Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1400

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 8. Особенности избирательных систем
и референдума в субъектах Российской Федерации
Общая характеристика. Согласно Конституции РФ избира- тельное законодательство относится к совместному ведению Рос- сийской Федерации и ее субъектов. Это означает, что при выбо- рах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и в то же время вправе самостоятельно принимать такие законы. Та- кое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой — порождает различия в избирательных системах субъ- ектов Федерации. Различия можно считать несущественными, но они все же существуют, так что говорить об избирательной сис- теме в субъектах Федерации как о единой для всех системе нель- зя. К этому следует добавить значительное число не совпадаю- щих во многих деталях избирательных систем по выборам в орга- ны местного самоуправления.
Выборы в органы государственной власти субъектов РФ и ор- ганы местного самоуправления проводятся в соответствии с кон- ституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми за- конодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона.
Активное и пассивное избирательное право. Выборы депутатов в соответствующие органы государственной власти субъектов Рос- сийской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равно- го, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов Фе- дерации, действуют на всей территории Российской Федерации в силу ее Конституции и федеральных законов. Однако конститу- ции, уставы и законы субъектов Федерации порой ограничивают

Глава 21. Избирательная система и референдум РФ 447
принцип всеобщности избирательного права, сужая круг лиц, ко- торые вправе голосовать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти субъектов Федера- ции. Это встречается в республиках, в которых предполагается свое гражданство, и только таким гражданам предоставляется право избирать и быть избранными в органы государственной власти. Во многих субъектах Федерации введено правило, соглас- но которому правом избирать наделяются только те граждане, ко- торые постоянно проживают на данной территории.
Законодательство субъектов Федерации иногда закрепляет ценз оседлости при выборах депутатов законодательных органов.
Но федеральный закон, позволяя субъектам Федерации устанав- ливать сроки обязательного проживания на своей территории,
указывает, что они не могут превышать одного года.
Федеральным законом «Об основных гарантиях избиратель- ных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации» установлено, что ограничение пассивного избира- тельного права, связанное с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории, может устанавли- ваться только Конституцией РФ. Установление федеральным за- коном или законом субъекта РФ продолжительности и срока проживания для приобретения пассивного избирательного права не допускается. Ранее, 24 июня 1997 г., аналогичное постановле- ние по «хакасскому делу» вынес Конституционный Суд РФ.
Порядок проведения выборов и подсчет голосов. Выборы в зако- нодательные органы субъектов Федерации проводятся на основе различных систем подсчета голосов. Не менее половшны депута- тов или даже все избираются по пропорциональной системе.
В рамках единой избирательной кампании выборы иногда вклю- чают, наряду со списками, также голосование в многомандатных округах, что может привести к нарушению равенства прав изби- рателей (часть избирателей имеет один голос, ибо избирает одно- го депутата, а другая — по нескольку голосов, ибо избирает не- скольких депутатов). Конституционный Суд РФ в постановлении от 23 марта 2000 г. по делу о выборах депутатов Законодательного
Собрания Оренбургской области признал соответствующие нор- мы неконституционными и указал на необходимость обеспечи- вать равные условия для реализации избирательных прав и, сле- довательно, справедливое народное представительство.
До установления в декабре 2004 г. нового порядка выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполни-


448 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации тельной власти) проводились в двух основных формах: самим на- селением (преимущественно) и законодательными органами субъектов Федерации (Дагестан). Система избрания глав админи- страций населением во многом напоминала систему избрания
Президента РФ: предусматривалось избрание того кандидата, ко- торый получил больше половины голосов от установленного за- коном минимума принявших участие в выборах избирателей,
возможность второго тура голосования и проч. Ныне этот поря- док изменен (см. § 2 гл. 26 учебника).
Порядок подготовки и проведения выборов в законодатель- ные собрания с небольшими различиями включает те же стадии,
которые установлены федеральным законодательством. Это пре- жде всего назначение выборов и формирование республикан- ской, краевой, областной и других избирательных комиссий, ко- торые обычно возлагаются на главу администрации (президента,
губернатора) субъекта Федерации.
Образуются участковые избирательные комиссии, которые выверяют списки избирателей. Выдвижение и регистрация кан- дидатов практически принципиально не отличаются от федераль- ного уровня, хотя число требуемых подписей, конечно, меньше.
Специальными актами регламентируется предвыборная агита- ция, с тем чтобы каждому кандидату и избирательному объедине- нию обеспечить равные возможности пользования СМИ. По об- щим правилам, соответствующим федеральному уровню, прохо- дят голосование и определение результатов голосования.
Выборы в органы местного самоуправления регламентируются как федеральными законами, так и законодательными актами субъектов Федерации. В соответствии с Федеральным законом
«Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» представительный орган местного само- управления и глава муниципального образования избираются гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избиратель- ного права при тайном голосовании в соответствии с федераль- ными законами и законами субъектов РФ. В соответствии с меж- дународными договорами и соответствующими им законами иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.
Референдум. Конституции и уставы субъектов РФ предусмат- ривают право граждан на непосредственное участие в осуществ-


Глава 21. Избирательная система и референдум РФ 449
лении государственной власти в форме референдума. Права гра- ждан на участие в референдуме субъектов РФ закреплены в Фе- деральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера- ции». Системы проведения референдума во многом повторяют федеральную модель, но в то же время обладают, хотя и не прин- ципиальными, различиями.
На референдум субъекта РФ могут быть вынесены вопросы,
находящиеся в ведении субъекта РФ, а также в совместном веде- нии, что подтверждено Конституционным Судом РФ в постанов- лении от 10 июня 1998 г. На местный референдум могут быть вы- несены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправле- ния. Законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены вопросы, подлежащие вынесению на референдум.
В то же время на референдум субъекта РФ, местный референ- дум не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномо- чий, приостановлении осуществления полномочий органов госу- дарственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправле- ния о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о персональном составе органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
3) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согла- сия на назначение на должность или на освобождение от долж- ности депутатов и должностных лиц;
4) о принятии или об изменении соответствующего бюджета,
исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ,
муниципального образования;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
На референдум субъекта РФ не могут также быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации, а так- же вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Фе- дерации и субъекта РФ. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы v
не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

450 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
Вопросы, выносимые на референдум субъектов РФ, как и в
Российской Федерации в целом, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражда- нина, конституционные гарантии реализации таких прав и сво- бод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь одно- значный ответ.
Вопросы, выносимые на референдум субъекта РФ, местный референдум, не должны противоречить законодательству РФ. Во- просы, выносимые на местный референдум, не должны противо- речить законодательству РФ, законодательству соответствующего субъекта РФ.
Орган государственной власти субъекта РФ либо орган мест- ного самоуправления, уполномоченный принять решение о на- значении референдума, обязан проверить соответствие вопроса,
предлагаемого для вынесения на референдум субъекта РФ, мест- ный референдум, требованиям федерального закона в порядке и сроки, установленные законом субъекта РФ или уставом муни- ципального образования. При этом срок проверки не может пре- вышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган хо- датайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.
Орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный принять решение о назначении референдума субъекта РФ, не позднее чем через пять дней со дня поступления в указанный ор- ган ходатайства инициативной группы по проведению референ- дума и приложенных к нему документов обязан уведомить об этой инициативе Президента РФ, Совет Федерации, Государст- венную Думу, Правительство и Центральную избирательную ко- миссию РФ.
В случае признания вопроса, выносимого на референдум, от- вечающим требованиям федерального закона соответствующий орган регистрирует инициативную группу по проведению рефе- рендума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также со- общает об этом в СМИ. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума субъекта РФ принимается в
15-дневный срок по истечении 45 дней со дня поступления хода- тайства инициативной группы по проведению референдума субъ- екта РФ и приложенных к нему документов.


Глава 22. Президент Российской Федерации 451
Глава 22. Президент Российской Федерации
§ 1. Положение Президента Российской Федерации
в системе органов государственной власти
Понятие главы государства. Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках — выборный президент.
Государство испытывает потребность в существовании должност- ного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устой- чивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть гла- ва государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ го- сударства и официальный представитель народа. Глава государст- ва призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфлик- тов между органами государственной власти.
При различных формах правления полномочия главы государ- ства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы го- сударства номинальны, в других — они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет опреде- ленные собственные полномочия, т. е. высшие представитель- ские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции ни- кому не подконтрольны и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия —
например, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны.
Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимо- сти от политических условий и исторических традиций. В госу- дарствах парламентарной монархии (Великобритания, Япония,
Бельгия и др.), например, глава государства «царствует, но не управляет», и его функции внешне выглядят только как предста- вительские. Столь же слабо они выражены в республиках парла- ментского типа (ФРГ, Италия и др.). Но если государство изби- рает тип президентской (США) или полупрезидентской (Фран- ция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливать-


452 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации ся с исполнительной властью и возглавлять ее (США) или, нахо- дясь как бы вне ее, фактически ее контролировать.
Когда говорят о положении главы государства в системе орга- нов государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В демо- кратическом правовом государстве всегда действует принцип раз- деления властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей —
законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции и полномочия нельзя полностью отнести ни к законодательной, ни к судебной.
Другое дело — взаимоотношения главы государства с испол- нительной властью. Даже в тех странах, где он не входит ни в од- ну из трех властей (Франция и др.) или о его статусе в конститу- ции вообще не говорится (ФРГ), юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти — ибо никакому должностному лицу нельзя иметь основные функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В то же время при таком по- ложении, не отрицающем принцип разделения трех властей, об- разуется особый статус главы государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности выступать гарантом кон- ституции и осуществлять высшее представительство.
Президентская власть в республиках президентского типа —
это всегда множество единоличных полномочий. Глава государст- ва не только не делит свою власть с другими лицами (коллегиаль- ный глава государства практически не встречается), но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законода- тельной и судебной власти. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парла- мента. Он вправе сам комплектовать состав правительства (с оп- ределенным участием парламента), которое в силу этого приобре- тает стабильный характер (явление частой смены правительств,
характерное для парламентской формы правления с многопар- тийностью, получило название «министерская чехарда»). Сильная президентская власть никак не подрывает демократический ха- рактер правового государства — напротив, она в определенных