Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1410

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 501
партий, улучшит распределение мандатов и представительство региональных групп кандидатов.
Избирательные участки. Для проведения голосования и под- счета голосов избирателей при выборах депутатов Государствен- ной Думы образуются избирательные участки. Их образует глава местной администрации по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 50
дней до дня голосования с учетом местных и иных условий в це- лях создания максимальных удобств для избирателей. Избира- тельный участок должен включать не более 3 тыс. избирателей,
обычно он находится в границах административно-территориаль- ного деления в субъекте РФ.
Списки избирателей составляются соответствующей избира- тельной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации. Избиратель может быть включен в спи- сок избирателей только на одном избирательном участке. Закон регламентирует порядок включения в списки избирателей всех категорий граждан, находящихся в день выборов за пределами своего постоянного проживания (в санаториях, больницах, обще- житиях, за рубежом, на военной службе и др.). Списки избирате- лей представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня выборов, и каждый гражданин вправе обжало- вать невключение в список в вышестоящую избирательную ко- миссию или в суд.
Избирательные комиссии. Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы обеспечивают избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия РФ, избира- тельные комиссии субъектов РФ, территориальные (районные,
городские и другие) избирательные комиссии и участковые изби- рательные комиссии.
Избирательные комиссии формируются и действуют в соот- ветствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях изби- рательных прав и права на участие в референдуме граждан Рос- сийской Федерации» и другими федеральными законами. Все ре- шения и действия любой избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию и в суд.
Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, в случае регистрации получает право назначить од- ного члена каждой избирательной комиссии с правом совеща- тельного голоса.

502 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
Выдвижение кандидатов в депутаты. Кандидаты в депутаты вы- двигаются в составе федеральных списков кандидатов. Выдвиже- ние осуществляется политическими партиями, имеющими в со- ответствии с Федеральным законом «О политических партиях»
право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать спи- ски кандидатов. Политическая партия вправе выдвинуть в соста- ве своего списка гражданина, не являющегося членом данной партии (таких лиц должно быть не более 50%). Поэтому каждый гражданин вправе обратиться в региональное отделение партии с предложением включить его в список.
Решение о выдвижении списка принимается тайным голосо- ванием на съезде политической партии. Выдвижение осуществ- ляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня публикации решения о назначении вы- боров. Федеральный список разбивается на региональные груп- пы, которые образуются пропорционально численности избира- телей. Региональная часть каждого списка должна охватывать все субъекты РФ, а в общефедеральную часть списка включается не более трех кандидатов. Всего же в списке должно быть не более
500 человек.
Утвердив федеральный список партии, последняя представля- ет его и все необходимые документы по каждому кандидату в
Центральную избирательную комиссию. В случае отказа принять список решение комиссии может быть обжаловано в Верховный
Суд РФ, который обязан рассмотреть жалобу в пятидневный срок.
В поддержку списка партии ее участники собирают подписи избирателей (не менее 200 тыс.) или вносят избирательный залог
(15% от предельных расходов из средств избирательного фонда).
Но те партии, которые уже представлены в Думе, от того и друго- го освобождены. Центральная избирательная комиссия регистри- рует списки кандидатов и передает их в СМИ.
После регистрации все кандидаты приобретают права, необ- ходимые им для ведения предвыборной кампании (освобождают- ся от работы с компенсацией, бесплатно пользуются транспор- том и др.). Кандидаты в депутаты, замещающие государственные или муниципальные должности либо находящиеся на государст- венной или муниципальной службе, а также кандидаты, являю- щиеся должностными лицами, журналистами, другими творче- скими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избира-


Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 503
тельной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Кандидат в депутаты после регистрации не может быть при- влечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут административному наказанию в судебном порядке без согласия
Генерального прокурора Российской Федерации.
Предвыборная агитация. Граждане РФ, политические партии и иные избирательные объединения вправе проводить предвыбор- ную агитацию в допускаемых законом формах и законными ме- тодами.
Предвыборной агитацией признаются призывы голосовать за или против федерального списка, за или против кандидатов, вы- ражение предпочтения какой-либо партии, описание последст- вий избрания тех или иных кандидатов, распространение инфор- мации о кандидатах позитивного и негативного характера и др.
Запрещается проводить предвыборную агитацию, распростра- нять любые агитационные предвыборные материалы органам го- сударственной власти и органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей, воинским частям, военным учреждениям и орга- низациям, благотворительным и религиозным организациям,
членам избирательных комиссий с правом решающего голоса,
иностранцам. Установлен и ряд других ограничений, а также сроки окончания предвыборной агитации.
Кандидатам, политическим партиям и их уполномоченным представителям запрещается осуществлять подкуп избирателей:
вручать избирателям денежные средства, подарки и иные матери- альные ценности иначе как за выполнение предвыборной орга- низационной работы (сбор подписей, агитационную работу),
производить вознаграждение избирателей, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материа- лов, а также значков, специально изготовленных для избиратель- ной кампании и др. Государство гарантирует свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с законом, всем полити- ческим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кан- дидатов, гарантируются равные условия доступа к средствам мас- совой информации для проведения агитации.
В целях проведения предвыборной агитации политические партии, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов,
вправе использовать государственные телерадиокомпании. Все


504 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации это направлено на создание равных условий для предвыборной агитации всех кандидатов. Государственные органы и органы ме- стного самоуправления обязаны оказывать содействие политиче- ским партиям в организации и проведении предвыборных собра- ний, встреч кандидатов в депутаты и доверенных лиц с избирате- лями.
Финансирование выборов. Расходы по подготовке и проведе- нию выборов депутатов Государственной Думы, а также по обес- печению деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий производятся за счет средств федерального бюд- жета. Политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, формируют избирательные фонды для финансирова- ния своей избирательной кампании.
Предельная сумма расходов политической партии за счет средств избирательного фонда не может превышать 400 млн руб.,
но ежегодно индексируется. В целом бюджетные расходы по вы- борам Думы в 2003 г. составили 2,8 млрд руб., но в 2007 г. про- гнозируется сокращение этой суммы.
Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны иностранных государств и граждан, лиц, не имеющих гражданства, российских юридических лиц с иностранным уча- стием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30%, международных организаций и международных общественных движений, органов государственной власти и ме- стного самоуправления, государственных и муниципальных учре- ждений и унитарных предприятий, воинских частей, военных уч- реждений и организаций, благотворительных и религиозных ор- ганизаций и др.
Политические партии, получившие на выборах менее 3% го- лосов избирателей, обязаны возместить в полном объеме стои- мость эфирного времени и печатной площади в государственных
СМИ.
Законом установлены порядок расходования и учета денеж- ных средств, финансовая отчетность, контроль за источниками поступления, за целевым расходованием средств, выделенных из- бирательным комиссиям, и т. д.
Голосование и определение результатов выборов. Для выборов депутатов Государственной Думы каждый избиратель получает бюллетень в форме, устанавливаемой Центральной избиратель- ной комиссией, в котором в определенном порядке перечислены


Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 505
все списки кандидатов. Избиратель вправе выбрать тот список,
за который он желает проголосовать.
Подсчет голосов производит участковая избирательная комис- сия, которая передает протокол в вышестоящую комиссию, и так вплоть до Центральной избирательной комиссии, которая уста- навливает и объявляет о результатах выборов. Однако в целях ус- тановления общественного контроля за подсчетом голосов один экземпляр протокола любой избирательной комиссии предостав- ляется для ознакомления доверенным лицам, наблюдателям и др.
Центральная избирательная комиссия признает выборы несо- стоявшимися в случае, если:
1) в выборах приняло участие менее 25% избирателей, вклю- ченных в списки избирателей;
2) ни один из списков кандидатов не получил 7% голосов из- бирателей;
3) все списки получили в совокупности 60% и менее голосов избирателей.
Центральная избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными:
1) если допущенные при проведении голосования или уста- новлении итогов голосования нарушения не позволяют с досто- верностью установить результаты волеизъявления избирателей;
2) если выборы признаны недействительными на участках,
которые в совокупности включали не менее 25% от общего числа избирателей;
3) по решению суда.
К распределению депутатских мандатов допускаются только федеральные списки, которые получили семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Требу- ется также, чтобы списков было не менее двух и за них было по- дано в совокупности более 60% голосов. В этом случае иные спи- ски к распределению мандатов не допускаются.
Распределение депутатских мандатов начинается с того, что сумма голосов избирателей, поданных по федеральному округу за федеральные списки, делится на 450, т. е. число распределяемых мандатов. Полученный результат есть первое избирательное част- ное. Затем число голосов, полученных каждым федеральным списком, делится на это избирательное частное. Целая часть по- лученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный спи- сок кандидатов.

506 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
Если же после указанных действий остаются нераспределен- ные мандаты, то производится их вторичное распределение. Не- распределенные мандаты передаются по одному тем федераль- ным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате первого деления.
При равенстве дробных частей преимущество отдается тому фе- деральному списку кандидатов, за который подано больше голо- сов избирателей.
Поскольку федеральный список разбит на региональные груп- пы, то после определения депутатов по определенной части спи- ска производится распределение мандатов внутри федерального списка, т. е. между региональными группами.
Если в результате всех этих действий Дума останется в непра- вомочном составе, нераспределенные мандаты передаются спи- скам кандидатов, не допущенных к их распределению. Эти манда- ты распределяются пропорционально полученному числу голосов избирателей. Если же выборы признаны несостоявшимися или недействительными, Центральная избирательная комиссия назна- чает повторные выборы не позднее чем через четыре месяца.
Центральная избирательная комиссия регистрирует депутатов и выдает им удостоверения.
§ 5. Формирование Совета Федерации
Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 95) в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Фе- дерации: по одному от представительного и исполнительного ор- ганов государственной власти. В то же время в ч. 2 ст. 96 указано,
что формирование Совета Федерации устанавливается федераль- ным законом.
Эти конституционные положения позволяют сделать два оче- видных вывода. Во-первых, в Совете Федерации должно насчи- тываться по два представителя от каждого субъекта РФ, вследст- вие чего и председатель палаты должен быть избран из этого числа членов. Во-вторых, поскольку в одной и той же статье
Конституции законодатель указал, что Совет Федерации «форми- руется», а Государственная Дума образуется путем «выборов», то тем самым он с очевидностью установил, что порядок образова- ния Совета Федерации отличается от порядка образования Думы.
Однако без ответа оставались существенные вопросы: кто и ка- ким образом в субъектах РФ назначает или избирает этих двух


Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 507
представителей двух ветвей государственной власти. Должны ли они избираться населением каждого субъекта РФ или делегиро- ваться главой администрации и органом законодательной власти.
Если остановиться на выборности населением, то возникает до- полнительная необходимость обеспечить, чтобы такие выборные лица выражали точку зрения законодательной и исполнительной власти. Но как этого добиться? Эти вопросы вызвали острую дискуссию в парламентских кругах, которая, затянувшись до конца 1995 г., когда срок полномочий Совета Федерации первого созыва истекал, едва не привела к параличу всей федеральной парламентской системы. Постепенно всем стало ясно, что про- вести выборы членов Совета Федерации в субъектах Федерации синхронно с выборами депутатов Государственной Думы уже по времени невозможно, а избранная в установленный срок Госу- дарственная Дума второго созыва не могла бы начать функцио- нировать, пока не образован Совет Федерации.
В этих условиях, после рассмотрения в Государственной Думе многих вариантов законопроектов, Думой был принят весьма ла- коничный Закон (всего четыре статьи), ставший известным по имени его инициатора как «Закон Чилингарова».
Закон установил, что в Совет Федерации в качестве предста- вителей от каждого субъекта РФ должны входить глава законода- тельного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти. Это положение было коренным образом изменено Федеральным законом «О порядке формирования Со- вета Федерации Федерального Собрания Российской Федера- ции».
Закон устанавливает общие требования к членам Совета Фе- дерации и порядок избрания (назначения) представителей от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Членом Совета Федерации может быть из- бран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе
30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Член Совета Федерации — представитель от представительно- го органа государственной власти субъекта РФ избирается зако- нодательным (представительным) органом государственной вла- сти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при форми- ровании этого органа путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Фе- дерации — представитель от двухпалатного законодательного ор-

508 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации гана избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. В случае досрочного пре- кращения полномочий члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ новый член Совета Федерации — представи- тель от этого органа должен быть избран не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Фе- дерации.
Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федера- ции от законодательного органа вносятся на рассмотрение этого органа его председателем.
В двухпалатном законодательном органе кандидатуры вносят- ся на рассмотрение данного органа поочередно председателями палат. Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести на рассмотрение этого ор- гана альтернативные кандидатуры.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного орга- на государственной власти субъекта РФ не позднее трех месяцев назначается высшим должностным лицом на срок его полномо- чий. Указ (постановление) о назначении представителя в Совете
Федерации от исполнительного органа вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации.
Кандидаты для избрания (назначения) в качестве представи- теля в Совете Федерации обязаны представить соответственно в законодательный орган или высшему должностному лицу (руко- водителю высшего исполнительного органа):
1) сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующий году избрания (назначения);
2) сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на пра- ве собственности.
Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полно- мочий данного члена Совета Федерации. Полномочия прекраща- ются со дня принятия Советом Федерации решения о подтвер- ждении полномочий нового члена Совета Федерации — предста- вителя от того же органа государственной власти субъекта РФ.
Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досроч- но по основаниям, предусмотренным Федеральным законом
«О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государст-