Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1393

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

414 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации вправе сделать соответствующая избирательная комиссия. Срок полномочий всех выборных органов, а также полномочий депу- татов не может быть более пяти лет.
1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   66

§ 5. Международно-правовые стандарты
С окончанием холодной войны укрепилась глобальная тен- денция к демократизации общественного устройства. В связи с этим в бывших тоталитарных государствах возрос интерес к стан- дартам по проведению выборов в органы государственной вла- сти, выработанным международными организациями. Многие из этих стандартов заимствованы конституционно-правовой систе- мой Российской Федерации.
Особенно важны три международно-правовых акта:
1) Всеобщая декларация прав человека устанавливает (ст. 21):
«Воля народа должна быть основой власти правительства; эта во- ля должна находить себе выражение в периодических и нефаль- сифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосо- вания или же посредством других равнозначных форм, обеспечи- вающих свободу голосования»;
2) Международный пакт о гражданских и политических пра- вах закрепляет (ст. 25) право и возможность каждого гражданина без какой бы то ни было дискриминации:
• принимать участие в ведении государственных дел как не- посредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
• голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избира- тельного права при тайном голосовании и обеспечивающих сво- бодное волеизъявление избирателей;
3) Европейская конвенция о защите прав человека и основ- ных свобод (Протокол № I) содержит следующее положение
(ст. 3): «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются прово- дить свободные выборы с разумной периодичностью путем тай- ного голосования в таких условиях, которые обеспечат свободное волеизъявление народа в выборе законодательной власти».
Венецианской комиссией Совета Европы разработаны «Ру- ководящие принципы относительно выборов» (2002 г.), которые устанавливают в качестве общеевропейских следующие пять принципов: «всеобщее, равное, свободное, тайное и прямое из-

Глава 21. Избирательная система и референдум РФ 415
бирательное право. Кроме того, выборы должны проводиться регулярно». В этом документе содержатся рекомендации по про- ведению выборов, обеспечивающие гарантии избирательных прав граждан.
Российской Федерацией (Федеральный закон от 2 июля
2003 г.) ратифицирована Конвенция о стандартах демократиче- ских выборов, избирательных прав и свобод в государствах —
участниках Содружества Независимых Государств, подписанная в г. Кишиневе 7 октября 2002 г.
Закрепленные в международно-правовых актах принципы ор- ганизации и проведения выборов не являются исчерпывающими.
Кроме того, есть и другие важные акты. В частности, очень важ- но видеть неразрывную связь избирательных прав граждан с дру- гими основными правами, и особенно с правом принимать уча- стие в управлении страной, правом на свободу убеждений и их выражения, правом на свободу ассоциации, правом на проведе- ние мирных собраний и демонстраций и др.
Международно-правовые стандарты носят самый общий ха- рактер, они универсальны и потому абсолютно и во всем подхо- дят для любого демократического государства. Эти стандарты служат важной гарантией избирательных прав граждан в каждой стране, признающей себя частью мирового сообщества.
В международно-правовых актах и документах сформулирова- ны требования, выполнение которых является обязательным ус- ловием для того, чтобы выборы признавались легитимными. Та- ковыми являются требования, чтобы выборы были свободными,
справедливыми и подлинными.
Свободными признаются такие выборы, которые проводятся в атмосфере, характеризующейся отсутствием давления и запугива- ния избирателей и соблюдением всех основных прав человека.
Всем гражданам без всякой дискриминации должен быть обеспе- чен равный доступ к участию в выборах. Граждане должны быть убеждены в том, что их участие в выборах не причинит им вреда.
Особенно важно, чтобы избиратели беспрепятственно пользова- лись такими свободами, как свобода слова, мнения, ассоциации,
информации, собраний, демонстраций и т. д. В период проведе- ния выборов, которые часто сопровождаются обострением поли- тической борьбы, должно решительно защищаться право выраже- ния идей сторонников различных политических партий. Важней- шей гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. Несовместимо с проведением свободных выборов офици-


416 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации ально объявленное чрезвычайное положение. В конечном счете выборы являются свободными в той степени, в какой они позво- ляют наиболее полно выявить волю народа. В Российской Феде- рации свободные выборы являются конституционной нормой
(ч. 3 ст. 3 Конституции РФ). Законодательно закреплено также,
что демократические свободные выборы в органы государствен- ной власти и в выборные органы местного самоуправления явля- ются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободное волеизъявле- ние граждан на выборах путем защиты демократических принци- пов и норм избирательного права.
Справедливый характер выборов вырастает прежде всего из де- мократического избирательного права, в котором прочно гаран- тированы всеобщие и равные выборы при тайном голосовании.
Активное избирательное право должно предоставляться гражда- нам, достигшим минимального возраста, и не ограничиваться ус- ловиями владения собственностью, чрезмерными требованиями проживания в стране или конкретной местности, языковыми требованиями и другими цензами, способными отстранить граж- дан от участия в выборах. Для обеспечения справедливости вы- боров необходима эффективная зашита выборов — как в ходе их проведения, так и при подсчете голосов — от мошенничества и злоупотреблений. В частности, должны быть обеспечены присут- ствие наблюдателей и равный доступ к средствам массовой ин- формации для всех кандидатов и партий, участвующих в выбо- рах. Выборы должны проводиться с установленной законом пе- риодичностью. Перенесение срока выборов может допускаться при чрезвычайном положении или в других исключительных об- стоятельствах, не допуская создания угрозы для демократии.
Подлинные выборы также предполагают реализацию гражда- нами совокупных демократических избирательных и других прав.
Такие выборы заранее направлены на то, чтобы как отдельные посты, так и власть в целом были определены на основе воли большинства избирателей. Любое меньшинство должно проявить готовность к тому, чтобы признать невыгодные для себя резуль- таты выборов, если они были свободными, справедливыми и за- конными. Передача власти по результатам выборов должна осу- ществляться на основе закона.
Подлинные выборы, кроме того, обеспечивают избирателям реальный выбор, т. е. на основе политического плюрализма.
В связи с этим в законах Российской Федерации и ее субъектов


Глава 21. Избирательная система и референдум РФ 417
закреплена обязательная альтернативность выборов, т. е. наличие в избирательном бюллетене фамилии не одного, а минимум двух кандидатов. Чтобы стать подлинными, выборы также должны проводиться в условиях информированности населения в отно- шении кандидатов и их программ, а также в отношении того,
«кто, когда, где и каким образом» будет осуществлять регистра- цию и проводить голосование.
§ 6. Проведение выборов (избирательный процесс)
Проведение выборов состоит из нескольких стадий, последо- вательно сменяющих одна другую от момента назначения даты выборов до объявления о результатах голосования. Это и есть из- бирательный процесс, представляющий собой сложную систему правоотношений, в которых участвуют избиратели, средства мас- совой информации, политические партии, общественные орга- низации и государственные органы по проведению выборов.
Основные стадии избирательного процесса жестко регулиру- ются законодательством и другими нормативными правовыми актами. Это объясняется необходимостью исключить чей бы то ни было волюнтаризм, способный порождать конфликты и за- держки в развитии процесса. Демократические выборы проходят под пристальным наблюдением общественности, которая весьма болезненно реагирует на любые отступления от законности.
Использование Государственной автоматизированной систе- мы (ГАС) «Выборы» при подготовке и проведении выборов и ре- ферендума является одной из гарантий реализации прав граж- дан РФ на основе обеспечения гласности, достоверности, опера- тивности и полноты информации о выборах и референдуме. ГАС
«Выборы» используется для электронного наблюдения за ходом и установлением итогов голосования путем передачи данных от нижестоящих комиссий вышестоящим комиссиям, а отдельные ее технические средства — для подсчета голосов избирателей,
участников референдума. Эти данные, полученные через ГАС
«Выборы», являются предварительной, не имеющей юридическо- го значения информацией, если иное не установлено законом.
С началом избирательного процесса «правила игры», т. е. по- рядок проведения и условия выборов, меняться не могут, по- скольку с момента, когда избирательные правоотношения уже возникли, любые попытки изменить ту или иную норму избира- тельного закона во имя защиты прав какой-то части избирателей


418 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации на деле ведут к нарушению прав других избирателей, уже вклю- чившихся в избирательную кампанию.
В ноябре 1995 г. в Конституционный Суд РФ поступили запросы группы депутатов Государственной Думы и Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений Федерального закона
«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собра- ния Российской Федерации». Эти запросы поступили более чем че- рез два месяца после того, как началась избирательная кампания, на той важной стадии избирательного процесса, когда завершались вы- движение и регистрация кандидатов. Конституционный Суд отказал в принятии этих запросов, указав в своем определении, что «прове- дение судебного разбирательства в ходе избирательной кампании,
непосредственно перед голосованием может неоправданно ослож- нить избирательный процесс, отрицательно сказаться на волеизъяв- лении избирателей и в конечном счете повлиять на результаты выбо- ров... В ходе развернувшейся избирательной кампании уже возникли и развиваются конкретные правоотношения, в рамках которых про- исходит реализация избирательных прав граждан. Изменения в сло- жившихся правоотношениях в связи с решением Конституционного
Суда РФ могли бы повлечь ущемления в этих правах и в конечном счете нанести ущерб основным конституционным принципам изби- рательного процесса».
После назначения даты выборов избирательный процесс про- ходит через следующие стадии.
Составление списков избирателей. Включение гражданина в список избирателей или участников референдума служит основа- нием для его участия в голосовании. В ряде стран такие списки составляются на основе добровольного обращения лиц в соответ- ствующие государственные органы, но это приводит к сокраще- нию электората, так как многие граждане по разным причинам в этих органах не регистрируются. В Российской Федерации в спи- ски избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Следова- тельно, для того чтобы быть включенным в список избирателей,
гражданину не требуется обращаться в государственный или му- ниципальный орган, так как список составляется официальным органом по обязанности.
Список избирателей составляется главой местной админист- рации на основании сведений, предоставляемых органами, осу- ществляющими регистрацию граждан по месту жительства или пребывания.