Файл: Дейл Брекенридж Карнеги Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей в эпоху цифровых технологий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Многие люди допускают ошибку, отождествляя вдохновение с исполнением. Они уподобляются преподавателю живописи, который приводит учеников на альпийский луг и просит их воспроизвести этот величественный пейзаж. Большая картина вдохновляет: высокая, колеблющаяся на ветру трава, белесые осины в золотой листве, ручей, извивающийся от покрытых снежными шапками гор, которые величаво возвышаются на заднем плане. Но одного созерцания этой красоты недостаточно для того, чтобы мастерски изобразить травинку на холсте. Если не научить их прорисовывать мелкие детали, все усилия ни к чему хорошему не приведут. Чтобы стать великими художниками и создавать великие полотна, ученики должны сосредоточиться на отработке мелких, частных деталей. И это особенно верно в применении к отношениям между людьми.
Кому не случается строить грандиозные планы создания счастливой семьи, плодотворного сотрудничества в бизнесе или безоблачной дружбы? Предложение руки и сердца ничего не стоит, если нет видения будущих перспектив брака. Соглашение о сотрудничестве ничего не стоит, если нет видения будущих перспектив делового партнерства. Договор о найме ничего не стоит, если нет видения тех великих свершений, которые возможны при полноценном взаимопонимании между работником и работодателем. Но достаточно ли просто расточать стихи, ухаживая за женщиной? Достаточно ли одних обещаний отличного обслуживания клиентов и взаимовыгодной поддержки?
Говорят, что Леонардо да Винчи начал писать «Мону Лизу» в 1503 году, а закончил лишь в
1519-м. Некоторые историки искусства предполагают, что столько времени потребовалось ему, чтобы продумать и воплотить ту самую загадочную улыбку, которая и привлекает основное внимание любителей живописи вот уже пять столетий. Знаменитая улыбка украшает собой отдельный зал в Лувре, полюбоваться ею приходят 6 миллионов посетителей каждый год. Ее стоимость оценивают в полмиллиарда долларов; впрочем, многие утверждают, что она вообще цены не имеет.
Чем была бы «Мона Лиза» без этой ее самой знаменитой детали? Вероятно, очередной хорошей картиной, которой так и не довелось стать шедевром.
И ваши самые высокие устремления, самые лучшие намерения – в личных отношениях, в отношениях с деловыми партнерами, коллегами, друзьями – так и остаются реализованными, в лучшем случае, наполовину, если вдохновение не транслируется в маленькие полезные дела.
«Большинство бизнесменов уподобляют обслуживание клиентов рекламным кампаниям, – говорит Скенлон. – Они много обещают, долго мусолят свои обещания, но, если каждый из них так и не делает ничего конкретного для улучшения обслуживания клиентов, их благие намерения остаются пустым звуком». Получается что-то вроде «Моны Лизы» без ее улыбки
– вы вроде бы что-то делаете, но при этом ничем не выделяетесь из массы подобных вам.
Всегда нужно помнить, что мотивы, которые побуждают вас завоевывать друзей, редко совпадают с мотивами, которые побуждают других дружить с вами.
Вас мотивирует то, чего вы рассчитываете добиться за счет лояльности, поддержки или сотрудничества со стороны других людей. Вас мотивирует большая цель – то, что может быть.
Тем же, кого вы стремитесь привлечь на свою сторону, с кем желаете сотрудничать, хочется видеть в деталях, что хорошего в сотрудничестве с вами. Истинной мерой ваших побуждений и намерений для них являются конкретные факты. Их мотивируют частности – то, что есть.
Они постоянно спрашивают себя на ваш счет: «Какая мне польза от отношений с этим человеком?»
«Что хорошего ты сделал мне за последнее время?» – именно такой образ мышления продолжает владеть массами, и сегодня, пожалуй, даже в большей мере, чем когда-либо прежде. Это не означает, конечно, что для того, чтобы выделиться из огромной толпы, вы должны постоянно прыгать выше головы или устраивать шоу, демонстрирующие ваши достоинства. Секрет прогресса в межличностных отношениях прост: (1) приносить пользу и
(2) делать это регулярно.
«В цифровую эпоху задача завоевания друзей сводится к маркетингу: вы должны выделиться, показать свою значимость», – сказал в недавнем интервью Тони Роббинс, легендарный консультант по вопросам личностного развития. «Есть два способа выделиться, – поясняет он, – делать что-то очень хорошо или очень плохо. К сожалению, скандальную репутацию в наше время приобрести слишком легко. Информационные технологии открыли перед нами потрясающие возможности поддерживать связи с любым человеком, учиться у любого человека, приносить пользу любому человеку на планете 24 часа в сутки и семь дней в неделю, и в то же время нам так же легко проявить себя манипулятором и добиться влияния именно таким образом. Жаль, что многие люди выбирают именно второй путь».
Истинный ключ к завоеванию друзей и влиянию на людей, говорит Роббинс, заключается в отказе от попыток манипулирования в пользу содержательных отношений.
А добиться этого можно лишь одним путем: постоянно привнося в отношения содержание и пользу.
Именно это является теми весами, на которых взвешиваются любые взаимоотношения – каждый ваш твит, каждый пост, каждое письмо, звонок, личная встреча. В какую сторону склоняет чаши весов каждое такое взаимодействие, каждый такой контакт – в сторону увеличения или уменьшения ценности? В какую сторону склонятся чаши ваших весов с течением времени? Это вопрос тем более важен, что каждому из нас свойственно совершать ошибки. У каждого случаются плохие дни. В современных условиях цифровых коммуникаций эти ошибки, проколы, неудачи могут происходит и накапливаться быстрее и безнадежнее, чем когда-либо раньше. Уже по одной этой причине разумнее стараться делать все возможное – всеми средствами, при помощи всех доступных инструментов, – чтобы доставлять людям маленькие радости. Хотя место для ошибок все равно останется, ущерб от них в этом случае будет минимальный. И одним косым взглядом отношения не испортишь.
У разных народов существуют легенды о богах и богинях справедливости. Кроме титаниды
Фемиды, которая следила за правосудием в обществе, у древних греков была еще богиня справедливости Дике, державшая в руках весы, на которых взвешивалось добро и зло. У древних римлян олицетворением справедливости являлась Юстиция, которая вынуждена была вознестись на небо из-за людских грехов. Еще была египетская богиня Маат, поддерживавшая порядок и гармонию во вселенной.
Из этих богов и богинь выросла современная персонификация правосудия в образе женщины с повязкой на глазах, с весами в одной руке и с мечом в другой: этот образ прочно ассоциируется с западной судебной системой. Идея, кроющаяся за этой символикой, очень проста: чтобы истина всегда побеждала, ее нужно в каждом случае тщательно взвешивать.
Но есть и более тонкий подтекст: на чаши весов способен повлиять любой фактор. В любом деле мелочей нет. Весы правосудия должны учитывать всѐ.
То, что верно для правосудия, верно и для межличностных отношений. В отношениях не может быть ничего нейтрального. Любая мелочь влияет – в лучшую или худшую сторону.
Через десять лет после развода – в преддверии повторной женитьбы – Джордан заново переосмыслил причины случившегося и пришел к выводу, что он не уделял внимания весам отношений. Каждое слово в адрес супруги, каждый поступок, совершенный им в семейной жизни, нес в себе один из двух сигналов: его жена либо самый важный человек в его жизни, либо нет. И оказалось, что второе он «говорил» ей чаще.
Нет смысла ожидать, что любые взаимодействия с любым человеком будут означать поворот в его или в вашей жизни. Но на чаши весов они все влияют, изо дня в день. Если вы знаете об этом, у вас есть все основания обращать внимание на сигналы, посылаемые вами в адрес разных людей.
Чтобы выделиться в цифровую эпоху, альтруизм должен занять приоритетное место в вашем сознании.
Колумнист «New York Times» Дэвид Брукс однажды посвятил свою колонку скромности, которой так не хватает в наш цифровой век. «Пока фашисты в годы Второй мировой войны завоевывали одну страну за другой, их победные реляции отличались помпезностью, кичливостью, безудержным хвастовством. Пропаганда союзников, впрочем, немногим от них отличалась. К 1945 году от этого уже всех тошнило. Людям хотелось, чтобы политики и общественные деятели вели себя скромнее, не выпячивали свои заслуги, а, скорее, принижали их. Таково было веяние времени».
В результате неотъемлемой частью культуры той эпохи стала скромность и понимание того, что другие люди должны занимать в нашем сознании не меньше, если не больше места, чем мы сами. Со временем, однако, ситуация стала меняться, пишет Брукс. «В моду вошло представление, что морального спасения можно достичь не через скромность и смирение перед Богом и историей, а через самопознание, самовосхваление, через любовь к самому себе. И это же стало способом привлечения внимания».
Ясно, что есть люди, которые приковывают к себе много внимания – которые, лучше сказать, становятся печально знамениты, – путем обоготворения себя, создания культа собственной личности. Некоторые за счет этой стратегии зарабатывают миллионы. Но как мы относимся к таким людям? Оказывают ли они положительное влияние на других? Если бы своим примером, отвращая от себя, они указывали людям направление истинного блага, это было бы лучше, чем ничего. Но такие люди преимущественно играют роль провокаторов. Как вино, выпитое перед едой, они подавляют наши вкусовые рецепторы.
Есть одна идея, которая за тысячелетия не изменилась, – философы обнаруживают ее в культуре самых разных эпох. Эта идея стара как мир. Заратустра учил ей своих последователей в Персии два с половиной тысячелетия назад. Примерно тогда же Конфуций проповедовал ее в Китае. О ней же рассказывал своим ученикам Лао-цзы в долине
Бессмертных, ей же учил Будда на берегах священного Ганга. О ней за тысячу лет до этого рассказывали священные книги индуизма. И все они приходили к выводу: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Две тысячи лет назад в несколько иной форме об этом же сказал Иисус: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Это единственное правило в человеческой истории, удостоенное называться Золотым.
Ирония заключается в том, что в то время как многие люди наслаждаются чувством собственного величия, это позволяет вам произвести на них неизгладимое впечатление,
тонко признав, насколько они правы, так хорошо думая о себе. И они с большой вероятностью ответят вам любезностью на любезность.
«Знаете, что мне в вас нравится, Айк? – спросил Уинстон Черчилль у президента Дуайта
Эйзенхауэра, которому довелось работать бок о бок с такими сильными историческими фигурами, как Бернард Монтгомери, Шарль де Голль и Франклин Рузвельт. – То, что вы не гоняетесь за славой».
Доставляйте людям маленькие радости, оказывайте им маленькие услуги, помогайте им почувствовать их значимость, и вы будете удивлены тем, сколько многого таким путем можно добиться.
«Знаете, что мне в вас нравится, Айк? – спросил Уинстон Черчилль у президента Дуайта
Эйзенхауэра, которому довелось работать бок о бок с такими сильными историческими фигурами, как Бернард Монтгомери, Шарль де Голль и Франклин Рузвельт. – То, что вы не гоняетесь за славой».
Доставляйте людям маленькие радости, оказывайте им маленькие услуги, помогайте им почувствовать их значимость, и вы будете удивлены тем, сколько многого таким путем можно добиться.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 15
Часть 3
Как заслужить и поддерживать доверие окружающих
1.
Избегайте споров
В своей книге «Проповедник и президенты» Нэнси Гиббс и Майкл Даффи подробно описывают восхождение на вершину славы и успеха преподобного Билли Грэма, который имел ни с чем не сравнимое влияние не только на семерых президентов США, но также почти на всех лидеров западного мира. Этот путь, отмечают авторы, дался ему не без затруднений, особенно поначалу То, как Грэм справился со своими самыми главными оппонентами, хорошо иллюстрирует первый принцип, необходимый для завоевания доверия людей.
«В феврале 1954 года, – пишут они, – покровитель Грэма Генри Люс написал лондонскому корреспонденту журнала “Time” Андре Лагерру, чтобы тот подготовился к приезду в Лондон
Грэма, намеревавшегося начать “крестовый поход”. В то время церковь посещали лишь от 5 до 15 процентов жителей Великобритании, тогда как в США этот показатель достигал 59 процентов. “Религия в Британии при смерти, – отметил в письме Люс, – поэтому стоит понаблюдать за тем, как сумеет повлиять на эту ситуацию Грэм… Наверняка все ваши знакомые будут его высмеивать и травить”».
Одним из таких насмешников, продолжают Гиббс и Даффи, был Уильям Коннор, журналист газеты «Daily Mirror», который «называл Грэма “голливудской версией Иоанна Крестителя”.
Когда Грэм предложил Коннору встретиться лицом к лицу, как он предлагал это всем своим известным критикам, Коннор коварно предложил в качестве места встречи паб под названием «Голова Крестителя».
Как выяснилось, ни Люс, ни Лагерр, ни Коннор не могли даже предположить, какое воздействие Грэм окажет на жителей Лондона. «В первую неделю собралось так много людей, что в дальнейшем он стал проводить каждую субботу целых три собрания на стадионе “Харрингей”… Вечер за вечером одиннадцать тысяч человек сидели, и еще тысяча стояла под дождем и мокрым снегом, чтобы послушать проповедь. В толпе зрителей можно было увидеть членов парламента. и даже флотского адмирала». Журналисты не ожидали и того, какое влияние Грэм будет иметь на них самих – особенно на Уильяма Коннора. После состоявшейся в пабе личной встречи Коннор из критика превратится в горячего почитателя.
«Я никогда не думал, – признавался он Грэму с газетной страницы, – что дружелюбие может обладать такой силой убеждения. Я никогда не думал, что простота способна переломить таких закоренелых грешников, как мы. Век живи, век учись».
Хотя Грэм мог бы просто презрительно игнорировать насмешки и уколы или отвечать на колкости колкостями, он выбрал другой путь, оказавшийся гораздо более эффективным. Он вообще избегал споров и покорял критиков великодушием и доброжелательностью. В