Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1395

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 21. Избирательная система и референдум РФ 425
членов Центральной избирательной комиссии назначаются Пре- зидентом РФ. Члены Центральной избирательной комиссии из- бирают из своего состава тайным голосованием Председателя, за- местителя Председателя и секретаря.
Полномочия Центральной избирательной комиссии достаточ- но широки. Эта комиссия, в частности:
• осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
• организует разработку нормативов технологического обору- дования для участковых комиссий (кабины и ящики для голосо- вания) и осуществляет контроль за их соблюдением;
• осуществляет меры по организации системы финансирова- ния выборов и референдума, установления результатов выборов и референдумов в Российской Федерации;
• распределяет выделенные из федерального бюджета средст- ва на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума, контролирует их целевое использование;
• оказывает правовую, методическую, организационно-техни- ческую помощь избирательным комиссиям и др.
Центральная избирательная комиссия РФ вправе издавать ин- струкции по вопросам единообразного применения Федерально- го закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Она также дает заключения о соответствии законов субъектов РФ фе- деральным законам, регулирующим избирательные права.
Выдвижение и регистрация кандидатов. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям, а также лицам в порядке самовыдвижения с по- следующим сбором подписей в поддержку или внесением изби- рательного залога. Не может быть выдвинут кандидатом гражда- нин, не обладающий пассивным избирательным правом на соот- ветствующих выборах (в случае утраты этого права регистрация аннулируется).
Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объеди- нений принимаются соответственно уровню проводимых выбо- ров на съездах политических партий, конференциях их регио- нальных отделений, собраниях местных отделений.
Выдвижение кандидата возможно при условии представления лицом (каждым из выдвинутых лиц) письменного заявления о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения био- графического характера, занимаемая должность, сведения о суди-


426 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации мостях, гражданство, образование, основное место работы, све- дения о размерах и источниках доходов, об имуществе, вкладах в банках и др. и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата или с заме- щением иной выборной должности.
В поддержку кандидатов, выдвинутых от избирательных объе- динений, собираются подписи избирателей в порядке и количе- стве, определяемых законодательством. Максимальное количест- во подписей, необходимых для регистрации кандидатов, не мо- жет превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Порядок сбора подписей и их проверки регулируется законом.
Федеральным законом предусмотрено, что по усмотрению кандидата, избирательного объединения регистрация кандидата производится соответствующей избирательной комиссией не на основании представленных подписей избирателей, а на основа- нии внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом, из- бирательным объединением избирательного залога. Избиратель- ный залог вносится исключительно из средств избирательного фонда. Размер избирательного залога составляет 15% от устанав- ливаемого законом предельного размера расходования средств из- бирательного фонда кандидата, избирательного объединения. За- лог не возвращается в случае получения кандидатом менее 5% го- лосов избирателей, а для списка кандидатов — менее 3%.
В определении от 10 июля 2004 г. Конституционный Суд РФ по жалобе В. И. Агейченкова, получившего на выборах менее 5% голо- сов, определил, что залог не возвращается даже в том случае, если выборы признаются несостоявшимися. Суд указал, что предусмот- ренный федеральным законом порядок внесения и возврата избира- тельного залога, как и порядок, касающийся сбора подписей избира- телей, направлен на исключение из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей.
Установление избирательного залога предоставляет дополнительную возможность для лица зарегистрироваться в качестве кандидата, не собирая подписи избирателей в свою поддержку и облегчая тем са- мым процесс регистрации. Это условие в равной мере распространя- ется на всех кандидатов, оно известно заранее; внесение избиратель- ного залога происходит исключительно на добровольной основе по инициативе самого кандидата; только от кандидата зависит, вносить ли избирательный залог, соглашаясь с указанным законом условием,
или зарегистрироваться на основе сбора подписей избирателей. Из- брав вариант внесения избирательного залога, кандидат осознанно


Глава 21. Избирательная система и референдум РФ 427
берет на себя риск, не получив установленного числа голосов изби- рателей, потерять внесенный залог. Следовательно, невозврат изби- рательного залога в случае признания выборов несостоявшимися не нарушает конституционные права заявителя.
Выдвинутые кандидаты, списки подлежат регистрации изби- рательной комиссией. Основания для отказа в регистрации уста- новлены в законе. Такие решения могут быть отменены судом.
Решением суда регистрация может быть отменена в опреде- ленных случах (использование денежных средств помимо изби- рательного фонда, использование служебного положения, подкуп избирателей, призывы экстремистского характера, сокрытие су- димости и др.). Регистрация списка аннулируется, если число кандидатов, снявших свои кандидатуры, превышает 25% списка на федеральных выборах или 50% на выборах в органы субъек- тов РФ и местного самоуправления. Кассационные жалобы на решения судов о регистрации рассматриваются судом не позднее дня, предшествующего дню голосования, а регистрация может быть отменена не позднее чем за два дня до дня голосования.
Зарегистрированный кандидат обладает статусом, гарантиро- ванным законом. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, находящиеся на государ- ственной или муниципальной службе, а также работающие в
СМИ, на время их участия в выборах освобождаются от выпол- нения служебных обязанностей и не вправе использовать пре- имущества своего служебного положения. Кандидаты после реги- страции по их личным заявлениям освобождаются от работы, во- енной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах.
Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кан- дидатом.
Кандидат после регистрации не может быть привлечен без со- гласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам администра- тивного наказания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию,
осуществившую регистрацию кандидата.

428 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
Предвыборная агитация. Граждане РФ, общественные объеди- нения вправе в допускаемых законом формах и законными мето- дами вести агитацию за или против любого кандидата, избира- тельного объединения. Она начинается за 28 дней до дня голосо- вания, а прекращается за один день до этого дня.
Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к СМИ.
Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных меро- приятий, в том числе собраний и встреч с гражданами, публич- ных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, вы- пуска и распространения агитационных печатных материалов.
Но в предвыборной агитации не могут участвовать, например,
члены избирательных комиссий, государственные органы, орга- ны местного самоуправления, должностные лица государствен- ных органов и органов местного самоуправления, представители
СМИ (Конституционный Суд РФ в постановлении от 30 октября
2003 г. указал, что это не лишает журналистов права распростра- нять информацию о кандидатах).
Рассматривая взаимосвязь свободных выборов со свободой слова,
Конституционный Суд РФ (постановление от 14 ноября 2005 г.) ука- зал, что, поскольку выборы могут считаться свободными, только ес- ли гражданам реально гарантированы право на получение и распро- странение информации и свобода выражения мнений, законодатель,
обеспечивая указанные права, обязан соблюдать баланс конституци- онно защищаемых ценностей — права на свободные выборы и сво- боды слова и информации, не допуская при этом неравенства и не- соразмерных ограничений.
Этому корреспондируют и правовые позиции Европейского Суда по правам человека, сформулированные им в ряде решений, посвя- щенных распространению информации в период избирательной кам- пании. В частности, в постановлении от 19 февраля 1998 г. по делу
«Боуман против Соединенного Королевства» (Bowman v. U.K.) отме- чено следующее: право на свободу слова, гарантированное ст. 10
Конвенции о защите прав человека и основных свобод, необходимо рассматривать в свете права на свободные выборы; свободные выбо- ры и свобода слова, в особенности свобода политической дискуссии,
образуют основу любой демократической системы; оба права взаимо- связаны и укрепляют друг друга, поэтому особенно важно, чтобы в период, предшествующий выборам, всякого рода информация и мне- ния циркулировали свободно; однако при некоторых обстоятельствах эти два права, цель которых — обеспечить свободное выражение мнения народа при избрании законодательной власти, могут всту-


Глава 21. Избирательная система и референдум РФ 429
пить в конфликт, и тогда может быть сочтено необходимым введение до или во время проведения выборов определенных ограничений свободы слова, которые неприемлемы в обычных условиях; устанав- ливая равновесие между этими двумя правами, государства — участ- ники Конвенции достаточно свободны в своем усмотрении, как и во всем, что связано с организацией избирательной системы.
Кандидат, избирательное объединение имеют право на бес- платное предоставление им эфирного времени по каналам госу- дарственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляю- щих телевизионное и радиовещание на территории соответствую- щего избирательного округа, на равных основаниях. Кандидат не вправе использовать предоставленное ему эфирное время для призывов голосовать против других кандидатов или списков,
описания негативных последтвий в случае избрания других кан- дидатов, распространения негативной информации о других кан- дидатах и т. д.
Кроме того, кандидаты имеют право на основании заключен- ного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх эфирного времени, предоставляе- мого бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям должны быть равными. Порядок предоставления эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям по каналам государственных телерадиокомпаний определяется законами.
Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны содействовать зарегистрированным кандидатам, избира- тельным объединениям, инициативной группе по проведению референдума в организации и проведении собраний, встреч с из- бирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонст- раций и шествий.
При проведении предвыборной агитации не допускаются зло- употребление свободой массовой информации, агитация, возбу- ждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы экстремистского характера, призы- вы к захвату власти, насильственному изменению конституцион- ного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. Агитационные материлы не могут содержать коммерче- скую рекламу.
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установ- ленного порядка проведения предвыборной агитации.

430 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
В течение пяти дней до дня выборов, включая день голосова- ния, опубликование результатов опросов общественного мнения,
прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, запрещается.
Финансирование выборов. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета.
Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. Из- бирательные объединения, инициативные группы по проведению референдума также обязаны создавать избирательные фонды.
Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет:
• собственных средств кандидата или избирательного объеди- нения;
• средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избира- тельным объединением;
• добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.
Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений:
• иностранным государствам и иностранным организациям;
• иностранным гражданам, за исключением случаев, когда они, согласно закону, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
• лицам без гражданства;
• гражданам РФ, не достигшим возраста 18 лет;
• российским юридическим лицам с иностранным участием,
если доля иностранного участия в их уставном (складочном) ка- питале превышает 30% на день официального опубликования ре- шения о назначении выборов;
• международным организациям и международным общест- венным движениям;
• органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
• государственным и муниципальным учреждениям и унитар- ным предприятиям;
• юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале ко- торых доля России, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 30% на день официального опубликования решения о назначении выборов;


Глава 21. Избирательная система и референдум РФ 431
• воинским частям, военным учреждениям и организациям,
правоохранительным органам;
• благотворительным и религиозным организациям;
• анонимным жертвователям;
• юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах или референдуме. Зако- ном устанавливаются предельные размеры средств, перечисляе- мых в фонды, и порядок их расходования.
Соответствующая избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать в СМИ сведения о поступле- нии и расходовании средств избирательных фондов. Кандидат,
избирательное объединение после опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размерах и всех источ- никах создания своих избирательных фондов, а также о всех про- изведенных расходах.
Все денежные средства, создающие избирательный фонд, пе- речисляются на специальный счет в банке или кредитном учреж- дении, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения соответствующей избирательной ко- миссии после регистрации кандидата (списка кандидатов). Поря- док открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией РФ по согласованию с Центральным банком РФ.
Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установле-
ние результатов выборов и их опубликование. Время начала и окончания голосования устанавливается законом. Продолжи- тельность голосования не может составлять менее 10 часов.
О времени и месте голосования участковые избирательные ко- миссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за
20 дней до дня его проведения через СМИ или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования в сроки,
установленные законом, но не позднее чем за пять дней до голо- сования.
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Голос подается за или против кандидата, су- ществовавшая ранее в бюллетенях графа «против всех» в 2006 г.
была отменена. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосо- вании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо

432 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации по другим уважительным причинам не могут прибыть в помеще- ние для голосования. Такое голосование осуществляется с со- блюдением определенных требований. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.
Закон закрепляет гарантии тайны голосования. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избира- тельные ящики, которые должны находиться в поле зрения чле- нов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытают- ся повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Вместо голо- сования с использованием бюллетеней может проводиться элек- тронное голосование. Порядок такого голосования и подсчета го- лосов устанавливается Центральной избирательной комиссией.
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участ- ковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комис- сия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты голосования по установленной форме.
В целях исключения возможности фальсификации итогов го- лосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть изве- щены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, избирательные объединения и иностранные (меж- дународные) наблюдатели.
После подсчета голосов избирателей участковая избиратель- ная комиссия составляет протокол об итогах голосования, дан- ные всех таких протоколов суммируются вышестоящей комисси- ей. На основании этих данных определяются итоги голосования и результаты выборов в соответствующих комиссиях.
Выборы признаются соответствующей избирательной комис- сией несостоявшимися в случае, если: