много иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция России устанавли- вает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне
328 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина с российскими гражданами. Исключения возможны только в со- ответствии с федеральным законом или международным догово- ром Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в Рос- сии, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции от
6 января 2007 г.).
Иностранными гражданами в России признаются лица, не яв- ляющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и телица, которые имеют вид на жительство.
В понятие «иностранные граждане» включаются разные кате- гории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданст- ва. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в
России иностранные граждане, если они имеют на то разреше- ние и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в
России (члены экипажей иностранных самолетов и морских су- дов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родствен- ники российских граждан и др.). Особую группу составляют бе- женцы, правовое положение которых регулируется специальны- ми актами.
Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исклю- чением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Это ка- сается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища,
свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудо- вую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспече- ние, образование, участие в общественных организациях, пользо- вание достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Но они лишены тех прав, преимущественно из кате- гории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России (занятие не- которых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государст- венной власти, участие в референдумах и др.). Существуют неко- торые ограничения прав, например свободы передвижений. Ино-
Глава 16. Гражданство 329
странный гражданин вправе защищать свои права всеми преду- смотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.
Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Е!ооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обя- занность только граждан России), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, береж- но относиться к природным богатствам, беречь памятники исто- рии и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Кон- ституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории
России.
Иностранный гражданин, виновный в нарушении законода- тельства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Рос- сийской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обя- зательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.
Сотрудники дипломатических и консульских представи- тельств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегия- ми, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется.
Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским им- мунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военно- служащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции Российской Федерации в определенных пределах.
Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением по территории
России, при измененении места жительства регулируются Феде- ральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля
2006 г. Предусмотрены уведомительный и разрешительный поря- док регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.
Введенные в 2006 г. изменения в законодательство об ино- странных гражданах существенно улучшают регулирование про- цессов трудовой миграции в России. Предусматривается возмож- ность самостоятельного получения иностранными гражданами,
330 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина прибывшими в Россию в безвизовом порядке, разрешений на ра- боту в 10-дневный срок со дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право привлекать таких иностранных работни- ков без получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и исполнения связанных с его полу- чением обременении при условии соответствия иностранного ра- ботника установленным законодательством обязательным требо- ваниям к состоянию здоровья, профессии, специальности и ква- лификации.
В целях регулирования миграционных потоков иностранных граждан, прибывающих в Россию в порядке, не требующем полу- чения визы, Правительству Российской Федерации предоставля- ются полномочия по увеличению или сокращению установлен- ного 90-суточного срока временного пребывания в Российской
Федерации как в целом, так и на территории одного или не- скольких субъектов РФ для отдельных категорий временно пре- бывающих иностранных граждан. Новые миграционные квоты позволят учитывать не только количественные, но и качествен- ные (профессия, квалификация) характеристики трудовых ми- грантов, регулировать миграционные потоки на уровне Россий- ской Федерации и уровне субъектов РФ.
Квота на выдачу разрешений на осуществление трудовой дея- тельности может устанавливаться Правительством Российской
Федерации для всех категорий иностранных работников с учетом социально-экономического развития Российской Федерации, по- требности в привлечении иностранных работников, эффективно- сти использования иностранной рабочей силы и ее вклада в эко- номику и социальную сферу страны. Так, на 2007 г. постановлени- ем Правительства РФ утверждена квота на выдачу иностранным гражданам 308 842 приглашений на въезд в Российскую Федера- цию в целях осуществления трудовой деятельности и 6 млн разре- шений на работу иностранным гражданам, прибывшим в порядке,
не требующем визы.
Российская Федерация — правопреемник и правопродолжа- тель Российского государства, Российской республики, РСФСР и
СССР. Эта непрерывность (континуитет) российской государст- венности отражается на институте российского гражданства, по- рождая особый порядок приобретения гражданства, государствен- ной поддержки, правовой защиты в отношении граждан России,
постоянно проживающих за рубежом, или выходцев из России
(эмигрантов), состоявших в гражданстве России или СССР, но
Глава 16. Гражданство 331
ставших гражданами другого государства или лицами без граждан- ства. Эти лица, как и их потомки, называются соотечественника- ми, и их правовое положение регулируется Федеральным законом
«О государственной политике Российской Федерации в отноше- нии соотечественников за рубежом» (в редакции от 18 июля
2006 г.).
Указанный Закон закрепляет порядок и основания признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, принци- пы и цели государственной политики России в отношении сооте- чественников. Установлен порядок приобретения российского гражданства для каждой группы соотечественников и формы го- сударственной поддержки в области основных прав и свобод че- ловека и гражданина, в экономической и социальной областях, в области культуры, языка и образования, в области информации.
§ 8. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из дру- гих стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнацио- нальных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные,
порождают необходимость решения сложных вопросов граждан- ства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынуж- денного переселенца. Первый — Федеральным законом «О бежен- цах» (в редакции от 30 декабря 2006 г.), второй — Законом РФ
«О вынужденных переселенцах» (в редакции от 18 июля 2006 г.).
Беженцами признаются лица, не имеющие российского граж- данства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Рос- сийской Федерации. Эти лица не могут или не желают пользо- ваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, на- циональности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.
Беженцем не может быть признано лицо, совершившее пре- ступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Право- вой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о
332 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г.
присоединилась и Россия.
Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рас- сматривается компетентными органами, которые при наличии не- обходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать посо- бие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ,
законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.
Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании кото- рого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о при- знании его беженцем и находящееся на территории Российской
Федерации, в соответствии с законодательством Российской Фе- дерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистра- цию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобре- тать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовать о получении российско- го гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных ус- ловиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства
Российской Федерации или другого государства, выезде за преде- лы России на постоянное жительство, при умышленном пред- ставлении ложных сведений, добровольном принятии защиты го- сударства, территорию которого он был вынужден покинуть). Го- сударство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласнотюстановлению Правительст- ва РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, кото- рые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным за- коном «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не мо- гут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории России.
Вынужденными переселенцами признаются граждане России,
которые вынуждены или имеют намерение покинуть место по-