Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1422

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 587
ламенте исходя из своих убеждений в интересах всего народа. Та- кой мандат исходит из понимания возможности несовпадения общих и местных интересов народа и необходимости отдавать предпочтение общим интересам. При свободном мандате не мо- жет быть отзыва депутатов, а ответственность за свою деятель- ность он несет не перед своими избирателями, а перед народом в целом.
Эти разновидности мандатов в разных вариациях присущи всем странам мира. Императивный мандат весьма подходит тота- литарным государствам, которым нужны внешние формы «наро- доправства», хотя право отзыва в таких государствах практически нигде не реализовалось. Правовое демократическое государство исходит из того, что наказы избирателей и прямая ответствен- ность депутатов перед избирателями имеют смысл и практиче- скую осуществимость скорее на уровне местного самоуправле- ния, но на общенациональном уровне парламенты решают более сложные вопросы в интересах народа, и депутаты должны высту- пать как представители всего народа, а не только своих избирате- лей. Поэтому в современных демократических странах утверди- лись системы свободного мандата.
Свободный мандат не означает полную свободу действий пар- ламентария, он зависит от установок своего партийного руковод- ства во фракции, связан желанием снова баллотироваться на предстоящих выборах в парламент в своем избирательном округе.
Однако юридически его право голосовать при решении того или иного вопроса ничем не ограничено. Поняв, что его предвыбор- ные обещания были нереальными или популистскими и идут вразрез с общенародными интересами, депутат вправе отказаться от выполнения этих обещаний. Во всей своей деятельности депу- тат должен в первую очередь руководствоваться Конституцией,
законами и своей совестью.
В Российской Федерации Конституция полностью обходит вопрос о природе мандата парламентария, законодательство же решает его половинчато. В целом можно считать, что императив- ный мандат отвергнут, поскольку права отзыва на федеральном уровне уже нет. Не существует и юридически закрепленной обя- занности депутата поддерживать политику какой-либо политиче- ской партии, строго следовать фракционной дисциплине и отчи- тываться перед избирателями. Отсутствие санкций за нарушения депутатских обязанностей позволяет депутату поступать в соот- ветствии со своими убеждениями, свободно выступать в СМИ


588 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации и т. д. Практически таким же статусом обладают и члены Совета
Федерации. Хотя они являются представителями органов госу- дарственной власти своих субъектов РФ, но не предусмотрено никакой обязанности членов палаты выполнять какие-либо на- казы избирателей.
Общие требования к депутатам Государственной Думы и членам
Совета Федерации. Членом Совета Федерации в соответствии с
Федеральным законом «О порядке формирования Совета Феде- рации Федерального Собрания Российской Федерации» является представитель субъекта РФ: законодательного органа государст- венной власти субъекта РФ и исполнительного органа государст- венной власти субъекта РФ. Депутатом Государственной Думы признается избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Феде- ральным законом.
Члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы при осуществлении ими своих полномочий обеспечиваются усло- вия для беспрепятственной и эффективной реализации их прав и обязанностей, установленных Конституцией РФ, законами, рег- ламентами палат. В своей деятельности члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы должны руководствоваться
Конституцией РФ, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, Регламентом соответствующей палаты
Федерального Собрания, предвыборной программой и своими убеждениями. Одно и то же лицо не может одновременно являть- ся членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.
Срок полномочий. Срок полномочий депутата Государствен- ной Думы начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.
Срок полномочий члена Совета Федерации определяется с момента его избрания (назначения) в соответствии с названным
Законом и заканчивается днем избрания (назначения) вновь из- бранного члена Совета Федерации, за исключением предусмот- ренных этим Законом случаев досрочного прекращения полно- мочий.
Решение законодательного органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совете Федерации тайным голосованием оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного органа государствен-


Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 589
ной власти — совместным постановлением обеих палат. Решение высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа) о назначении представителя в Совете
Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного ор- гана). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный орган субъекта РФ.
Указ (постановление) о назначении представителя в Совете
Федерации от исполнительного органа вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации.
Решения об избрании (о назначении) членов Совета Федера- ции направляются в Совет Федерации принявшими их органами государственной власти не позднее пяти дней после вступления в силу указанных решений. В тот же срок избранный (назначен- ный) член Совета Федерации должен представить в Совет Феде- рации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федера- ции, либо копию документа, удостоверяющего, что им было по- дано заявление об освобождении от таких обязанностей.
Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государствен- ной Думы прекращаются досрочно в случаях:
1) утраты ими гражданства Российской Федерации либо при- обретения гражданства иностранного государства;
2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
3) признания недееспособными на основании решения суда,
вступившего в законную силу;
4) признания безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;
5) смерти;
6) призыва на военную службу с их согласия.
Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случаях:
1) письменного заявления о сложении своих полномочий;
2) избрания депутатом законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления;

590 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
3) поступления на государственную или муниципальную службу, вхождения его в состав органа управления хозяйственно- го общества или иной коммерческой организации, занятия им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью,
кроме преподавательской, научной и иной творческой деятель- ности;
4) роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотрен- ных ст. 111 и 117 Конституции РФ.
Формы деятельности, права и обязанности членов парламента.
Формы деятельности определены в законе для того, чтобы спо- собствовать парламентариям в осуществлении их законотворче- ской деятельности. В то же время это означает установление из- вестных рамок такой деятельности, с тем чтобы не допустить вмешательства депутатов в прерогативы исполнительной и судеб- ной власти.
Формами деятельности парламентариев являются участие в заседаниях своих палат, комитетах и комиссиях, парламентских слушаниях, в выполнении поручений палат, обращение к долж- ностным лицам с требованием немедленного пресечения обнару- жившегося нарушения прав граждан и др.
Формами деятельности депутата Государственной Думы явля- ются также работа с избирателями, участие в работе депутатских объединений — фракций и депутатских групп в Государственной
Думе.
Деятельность членов Совета Федерации и депутатов Государ- ственной Думы может осуществляться также в иных формах,
предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и
Регламентами палат.
Законом специально регулируются взаимоотношения депутата
Государственной Думы с избирателями. Депутаты поддерживают связь с избирателями, они рассматривают поступившие от изби- рателей предложения, заявления и жалобы, вносят предложения в соответствующие органы власти, местного самоуправления и
общественные объединения. Депутаты информируют избирате- лей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации. Для работы с избирателями де- путату ежемесячно предоставляются соответствующие дни в по- рядке, определяемом Регламентом палаты.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обязаны соблюдать этические нормы. Ответственность за нару- шение парламентарием указанных норм устанавливается Регла-


Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 591
ментами палат. Члены Совета Федерации и депутаты Государст- венной Думы представляют декларации о доходах и сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Инфор- мация о нарушениях, выявленных в результате проверки налого- выми органами Российской Федерации, подлежит опубликова- нию в «Ведомостях Федерального Собрания Российской Федера- ции».
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы имеют право законодательной инициативы, которое осуществля- ется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним. Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы может вносить предложения о поправках и пересмотре положе- ний Конституции РФ.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рас- сматриваемым палатами Федерального Собрания, комитетом,
комиссией палаты, членами которых они являются. Член Совета
Федерации вправе присутствовать на всех заседаниях Государст- венной Думы, а депутат Государственной Думы — на всех заседа- ниях Совета Федерации.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы вправе направлять парламентские запросы в Правительство РФ,
Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка,
Председателю ЦИК, руководителям федеральных органов госу- дарственной власти, иных органов государственной власти и ор- ганов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов и должностных лиц. Парламентский запрос вносится на заседании палаты в письменной форме. Ор- ган, должностное лицо, которому направлено обращение, долж- ны дать ответ на заседании палаты или в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной уста- новленный палатой срок.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы вправе самостоятельно, без оглашения на заседании палаты обра- щаться с запросом к любому члену Правительства РФ на заседа- нии Государственной Думы. По вопросам своей деятельности члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы пользуются правом на прием в первоочередном порядке руково- дителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной


592 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации власти, органов местного самоуправления, организаций незави- симо от форм собственности, лицами начальствующего состава
Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обеспечиваются документами, принятыми палатами Федерально- го Собрания, документами, другими информационными и спра- вочными материалами, официально распространяемыми Адми- нистрацией Президента РФ, Правительством РФ, Конституцион- ным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным
Судом РФ, Счетной палатой РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, иными государственными органами и общест- венными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами.
Вмешательство членов Совета Федерации и депутатов Госу- дарственной Думы в деятельность органов дознания, следовате- лей и судов не допускается.
Неприкосновенность (иммунитет) членов парламента. Непри- косновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в ст. 98 Конституции РФ, — один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности.
По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкос- новенности личности. Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публич- ным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом лич- ности парламентария в силу осуществляемых им государствен- ных функций, ограждая его от необоснованных преследований,
способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым — парламента, их самостоятельности и независимо- сти.
Закрепление неприкосновенности в Конституции РФ являет- ся определенным исключением из общей конституционной нор- мы о равенстве всех перед законом и судом, что обусловлено не- обходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария как члена федерального представительного и за- конодательного органа. Нарушение положений закона, регули- рующего вопросы неприкосновенности членов Совета Федера- ции и депутатов Государственной Думы, влечет ответственность,
предусмотренную действующим законодательством.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полно-

Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 593
мочий. Они не могут быть привлечены к уголсншой или к адми- нистративной ответственности, налагаемой в судебном порядке,
задержаны, арестованы, подвергнуты обыску без согласия соот- ветствующей палаты Федерального Собрания, кроме случаев за- держания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено феде- ральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Неприкосновенность парламентариев распространяется на их жи- лые, служебные помещения, багаж, личные и служебные транс- портные средства, переписку, используемые ими средства связи,
а также на принадлежащие им документы.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной и административной от- ветственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их стату- су, в том числе и по истечении срока их полномочий. Если в свя- зи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Госу- дарственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производ- ство дознания, предварительного следствия или начало произ- водства по делу об административном правонарушении, преду- сматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы не- прикосновенности. Члены Совета Федерации и депутаты Госу- дарственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских по- казаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельст- вах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей.
В случае возбуждения уголовного дела или начала производст- ва по делу об административном правонарушении, предусматри- вающем административную ответственность, налагаемую в су- дебном порядке, в отношении действий члена Совета Федера- ции, депутата Государственной Думы орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору РФ. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматриваю- щем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации,
депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением