Файл: Актуальность темы. Потребность xxi века заключается в оперативности предоставления информации, ее достоверности, своевременности.rtf
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3. Проект информационной системы
3.1 Цели проекта
Рисунок 3.1 Дерево целей компании
На рисунке 2.3. показано дерево целей компании. Одним из путей достижения стратегической цели - это автоматизация бизнес процесса биллинга и абонентского учета. Чтобы автоматизировать данный бизнес-процесс компании, необходимо, выбрать оптимальную информационную систему. Рынок информационных систем абонентского учета и биллинга невелик. И представляет собой несколько крупных компаний. Как отечественные разработчики есть, так и зарубежные. Необходимо подобрать такую систему, которая соответствовала бы существующему бизнесу ОАО «Челябэнергосбыт».
Для определения целей проекта построим дерево целей проекта. Дерево целей проекта представлено на рисунке 3.2
Рисунок 3.2. Дерево целей проекта
Данное дерево целей поможет определить основные центры затрат и позволит оптимально распределить имеющиеся в организации ресурсы, и спланировать время реализации проекта.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 17
3.1.1 Матрица Захмана
Матрица Захмана предназначена для того, чтобы при разработке или внедрении новой системы учитывать все требования бизнеса. Матрица Захмана будет представлена в Приложении Д.
3.1.2 Реестр требований к внедряемой информационной системе
Необходимо определить требования к системе, если в матрице Захмана, больше всего говорилось о самой архитектуре бизнеса, то в данном пункте пойдет речь уже непосредственно о самой внедряемой системе. Для определения требований к системе, будем использовать рекомендации по определению технических требований к системе, приведённые в ГОСТе Р ИСО/МЭК 12207-2010, а также рекомендации по определению характеристик качества, приведённые в ГОСТе Р ИСО/МЭК 9126
Функциональные требования к системе:
-
Инфраструктура клиентского самообслуживания:-
Возможность удаленно просматривать клиентам информацию о лицевом счете, параметрах договора, тарифном плане, просматривать выставленные счета, вводить показания приборов учета и производить оплату через интернет.
-
-
Хранение электронных копий документа; -
Контроль сроков действия и пролонгации договоров; -
Регистрация объектов учета:
-
Описание схемы электроснабжения; -
Ввод и просмотр точек потребления; -
Регистрация приборов учета по различным видам энергоресурсов; -
Расчет коммерческих потерь; -
Расчет баланса и сальдо-перетоков по элементам сети;
-
Расчет потребленной энергии
-
Ввод первичной информации о энергопотреблении, вычисление величины энергопотребления абонента, формирование начисления и регламентированные финансовые документы на оплату; -
Учет безучетного потребления, выписанных штрафов и актов хищения; -
Расчет за передачу энергии с сетевой организацией; -
Тарификация по нерегулируемым тарифам; -
Ввод/ импорт расходов интервальных счетчиков;
Технические требования:
-
Поддержка многопользовательского режима работы; -
Соответствие характеристикам, классу и типу программно- аппаратной части компании.
Требование пользователя:
-
Простота использования системы; -
Сокращение времени на расчет потребителя;
Требования безопасности и защиты:
-
Система должна иметь гибкую процедуру планирования и настройки ролей, а так же присвоения этих ролей различным пользователям и группам; -
Система должна иметь возможность настройки персонального окружения пользователя (в зависимости от его роли) и интерфейса; -
Система должна позволять разграничение доступа не только к отдельным бизнес процессам и функциям, но и к данным/группам данных для различных пользователей/групп.
Эксплуатационные требования:
-
Наличие технической регламентированной документации для практического применения и освоения программного обеспечения; -
Эксплуатационная пригодность внедряемой информационной системы;
Требования к сопровождению:
-
Наличие сопровождаемости системы;
Требования к квалификации пользователя:
-
Знание предметной области;
3.1.3 Тип информационной системы по Макфарлану
Для определения типа информационной системы необходимо использовать матрицу Макфарлана. Он выделяет 4 типа информационных систем.
Таблица 3.1. Матрица Макфарлана
Ключевая ИС От нее зависит текущий бизнес; не критична для будущего; отказ от ее использования приведет к убыткам | Стратегическая ИС Бизнес зависит от нее; критичная для будущего делового успеха, конкуренции или стратегических преимуществ |
Вспомогательная ИС Не обязательная, но ценная; поддерживает важные функции; не критична для бизнеса | Потенциальная ИС Текущий бизнес от нее не зависит, но она критичная для будущего; ИС для выработки рыночной стратегии |
Внедряемая информационная система позволит:
-
Автоматизировать бизнес-процесс абонентского учета и биллинга; -
Создать единое информационное пространство для расчета потребителей; -
Сокращение влияния человеческого фактора, сокращение ошибок при расчетах; -
Вести аналитическую отчетность; -
Отслеживать среднее потребление электроэнергии каждого потребителя; -
Отслеживать дебиторскую задолженность по каждому потребителю.
Все это должно повысить эффективность работы ОАО «Челябэнергосбыт», снизить затраты и оптимизировать структуру бизнес-процессов. Данная система, обеспечит поддержку принятия управленческих решений, и будет являться отличным конкурентным преимуществом для компании. Поэтому данную систему можно отнести к стратегической ИС.
3.2 Оптимизация бизнес-процесса
3.2.1 Описание бизнес-процессов, «ASIS – TOBE»
Бизнес-процесс абонентского учета и биллинга поставлен не правильно, так как каждый его подпроцесс осуществляется в разных программных комплексах, например: Ведение договора – ПК КЛИЕНТ; Расчет потребления – СТАС, Двухставочники; Формирование финансовых документов – СФФД и т.д.
Диаграммы процесса абонентского учета и биллинга в нотации IDEF0 представлены в приложении Е.
Данный процесс абонентского учета запускается 15 и 30 каждого месяца. На основе данного процесса рассчитывается потребление промышленных потребителей, выставляются финансовые документы потребителям.
Планируется создание единого информационного пространства бизнес-процесса абонентского учета и биллинга. Это никак не повлияет на сам бизнес-процесс, но изменится хранилище данных.
Для анализа текущего и будущего состояния процесса абонентского учета и биллинга построим диаграммы потоков данных, как есть - AS IS, и как должно быть - TO BE.
В приложении Ж представлена диаграмма потоков данных процесса абонентского учета и биллинга, характеризующая текущее состояние.
Потоки данных устроены следующим образом. Изначально, специалист по договорам заполняет договор - ПК Клиент. Все данные в ПК клиенте выгружаются в Управленческий учет. Параллельно, специалист по расчетам вручную вбирает договор. Указывает все расчетные коэффициенты, составляет расчетную схему, после этого в БД СТАС идет формирование формы, документ под названием DOC11. DOC11 – это форма документа для ввода показаний вручную, потом обратная загрузка данных в СТАС, и вывод уже данных в макет для расчета, после этого формируется уже расчет потребителя и также высылается в Управленческий учет.
Для некоторых потребителей, у которых установлена система АСКУЭ, расчет идет по-другому. Потребитель передает текстовый файл с показаниями компании. После программа DataLouder загружает в БД АСКУЭ, где в свою очередь ПК АСКУЭ уже ведет расчет по показаниям. Расчет потребителя идет в определенной форме в программу Двухставочники, где уже формируется месячный объем каждого потребителя. Данный расчет идет также в Управленческий учет. После этого, чтобы сформировать финансовый документ об оплате, необходимо, выгрузить данные в программу СФФД, где запустить