Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1420

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

574 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации срока, не считается отклонением закона в смысле ч. 4 ст. 105 Кон- ституции РФ и не порождает предусмотренные ею юридические по- следствия. Конституционный Суд РФ в то же время отметил, что
Президент РФ в силу возложенных на него конституционных полно- мочий по обеспечению согласованного функционирования и взаимо- действия органов государственной власти обязан принимать необхо- димые меры по обеспечению непрерывности законодательного про- цесса, в том числе по соблюдению палатами Федерального Собрания предусмотренного Конституцией РФ срока направления принятого федерального закона главе государства.
Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государст-
венной Думой. В соответствии с ч. 3 ст. 105 Конституции РФ при- нятые Государственной Думой федеральные законы в течение пя- ти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Если в документах и материалах, сопровождающих поступившие из Го- сударственной Думы федеральные законы по вопросам введения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств го- сударства, другие федеральные законы, предусматривающие рас- ходы, покрываемые за счет федерального бюджета, отсутствует заключение Правительства РФ, Совет Федерации вправе сразу же отклонить такие федеральные законы.
Комитет, ответственный за рассмотрение федерального зако- на, определяется Председателем Совета Федерации или по его поручению заместителем Председателя Совета Федерации. Эти лица вправе также передать федеральный закон нескольким ко- митетам, определив при этом комитет, ответственный за рассмот- рение федерального закона. Члены Совета Федерации вправе ор- ганизовать обсуждение федерального закона в субъектах РФ и при наличии замечаний по федеральному закону направляют их в комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона.
Установленный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ 14-дневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает посту- пивший из Государственной Думы федеральный закон, исчисля- ется со дня, следующего за днем регистрации этого закона в Со- вете Федерации (исключая нерабочие дни).
В соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государ- ственной Думой федеральные законы по вопросам:
1) федерального бюджета;
2) федеральных налогов и сборов;


Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 575 3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регули- рования, денежной эмиссии;
4) ратификации и денонсации международных договоров Рос- сийской Федерации;
5) статуса и защиты Государственной границы Российской
Федерации;
6) войны и мира.
Однако на практике в связи с прежними трудностями созыва
Совета Федерации, вследствие чего он часто «не укладывался» в
14-дневный срок, возник вопрос, распространяется ли 14-днев- ный срок, установленный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ для рас- смотрения и одобрения федеральных законов в Совете Федера- ции, на федеральные законы по вопросам, перечень которых дан в ст. 106 Конституции РФ. Соответствующий запрос был направ- лен Советом Федерации в Конституционный Суд РФ.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 23 марта 1995 г.
указал следующее.
1. Рассмотрение в Совете Федерации федерального закона, под- лежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться согласно ч. 4 ст. 105
Конституции РФ не позднее 14 дней после его передачи в Совет Фе- дерации.
2. Если Совет Федерации в течение 14 дней не завершил рассмот- рения принятого Государственной Думой федерального закона, под- лежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, этот закон не считается одобрен- ным, и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Со- вета Федерации до вынесения решения о его одобрении либо откло- нении.
3. Толкование, содержащееся в п. 1 и 2 настоящего постановле- ния, не распространяется на федеральные законы, признаваемые са- мим Советом Федерации подлежащими обязательному рассмотре- нию в Совете Федерации, если они приняты Государственной Думой по вопросам, не перечисленным в ст. 106 Конституции РФ.
С переходом Совета Федерации на постоянную профессио- нальную основу своей деятельности это решение Конституцион- ного Суда РФ в известной степени стало менее актуальным, но все же не утратило своей силы. Из него вытекает, что конститу- ционный срок в 14 дней предусматривает не завершение рас- смотрения закона Советом Федерации, а только его начало. На- чав рассмотрение закона в 14-дневный срок, предусмотренный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ, Совет Федерации обязан путем го-

576 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации лосования принять решение об одобрении либо отклонении за- кона. При этом истечение указанного срока не освобождает Со- вет Федерации от данной обязанности. ^акон, принятый по лю- бому из вопросов, перечисленных в ст. 106, не может считаться одобренным, если Совет Федерации не завершил его рассмотре- ние. Соответственно, закон в этом случае не подлежит подписа- нию главой государства. Если рассмотрение в Совете Федерации федеральных законов, принятых по вопросам, перечисленным в
ст. 106 Конституции РФ, не завершено в установленный ч. 4
ст. 105 срок, оно должно быть продолжено на следующем заседа- нии Совета Федерации и завершено принятием решения.
Комитет (комитеты), ответственный за рассмотрение феде- рального закона, рассматривает принятый Государственной Ду- мой федеральный закон и принимает по нему заключение. Ко- митет может рекомендовать Совету Федерации одобрить закон или отклонить его.
Рассмотрение закона на заседании Совета Федерации начина- ется с оглашения заключения комитета и проекта постановления,
внесенного комитетом. Затем палата большинством голосов от общего числа членов принимает решение одобрить или откло- нить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании пала- ты. По результатам обсуждения закона Совет Федерации может одобрить или отклонить его. Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов палаты.
Если закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в
Совете Федерации, не был рассмотрен в течение 14-дневного срока, он направляется Президенту РФ для подписания и обна- родования. Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Со- вета Федерации. Решение об отклонении закона оформляется постановлением палаты. В постановлении об отклонении закона может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также час- тей и пунктов статей данного закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Государст- венной Думой, а также может содержаться предложение о созда- нии согласительной комиссии. Постановление Совета Федера- ции об отклонении закона в пятидневный срок направляется в
Государственную Думу.
Рассмотрение законов в согласительной комиссии. Для преодо- ления возникших разногласий по федеральному закону, приня-


Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 577
тому Государственной Думой и отклоненному Советом Федера- ции, создается согласительная комиссия. Комиссия может быть создана как по инициативе Совета Федерации, поддержанной
Государственной Думой, так и по инициативе Государственной
Думы, поддержанной Советом Федерации. Она образуется на па- ритетных началах из представителей двух палат. Члены согласи- тельной комиссии и ее сопредседатель от каждой палаты избира- ются палатами и образуют их депутации в комиссии.
Согласительная комиссия рассматривает лишь те положения закона, по которым возникли разногласия между Советом Феде- рации и Государственной Думой, стремясь выработать согласо- ванные предложения в виде единого текста соответствующих по- ложений, разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей рассматриваемого закона. Решения согласительной комиссии принимаются путем раздельного голосования представителей Со- вета Федерации и Государственной Думы. Решение считается принятым, если за его принятие проголосовали обе депутации.
Если согласительная комиссия приходит к выводу о невозможно- сти преодоления возникших разногласий данным составом со- гласительной комиссии, вопрос передается на рассмотрение Со- вета Федерации и Государственной Думы. В таких случаях Совет
Федерации вправе изменить предложения по редакции отдель- ных положений закона, изменить состав депутации в согласи- тельной комиссии, отказаться от участия в работе согласитель- ной комиссии.
Постановление о принятом решении не позднее чем через пять дней направляется в Государственную Думу.
Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, от-
клоненных Советом Федерации. В случае, если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он передается Советом Государст- венной Думы на заключение ответственного комитета. По итогам рассмотрения закона этот комитет вносит на рассмотрение Думы проект постановления, в котором может предложить одно из сле- дующих решений:
• снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Го- сударственной Думой в связи с отклонением его Советом Феде- рации;
• создать по предложению либо с предварительного согласия
Совета Федерации согласительную комиссию на паритетных на- чалах для преодоления возникших между Государственной Ду-


578 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации мой и Советом Федерации разногласий по отклоненному Сове- том Федерации закону;
• принять федеральный закон в ранее принятой Государст- венной Думой редакции.
Если Государственная Дума не приняла предложения согласи- тельной комиссии и выразила свое несогласие с решением Сове- та Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае закон считается при- нятым, если за него проголосовало не менее двух третей от обще- го числа депутатов. Принятый закон в течение пяти дней направ- ляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, от-
клоненных Президентом РФ. Согласно Конституции РФ, если
Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления феде- рального закона отклонит его, то Государственная Дума вновь рассматривает данный закон. Закон, отклоненный Президен- том РФ, направляется Советом Государственной Думы на заклю- чение ответственного комитета Государственной Думы или спе- циально созданной комиссии палаты, которые рассматривают его в течение 10 дней. По итогам рассмотрения комитет или ко- миссия могут рекомендовать Государственной Думе одобрить за- кон в редакции, предложенной Президентом РФ, согласиться с предложением Президента РФ об отклонении данного закона,
создать специальную комиссию для выработки согласованного текста или одобрить закон в ранее принятой редакции.
После одобрения Государственной Думой отдельных предло- жений Президента РФ комитету или комиссии, готовившим за- ключение, поручается подготовить текст закона с включением в него одобренных Думой согласованных предложений Президен- та РФ; такой текст представляется Государственной Думе для одобрения в целом; закон считается одобренным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государ- ственной Думы. Решение об одобрении федерального закона в ра- нее принятой Думой редакции принимается большинством не ме- нее двух третей голосов от общего числа депутатов Государствен- ной Думы. Одобренный в ранее принятой Думой редакции федеральный закон в течение пяти дней направляется Председате- лем Государственной Думы в Совет Федерации. Если же предло- жение об одобрении закона в ранее принятой редакции не набра- ло необходимого для его принятия числа голосов, то федеральный


Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 579
закон считается отклоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит.
Повторов рассмотрение Советом Федерации законов, отклонен-
ных Президентом РФ. Если при повторном рассмотрении Госу- дарственной Думой закона, отклоненного Президентом РФ, он принят в новой редакции, то такой закон будет рассматриваться
Советом Федерации как вновь принятый. Если же этот закон одобрен Государственной Думой в ранее принятой редакции, Со- вет Федерации вправе не открывать обсуждение и поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой ре- дакции без обсуждения или открыть обсуждение. По окончании обсуждения вопрос об одобрении закона в ранее принятой ре- дакции ставится на голосование. Закон считается одобренным,
если решение об этом было принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Если же за его одобрение проголосовало менее двух третей от об- щего числа членов Совета Федерации, закон считается отклонен- ным палатой. Постановление Совета Федерации об одобрении закона, отклоненного Президентом РФ, в течение пяти дней на- правляется Президенту РФ, который согласно ч. 3 ст. 107 Кон- ституции РФ обязан его подписать и обнародовать. При отклоне- нии указанного закона соответствующее постановление в пяти- дневный срок направляется в Государственную Думу.
Особенности рассмотрения палатами федеральных конституци-
онных законов. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 108) феде- ральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от обще- го числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голо- сов от общего числа депутатов Государственной Думы. Однако в остальном прохождение законопроекта в палатах в основном производится в порядке, установленном их Регламентами для федеральных законов, хотя согласно формулировкам Конститу- ции РФ Государственная Дума не принимает, а одобряет такой закон (следовательно, Совет Федерации рассматривает не приня- тый, а одобренный Государственной Думой федеральный кон- ституционный закон). Но эти особенности носят скорее терми- нологический характер.
Президент РФ в законодательном процессе. Согласно Консти- туции РФ Президент РФ подписывает и обнародует законы, при- нятые Федеральным Собранием. Это право, известное в ряде стран под названием промульгации, превращает акты органа за-