Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1425

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 1. Общая характеристика роли исполнительной власти
Роль исполнительной власти в жизни общества. В исполнитель- ной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа. Эта власть включает в себя ос- новную массу государственных органов и наибольшее число госу- дарственных служащих, она обладает широкими полномочиями.
Исполнение законов, являющееся по концепции правового госу- дарства главной функцией исполнительной власти, объективно требует осуществления большой распорядительной деятельности,
которая неизбежно затрагивает права и интересы граждан — за- щищает их, а порой и нарушает. Отсюда та тщательность, с кото- рой в каждом демократическом государстве подходят к вопросам

Глава 24. Правительство Российской Федерации 601
формирования, организации и ответственности органов исполни- тельной власти.
Исполнительная власть, а конкретнее — ее «силовые» мини- стерства (обороны, внутренних дел, безопасности и др.), олице- творяет принудительную силу государства, а потому является предметом постоянного внимания со стороны политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерных огра- ничений свободы. Столь же велика позитивная роль, а вместе с нею и опасность экономических министерств и ведомств, кото- рые, содействуя свободной экономике и росту благосостояния,
одновременно могут своим регулированием непомерно ограни- чить право частной собственности и свободу предпринимательст- ва. В социально-культурной сфере от исполнительной власти в немалой степени зависит практическая реализация принципа со- циальной справедливости и государственная поддержка культуры.
Выполняя в целом безусловно полезную и необходимую функцию, исполнительная власть почти во всех странах и на всех уровнях обнаруживает в себе тенденцию к разбуханию государст- венного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу. Обилие разного рода министерств и ведомств объективно требует высо- кой координации их деятельности, что, увы, достигается далеко не всегда. Постоянной и повсеместной проблемой является уста- новление деловых бесконфликтных взаимоотношений между ис- полнительной властью и властями законодательной и судебной.
Эта проблема становится более острой в федеративных государ- ствах, где вертикаль исполнительной власти постоянно сталкива- ется с трудностями распределения компетенции между центром,
субъектами федерации и местным самоуправлением.
И тем не менее роль исполнительной власти во всех государ- ствах весьма велика и характеризуется тенденцией к усилению.
К этому побуждают общее усложнение международной жизни и внутренней обстановки во многих странах, потребности эконо- мики и растущие социальные нужды. Исполнительная власть реагирует на предъявляемые ей обществом требования поиска новых путей эффективной деятельности частыми реорганизация- ми внутренней структуры, обновлением методов деятельности.
Роль исполнительной власти особенно важна там, где прово- дятся реформы, совершается переход от тоталитаризма к демо- кратии. Постсоциалистические государства, включая Россию, со- вершают этот переход, провозгласив основные цели правового государства. На исполнительную власть ложится главная тяжесть


602 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации проведения глубоких хозяйственных преобразований и создания рыночной экономики. Органы этой ветви государственной вла- сти играют решающую роль для претворения в жизнь новых де- мократических законов, охраняющих права и интересы граждан.
Понятие правительства и его положение в конституционно-пра-
вовых системах. Исполнительная власть олицетворяется в опре- деленной системе государственных органов, связанных между со- бой по вертикали и горизонтали. На высшей ступеньке этой сис- темы стоит правительство, возглавляемое главой государства или премьер-министром. Правительство может называться по-разно- му (совет министров, кабинет министров, государственный совет и др.), но оно обычно представляет собой коллегиальный орган исполнительной власти, в состав которого входят министры и, в некоторых странах, руководители различных ведомств. В респуб- ликах президентского типа (США и т. д.) правительство как кол- легиальный орган, как правило, отсутствует, а его место занимает совещательный орган при главе государства (администрация).
Положение правительства в системе органов государственной власти определяется формой правления, которая, в свою очередь,
отражает особенности партийной системы каждой страны и сло- жившийся баланс законодательной и исполнительной власти.
В парламентарных республиках и монархиях правительство фор- мируется парламентом, из чего логически вытекает его ответст- венность перед представительным органом. В этих странах,
имеющих развитую и сравнительно устойчивую партийную сис- тему, правительство всегда состоит из представителей политиче- ской партии или коалиции партий, пользующихся поддержкой парламента. Отсюда проистекает ведущая роль правительства в государственной жизни, поскольку оно включает в свой состав лидеров политического большинства. Следовательно, ведущей фигурой выступает не глава государства, а премьер-министр.
По-другому выглядит роль правительства в президентской республике. Здесь выбранный народом президент сам формирует состав правительства (администрации) при ограниченном уча- стии парламента, он сам назначает и смещает министров. Прави- тельство, являясь обычно однопартийным, несет ответственность перед главой государства, который никому не подконтролен. Ду- мать, что тем самым учреждается авторитарная власть, — глубо- кая ошибка. Правительство и вообще вся исполнительная власть не уходят из-под контроля общественности, но получают воз- можность работать без постоянной оглядки на парламент, боль-


Глава 24. Правительство Российской Федерации 603
шинство в котором может принадлежать политическим партиям,
оппозиционным по отношению к президенту. Правительство не знает частой смены своего состава вследствие вотумов недове- рия, оно проводит курс президента, одобренный на всенародных выборах.
В полупрезидентской республике в положении правительства можно наблюдать элементы как первой, так и второй из рассмот- ренных форм правления. Правительство здесь формируется пре- зидентом, но оно занимает положение как бы между ним и пар- ламентом. Глава государства формально не входит в исполни- тельную власть, но, по существу, ее возглавляет, так как может председательствовать в совете министров. Правительство здесь обычно однопартийное, хотя может включать и представителей других партий. Преимущество положения правительства при дан- ной форме правления состоит в его стабильности при сохране- нии известной зависимости от парламента. Такая форма правле- ния обычно утверждается в странах с многопартийной системой по причине обилия разнопартийных представителей в парламен- те, постоянно создающих серьезные помехи для стабильности правительства.
§ 2. Правительство Российской Федерации
в системе органов государственной власти
Разделение властей и Правительство. Правовое положение. По- ложение и место Правительства РФ в системе органов государст- венной власти вытекают из принципа разделения властей, сфор- мулированного в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президен- том РФ, Федеральным Собранием и судами. В ст. ПО Конститу- ции РФ прямо устанавливается, что исполнительную власть Рос- сийской Федерации осуществляет Правительство РФ.
Соотношение Правительства с Федеральным Собранием и су- дами не порождает каких-либо неясностей. Согласно Конститу- ции РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, что предполагает невмешательство в дея- тельность каждой власти со стороны двух других. Поскольку в
Российской Федерации принята полупрезидентская форма прав- ления и Правительство РФ несет ответственность в основном пе- ред Президентом РФ, члены Правительства РФ, его Председа- тель и заместители не могут быть депутатами Государственной

604 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
Думы (естественно, и членами Совета Федерации). Назначение депутата министром или другим членом Правительства влечет немедленное сложение им своих депутатских полномочий. В то же время Правительство РФ взаимодействует с палатами Феде- рального Собрания, и особенно с постоянными комитетами и комиссиями, рассматривая их рекомендации и принимая соот- ветствующие меры. Однако при нынешней форме правления не может быть и речи о какой-либо отчетности Правительства РФ
перед Федеральным Собранием, обязанности при всех условиях уйти в отставку в случае вотума недоверия и т. д. Председатель
Правительства РФ неоднократно игнорировал «вызовы» в Госу- дарственную Думу. В то же время Федеральный конституцион- ный закон о Правительстве РФ обязывает членов Правительства по приглашению палат присутствовать на их заседаниях и отве- чать на вопросы.
По-иному и в некотором смысле сложнее выглядят взаимоот- ношения Правительства РФ с Президентом РФ, который фор- мально как бы не входит ни в одну из трех властей, а по сущест- ву, имея ряд конституционных полномочий в сфере исполни- тельной власти, в эту власть входит. Более того, Президент РФ
назначает (с согласия Государственной Думы) и единолично сме- щает Председателя Правительства, назначает и смещает всех чле- нов Правительства РФ и руководителей других федеральных ор- ганов исполнительной власти, напрямую руководит рядом мини- стерств (обороны, иностранных дел и др.). Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, его указы по своей юридической силе выше постановлений Правительст- ва РФ. Совершенно очевидно, что Правительство РФ несет от- ветственность перед Президентом РФ, только ему подотчетно и ему подконтрольно. Не признавать этого — значит идти вопреки правовой логике и делать Правительство РФ полностью безответ- ственным, поскольку Конституцией РФ не предусмотрена его от- ветственность перед Федеральным Собранием.
Анализ полномочий Президента РФ и Правительства РФ дает все основания считать главой исполнительной власти Россий- ской Федерации именно Президента РФ, а не Председателя Пра- вительства или Правительство РФ в целом. Поэтому, когда ут- верждают, что Правительство РФ является высшим органом ис- полнительной власти, то необходимо принимать во внимание известную условность такого утверждения. Оно может рассмат- риваться как высший орган исполнительной власти в том смыс-


Глава 24. Правительство Российской Федерации 605
ле, что является единственным коллегиальным органом, имею- щим конституционную компетенцию в сфере исполнительной власти и право руководить всеми органами исполнительной вла- сти. В Федеральном конституционном законе «О Правительстве
Российской Федерации» (в редакции от 30 января 2007 г.) поэто- му говорится, что Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 3 ст. 1). Но следует учитывать, что Правительство РФ функционирует, имея над собой Президента РФ, указания которого для Правительства обязательны, и надо отметить, что в указах Президента весьма часто встречаются положения, означающие прямое руководящее участие в организации и деятельности Правительства РФ.
Такое соотношение между властью Президента РФ и Прави- тельства РФ вовсе не означает, что Правительство РФ обезличе- но и является только тенью Президента РФ. В пределах своей компетенции, установленной Конституцией РФ и законами, оно самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Правительство РФ возглавляет единую систему органов исполнительной власти и обеспечивает их согласован- ную деятельность. Оно издает свои правовые акты, не испраши- вая разрешения или согласия Президента РФ, самостоятельно строит свои отношения с Федеральным Собранием и судебной властью, с органами государственной власти субъектов РФ.
Конституция РФ не устанавливает критерии, по которым те или иные органы государственной власти относятся к власти ис- полнительной. Но к пониманию этого можно прийти логически,
если вычесть из всех федеральных органов государственной вла- сти законодательные и судебные органы, а также рассмотренные выше (см. § 3 гл. 20 учебника) органы с особым статусом. Остав- шиеся органы и составляют систему органов исполнительной власти. К этому следует добавить определенные органы исполни- тельной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии с ч. 2
ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федера- ции и полномочий Российской Федерации по предметам совме- стного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федераль- ные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Следовательно, в отличие от за- конодательной власти исполнительная власть в Российской Фе- дерации в значительной мере носит единый характер, что, естест- венно, предопределяет объем полномочий Правительства РФ.


606 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
Конституция РФ не закрепляет каких-либо специальных принципов деятельности Правительства РФ. Как орган государ- ственной власти, оно руководствуется Конституцией РФ, закона- ми, нормативными указами Президента РФ, такими основопола- гающими принципами конституционного строя, как обеспечение прав и свобод человека и гражданина, федерализм, разделение властей, единство экономического пространства, народовластие и др. Правительство РФ в пределах своей компетенции организу- ет исполнение принимаемых Федеральным Собранием законов,
указов и распоряжений Президента РФ и международных дого- воров, осуществляет регулярный контроль за исполнением всех этих актов органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, принимает необходимые меры по устранению нару- шений действующего законодательства. Оно также обеспечивает исполнение судебных решений.
В Конституции РФ Правительству РФ уделена специальная глава из восьми статей (ст. 110—117), но ряд полномочий Прави- тельства и норм, регламентирующих его правовое положение, за- креплены в других главах (о Президенте РФ, о Федеральном Соб- рании). Многие полномочия этого органа раскрываются в феде- ральных законах («Об обороне», «О безопасности» и др.), а также в указах Президента РФ. Основные вопросы правового положения
Правительства РФ, порядок его формирования и деятельности за- креплены Федеральным конституционным законом «О Правитель- стве Российской Федерации». Законом определяются принципы,
состав и порядок формирования Правительства, его полномочия и организация деятельности, а также взаимоотношения с Президен- том РФ, Федеральным Собранием и органами государственной власти субъектов РФ, обеспечение деятельности Правительства.
Правовым актом, регулирующим деятельность Правительст- ва РФ, выступает также Регламент Правительства РФ, утвер- жденный постановлением Правительства РФ (в редакции от
7 июля 2006 г.). Этим актом определяется планирование и орга- низация работы Правительства, порядок внесения в Правитель- ство и рассмотрение проектов решений Правительства и иных актов, подготовки и проведения заседаний Правительства и оформления принятых на заседании решений, взаимодействия
Правительства с органами судебной власти.
Система федеральных органов исполнительной власти. Консти- туция РФ содержит термины «система» и «структура» органов ис- полнительной власти. Государственная Дума обращалась в Кон- ституционный Суд РФ с просьбой о толковании соответствую-