ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1390
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 20. Общая характеристика органов государственной власти 399
Сложная разветвленная система органов исполнительной вла- сти специально изучается наукой административного права.
Органы судебной власти — это Конституционный Суд РФ,
Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие фе- деральные суды (например, окружные арбитражные суды) и суды в субъектах РФ. Федеральный конституционный закон о судеб- ной системе Российской Федерации устанавливает, что суды в субъектах РФ создаются и действуют как часть единой судебной системы. Судебные органы действуют посредством конституци- онного, уголовного, гражданского и административного судопро- изводства.
§ 3. Федеральные органы государственной
власти с особым статусом
Как в любом государстве, в Российской Федерации существу- ют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей — законодательную, исполнительную и судеб- ную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответ- ствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти. К числу таких органов относятся следующие федераль- ные органы государственной власти.
Прокуратура Российской Федерации. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени
Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура регламентируется Конститу- цией РФ в ст. 129, находящейся в гл. 7 «Судебная власть». Одна- ко это ее расположение в Конституции является скорее данью традиционному подходу, рассматривавшему прокуратуру в тес- ной связи с деятельностью судебных органов. Но прокуратура не является судебным органом, а одна из основных ее функций —
надзор за соблюдением прав и свобод человека, за исполнением законов и др. — непосредственно не связана с деятельностью су- дебной власти. Прокуратура к тому же принимает участие в пра- вотворческой деятельности, осуществляет координацию деятель- ности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и уголовное преследование, а также ряд других функций.
Прокуратура действует на основе Федерального закона
«О прокуратуре Российской Федерации», который, в частности,
запрещает вмешательство кого бы то ни было в осуществление
400 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации прокурорской деятельности. Генеральный прокурор РФ назнача- ется на должность и освобождается от должности Советом Феде- рации Федерального Собрания РФ по представлению Президен- та РФ. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федераль-
ными законами. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о сосгоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной рабо- те по их укреплению, что, однако, нельзя рассматривать как ус- тановление полной подотчетности прокуратуры.
Центральный банк Российской Федерации. Статус Центрально- го банка РФ определяется Конституцией и Федеральным зако- ном «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос- сии)» (в редакции от 29 декабря 2006 г.). Конституция РФ (ч. 1 и
2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Его основная функ- ция — защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Среди функций Банка: разработка и проведение (во взаи- модействии с Правительством) единой государственной денеж- но-кредитной политики, установление правил осуществления расчетов и проведения банковских операций, управление золото- носными резервами, банковский надзор, осуществление валют- ного регулирования и контроля, установление официальных кур- сов иностранных валют по отношению к рублю и др. Банк Рос- сии не подчиняется Правительству РФ, хотя функционирует во взаимодействии с ним. Он подотчетен Государственной Думе,
которая назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, а также чле- нов Совета директоров. Банк представляет Государственной Ду- ме на рассмотрение годовой отчет. Нормативные акты Банка
России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Все эти нормы создают Банку России уникальный статус. Ру- ководство Банка создается и в определенных формах контроли- руется Государственной Думой, но Банк не относится к числу органов законодательной власти. Он не является также органом исполнительной власти, хотя тесно взаимодействует с Прави-
Глава 20. Общая характеристика органов государственной власти 401
тельством РФ. Это автономный орган государственной власти,
который в пределах своей компетенции не зависит ни от Прези- дента РФ, ни от Федерального Собрания, ни от Правительст- ва РФ. Только федеральный закон может внести изменения в статус Банка.
Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом контроля за исполнением федерального бюджета, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчет- ным ему. Согласно Федеральному закону «О Счетной палате
Российской Федерации» (в редакции от 25 июля 2006 г.) в рам- ках своих задач Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Этот орган, предусмотренный
Конституцией РФ (ч. 5 ст. 101), осуществляет контроль за испол- нением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффек- тивность и целесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности и др. Бюджетный кодекс РФ вклю- чает Счетную палату в систему органов, обладающих бюджетны- ми полномочиями, и в число участников бюджетного процесса,
обладающих бюджетными полномочиями на федеральном уров- не. Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назнача- ет Государственная Дума, а заместителя Председателя и вторую половину аудиторов — Совет Федерации. Но представления о кандидатах на эти должности, как и представления об освобож- дении этих лиц, вносит в палаты Президент РФ. Функции Счет- ной палаты достаточно широки, ни один орган государственной власти не вправе отказать ей в требуемой информации, в прове- дении ревизий и проверок. Ее предписания носят обязательный характер.
Проверка расходования Счетной палатой средств федерально- го бюджета, выделенных на ее содержание, может осуществлять- ся только на основании постановлений Совета Федерации и Го- судартвенной Думы. Такая процедура исключает возможность проверки финансово-хозяйственной деятельности Счетной пала- ты органом исполнительной валсти, ответственным за исполне- ние федерального бюджета (Министерством финансов, Феде- ральной службой бюджетно-финансового назора), т. е. объектом ее внешнего контроля.
Счетная палата регулярно представляет Совету Федерации и
Государственной Думе информацию о ходе исполнения феде- рального бюджета и результатах проводимых контрольных меро-
402 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации приятии. Она взаимодействует с контрольными органами Прези- дента РФ, Правительства РФ, Банка России, не являясь по своей природе органом законодательной или исполнительной власти.
Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об основных га- рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Этот орган, не указанный в
Конституции РФ, обладает конституционно обозначенными (ч. 3
ст. 3 Конституции РФ) функциями — руководит подготовкой и проведением выборов, референдумов.
Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов,
назначаемых Государственной Думой, Советом Федерации и
Президентом РФ (по пять членов каждым из этих органов). Из- даваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всех избирательных комиссий в Российской Федерации, а по су- ществу носят нормативный характер, регулируя практически все сферы подготовки и проведения выборов.
Особый статус Центральной избирательной комиссии прояв- ляется также в отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу государственной власти.
Уполномоченный по правам человека. Этот орган государствен- ной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая устанавли- вает, что Уполномоченного по правам человека назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума.
Права и задачи этого должностного лица определяются Феде- ральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в редакции от 16 ок- тября 2006 г.). Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, из чего вытека- ет, что при осуществлении функций он должен оставаться неза- висимым и неподотчетным каким-либо государственным орга- нам и должностным лицам. Уполномоченный вправе выступать с докладом на заседании Государственной Думы, вносить предло- жения о создании парламентской комиссии по расследованию определенных фактов и обстоятельств и о проведении парла- ментских слушаний. Он вправе обращаться в Конституционный
Суд РФ.
Академии наук. В соответствии с Федеральным законом
«О науке и государственной научно-технической политике» (в ре- дакции от 4 декабря 2006 г.) Российская академия наук, отрасле- вые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных
Глава 21. Избирательная система и референдум РФ 403
наук, Российская академия медицинских наук, Российская акаде- мия образования, Российская академия архитектуры и строитель- ных наук, Российская академия художеств) имеют статус государ- ственных академий. Они создаются, реорганизуются и ликвиди- руются федеральным законом по представлению Президента РФ
или Правительства РФ. Президент РАН после его избирания об- щим собранием утверждается в должности Президентом РФ, а президент отраслевой академии — Правительством РФ. Высшим органом академий является общее собрание, которое принимает устав, подлежащий, однако, утверждению Правительством РФ.
Академии наделены правом управления своей деятельностью, со- храняя, таким образом, элеметы былого самоуправления.
Академии представляют Президенту РФ и Правительству РФ
доклады о состоянии фундаментальных и прикладных наук в РФ,
отчеты о своей деятельности, а также предложения о приоритет- ных направлениях развития науки.
С государственными академиями не имеют ничего общего многочисленные иные академии, представляющие собой разно- видности общественных объединений или высшие учебные заве- дения.
Глава 21. Избирательная система и референдум
Российской Федерации
1 ... 33 34 35 36 37 38 39 40 ... 66
§ 1. Значение выборов в демократическом государстве
Органы государственной власти формируются двумя способа- ми: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осу- ществляются выборными органами. Таким образом, выборы да- ют высшую изначальную легитимность
1
всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федераль- ном уровне прямым способом избирается одна палата Федераль- ного Собрания — Государственная Дума и глава государства —
Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный
1
В конституционном праве легитимностью (от лат. legitimus — за- конный) называется признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соот- ветствие конституции и законно выраженной воле народа.
404 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются орга- ны государственной власти в субъектах Федерации, а также орга- ны местного самоуправления. Отсюда исключительно важно зна- чение выборов на всех уровнях.
Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявле- ние демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мне- ний и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взры- вов, а может, и кровавых столкновений, если органы государст- венной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выбо- ры — это антипод гражданской войны и силового решения во- проса о власти.
Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских и коммунистических государствах по- рой проводились формальные выборы, которые являли собой сплошной фарс. Они не давали возможности выбора между раз- ными кандидатами, проводились под контролем властей, их ито- ги часто фальсифицировались. В советский период, например,
«народные избранники» традиционно получали, по официаль- ным данным, 98—99% поданных за них голосов, партийные орга- ны подбирали верных себе кандидатов якобы для зеркального отображения в представительных органах всех социальных групп населения.
Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политиче- скими партиями. Различаются, например, избирательные систе- мы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяс- нить подлинный смысл программ политических партий, борю- щихся за власть. Через них, и только через них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана де- мократическая власть. Политические партии как раз способству- ют формированию такого большинства.