Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1394

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 21. Избирательная система и референдум РФ 419
Основанием для регистрации избирателей на конкретном из- бирательном участке является факт проживания гражданина РФ
на территории этого участка, а также временного пребывания или наличия открепительного удостоверения.
Гражданин РФ может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке, участке референдума.
Это исключает возможность плюрального вотума, т. е. голосова- ния на нескольких участках в связи с наличием, например, част- ного домовладения на разных территориях.
Основания и порядок составления списков избирателей уста- навливаются законодательно. Для того чтобы граждане успели до выборов устранить любые недоразумения, установлено, что спи- сок избирателей представляется для всеобщего ознакомления за
20 дней до дня выборов. Каждый гражданин Российской Федера- ции, обладающий избирательным правом, вправе заявить в уча- стковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования — в тече- ние двух часов участковая избирательная комиссия обязана про- верить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления.
Решение участковой избирательной комиссии может быть обжа- ловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответствен- но уровню проводимых выборов) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования —
немедленно. Этот механизм, обычный в своих основных чертах для большинства демократических стран, призван гарантировать гражданам осуществление их активного избирательного права.
Целям исключения возможности злоупотреблений служит прави- ло, согласно которому вносить изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избира- телей законом запрещается.
Невключение в список избирателей весьма часто порождает конфликты, особенно когда речь идет о беженцах и вынужден- ных переселенцах, гражданах, находящихся в момент составле- ния списков за пределами Российской Федерации. Один из таких конфликтов, связанный с вынужденным переселением большого числа лиц ингушской национальности с территории Республики
Северная Осетия — Алания, где они постоянно проживали, на территорию Ингушской Республики, стал предметом рассмотре- ния Конституционного Суда РФ.


420 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
В ноябре 1995 г. Конституционный Суд РФ рассматривал запрос
Правительства Ингушской Республики о проверке конституционности одного из положений Закона Республики Северная Осетия — Алания
«О выборах в Парламент Республики Северная Осетия — Алания».
В соответствии с этим положением Центральная избирательная ко- миссия по выборам депутатов указанного парламента установила, что граждане, не проживающие на территории республики и находящие- ся за ее пределами, независимо от причин отсутствия в списки изби- рателей не включаются. Однако Конституционный Суд не признан данное постановление конституционным, указав, что «временное пребывание за пределами места жительства не влечет за собой сня- тия с регистрационного учета по месту постоянного или преимуще- ственного проживания. В силу этого наличие регистрации должно рассматриваться в качестве одного из оснований для включения гра- жданина в список избирателей по месту жительства, что относится и к вынужденным переселенцам. Сам по себе факт отсутствия гражда- нина на момент составления списков избирателей по месту постоян- ного или преимущественного проживания не может служить основа- нием для отказа ему во включении в список избирателей на соответ- ствующем избирательном участке».
Образование избирательных округов и участков. Для проведе- ния выборов образуются избирательные округа и участки. Округа образуются на основании данных о численности зарегистриро- ванных избирателей. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе (схема образования округов) определяются соответствующей избирательной комис- сией не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, и утверждаются соответствую- щим представительным органом. Избирательные округа образу- ются при соблюдении определенных требований. Так, должно быть обеспечено примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей в труднодоступных и отдаленных местностях. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многоман- датном избирательном округе от средней нормы представитель- ства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях — 15% от средней нормы представитель- ства избирателей. Перечень труднодоступных и отдаленных мест- ностей устанавливается законом субъекта РФ, вступившим в си-


Глава 21. Избирательная система и референдум РФ 421
лу до дня официального опубликования решения о назначении выборов. Данные требования могут не соблюдаться при выборах в федеральные государственные органы в случае, если федераль- ными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта РФ.
Избирательный округ составляет единую территорию: не до- пускается создание избирательного округа из не граничащих ме- жду собой территорий, за исключением анклавных территорий.
При соблюдении законных требований образования избиратель- ных округов учитывается административно-территориальное де- ление.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей избирательный округ разбивается на избирательные участки. Эти участки образуются главой местной администрации по согласо- ванию с соответствующими избирательными комиссиями. Гра- ницы избирательных участков не должны пересекать границ из- бирательных округов.
В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах вре- менного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдален- ных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании,
и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях — не позднее чем за три дня до дня голосования; такие избирательные участки входят в избирательные округа, округа референдума по месту их расположения или по месту приписки судна.
Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.
В воинских частях избирательные участки могут образовываться только в случаях, установленных законом.
Списки избирательных участков с указанием их границ и ад- ресов участковых избирательных комиссий должны быть опубли- кованы соответствующим главой местной администрации не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
Избирательные комиссии. Эти комиссии обеспечивают реали- зацию и защиту избирательных прав граждан, а также осуществ- ляют подготовку и проведение выборов. Такими комиссиями яв- ляются:
• Центральная избирательная комиссия РФ;
• избирательные комиссии субъектов РФ;
• избирательные комиссии муниципальных образований;
• окружные избирательные комиссии;

422 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
• территориальные (районные, городские и др.) избиратель- ные комиссии;
• участковые комиссии.
Избирательные комиссии также действуют в качестве комис- сий референдума.
Все избирательные комиссии действуют на правовой основе.
Так, полномочия и порядок деятельности Центральной избира- тельной комиссии РФ и иных избирательных комиссий по выбо- рам в федеральные органы государственной власти устанавлива- ются федеральными законами.
Что же касается деятельности избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов РФ и в вы- борные органы местного самоуправления, то она устанавливается федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Важнейший принцип деятельности избирательных комиссий всех уровней состоит в том, что при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции они независимы от госу- дарственных органов и органов местного самоуправления. Этот принцип призван исключить любое вмешательство властей в дея- тельность комиссий, а следовательно, повлиять на исход выбо- ров.
Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их ком- петенции, обязательны для исполнительных органов государст- венной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, кандидатов, избирательных объединений, органи- заций, должностных лиц, избирателей, а также нижестоящих (со- ответственно уровню проводимых выборов) избирательных ко- миссий.
Государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помеще- ния, транспорт, средства связи, техническое оборудование, све- дения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий.
Формирование избирательных комиссий на каждом уровне происходит на соответствующей правовой базе.
Формирование избирательных комиссий субъектов РФ осу- ществляется законодательными (представительными) органами и


Глава 21. Избирательная система и референдум РФ 423
высшими должностными лицами субъектов РФ на основе пред- ложений политических партий, прежде всего тех, списки кото- рых были на предыдущих выборах допущены к распределению мандатов в представительных органах, а также общественных объединений, органов местного самоуправления. Половина чле- нов комиссии назначается законодательным органом, другая —
высшим должностным лицом субъекта РФ (на основе предложе- ний политических партий).
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях соответствующей избирательной ко- миссии вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица,
представители избирательных объединений и СМИ.
Избирательные комиссии, комиссии референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении закона,
проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, напра- вившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день го- лосования или в день, следующий за днем голосования, — не- медленно. В случае если факты, содержащиеся в обращениях,
требуют дополнительной проверки, решения по ним принимают- ся не позднее чем в 10-дневный срок. Избирательные комиссии,
комиссии референдума вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, которые обязаны в пяти- дневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосо- вания, а в день голосования или в день, следующий за днем голо- сования, — немедленно принять меры по пресечению этих нару- шений. В случае если факты, содержащиеся в обращении,
требуют дополнительной проверки, указанные меры принимают- ся не позднее чем в 10-дневный срок.
Избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечи- вают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, дейст- вий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о хо- де избирательной кампании, подготовки и проведения референ- дума, о кандидатах, объединениях, выдвинувших кандидатов.
Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные СМИ в сроки, установленные соответствую- щими законами. В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами


424 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные избиратель- ными объединениями, кандидатами, а также иностранные (меж- дународные) наблюдатели. Иностранные (международные) на- блюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с фе- деральными законами.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется на ос- нове коллегиальности. Решения избирательных комиссий по ос- новным вопросам организации и проведения выборов (о регист- рации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными и др.) принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с пра- вом решающего голоса.
Закон устанавливает порядок обжалования нарушений изби- рательных прав граждан. Решения и действия (или бездействие)
органов государственной власти, органов местного самоуправле- ния, общественных объединений и должностных лиц, такие как решения и действия комиссии, нарушающие избирательные пра- ва граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда обяза- тельно для исполнения соответствующими комиссиями.
Решения и действия (или бездействие) избирательных комис- сий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, также могут быть обжалованы в вышестоящую избира- тельную комиссию, причем это не является обязательным усло- вием для обращения в суд.
Центральная избирательная комиссия. Центральная избира- тельная комиссия Российской Федерации действует на постоян- ной основе. Она является федеральным государственным орга- ном, организующим подготовку и проведение выборов, а также референдумов в Российской Федерации. Срок полномочий Цен- тральной избирательной комиссии РФ — четыре года.
Центральная избирательная комиссия РФ состоит из 15 чле- нов. Пять членов Центральной избирательной комиссии назнача- ются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых фракциями и депутатскими объединениями в Государственной
Думе, а также депутатами. Пять членов Центральной избиратель- ной комиссии назначаются Советом Федерации из числа канди- датур, предлагаемых законодательными (представительными) ор- ганами и высшими должностными лицами субъектов РФ. Пять