ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2021
Просмотров: 652
Скачиваний: 2
Значительное внимание КГБ уделял борьбе с зарубежными антисоветскими и националистическими организациями. Чекистам удалось существенно снизить активность «Верховного комитета освобождения Литвы», «Представительства эстонцев в Швеции», организации латышских националистов «Даугавас ванаги», НТС («Народно-трудовой союз»), ОУН («Организация украинских националистов») и др. В отличие от более раннего периода, когда КГБ в основном внедрял в подобные организации агентов из числа родственников их членов, после 1967 г. эти мероприятия осуществлялись за счет перехвата каналов связи и перевербовки их агентов.
2.3.Совершенствование нормативной базы защиты информации
В данный период было принято два совместных постановления ЦК КПСС и СМ СССР, имеющих важное значение для совершенствование всей системы защиты государственных секретов в стране.
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР “Об усилении режима секретности” (1963г.), в котором отмечены недостатки в области обеспечения режима секретности в учреждениях; указано на необходимость зашифровки наиболее важных объектов и продукции; требовалось ограничение количества лиц, допускаемых к государственным секретам, а также количества командировок гражданских лиц на военные объекты; обращалось внимание на усиление режима в ходе проведения совещаний по секретным вопросам.
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР “О мерах по повышению эффективности международных научно-технических связей СССР с зарубежными странами” (1965г.), в котором указывалось, что целью научно-технического сотрудничества, в основном, должно быть ознакомление с производством, опытом и технологией выпуска продукции зарубежных стран, а также содействие развитию производства изделий по отечественным лицензиям. Во всех оборонных министерствах в соответствии с этим постановлением создавались комиссии по выезду, осуществляющие контроль в вопросах предупреждения утечки защищаемых сведений в процессе международного сотрудничества.
8 сентября 1964г. СМ СССР принял постановление № 758-316 “О мерах по дальнейшей зашифровке действующих и строящихся объектов оборонных отраслей промышленности”, в котором впервые предусматривалась комплексная система мер по зашифровке объектов оборонных отраслей промышленности.
Вопросы регламентации порядка приема иностранных делегаций рассматривались в постановлении СМ СССР “Об упорядочении системы ознакомления иностранных делегаций, отдельных ученых и туристов с научно-техническим достоянием СССР” (23.02.67г.).
Постановлением определялось несколько групп мероприятий: разработка планов приема; определение объектов и предметов показа; подготовка лиц, выделенных для приема иностранцев. Руководители предприятий должны были согласовывать возможность приема иностранных делегаций с органами государственной безопасности не позднее, чем за 5 дней до организации приема. Составление планов приема возлагалось на руководителей объектов, их заместителей по режиму, начальников секретных отделов. План утверждался соответствующим министерством. При систематическом приеме иностранцев выделялись специальные помещения вне охраняемой территории учреждения. Результаты бесед и встреч оформлялись записями, которые в тот же день докладывались руководителю учреждения.
В 1965 году была принята «Инструкция по обеспечению сохранения государственной тайны». В 1966 году – перечень главнейших сведений, содержащих государственную тайну. Инструкция ввела современный состав грифов. В соответствии с этой инструкцией впервые регламентировался порядок присвоения грифа ДСП. Этот гриф присваивался несекретным сведениям, которые запрещалось опубликовывать в открытой печати, и делам с несекретными документами.
Инструкция 1965 года впервые регламентировала вопросы защиты информации в автоматизированных системах обработки данных
В этот период продолжает совершенствоваться нормативная база защиты государственных секретов.
2.4. Ответственность за разглашение государственной тайны
В январе 1960г. Президиум ВС СССР внес дополнения в уголовное законодательство:
-
освобождались от ответственности граждане СССР, завербованные иностранными разведками, если они не совершили никаких противоправных действий и сделали добровольное признание;
-
устанавливалось наказание сроком до 7 лет тюремного заключения с последующей ссылкой до 5 лет за агитацию или пропаганду, направленную на подрыв или ослабление законной власти.
В инструкции 1965г. предусматривались следующие положения об ответственности за разглашение защищаемой информации:
-
за разглашение и утрату сведений и документов, составляющих государственную тайну (ОВ и СС), предусматривалась ответственность в соответствии с действующим уголовным законодательством;
-
за разглашение секретных сведений и утрату секретных документов, а также за нарушение требований инструкции предусматривалась строгая дисциплинарная ответственность вплоть до отстранения от секретных работ (это уже было и в инструкции 1959г.);
-
дополнительно предусматривался (по инструкции 1965г.) пункт о возможности отстранения от секретных работ лиц, в отношении которых поступали проверенные данные о недостойном поведении на службе или в быту, о чем сообщалось органу государственной безопасности, с которым согласовывался допуск.
23 июля 1966г. ВС СССР принял указ “Об уголовной ответственности иностранцев и лиц без гражданства за злостные нарушения правил движения по территории СССР”. Указом предусматривались лишение свободы или исправительные работы на срок до 1 года или штраф в 50 рублей за временный выезд с места постоянного жительства без разрешения. Указ преследовал цель пресечения сбора секретной информации иностранцами и лицами без гражданства.
Общая характеристика периода: совершенствование структуры органов защиты информации, расширение состава межведомственных органов защиты информации в связи с развитием международного научно-технического сотрудничества, усилением режима секретности на важных промышленных объектах, усилением мер противодействия иностранным техническим разведкам. Развитие научных работ в сфере обеспечения защиты информации в учреждениях (в деятельности ПДТК). Более четкое разграничение функций режима и секретного делопроизводства в деятельности секретных отделов учреждений.
3. Отличительные особенности 70-х – 80-х годов, оказавшие влияние на организацию защиты информации
Принятая 7 октября 1977 г. Конституция стала четвертым за 60 лет советской власти основным законом. В Конституции говорилось, что в СССР построено развитое социалистическое общество, характеризовались его основные черты. Таким образом, наблюдался разрыв с реальностью, с теми чертами общественного развития, которые имелись в действительности. Главный акцент делался на идее достижения социальной и национальной однородности общества (впервые в качестве социальной базы советской власти наряду с рабочим классом и колхозным крестьянством была названа также народная интеллигенция; говорилось о «новой социальной и интернациональной общности» — советском народе, о едином народнохозяйственном комплексе СССР и др.).
Было официально закреплено особое руководящее положение КПСС в советском обществе. Конституция утверждала усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра в ущерб правам республик.
Наконец, как и прежде, видное место в Основном законе занял блок социально-экономических прав граждан, к числу которых (в сравнении с Конституцией 1936 г.) добавились и новые: на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище. Вслед за принятием Конституции были разработаны и приняты законы, регламентирующие реализацию этих прав.
В Конституции были закреплены и положения, предусматривавшие расширение прав общественных организаций (на законодательную инициативу, выдвижение кандидатов в депутаты и т. д.).
Какой бы формально-декларативный налет ни имела Конституция 1977 г., в целом она носила демократический характер. Он подчеркивался еще и тем, что впервые в Основной закон были внесены международные обязательства СССР (десять положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений).
Однако имевший место в обществе разрыв между словом и делом, безусловно, наложил отпечаток, и на то, что многие зафиксированные в Конституции права и свободы либо так и остались на бумаге (например, право на свободу демонстраций), либо нарушались.
В 1979 г. правительство предприняло еще одну попытку оживить экономику страны за счет «совершенствования» безнадежно устаревшего, отжившего свой век хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако реанимировать экономику эти усилия уже не могли. Лишь в 1983 г., уже после смерти Л. И. Брежнева, новый лидер страны Ю. В. Андропов предпринял «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление централизованного планирования и распределения, некоторые изменения ценообразования на уровне отдельных предприятий и регионов. Эти меры дали кратковременный успех, но прошли почти незамеченными на фоне набиравших силу политических перемен.
Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важной проблемой.
Решение экономических задач на экстенсивной основе предопределило слабость социальных программ. Социальная сфера финансировалась исключительно по остаточному принципу. Значительно были урезаны государственные расходы на здравоохранение. Результат не замедлил сказаться. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства вновь привели к обострению продовольственной проблемы. Уже в 70-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов. По уровню потребления на душу населения СССР занимал к этому времени лишь 77-е место.
Все это показывало, что удержать статус великой державы в условиях нарастающих предкризисных тенденций становилось возможно лишь за счет относительного усиления эксплуатации трудящихся, сокращения социальных программ, беспощадной эксплуатации природной среды.
В августе 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными послевоенные границы в Европе и был зафиксирован отказ от применения силы. В декабре того же года аналогичный договор был заключен между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г.— между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.
В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое также исходило из неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом этого города. В мае 1972 г., в ходе первого в истории визита президента США (Р. Никсона) в Москву, были подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений. Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) соглашением о предотвращении ядерной войны они явились той основой, на которой наметился поворот от конфронтации к разрядке в отношениях Восток — Запад.
Крупнейшей военной авантюрой брежневского руководства стала война в Афганистане. По официальным данным, в этой необъявленной войне погибло около 14 тыс. советских солдат, ранено — 35 тыс., пропало без вести или попало в плен — более 300. Общие потери афганского народа составили около 1 млн. человек.
«Братская помощь» афганскому народу обошлась советским людям потерями десятков миллиардов рублей. Она значительно подорвала авторитет СССР в мире. А начавшийся новый виток гонки вооружений поставил экономику страны в крайне тяжелые условия, объективно ускорив нарастание структурного кризиса.
4. Перестройка в СССР (1985-1991 гг.)
К началу 80-х гг. становилось очевидным растущее отставание СССР от ведущих мировых держав как по темпам развития экономики, так и по качественным ее характеристикам. Перебои в снабжении населения элементарными продуктами питания никак не совпадали с лозунгами официальной пропаганды о построении в СССР «развитого социализма» и успешном продвижении общества к коммунизму.
Разрыв между словом и делом больно бил не только по руководству, которое не сумело привести народ в обещанный срок к коммунизму, но и по самой марксистско-ленинской идеологии, сомнения по отношению к которой в обществе неуклонно нарастали.
Застой и загнивание охватили к этому времени все стороны общественной жизни. Потребность в реформировании общества, ощущавшаяся на протяжении почти двадцати лет, но так и не реализованная, превращалась в неизбежность. Это начинали понимать не только «внизу», но и на самом «верху» общественной пирамиды.
После смерти Брежнева во главе партии и государства встал Ю. В. Андропов. В одном из первых выступлений Андропов признал наличие многих нерешенных проблем. Из состава ЦК КПСС были выведены наиболее одиозные фигуры. Однако, предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал с позиций сохранения и обновления системы, ратуя не более чем за очищение ее от видных всем злоупотреблений и издержек. Такой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру, которой он давал шанс на сохранение позиций. Деятельность Андропова была встречена в народе с симпатией, зародила в людях надежды на перемены к лучшему. Лейтмотивом изменений и умеренных реформации стал девиз: «Так жить нельзя!» Это было, пожалуй, главное, чего удалось добиться преемнику Брежнева за 15 месяцев руководства страной. феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К. У- Черненко. Человек старый и больной, он большинство времени проводил на лечении или отдыхе. Несмотря на то, что в целом продолжался курс Андропова на очищение и спасение системы, краткое правление Черненко не замедлило, а, наоборот, ускорило ее агонию и крах.
Именно при Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его признанным лидером стал все более быстро набиравший политические очки М. С. Горбачев. 10 марта 1984 г. Черненко умер. Менее чем через сутки Пленум ЦК, КПСС избрал новым (и последним) Генеральным секретарем ЦК Горбачева.
Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен. В 1985—1986 гг. произошли массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне.
В январе 1987 г. ЦК КПСС впервые принял меры, способствовавшие развитию элементов демократии в партии и на производстве: вводились альтернативные выборы партийных секретарей; в ряде случаев открытое голосование заменялось тайным; вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений. Однако широкого использования эти нововведения так и не получили.
В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».