Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1398

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 21. Избирательная система и референдум РФ 433 1) голосование проводилось по одной кандидуре, но за нее проголосвало менее 50% избирателей;
2) менее чем два списка кандидатов при голосовании за спи- ски кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;
3) за списки кандидатов, получивших согласно соответствую- щему закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50% или менее голосов избирате- лей, принявших участие в голосовании по единому избиратель- ному округу;
4) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосо- вания;
5) если законом предусмотрено повторное голосование, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один не получил необходимое число голосов избирателей.
Соответствующая избирательная комиссия признает итоги го- лосования, результаты выборов, референдума субъекта РФ, мест- ного референдума недействительными:
1) если допущенные при проведении голосования или уста- новлении итогов голосования нарушения не позволяют с досто- верностью установить результаты волеизъявления избирателей,
участников референдума;
2) если они признаны недействительными на части избира- тельных участков, списки избирателей на которых включают не менее чем одну четвертую часть общего числа избирателей изби- рательного округа;
3) по решению суда.
Вся документация избирательных комиссий всех уровней,
включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в тече- ние сроков, установленных законодательством. Сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий — менее одного года со дня объявления даты следующих выборов.
Итоги голосования по каждому избирательному участку, ре- зультаты выборов по избирательному округу должны предостав- ляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблю- дателю или представителю средств массовой информации.
Законом регулируется также порядок проведения повторных и дополнительных выборов, повторное голосование. Повторные выборы проводятся, если выборы признаны несостоявшимися или недействительными, а также в случае выбытия кандидатов,


434 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации не избранных на общих выборах. Дополнительные выборы на- значаются в округе при досрочном прекращении полномочий де- путата, избранного в этом округе.
Ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Ре- шения и действия органов государственной власти, органов мест- ного самоуправления, общественных объединений и должност- ных лиц, а также комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в рефе- рендуме, могут быть обжалованы в суд. Суд может отменить ре- шение соответствующей комиссии об итогах голосования, о ре- зультатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
Решения и действия комиссий и их должностных лиц, нарушаю- щие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть также обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию. Законом установлена ответственность лиц, осуществляющих фальсификацию итогов голосования, а также лиц, которые путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствуют свободному осуществлению граж- данином Российской Федерации права избирать и быть избран- ным. Ответственности подлежат также лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голо- сования, и в день голосования либо препятствующие работе из- бирательных комиссий или голосованию на избирательных уча- стках и др. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, как и фальсификация избирательных документов или неправильный подсчет голосов,
карается Уголовным кодексом РФ (ст. 141 и 142). Кодекс РФ об административных правонарушениях установил наказание штра- фами различных размеров за разные виды нарушений при прове- дении выборов и референдумов.
1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   66

§ 7. Референдум
Понятие референдума. Право на участие в референдуме. В ми- ровой практике референдум — это осуществляемое путем тайно- го голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не- согласие) с теми или иными действиями парламента, главы госу- дарства или правительства. Референдумы применяются для дос-

Глава 21. Избирательная система и референдум РФ 435
тижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях
(например, принятие конституции или внесение в нее поправок),
что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.
Другой распространенный повод проведения референдума — же- лание государственной власти получить одобрение какого-то сво- его акта, когда она не решается брать на себя ответственность.
Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольны- ми». Например, таковыми были в 1970—1980-е гг. референдумы в
Великобритании, Дании и других западноевропейских странах по поводу вступления в Европейское экономическое сообщество.
Но встречаются и консультативные референдумы, исход которых не носит обязательного характера. Например, в Швеции в 1956 г.
в ходе референдума только 15% принявших в нем участие одоб- рили перевод транспорта на правостороннее движение, но, не- смотря на это, парламент все же принял такой закон.
Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимизации того или иного государственно- го лидера или действий органов власти. Часто так называют оп- рос населения с целью определения судьбы какой-либо террито- рии. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.
Инициатива референдума может исходить и от избирателей
(Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направлен- ность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто фа- культативный характер. В Российской Федерации референдум был впервые закреплен Законом РСФСР «О» референдуме
РСФСР» от 16 октября 1990 г. Это был во многом противоречи- вый закон. Он, например, предоставлял право требовать проведе- ния референдума со стороны 1 млн граждан Российской Федера- ции, но в то же время оказывалось, что это право не безусловно,
ибо Закон позволял Съезду народных депутатов отклонять требо- вания о назначении референдума. Только Съезд был вправе при- нимать решение о всенародном референдуме, но, поскольку обя- зательные референдумы не предусматривались, он, обладая всей полнотой власти по важнейшим вопросам, был не заинтересован в их проведении. Все это предопределило сравнительно редкое


436 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации использование референдума, несмотря на то что в 1990-е гг. в стране проходили глубокие реформы и власти серьезно нужда- лись в выявлении воли народа. В декабре 1993 г. референдум был проведен для принятия Конституции, а ранее, в апреле того же года, он был использован как своеобразный арбитр в конфликте между законодательной и исполнительной ветвями власти.
Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. Первый такой закон был принят в 1995 г. Ныне действует Федеральный конституци- онный закон «О референдуме Российской Федерации» (в редак- ции от 30 декабря 2006 г.). Референдум РФ — всенародное голо- сование граждан РФ по вопросам государственного значения. Ре- ферендум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум регу- лируется также Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации».
Федеральным конституционным законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так, на общерос- сийский референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Кон- ституционное Собрание принимает решение о вынесении на все- народное голосование проекта новой Конституции Российской
Федерации. Но определенные вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум. Среди них вопросы:
• изменения статуса субъектов РФ;
• досрочного прекращения или продления срока полномочий
Президента РФ, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента или депутатов, Государственной
Думы либо перенесении сроков проведения таких выборов;
• принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
• введения, изменения и отмены федеральных налогов и сбо- ров, а также освобождения от их уплаты;
• принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
• амнистии и помилования и др.
Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоре- чить Конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнан- ные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Глава 21. Избирательная система и референдум РФ 437
Референдум не проводится в условиях военного или чрезвы- чайного положения, введенного на территории Российской Фе- дерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не про- водится; в течение двух лет после дня официального опубликова- ния (обнародования) результатов референдума с такой же по со- держанию или по смыслу формулировкой вопроса. Проведение референдума Российской Федерации не допускается в период из- бирательной кампании, проводимой одновременно на всей тер- ритории Российской Федерации в соответствии с решением,
принятым уполномоченным федеральным органом, а также в случае, если проведение референдума Российской Федерации приходится на последний год полномочий Президента РФ, Госу- дарственной Думы Федерального Собрания РФ (данное положе- ние не действует в случаях вынесения на всенародное голосова- ние проекта новой Конституции или вопроса, предусмотренного международным договором).
В 2003 г. аналогичные положения, содержавшиеся и в ранее действовавшем Федеральном законе, были обжалованы в Кон- ституционный Суд РФ группой депутатов Государственной Ду- мы, утверждавших, что таким образом ограничивается конститу- ционное право граждан на участие в референдуме.
Конституционный Суд указал (постановление от 11 июня
2003 г.), что положениями Конституции обусловливаются характер и содержание законодательного регулирования условий и порядка про- ведения референдума и выборов в органы публичной власти, с тем чтобы свободное волеизъявление граждан было обеспечено при осу- ществлении как избирательных прав, так и права участвовать в рефе- рендуме. Федеральный законодатель при решении указанных вопро- сов обладает достаточной свободой усмотрения, которая тем не ме- нее ограничена особенностями высших форм непосредственного народовластия, их предназначением и соотношением.
Исходя из того что каждая из этих форм предназначена для дос- тижения самостоятельных целей, федеральный законодатель опреде- ляет время проведения как выборов, так и референдума. Поскольку одновременное проведение выборов и референдума в силу объектив- ных обстоятельств может воспрепятствовать адекватному волеизъяв- лению граждан и привести к снижению эффективности и той и дру- гой формы непосредственного народовластия, федеральный законо- датель вправе ввести регулирование, при котором осуществление кампании по проведению референдума не совпадает с избирательной кампанией. При этом он должен соблюдать требования Конститу-


438 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации ции РФ, в том числе закрепленный ею принцип периодичности вы- боров.
...Предусмотренные оспариваемыми законоположениями перио- ды, в течение которых референдум Российской Федерации не может быть инициирован и проведен, не должны приводить к фактической отмене института референдума. Поскольку федеральное законода- тельство призвано обеспечивать равные возможности участия граж- дан РФ в выборах федеральных органов государственной власти и в референдуме Российской Федерации, периоды, в течение которых граждане могут осуществить свободное волеизъявление в одной и другой формах, должны быть соразмерны. Во всяком случае, период,
в течение которого граждане РФ вправе выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и непосредственно участвовать в нем, должен составлять не менее половины избира- тельного цикла (который в соответствии со ст. 81 (ч. 1) и 96 (ч. 1)
Конституции РФ составляет четыре года), с тем чтобы с учетом уста- новленной действующим законодательством продолжительности кампании по проведению референдума обеспечить возможность про- ведения в течение четырехлетнего избирательного цикла не менее двух референдумов.
Конституционный Суд РФ постановил признать оспариваемые положения в части, устанавливающей период, в течение которого граждане РФ не могут выступать с инициативой о проведении рефе- рендума Российской Федерации и проведение такого референдума не допускается, не противоречащим Конституции РФ, поскольку по конституционно-правовому смыслу положений Закона период, в те- чение которого граждане могут выступать с инициативой о проведе- нии референдума Российской Федерации и непосредственно участво- вать в нем, должен, во всяком случае, составлять не менее двух лет, с тем чтобы в пределах четырехлетнего избирательного цикла обеспе- чивалась возможность проведения не менее двух референдумов.
Вопрос референдума должен быть сформулирован таким об- разом, чтобы исключалась возможность его множественного тол- кования, на него можно было бы дать только однозначный ответ,
а также чтобы исключалась неопределенность правовых послед- ствий принятого на референдуме решения. На референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Россий- ской Федерации или в совместном ведении Российской Федера- ции и субъектов РФ.
Право на участие в референдуме. При проведении референдума действуют общие принципы избирательного права: всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления при тайном голо- совании. Практически общими являются основные гарантии из- бирательных прав и прав на участие в референдуме, не случайно