Файл: Экономика и организация предпринимательской деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При свободной конкуренции ни одна из фирм не может влиять на точную цену. В определенной мере таким требованиям в современных условиях отвечают рынки сельскохозяйственной продукции, ценных бумаг и услуг. В продолжительном промежутке времени цены тяготеют к общественно необходимым затратам производства.
Свободная конкуренция проявляется в форме внутриотраслевой и межотраслевой.
Внутриотраслевая конкуренция – борьба между товаропроизводителями, которые, действуют в одной отрасли народного хозяйства и изготовляют однородную или взаимозаменяемую продукцию.
Основным методом борьбы при такой конкуренции является снижение затрат производства. Чтобы оно не приводило к уменьшению или исчезновению прибыли, предприятия должны внедрять в производство последние достижения науки и техники, новые формы и системы заработной платы, совершенствовать формы организации производства и труда и т. п.
Другим важным методом конкурентной борьбы в условиях внутриотраслевой конкуренции является улучшение качества продукции. Это дает возможность несколько повысить цены по сравнению с ценами конкурентов, если качество их продукции ниже.
Межотраслевая конкуренция – конкуренция между товаропроизводителями, которые действуют в разных отраслях народного хозяйства и выпускают разнородные виды продукции.
Из-за разных условий производства в отраслях предприниматели получают при одинаковых затратах капитала неодинаковую норму и массу прибыли. Поэтому товаропроизводители, получающие меньше прибыли, стараются перекинуть свои капиталы в отрасли, где она выше. Это осуществляется путем перепрофилирования производства, продажи акций менее перспективных отраслей через механизм фондовой биржи и приобретения акций более перспективных предприятий и др.
В современных условиях межотраслевой перелив преобладающей части капитала происходит в границах многоотраслевых концернов и конгломератов. С возникновением монополий свободная конкуренция превращается в монополистическую или несовершенную.
Монополистическая конкуренция ведется между крупными компаниями (внутри монополизированного сектора, между членами групповых монополий) и средними (мелкими) фирмами. Это
борьба за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, энергии, получение государственных контрактов, кредитов, владение интеллектуальной собственностью (патентами, лицензиями и т. п.). Ее важнейшими чертами являются установление Монопольно высоких цен и присвоение на этой основе монопольно высоких прибылей (монопольной сверхприбыли, то есть выше среднеотраслевой нормы прибыли).
Чтобы получить эти прибыли, крупные компании-монополисты используют рекламу, расширяют количество послепродажных услуг, улучшают качество продукции, ее полезные свойства и др. Вообще компания-монополист не может беспредельно повышать цены, поскольку это приводит к сокращению спроса на ее продукцию, следовательно, и объема продаж.
Ценовая конкуренция – борьба между товаропроизводителями за потребителя путем уменьшения затрат на производство, снижения цены на товары и услуги без существенного изменения их качества и ассортимент
Предприниматели при этом нередко прибегают к манипулированию ценами (устанавливают заниженные цены до тех пор, пока товар не завоюет рынок сбыта, после чего значительно повышают их), ценовым уступкам, сезонным распродажам и т. п. Важной чертой ценовой монополистической конкуренции является ценовая дискриминация (например, диктат транспортных компаний при перевозке сельскохозяйственной продукции, которая быстро портится), при которой один и тот же товар или услугу продают разным группам покупателей по неодинаковым ценам.
Неценовая конкуренция – борьба между товаропроизводителями за потребителей путем внедрения в производство достижений научно-технического прогресса, которые предопределяют новые потребительские свойства товара, улучшение качества продукции, ее ассортимента.
Кроме того, для завоевания больших рынков сбыта компании удлиняют сроки гарантийного обслуживания, предоставляют покупателям привлекательный кредит и др.
Большей частью неценовой характер конкуренция имеет в условиях господства олигополистической структуры рынка (то есть контроля нескольких крупных компаний над производством и сбытом продукции определенного вида). В данном случае конкуренции присуща определенная стабильность цен (поскольку происходит их согласование между несколькими могущественными компаниями), которая получила форму «лидерства в ценах». Чтобы предотвратить проникновение других предприятий на свой рынок, крупные компании осуществляют патентование и лицензирование новых изобретений, угрожают введением новых производственных мощностей и перенасыщением рынков товарами и.т. п. Неценовая конкуренция полнее выражает интересы потребителей.
Разновидностью несовершенной конкуренции является нечестная конкуренция, которая ведется преимущественно неэкономическими методами (подкуп чиновников, промышленный шпионаж, заключение тайных соглашений о единой политике цен и даже диверсии против конкурентов).
12. Конкурентоспособность предприятия
В отличие от конкурентоспособности товара, которая может иметь как кратко-, так и долгосрочный характер, конкурентоспособность предприятия следует оценивать лишь в продолжительном периоде. Она означает наличие важных отличий данного предприятия от предприятий-конкурентов по уровню эффективности хозяйственной деятельности, формой проявления которой является способность приспосабливаться к условиям экономической конъюнктуры и удовлетворять своими товарами и услугами спрос потребителей.
К числу важнейших факторов, которые влияют на конкурентоспособность предприятия, относятся:
– внедрение в производство достижений науки и техники;
– рост объемов производства и емкости рынка;
– совершенствование системы действующих на предприятии стимулов к труду;
– позиции конкурирующих предприятий и др.
Современная теория и практика предпринимательства указывают, что основным средством повышения конкурентоспособности является реструктуризация на различных уровнях экономической системы:
– на национальном уровне она предполагает перераспределение доли отделенных секторов в валовом внутреннем продукте, занятости, экспорте и импорте, ресурсном обеспечении, льготах и пр.;
– отраслевая реструктуризация означает снятие с производства или модернизацию неконкурентоспособных, нерентабельных изделий, разработку и освоение новой продукции, совершенствование технологий;
– реструктуризация предприятий означает вхождение на рынок новых предпринимателей, быстрый рост высокоэффективных компаний, свертывание или модернизацию убыточных предприятий.
Отличия между предприятиями-конкурентами по уровню эффективности хозяйственной деятельности определяют на основе анализа стратегических показателей их развития. К таковым принадлежат динамика активов
, динамика продаж и динамика прибыли:
– активы – совокупность имущества, фондов (машин, оборудования, зданий, сооружений, материальных запасов, вложений в ценные бумаги, патенты и др.), ресурсов предпринимателей;
– динамика активов – отношение прироста общей суммы активов в отчетный период к общей сумме активов предыдущего периода;
– динамика продаж – отношение прироста продажи товаров и услуг в текущем году к объему продаж в предыдущем году;
– динамика прибыли –. отношение прироста прибыли в текущем, году к объему прибыли в предыдущем году.
Конкретной формой эффективности хозяйственной деятельности предприятия являются показатели рентабельности (прибыльность, доходность) предпринимательской деятельности, которая измеряется как кратное отделения величины прибыли на объем затрат.
Для оценки конкурентоспособности предприятия наиболее подходит коэффициент чистой прибыли:
Коэффициент чистой прибыли = ,
где ЧП – чистая прибыль предприятия, руб.;
Впр. – Выручка от продаж, руб.
Для достижения успеха в реализации предпринимательской идеи главная задача – найти для предприятия место на рынке. Наилучший вариант такого поиска – выявление еще не освоенного конкурентами рынка. С этой целью предварительно проводят
сегментацию рынка. Важными объектами сегментации являются конкурирующие предприятия на рынке, отдельные группы товаров и услуг и потребители.
При проведении сегментации рынка предприниматель должен найти такую группу покупателей, потребности которых будут постоянно возрастать, а предприятие сможет их наиболее полно удовлетворять, обеспечивая тем самым стабильный рост прибылей. На этом этапе предпринимательской деятельности основная задача заключается в выявлении конкурирующих предприятий, товаров-аналогов или товаров-заменителей, способных заменить изготовляемые его предприятием товары. После этого определяют сильные и слабые стороны конкурентов, обосновывают их вероятные тактику и стратегию.
Чтобы выявить сильные и слабые стороны конкурента, необходимо знать:
– рыночную нишу, которую он занимает;
– объем его товарооборота;
– качество и количество товаров, на которые преимущественно ориентировано предприятие;
– форму и дизайн продукции, наличие торговой марки;
– гарантийный и послегарантийный сроки обслуживания покупателей;
– организацию сбыта, в частности, условия и сроки снабжения товарами, размещение складских помещений, способы транспортировки и стоимость этих операций и др.;
– если товары конкурирующих предприятий экспортируются за границу, необходимо выяснить, в какие страны, какую рыночную нишу они там занимают и т. д.
Анализ конкурирующих товаров завершается определением их конкурентоспособности – способности отвечать требованиям потребителей по сравнению с другими конкурирующими товарами
В 1997 году Питер Друкер выделил следующие конкурентные преимущества:
– современных условиях создание конкурентных преимуществ, во-первых, должно быть поставлено на поток. То есть инновации в бизнесе должны следовать одна за другой, и чем быстрее, тем лучше;
– во-вторых, мало создать новый продукт – надо еще убедить покупателя в том, что этот продукт адекватен его образу жизни, совместим с ним физиологически и духовно.
13. Необходимость, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности