Файл: Вопервых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В аристотелевской психологии, которая определяла развитие учений о душе вплоть до XVII в., объектом исследования были все жизненные проявления организма. В силу этого психологическую систему Аристотеля часто называют психобиологией. В связи с развитием анатомических и физиологических знаний о строении и работе тела, понятие души становится излишним для объяснения большей части явлений жизнедеятельности тела. Великие открытия и изобретения в различных областях науки и техники прокладывали новые пути научного познания. Опыт, эксперимент, индукция, математика выступают теперь средствами получения и объяснения фактов.

5*17 век.

Складывается классический вид науки (в новых эконом.Условиях светская власть главенствует над церковью)

Точные науки (астрономия физика) в основе лежит эксперимент

*логичность-кредо классич. Науки

*машина, механизм, часы

Человек- природная машина

(мотор-сознание)

Душа уходит в область религиозного знания.

Сознание-высшая степень челов. Сущности.

ИМЕНА: Декарт, Спиноза..

Философы рационалисты: познание суще-етблагодаря мышления.

Философы эмпирики: (Локк- отец эмпир. Психологии)опытное знание, главное-органы чувств

Рационалисты (разум)-борьба-Эмпирики (опыт)

Декарт считается родоначальником рационалистической философии. Согласно его

мнению, знание должно строиться на непосредственно очевидных данных, на

непосредственной интуиции. Из нее оно должно выводиться методом логического

рассуждения.

В одном из своих произведений Р. Декарт рассуждает о том, как лучше всего

добраться до истины

В этих утверждениях Декарта и содержится тот основной постулат, из которого

стала исходить психология конца XIX в.,- постулат, утверждающий, что первое,

что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание.

Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача

психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания

сознания. Так, "новая психология", восприняв дух идей Декарта, сделала своим

предметом сознание.

С именем Рене Декарта (1596 — 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность — главный пункт учения Декарта.


Спинозы — новый, важный шаг в становлении проблемы сознания как объекта психологического изучения. Вместе с психологией Декарта они составляют рациональную линию в трактовке сознания.

Спинозистская теория страстей проникла в «живую ткань современного научного знания». Она повлияла на разработку учения о человеке Э. Фромма, на формирование теоретической позиции С. Л. Рубинштейна. «Моя теоретическая позиция — Спиноза и Маркс: Спиноза — преобразованный стоический идеал свободы как владения своими аффектами ...Прекрасен, с одной стороны, сам облик Спинозы... и с другой — его стиль — сверху тонкий покров льдинок — теорем, схем, а под ним кипение страстей, и далее его мораль — не внешняя, а выработанная в самой жизни».

Рационализм Декарта и Спинозы заложил фундамент учения о сознании. Пути его дальнейшей разработки определялись новыми задачами в связи с развитием опытного естествознания

Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632— 1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель, идеолог революции 1688 г. В 1690 г. вышло основное философское сочинение Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме» (4-е изд., 1700 г.). Еще при жизни Локка книга была переведена на французский язык и оказала сильное влияние на развитие французской философии и психологии. В 1693 г. опубликован его педагогический труд «Мысли о воспитании».

Целью Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Все начинается с критики теории врожденных идей. Она направлена в основном против средневекового схоластического учения, которое признавало врожденность наиболее общих принципов и понятий, но также и против Декарта. «Я не утверждаю,— писал Декарт,— что дух младенца в утробе матери размышляет о метафизических вопросах, но у него есть идеи о боге, о себе самом и о всех тех истинах, которые известны сами по себе, как они есть у взрослых людей, когда они вовсе не думают об этих истинах». Всем доводам в защиту врожденности знания Локк противопоставляет положение о возможности доказать его происхождение. Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой доской, на которой ничего не написано, или с пустой комнатой, в которой ничего нет. Эти сравнения касаются только знаний. Локк не отри-

*18 век.

Дает новый толчок для развития просвещения

Детство-длительный срок

Появление школ



Появляется Психологическое знание (возрастное , педагогическое)

Век энциклопедий

Имена: Вольтер

*19 век.

Развитие естествознания

Психология рождается в конце 19 века.

Физиологи занимаются вопросами псих. Связей между телом и душой.

Развитие в рамках национальных школ.

3 варианта развития.

*) Французская нац. Школа. Психологию изучали на мед. Факультетах, поэтому основная область изучения было изучение аномалий в психическом развитие (узкая область знаний)

Понять аномалию можно только зная нормы.

*)Английская нац. Школа. Юм, Беркли.интересуются индивидуально типологическими особенностями в псих. жизни 9талант, гениальность, способности)

Психология- элитарная наука. Одна из самых развивающихся областей.

*) Немецкая псих. Школа.

Объединение германии. Создание ед. системы образования и языка. Почетно быть учителем.

1879 г. Лаборатория Вундта

Экспериментально в сознание человека можно изучить только элементарное.

Метод новый метод- интроспекция (самонаблюдение)

Через 15 лет-жесткая критика т.к. такой метод исследования слишком камерный и не эффективный.

«психология народов» Вундт

З. Фрейд, изучение гипноза

Шарко разрабатывает гипноз

«наше бессознательное сильнее сознания» Фрейд.

Новый этап-кризисный этап

Начало поисков.

Начинается изза неудовлетворенности ученых моделью Вундта.

Психоанализ не устраивала ведущая роль сознания. Считали что главную роль играет бессознательное.

Американская поведенческая психология (бихевиоризм) предлагает новый предмет изучения- поведение, т.к. его можно исследовать объективно. Сознание ,по их мнению Уотсона изучать можно только субъективными методами ,а это для науки недопустимо.

В Германии появляется новый оппонент системы Вундта гештальтпсихология. Она отторгает идею Вундта о том, что изучая элементы сознания можно узнать о сознание в целом. Была предложена другая идея: наше сознание целостно изначально, поэтому ,изучая отдельные компоненты сознания мы не складываем их, а рассматриваем как элементы этой целостности. Исходно у человека формируется образ, и на основе знания целого мы каждый элемент можем воспринять как его часть. Наша психика не просто суммирует впечатления.


6. Первая задача науки, считали ученые того времени,

найти простейшие элементы. Значит, и психология должна найти элементы

сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее

неделимые, части. Это во-первых. Вторая задача состоит в том, чтобы найти

законы соединения простейших элементов. Итак, сначала разложить сознание на

составные части, а потом снова его собрать из этих частей.

Так и начали действовать психологи. Простейшими элементами сознания В. Вундт

объявил отдельные впечатления, или ощущения.

Например, в опытах с метрономом это были отдельные звуки. А вот пары звуков,

т. е. те самые единицы, которые образовывались за счет субъективной

организации ряда, он называл сложными элементами, или восприятиями.

Каждое ощущение, по Вундту, обладает рядом свойств, или атрибутов. Оно

характеризуется прежде всего качеством (ощущения могут быть зрительными,

слуховыми, обонятельными и т. п.), интенсивностью, протяженностью (т. е.

длительностью) и, наконец, пространственной протяженностью (последнее

свойство присуще не всем ощущениям, например, оно есть у зрительных ощущений

и отсутствует у слуховых).

Ощущения с описанными их свойствами являются объективными элементами

сознания. Но ими и их комбинациями не исчерпываются содержания сознания.

Есть еще субъективные элементы, или чувства. В. Вундт предложил три пары

субъективных элементов - элементарных чувств: удовольствие-неудовольствие,

возбуждение-успокоение, напряжение-разрядка. Эти пары - независимые оси

трехмерного пространства всей эмоциональной сферы.

Он опять демонстрирует выделенные им субъективные элементы на своем

излюбленном метрономе. Предположим, испытуемый организовал звуки в

определенные такты. По мере повторения звукового ряда он все время находит

подтверждение этой организации и каждый раз испытывает чувство удовольствия.

А теперь, предположим, экспериментатор сильно замедлил ритм метронома.

Испытуемый слышит звук - и ждет следующего; у него растет чувство

напряжения. Наконец, щелчок метронома наступает - и возникает чувство разрядки. Экспериментатор учащает щелчки

метронома - и у испытуемого появляется какое-то дополнительное внутреннее

ощущение: это возбуждение, которое связано с ускоренным темпом щелчков. Если

же темп замедляется, то возникает успокоение.

Подобно тому как воспринимаемые нами картины внешнего мира состоят из


сложных комбинаций объективных элементов, т. е. ощущений, наши внутренние

переживания состоят из сложных комбинаций перечисленных субъективных

элементов, т. е. элементарных чувств. Например, радость - это удовольствие и

возбуждение; надежда - удовольствие и напряжение; страх - неудовольствие и

напряжение. Итак, любое эмоциональное состояние можно "разложить" по

описанным осям или собрать из трех простейших элементов.

Не буду продолжать построения, которыми занималась психология сознания.

Можно сказать, что она не достигла успехов на этом пути: ей не удалось

собрать из простых элементов живые полнокровные состояния сознания. К концу

первой четверти нашего столетия эта психология, практически, перестала

существовать.

Для этого было по крайней мере три причины: 1) было ограничиваться таким

узким кругом явлений, как содержание и состояние сознания; 2) идея

разложения психики на простейшие элементы была ложной; 3) очень ограниченным

по своим возможностям был метод, который психология сознания считала

единственно возможным, - метод интроспекции.

Однако нужно отметить и следующее: психология того периода описала многие

важные свойства и феномены сознания и тем самым поставила многие до сего

времени обсуждаемые проблемы. Одну из таких проблем, поднятых психологией

сознания в связи с вопросом о ее методе, мы подробно рассмотрим на следующей

лекции.

Идейным отцом метода интроспекции считается английский философ Дж. Локк

(1632 - 1704), хотя его основания содержались также в декартовском тезисе о

непосредственном постижении мыслей.

Дж. Локк замечает, что рефлексия предполагает особое направление внимания на

деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта

1) психолог может проводить психологические исследования только над самим

собой. Если он хочет знать, что происходит сдругим, то должен поставить

себя в те же условия, пронаблюдать себя и по аналогии заключить о содержании

сознания другого человека;

2) поскольку интроспекция не происходит сама собой, а требует особой

деятельности, то в ней надо упражняться, и упражняться долго.

По мере расширения этого рода исследований стали обнаруживаться крупные

проблемы и трудности.

Во-первых, становилась все более очевидной бессмысленность такой

"экспериментальной психологии". По