Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1404

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

460 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации ные округа (это и есть право представительства «внутри стра- ны»), и эти представители являются должностными лицами,
представляющими Президента. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других го- сударств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать по- слов и представителей в другие государства. В соответствии с ме- ждународным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, принятые должностными лицами от имени Российского государства без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объяв- лены недействительными).
1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   66

§ 2. Порядок избрания
Президента Российской Федерации.
Прекращение его обязанностей
Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конститу- ции РФ, Федерального закона «О выборах Президента Россий- ской Федерации» и других федеральных законов.
Общие условия выборов Президента Российской Федерации.
Выдвижение кандидатов. Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избира- тельного права при тайном голосовании. Четырехлетний срок яв- ляется достаточно распространенным в мировой практике, хотя в ряде стран глава государства избирается на более длительные сро- ки (чаще всего на пять-шесть лет, а в Италии, Турции на семь лет). Президент РФ может быть переизбран на второй четырех- летний срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается. Следовательно, избрание на третий и чет- вертый сроки возможно, но только после перерыва. Конституци- онный Суд РФ в определении от 5 ноября 1998 г. указал, что из- брание первого Президента РФ в 1991 г. (т. е. до принятия Кон- ституции РФ в 1993 г.) на срок до 1996 г. должно рассматриваться как первый срок президентства и по новой Конституции.
Право избирать Президента предоставляется гражданам, дос- тигшим на день выборов 18 лет. Участие граждан в выборах явля- ется добровольным, каждый избиратель имеет только один голос.
Эти нормы обеспечивают подлинную всеобщность избирательно- го корпуса, не допуская в то же время принудительного голосо-

Глава 22. Президент Российской Федерации 461
вания или, напротив, установления ограничительных цензов. От выборов отстраняются только недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Избрание Президента РФ прямым способом связывает его с народом более тесно, чем избрание парламентом (ФРГ. Турция)
или косвенное избрание (в США, например, население сначала избирает выборщиков), но различие не носит очень уж принци- пиального характера с точки зрения демократизма. Главное со- стоит в том, что путем всеобщих выборов Президент получает мандат непосредственно от народа, что позволяет ему вести себя более независимо по отношению к парламенту.
Конституционных требований к Президенту РФ не так много.
Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, посто- янно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоян- ного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет не означает, что кандидат в Президенты вообще не мог отлучаться из страны в кратковременные поездки, речь здесь идет только о непрерывном основном местожительстве. В то же время Феде- ральным законом «О выборах Президента Российской Федера- ции» установлено, что не имеет права быть избранным Прези- дентом РФ гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтвер- ждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства (п. 5.1 ст. 3).
Скупые конституционные требования к Президенту — при- знак демократического подхода к выборам главы государства,
они способствуют расширению круга лиц, из которого может быть избран Президент. В то же время ясно, что главой государ- ства должен становиться только гражданин, имеющий большой жизненный и политический опыт, тесно связанный с интересами народа и способный руководить нашим непростым государством.
Выборы Президента проводятся по единому федеральному из- бирательному округу, включающему в себя всю территорию Рос- сийской Федерации. Избирательные комиссии создаются и дей- ствуют в соответствии с Федеральным законом «Об основных га- рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Право выдвижения кандидатов на пост Президента принадлежит политическим партиям и изби- рателям (в порядке самовыдвижения). Для поддержки самовы-


462 Раздел VI. Органы государственной влас™ в Российской Федерации движения необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом. Выдвижение от партии происходит на съезде (конферен- ции) партии, который может выдвинуть только одного кандида- та, данные о котором сообщаются в Центризбирком России.
Однако выдвижение кандидата требует поддержки избирателей.
Политическая партия или группа избирателей обязаны собрать в поддержку своего кандидата не менее 2 млн подписей избирателей.
При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс.
подписей избирателей. Не собирают подписей те партии, которые были допущены к распределению мандатов на последних выборах депутатов Государственной Думы. Во всех случаях требуется пре- доставить сведения о размере и источниках доходов кандидата и его супруги. Центризбирком проверяет правильность собирания подписей и выносит решение о регистрации кандидата. В ходе из- бирательных кампаний Центризбирком нередко выявлял случаи подтасовок с подписями и на этом основании отказывал кандида- там в регистрации, но Верховный Суд РФ чаще всего признавал та- кие решения необоснованными и обязывал Центризбирком заре- гистрировать кандидата. Центризбирком откладывает выборы, ес- ли зарегистрировано менее двух кандидатов, что призвано обеспечить альтернативный характер голосования.
Все зарегистрированные кандидаты обладают равными права- ми и несут равные обязанности. Со дня регистрации зарегистри- рованные кандидаты обязаны на время проведения выборов ос- тавить государственную или муниципальную службу или работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся на второй»
срок Президент РФ, имеющий право продолжать осуществлять свои полномочия, — не пользоваться преимуществами своего должностного положения. Кандидаты на пост Президента поль- зуются рядом льгот, предусмотренных законом (получают денеж- ную компенсацию, бесплатно пользуются общественным транс- портом, приобретают статус неприкосновенности и др.). На вы- борах Президента РФ каждый зарегистрированный кандидат получает от Центризбиркома на ведение своей кампании средст- ва из федерального бюджета. Закон подробно регламентирует по- рядок проведения предвыборной агитации, использования в этих целях радио, телевидения и печатных изданий. Эти и многие другие нормы призваны обеспечить равные возможности для всех кандидатов, исключить злоупотребления и давление на из- бирателей.


Глава 22. Президент Российской Федерации 463
В случае если один из кандидатов на должность Президента использует свое право и снимет свою кандидатуру за несколько дней до выборов без вынуждающих к тому обстоятельств, то
Центральная избирательная комиссия относит на счет этого кан- дидата соответствующую часть понесенных ею расходов по про- ведению выборов. Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы Президента по ре- шению Центральной избирательной комиссии откладываются на срок не более 90 дней для дополнительного выдвижения канди- датов и осуществления последующих избирательных действий.
Назначение и финансирование выборов. Выборы проводятся в сроки, установленные Конституцией и федеральным законом.
Дата выборов назначается Советом Федерации Федерального Со- брания, хотя она фактически установлена в законе. Днем выбо- ров является второе воскресенье после истечения конституцион- ного срока, на который был избран предыдущий Президент. Вы- боры назначаются не позже чем за 90 дней до дня голосования.
Если Совет Федерации не назначит выборы в срок, то они про- водятся Центральной избирательной комиссией РФ во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента. Если полномочия Президента заканчи- ваются до истечения конституционного срока, Совет Федерации назначает досрочные выборы (такие выборы были проведены
26 марта 2000 г. после добровольной отставки Президента
Б. Н. Ельцина 31 декабря 1999 г.).
Финансирование выборов Президента осуществляется за счет средств федерального бюджета, которые распределяются между всеми избирательными комиссиями. Но кандидаты на пост Пре- зидента обязаны создавать собственные избирательные фонды,
которые могут формироваться за счет собственных средств,
средств, выделенных политической партией или общественными объединениями, входящими в избирательный блок, доброволь- ных пожертвований граждан и юридических лиц. Но есть и об- щее ограничение: предельная сумма расходов кандидата за счет его избирательного фонда не может превышать 400 млн руб., а при повторном голосовании — 500 млн руб. Не допускаются по- жертвования в избирательные фонды со стороны иностранных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, россий- ских юридических лиц с иностранным участием (если доля ино- странного капитала превышает 30%), международных организа- ций и общественных движений, органов государственной власти


464 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций, юридических лиц с государственной или муниципальной долей, превышающей 30%, воинских частей,
военных учреждений и организаций, благотворительных органи- заций и религиозных учреждений, анонимных жертвователей. За- кон устанавливает строгий учет пожертвований в избирательные фонды.
Определение результатов голосования. Вступление Президента в
должность. Подсчет голосов избирателей проводится непосредст- венно членами участковой избирательной комиссии, о чем со- ставляется протокол. На основании этих протоколов территори- альная избирательная комиссия, суммируя содержащиеся в них данные, устанавливает итоги голосования и составляет протокол,
который передается в избирательную комиссию субъекта РФ, а она, в свою очередь, произведя суммирование данных, передает протокол в Центризбирком РФ. Центризбирком не позднее чем через 10 дней со дня выборов определяет результаты выборов.
Избранным считается кандидат, который получил более поло- вины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Центр- избирком признает выборы несостоявшимися, если в них приня- ло участие менее половины избирателей; если голосование про- водилось по одной кандидатуре и за кандидата проголосовало менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании; если из двух кандидатов ни один не получил более половины голосов или если все кандидаты выбыли до проведения повторного го- лосования. При определенных условиях выборы могут быть объявлены недействительными. В случае если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был из- бран, через 21 день назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей
(так называемый второй тур, характерный для стран с многопар- тийной системой). По итогам повторного голосования избран- ным считается кандидат, получивший большее — по сравнению с другим кандидатом — число голосов. Если же повторное голосо- вание не приводит к результату, то Совет Федерации назначает повторные выборы. Закон предусматривает широкую огласку ре- зультатов выборов на всех уровнях. Официальное опубликование результатов выборов осуществляется в течение трех дней со дня подписания Центральной избирательной комиссией протокола о результатах выборов.