Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1424

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

594 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации ими своих полномочий, Генеральный прокурор в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следова- теля обязан внести в соответствующую палату Федерального Со- брания представление о лишении члена Совета Федерации, депу- тата Государственной Думы неприкосновенности.
После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении,
предусматривающем административную ответственность, нала- гаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.
Особый порядок привлечения депутата к уголовной или к ад- министративной ответственности, налагаемой в судебном поряд- ке, составляет одну из существенных черт парламентского имму- нитета.
По своей природе парламентский иммунитет предполагает наиболее полную защиту депутата при осуществлении им собст- венно депутатской деятельности (реализации депутатских полно- мочий, выполнении депутатских обязанностей). Как отмечалось,
его нельзя привлечь к уголовной и административной ответст- венности за высказанное мнение, позицию, выраженную при го- лосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата.
Если же в связи с такими действиями депутатом были допущены нарушения, ответственность за которые предусмотрена федераль- ным законодательством, возбуждение уголовного дела, проведе- ние дознания и предварительного следствия, досудебное произ- водство по административным правонарушениям могут иметь место только в случае лишения его неприкосновенности. Без ли- шения депутата неприкосновенности для него не может насту- пить ответственность за действия (или бездействие), связанные с выполнением депутатских обязанностей.
Из Конституции РФ, однако, следует, что неприкосновен- ность парламентария не означает его освобождения от ответст- венности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности.
Расширительное понимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажению публично-правового характера парламент- ского иммунитета и его превращению в личную привилегию, что означало бы, с одной стороны, неправомерное изъятие из консти- туционного принципа равенства всех перед законом и судом, а с другой — нарушение конституционных прав потерпевших от пре-


Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 595
ступлений и злоупотреблений властью. Поэтому с соблюдением ограничений, предусмотренных Конституцией РФ, в отношении парламентария допустимо осуществление судопроизводства на стадии дознания и предварительного следствия или производства по административным правонарушениям вплоть до принятия ре- шения о передаче дела в суд в соответствии с положениями Уго- ловного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса РФ, Ко- декса РФ об административных правонарушениях без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.
Вместе с тем это не означает лишения парламентария непри- косновенности. Следственные действия в отношении членов Со- вета Федерации и депутатов Государственной Думы должны осу- ществляться под непосредственным надзором Генерального про- курора РФ, ибо именно он вносит в соответствующую палату
Федерального Собрания представление о лишении парламента- рия неприкосновенности. Если палата, рассмотрев представле- ние, установленным большинством голосов не примет на основа- нии имеющихся материалов решения о лишении депутата непри- косновенности, вопрос о его предании суду снимается. Без согласия палаты судебное разбирательство не может иметь места.
Вознаграждение членов парламента. В мировой практике давно признано, что члены парламента должны получать вознагражде- ние, которое в конституциях и законах часто называется «индем- нитет»
1
. Вознаграждение включает как заработную плату, так и ряд других материальных благ, оно исходит из того, что для осу- ществления депутатской деятельности парламентарии нуждаются в поездках к избирателям, привлечении опытных помощников и т. д. Необходимы также медицинское обслуживание, страхова- ние жизни и другие гарантии. Общество сознательно идет на со- ответствующие расходы, понимая важность создания удовлетво- рительных материальных условий для успешного осуществления народными избранниками их деятельности.
Жизнь и здоровье члена Совета Федерации, депутата Государ- ственной Думы подлежат обязательному государственному стра- хованию за счет федерального бюджета на сумму годового денеж- ного содержания федерального министра. Страховые суммы вы- плачиваются в случаях гибели (смерти) члена парламента, если
1
Здесь мы не рассматриваем второе значение индемнитета — осво- бождение от ответственности членов парламента за высказывания и дей- ствия, связанные с осуществлением их деятельности.


596 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или причинения иного вреда его здоровью, причинения увечья или иного повреждения здоровья.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы освобождаются на срок их полномочий от военных сборов. По окончании срока полномочий им предоставляется прежняя рабо- та (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа
(должность) по предыдущему месту работы или, с их согласия, в другой организации. Военнослужащие, лица рядового и началь- ствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, органов налоговой полиции, таможенных органов,
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, из- бранные депутатами Государственной Думы, по окончании срока их полномочий вправе продолжить службу или досрочно уво- литься со службы. По окончании срока их полномочий им пре- доставляется прежняя должность или, с их согласия, другая должность по прежнему либо по иному месту службы. Ряд льгот предусмотрен для супруги (супруга) депутата Государственной
Думы, уволенной (уволенному) в связи с переездом депутата для выполнения им своих полномочий в Государственной Думе.
В случае досрочного роспуска Государственной Думы депутаты этой палаты получают единовременное денежное пособие.
Федеральный закон устанавливает размер ежемесячной де- нежной компенсации расходов члена Совета Федерации, связан- ных с осуществлением им своих полномочий, а также ряд других выплат.
Все депутаты Государственной Думы независимо от занимае- мой в палате должности, за исключением Председателя Государ- ственной Думы, получают одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение. Депутату устанавливается ежемесячное денеж- ное вознаграждение в размере денежного вознаграждения феде- рального министра, а Председателю Государственной Думы — в размере вознаграждения Председателя Правительства РФ. Депу- тату Государственной Думы и члену Совета Федерации ежеме- сячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением им своих полномочий, в сумме, равной пяти минимальным разме- ром оплаты труда.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы на территории Российской Федерации имеют право бесплатно пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным,

Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 597
водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы вправе иметь до пяти помощников: по работе в палате (не более двух помощников), а также по работе в субъекте РФ или в своем избирательном округе. Они также могут иметь до 40 помощни- ков, работающих на общественных началах.
Перечисленные гарантии являются только основными. Закон устанавливает и конкретные нормы материального обеспечения членов парламента.
Ответственность за нарушение статуса членов парламента. Не- выполнение должностными лицами и другими работниками орга- нов государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций, общественных объединений законных требований членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы ли- бо создание им препятствий в осуществлении их деятельности, а равно предоставление им заведомо ложной информации или не- соблюдение установленных законом сроков и порядка предостав- ления информации и ответов на обращения и запросы влекут от- ветственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством. Ответственность наступает и за неправомер- ное воздействие на членов парламента и членов его семьи и других родственников, выраженное в виде насилия или угрозы примене- ния насилия, оказанное в целях прекращения их деятельности в качестве члена Совета Федерации или депутата Государственной
Думы или изменения ее характера. Наказание предусмотрено за неуважение к члену Совета Федерации или депутату Государст- венной Думы.
Межпарламентская Ассамблея. Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ начала свою деятельность со вре- мени заключения Соглашения о ней, подписанного парламента- ми государств — участников СНГ 27 марта 1992 г. Позже, 21 ок- тября 1994 г., Совет глав государств СНГ принял Меморандум, в котором, в частности, отмечалась необходимость последователь- ного формирования эффективной интеграционной структуры
Содружества. В соответствии с этим 26 мая 1995 г. была принята
Конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств — участ- ников СНГ.
Межпарламентская Ассамблея является межгосударственным органом СНГ, и, следовательно, ее статус носит международно- правовой характер. В то же время ряд ее полномочий тесно свя-


598 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации зан с конституционно-правовыми институтами, и прежде всего в отношении рекомендаций по принятию законодательных актов.
Эта ее особенность открывает перспективу перерастания Ассамб- леи в будущем в надгосударствеиный законодательный орган, ак- ты которого будут иметь обязательную юридическую силу для всех государств — участников СНГ.
Межпарламентская Ассамблея состоит из парламентских де- легаций государств-участников, которые включают представите- лей государства-участника, избираемых или назначаемых парла- ментом государства — участника настоящей Конвенции из числа своих членов в соответствии с его внутренними регламентами и процедурами. Парламентская делегация возглавляется ее руково- дителем. Объем, срок действия и порядок прекращения полно- мочий парламентской делегации государства-участника опреде- ляются этим государством-участником в соответствии с его внут- ренними правилами и процедурами.
Межпарламентская Ассамблея обладает широкими полномо- чиями по обсуждению вопросов сотрудничества государств-уча- стников в различных областях. Она вправе:
• принимать рекомендации по сближению законодательства государств-участников;
• принимать типовые (модельные) законодательные акты и с соответствующими рекомендациями направлять их парламентам государств — участников Конвенции;
• принимать рекомендации по синхронизации процедур ра- тификации (утверждения) парламентами государств — участни- ков СНГ договоров (соглашений), заключенных в рамках Содру- жества;
• принимать рекомендации по приведению законодательства государств-участников в соответствие с положениями междуна- родных договоров, заключенных этими государствами в рамках
Содружества;
• содействовать осуществлению обмена между государствами- участниками информацией правового характера;
• обсуждать иные вопросы межпарламентского сотрудниче- ства.
Межпарламентская Ассамблея собирается на очередные и внеочередные пленарные заседания. Ее очередные пленарные за- седания проводятся не реже двух раз в год. Внеочередные пле- нарные заседания могут быть созваны Советом Ассамблеи. Пар- ламентская делегация каждого государства-участника имеет один

Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 599
голос. Решения Ассамблеи по обсуждаемым вопросам принима- ются парламентскими делегациями, присутствующими на заседа- нии и принимающими участие в голосовании, в соответствии с
Регламентом. Решения Межпарламентской Ассамблеи могут приниматься только на ее пленарных заседаниях.
Внутренняя деятельность Межпарламентской Ассамблеи осу- ществляется в соответствии с Конвенцией и Регламентом. Орга- низацию деятельности осуществляет Совет Ассамблеи, состоя- щий из руководителей парламентских делегаций государств-уча- стников. Совет Ассамблеи тайным голосованием избирает
Председателя Совета из числа членов Совета сроком на один год.
Лицо, избранное Председателем Совета Ассамблеи, может пере- избираться, однако с тем условием, что не может занимать эту должность более трех сроков подряд. Межпарламентская Ассамб- лея вправе учреждать постоянные и временные комиссии, состоя- щие из представителей парламентских делегаций, иные вспомога- тельные органы, которые окажутся необходимыми для успешного выполнения возложенных на нее функций. Постоянно действую- щим административным органом Совета Ассамблеи является
Секретариат.
Межпарламентская Ассамблея вправе заключать международ- ные договоры в пределах своей компетенции. На территории го- сударств-участников она пользуется правами юридического лица и имеет, в частности, право заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, возбу- ждать дела в суде и участвовать в судебных разбирательствах.
Межпарламентская Ассамблея пользуется на территории госу- дарств-участников такими же привилегиями и иммунитетами,
которые предоставляются Организации Объединенных Наций в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объе- диненных Наций 1946 г. Межпарламентская Ассамблея, ее иму- щество и активы пользуются иммунитетом от судебного вмеша- тельства.
Члены парламентских делегаций государств-участников,
должностные лица Межпарламентской Ассамблеи в отношении привилегий, иммунитетов и льгот пользуются на территории го- сударств-участников режимом, не менее благоприятным, чем тот режим, который предоставляется соответственно представителям государств — членов ООН и должностным лицам ООН на осно- вании Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных
Наций 1946 г. Привилегии и иммунитеты предоставляются чле-


600 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации нам парламентских делегаций государств-участников и должно- стным лицам Межпарламентской Ассамблеи не для их личной выгоды, а для того, чтобы обеспечить независимое выполнение ими своих функций, связанных с работой в Межпарламентской
Ассамблее. Парламент государства — участника Конвенции, дей- ствуя согласно своему внутреннему регламенту и процедурам, не только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета своего представителя в каждом случае, когда, по его мнению, иммуни- тет препятствует отправлению правосудия, причем этот отказ мо- жет быть произведен без ущерба для цели, с которой иммунитет был предоставлен.
Все разногласия, возникающие в связи с толкованием и при- менением Конвенции, за исключением случаев, когда стороны соглашаются разрешить их иным путем, подлежат передаче на рассмотрение арбитража, учреждаемого в целях разрешения дан- ного конкретного спора и состоящего из двух арбитров, каждый из которых назначается одной из спорящих сторон, и третьего арбитра, назначаемого первыми двумя арбитрами.
Конвенция ратифицирована Российской Федерацией (Феде- ральный закон от 17 июня 1996 г.) с некоторыми оговорками.
Однако Ассамблея пока не принимала каких-либо рекомендаций законодательного характера. Условия пребывания Ассамблеи на территории РФ зафиксированы в Соглашении между Правитель- ством РФ и Ассамблеей, подписанном в марте 1997 г.
Глава 24. Правительство Российской Федерации
1   ...   47   48   49   50   51   52   53   54   ...   66