Файл: Актуальность темы. Потребность xxi века заключается в оперативности предоставления информации, ее достоверности, своевременности.rtf
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ОАО «Челябэнергосбыт» разработана система отбора необходимых сотрудников. Соискатели на должность в компании проходят несколько этапов собеседования, в ходе которых определяются их профессиональные и личностные характеристики.
Текучесть кадров в компании находится на приемлемом уровне. Естественный уровень текучести кадров способствует обновлению коллектива.
В настоящее время в компании нарабатывается собственный опыт выявления личностных особенностей и способностей работников, в том числе потенциальных. Разрабатываются методы их учета при планировании карьерного и профессионального роста персонала. Большое внимание уделяется расширению внутрикорпоративных связей и общения. Кадровая политика компании нацелена на создание таких производственных и социальных условий, которые способствовали бы повышению производительности труда работников, росту их благосостояния. Для этих целей предусмотрен и социальный пакет, предлагаемый всем сотрудникам.
Особое внимание уделяется вопросам повышения квалификации сотрудников, росту их профессионального уровня. В этих целях внутри предприятий проводятся специальные тренинги и семинары, устанавливаются контакты с учебными заведениями, провайдерами образовательных программ, консалтинговыми агентствами. Спектр, тем для обучения и повышения квалификации самый разнообразный: от подготовки по специальности (персонала разных категорий, направлений и должностных позиций) до умения создать комфортный психологический климат в коллективе и рационально распорядиться рабочим временем, помощи в освоении новых программных продуктов и технологий.
Особое внимание уделяется молодежи. С 2014 года начал свою работу Совет молодежи. Его деятельность направлена на повышение социальной активности молодых специалистов, на их всестороннее вовлечение в работу компании. Студенты учебных заведений по энергетическим специальностям и не только, проходят стажировку в подразделениях и филиалах ОАО Челябэнергосбыт, а наиболее способные и зарекомендовавшие себя выпускники приглашаются на работу.16
-
Маркетинговый срез
Компания является Гарантирующим поставщиком электроэнергии и мощности и осуществляет свою деятельность на рынке Челябинской области. В области действует 7 филиалов, для населения работают более 40 расчетно-информационных центров. Также ОАО «Челябэнергосбыт» является агентом по приему коммунальных и прочих платежей по системе «Город».
Цены и тарифы на электроэнергию устанавливаются Единым тарифным органом.
Компания ведет разъяснительную работу по вопросам населения. Проводятся встречи с представителями управляющих компаний и ТСЖ. Работает «горячая линия» по актуальным вопросам. Постоянно работает контакт-центр. В рабочее время можно проконсультироваться с инженерами контакт-центра, в вечернее время и выходные дни можно прослушать справочную информацию на автоответчике.
Для удобства работы с населением действует SMS-сервис, позволяющий посредством SMS-сообщений получать информацию о текущем состоянии лицевого счета, о последних показаниях приборов учета, занесенных в базу компании, справочную информацию, а также позволяющие передавать показания приборов учета. 17
ОАО «Челябэнергосбыт» имеет свой сайт – www.esbt74.ru. Новости на сайте ежедневно обновляются. Сайт содержит всю необходимую информацию о компании, разделенную по группам заинтересованных посетителей сайта.
Также компанией ежегодно проводится конкурс на лучшего потребителя года «Золотая опора». Цель конкурса - поощрение и распространение положительного опыта ведения грамотной и ответственной политики энергопотребления как гаранта надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей Челябинской области. В рамках проведения данного конкурса конкурсная комиссия по результатам работы с потребителями в прошедший осенне-зимний период определяет по 10 номинантов в каждой номинации по следующим критериям:
-
четкое /полное выполнение договорных условий; -
отсутствие задолженности, равномерность и регулярность оплаты; -
своевременность и полнота текущих платежей; -
соблюдение режимов энергопотребления, установленных энергосистемой; -
участие в мероприятиях по снижению нагрузки при дефиците энергии и мощности в энергосистеме, установка устройств АСКУЭ; -
внедрение энергосберегающих технологий; -
применение современных систем учета и контроля энергопотребления; -
отсутствие аварий по вине потребителя.
Номинанты определяются в каждой из следующих категорий потребителей
-
промышленные потребители;
-
предприятия, финансируемые из бюджета; -
предприятия сельского хозяйства; -
предприятия малого бизнеса; -
муниципальные предприятия; -
жилищные организации (управляющие компании).
Победителям Конкурса (по одному в каждой номинации) вручается диплом «Лучший потребитель электроэнергии года», подписанный Губернатором Челябинской области и генеральным директором ОАО «Челябэнергосбыт», и приз «Золотая опора». Организации, определенные как «худшие» потребители года, получают анти-приз.
-
Производственный срез
Основным производственным показателем, характеризующим деятельность компании, является полезный отпуск электроэнергии.
В 2012 году отпущено электроэнергии в объеме 10 820 млн.кВт.ч. Полезный отпуск ОАО «Челябэнергосбыт» за 2012 год составил 96% по отношению к 2011 году. Снижение полезного отпуска обусловлено выходом на оптовый рынок энергии ряда крупных потребителей с 01.07.2012г. и с 01.10.2012г. (рис2.6)
Рисунок 2.6. Полезный отпуск,2012 г.
ОАО «Челябэнергосбыт» поддерживает работоспособность производственных мощностей (электрические сети, системы и приборы учета), в соответствии с планом проводит их обслуживание, обновление и модернизацию.
Политика безопасности компании характеризуется слабой защитой от хищений электрической энергии. В интернете описано множество способов хищений электроэнергии. Контролеры компании при обходе потребителей проверяют системы учета электроэнергии, но не всегда могут выявить факт хищения. Необходимо для сокращения объемов хищений электроэнергии использовать более точные приборы энергоучета, которые сложнее будет обмануть.
Компания поддерживает налаженные партнерские отношения с поставщиками комплектующих изделий, сторонними исполнителями работ и услуг. Закупочная деятельность компании регламентируется Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Челябэнергосбыт». Положение определяет цели, нормативные и организационные основы закупочной деятельности предприятия, права и обязанности участников закупочных процедур, способы закупок и условия их выбора, общий порядок проведения закупок и инструкции по проведению закупочных процедур.
-
Финансовый срез
Финансовое положение организации можно охарактеризовать как устойчивое. По итогам 2012 года прибыль от продаж составила 457,9 млн. руб. Чистая прибыль компании за 2012 г. составила 100,4 млн. руб.
Показатели финансового состояния Гарантирующего поставщика в норме, ключевые показатели эффективности выполнены. Данные о финансовом состоянии компании представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 Финансовое состояние компании
Наименование показателя | Пороговое значение | Факт на 01.01.2011 | Факт на 01.01.2012 | Факт на 01.01.2013 |
Показатели финансового состояния Гарантирующего поставщика ОАО "Челябэнергосбыт" | ||||
Оборачиваемость кредиторской задолженности КЗ | Не более 40 | 31,2 | 32,2 | 33,4 |
Доля просроченной КЗ | не более 15% | 0 | 0 | 0 |
Лимит долгового покрытия | 2 | 9,6 | 5,8 | 5,5 |
Ключевые показатели эффективности ОАО "Челябэнергосбыт" | ||||
Коэффициент срочной ликвидности | 0,8 | 1,21 | 1,09 | 0,8 |
Предприятие является ликвидным и платежеспособным, не имеет просроченной кредиторской задолженности. Компания не привлекает долгосрочные кредиты и займы.
Размер дебиторской задолженности на 01.01.2013 составляет 1 225 млн.руб. За 2012 год размер дебиторской задолженности увеличился на 24%. В таблице 2.4 представлена структура дебиторской задолженности по группам потребителей.
Таблица 2.4 Задолженность потребителей
Группы потребителей | ДЗ на 01.01.2013, млн.руб. | Доля задолженности, % |
Промышленность | 551,1 | 45% |
Сельское хозяйство | 29,8 | 2% |
Бюджеты | 44,4 | 4% |
МУП и ЖКХ | 144,3 | 12% |
Население | 213,9 | 17% |
Прочие | 241,4 | 20% |
Итого | 1 224,7 | 100% |
Из таблицы 2.5 видно, что 45% от всего объема дебиторской задолженности приходится на промышленные предприятия.
Компания также реализует инвестиционные программы. В 2012 году источником финансирования инвестиционной программы ОАО «Челябэнергосбыт» являлись собственные средства Общества - амортизационные отчисления и прибыль 2012 года.
Акционерный капитал компании сформирован за счет выпуска и продажи акций. Крупнейшим акционером общества является компания SV Property Managment LTD (СВ Проперти Менеджмент Лимитед), владеющая 97,5% обыкновенных акция компании. ОАО «Челябэнергосбыт» исправно выплачивает акционерам дивиденды с акций.
Информационное обеспечение потребностей бизнеса.
ОАО «Челябэнергосбыт» работает с потребителями на всей территории Челябинской области, объединяя в себе 6 филиалов в крупных городах и свыше 40 участков в небольших городах и селах. Это связано с потребностью в обработке огромных объемов информации и централизации ее для подведения общих итогов и анализа результатов деятельности компании. База данных по юридическим лицам – это десятки тысяч предприятий и организаций, сотни реквизитов, миллионы записей в базе данных. По большинству предприятий собрана «история энергопотребления» начиная с 1998 года.
С 2000 года ведется реестр и по физическим лицам. Эти процессы требуют постоянного совершенствования компьютерной сети, использования для работы самых мощных технических средств, современного программного обеспечения.
В компании построен центр обработки данных – комплекс современных и мощных серверов, который позволяет хранить огромные объемы информации и оперативно их обрабатывать. Для обеспечения безопасности системы предусмотрено все, вплоть до источников бесперебойного питания и собственного дизель-генератора.
Для оптимизации собственной работы в компании ведется работа по внедрению ERP-системы Oracle E-Business Suite. Запущены модули «Кадры», «Табель», «Заработная плата», «Кредиторы», «Дебиторы». В перспективе внедрение семи модулей систем «Финансы» и «Бюджетирование».
Как альтернатива почтовым услугам создан центр биллинговой печати. Оснащенный современным высокопроизводительным оборудованием центр биллинговой печати – цифровая типография достаточно большой мощности, которая позволяет уменьшить стоимость и сократить сроки печати извещений-квитанций для населения, счетов, счетов-фактур и ведомостей электропотребления для юридических лиц.
Создается единое информационное пространство компании – в самой ближайшей перспективе все участки ОАО «Челябэнергосбыт» будут соединены высокоскоростными каналами передачи информации. Работы проводятся в сотрудничестве с крупнейшим провайдером связи региона – компанией «Ростелеком». Самые удаленные районные расчетные центры смогут работать с центральной базой данных, что позволит оказывать потребителям еще более качественные услуги. 18
Информационная и техническая поддержка существующих информационных систем, программ и приложений осуществляется сотрудниками управления автоматизации, координационно-технологического управления и сотрудниками технической поддержки – компанией Борлас.
Используемые информационные системы являются иностранными программными продуктами. Российским предприятиям предоставляются локализованные версии систем, адаптированные к ведению деятельности на территории нашей страны. Однако данные системы не отражают специфики деятельности отдельных предприятий. Поэтому каждое предприятие уже для себя дорабатывает некоторые существующие в системах функции и процедуры, добавляет необходимые отчеты в соответствие с требованиями и потребностями бизнеса.
2.4 Интегральный анализ
2.4.1 SNW-анализ
Проведем SNW-анализ характеристик внутренней среды организации. В ходе данного анализа характеристиками внутренней среды присваивается одна из трех оценок: сильная, нейтральная, слабая. Оценки присваиваются на основе сравнения с соответствующими показателями предприятий области. Анализ поможет выявить сильные стороны организации, которые способствуют повышению ее конкурентоспособности, и слабые стороны, которые осложняют деятельность и нуждаются в устранении или нейтрализации.
Результаты анализа представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 Результаты SNW-анализа
Фактор | | N | W | |||
+2 | +1 | 0 | -1 | -2 | ||
Организационная структура | | | Х | | | |
Филиальная часть | | Х | | | | |
Территориальное расположение | Х | | | | | |
Продолжение таблица 2.5. | ||||||
Система коммуникаций | | | Х | | | |
Нормативно- правовая база | | | Х | | | |
Квалификация сотрудников | Х | | | | | |
Обучение и развитие персонала | Х | | | | | |
Условия труда | | | Х | | | |
Система мотивации и стимулирования | | | Х | | | |
Заработная плата | | | Х | | | |
Текучесть кадров | | | Х | | | |
Политика работы с молодежью | Х | | | | | |
Ценовая и тарифная политика | | | Х | | | |
Имидж компании | Х | | | | | |
Социальные мероприятия и программы | Х | | | | | |
Работа с потребителями | | | | | | |
Информационное обеспечение | | | Х | | | |
Техническая оснащенность | | Х | | | | |
Устойчивое финансовое положение | | | Х | | | |
Инвестиционные программы | | Х | | | | |
Зависимость от службы сервисной поддержки | | | Х | | | |
Закупочной деятельность | | | Х | | | |
Объем покупки электроэнергии | | | Х | | | |
Объем продажи электроэнергии | | | Х | | | |
Политика расчетов с потребителями | | | | | Х | |
Политика безопасности/защита от хищений электроэнергии | | | | Х | |
В результате проведенного анализа были выявлены следующие слабые стороны организации:
-
Политика расчетов с потребителями; -
Политика безопасности (в области защиты от хищений ЭЭ).
Сильными сторонами компании ОАО «Челябэнергосбыт» социальные мероприятия и программы для персонала,Имидж компании, политика работы с молодежью.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 17
2.4.2 SWOT – анализ
После выявления факторов внешней среды, влияющих на организацию в виде возможностей и угроз, а также факторов внутренней среды, являющихся сильными и слабыми сторонами организации, проведем их интегральный анализ. Для этого воспользуемся методикой SWOT-анализа. Применяя данный метод, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями.
Результаты SWOT-анализа представлены в таблице приложении Д. SWOT-анализ показал, что у предприятия достаточно внутренних сил, чтобы максимально реализовать предоставляемые внешней средой возможности. При этом необходимо уделять внимание нейтрализации существующих слабых сторон, иначе они только усугубят проявление угроз внешней среды и нанесут большой урон деятельности компании.
2.4.3 Матрица Глайстера
Проведем классификацию и ранжирование проблем предприятия путем построения матрицы Глайстера (таблица 2.6).
Используя матрицу, можно выделить, на каком уровне находятся проблемы компании, и на каком уровне необходимо проводить изменения.
Таблица 2. 6 Матрица Глайстера
Уровни управления и проявления проблем | Суть проблемы | Признаки проявления проблемы | Рекомендации |
Организация ОАО "Челябэнергосбыт" | Нерациональное ведение финансового учета. Отсутствие своевременного учета потребления | Огромные коммерческие потери. Рост дебиторской задолженности. | Оптимизация процесса обеспечения высокой степени достоверности и оперативности обмена информации |
Подразделение Управление по расчетам с промышленными потребителями | Нет многопользовательского режима в программе | Большие временные затраты на формирование отчетов, расчетов. | Внедрение многопользовательского режима в программе. |
Технологическая подсистема СТАС | Устаревшее программное обеспечение. Отсутствие единого информационного пространства | Отсутствие гибкости в системе. Нет возможности в вести больше 7 знаков в показания, что затрудняет работу с данной системой. | Внедрение современного информационного продукта, |
Исполнитель Специалист в отделе начислений и оплаты | Трудность проверки корректности БД | Высокая вероятность возникновения ошибки при формировании отчетов. | Минимизация человеческого фактора |
Матрица Глайстера свидетельствует о том, что наблюдаемые признаки проявления проблем имеют различные уровни возникновения и управления, однако, все проблемы связаны между собой и имеют единую основу. Из данной матрицы можно выделить главную проблему, которая проявляется на технологическом уровне. Программный комплекс «СТАС» еще в 90-е годы был куплен ОАО «Челябэнерго» для расчета и учета потребления, так как ОАО «Челябэнергосбыт» сильно зависим от изменения в законодательстве, то необходимо иметь систему, более поддающуюся к изменению, более новую. Основная проблема – это не гибкость системы, невозможность ее изменить, подстроить систему под уже существующий бизнес, существующее законодательство. Если, допустим, раньше все показания были в семизначных числах, то сейчас по законодательству их может быть и больше. Но программный комплекс не позволяет вводить больше 7 знаков, и поэтому пользователь самостоятельно запоминает каждый договор, из –за этого происходит много ошибок при вводе данных, при формировании расчетов, но это со стороны пользователя.
Программный комплекс СТАС не гибок, компании постоянно необходимо разрабатывать или докупать дополнительные программные комплексы, которые должны взаимодействовать со старым программным обеспечением. Но после покупки и разработки дополнительных программных комплексов, проблема стала глобальней. Нет единого информационного пространства и специалистам в отделе начисления, трудно учитывать все данные о потребителе с каждой отдельной системы.
Управление по расчетам с промышленными потребителями пользуются такими программными комплексами как: ПК Клиент, ПК Ricaso, ПК Двуставочники, ПКА СФФД, ПК Договор услуг, ПК СТАС. У каждого программного комплекса своя база данных из-за этого неудобно проводить проверку данных по договорам, формировать отчеты, рассчитывать потребителя. Для решения проблем ОАО «Челябэнергосбыт» необходимо внедрить информационную систему, которая будет отличаться своей гибкостью, и при любом изменении в законодательстве, можно будет легко подстроить систему под себя.
Система должна создать единое информационное пространство для расчета с промышленными потребителями, что позволит отказаться от используемых устаревших программных комплексов.
Выводы по главе 2
В ходе проведенных анализов внешней и внутренней среды было выявлено следующее:
-
Внешняя среда организации достаточно стабильна; -
Наиболее нестабильные и негативно влияющие факторы связаны с политическо-правовой компонентой. -
Внутренняя среда организации обладает большим количеством сильных сторон, которые следует развивать и укреплять для повышения эффективности деятельности организации и нейтрализации слабых сторон. -
Выявлены основные проблемы организации на технологическом уровне;