Файл: Экономика и организация предпринимательской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При свободной конкуренции ни одна из фирм не может влиять на точную цену. В определенной мере таким требованиям в современных условиях отвечают рынки сельскохозяйственной продукции, ценных бу­маг и услуг. В продолжительном промежутке времени цены тяготеют к общественно необходимым затратам производства.

Свободная конкуренция проявляется в форме внутриотраслевой и межотраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция – борьба между товаропроизводителя­ми, которые, действуют в одной отрасли народного хозяйства и изготовля­ют однородную или взаимозаменяемую продукцию.

Основным методом борьбы при такой конкуренции является сниже­ние затрат производства. Чтобы оно не приводило к уменьшению или ис­чезновению прибыли, предприятия должны внедрять в производство по­следние достижения науки и техники, новые формы и системы заработной платы, совершенствовать формы организации производства и труда и т. п.

Другим важным методом конкурентной борьбы в условиях внутриот­раслевой конкуренции является улучшение качества продукции. Это дает возможность несколько повысить цены по сравнению с ценами конку­рентов, если качество их продукции ниже.

Межотраслевая конкуренция – конкуренция между товаропроизводите­лями, которые действуют в разных отраслях народного хозяйства и выпус­кают разнородные виды продукции.

Из-за разных условий производства в отраслях предприниматели получают при одинаковых затратах капитала неодинаковую норму и массу прибыли. Поэтому товаропроизводители, получающие меньше прибыли, стараются перекинуть свои капиталы в отрасли, где она выше. Это осу­ществляется путем перепрофилирования производства, продажи акций менее перспективных отраслей через механизм фондовой биржи и при­обретения акций более перспективных предприятий и др.

В современных условиях межотраслевой перелив преобладающей час­ти капитала происходит в границах многоотраслевых концернов и конг­ломератов. С возникновением монополий свободная конкуренция пре­вращается в монополистическую или несовершенную.

Монополистическая конкуренция ведется между крупными компания­ми (внутри монополизированного сектора, между членами групповых монополий) и средними (мелкими) фирмами. Это
борьба за монополиза­цию рынков сбыта, источников сырья, энергии, получение государственных контрактов, кредитов, владение интеллектуальной собственностью (патен­тами, лицензиями и т. п.). Ее важнейшими чертами являются установле­ние Монопольно высоких цен и присвоение на этой основе монопольно высоких прибылей (монопольной сверхприбыли, то есть выше среднеот­раслевой нормы прибыли).

Чтобы получить эти прибыли, крупные компании-монополисты ис­пользуют рекламу, расширяют количество послепродажных услуг, улуч­шают качество продукции, ее полезные свойства и др. Вообще компа­ния-монополист не может беспредельно повышать цены, поскольку это приводит к сокращению спроса на ее продукцию, следовательно, и объ­ема продаж.

Ценовая конкуренция – борьба между товаропроизводителями за потребителя путем уменьшения затрат на производство, снижения цены на товары и услуги без существенного изменения их качества и ассортимент

Предприниматели при этом нередко прибегают к манипулированию ценами (устанавливают заниженные цены до тех пор, пока товар не за­воюет рынок сбыта, после чего значительно повышают их), ценовым уступкам, сезонным распродажам и т. п. Важной чертой ценовой монополи­стической конкуренции является ценовая дискриминация (например, диктат транспортных компаний при перевозке сельскохозяйственной продукции, которая быстро портится), при которой один и тот же товар или услугу продают разным группам покупателей по неодинаковым ценам.

Неценовая конкуренция борьба между товаропроизводителями за потребителей путем внедрения в производство достижений научно-технического прогресса, которые предопределяют новые потребительские свойства товара, улучшение качества продукции, ее ассортимента.

Кроме того, для завоевания больших рынков сбыта компании удли­няют сроки гарантийного обслуживания, предоставляют покупателям привлекательный кредит и др.

Большей частью неценовой характер конкуренция имеет в условиях господства олигополистической структуры рынка (то есть контроля не­скольких крупных компаний над производством и сбытом продукции определенного вида). В данном случае конкуренции присуща определен­ная стабильность цен (поскольку происходит их согласование между не­сколькими могущественными компаниями), которая получила форму «лидерства в ценах». Чтобы предотвратить проникновение других предприятий на свой рынок, крупные компании осуществляют патентование и лицензирование новых изобретений, угрожают введением новых про­изводственных мощностей и перенасыщением рынков товарами и.т. п. Неценовая конкуренция полнее выражает интересы потребителей.



Разновидностью несовершенной конкуренции является нечестная конкуренция, которая ведется преимущественно неэкономическими методами (подкуп чиновников, промышленный шпионаж, заключение тайных согла­шений о единой политике цен и даже диверсии против конкурентов).
12. Конкурентоспособность предприятия
В отличие от конкурентоспособности товара, которая может иметь как кратко-, так и долгосрочный характер, конкурентоспособность пред­приятия следует оценивать лишь в продолжительном периоде. Она озна­чает наличие важных отличий данного предприятия от предприятий-конкурентов по уровню эффективности хозяйственной деятельности, формой проявления которой является способность приспосабливаться к условиям экономической конъюнктуры и удовлетворять своими товарами и услугами спрос потребителей.

К числу важнейших факторов, которые влияют на конкурентоспособ­ность предприятия, относятся:

– внедрение в производство достижений науки и техники;

– рост объемов производства и емкости рынка;

– совершенствование системы действующих на предприятии стимулов к труду;

– позиции конкурирующих предприятий и др.

Современная теория и практика предпринимательства указывают, что основным средством повышения конкурентоспособности является рест­руктуризация на различных уровнях экономической системы:

– на национальном уровне она предполагает перераспределение доли отделенных секторов в валовом внутреннем продукте, занятости, экс­порте и импорте, ресурсном обеспечении, льготах и пр.;

отраслевая реструктуризация означает снятие с производства или мо­дернизацию неконкурентоспособных, нерентабельных изделий, разра­ботку и освоение новой продукции, совершенствование технологий;

– реструктуризация предприятий означает вхождение на рынок новых предпринимателей, быстрый рост высокоэффективных компаний, свертывание или модернизацию убыточных предприятий.

Отличия между предприятиями-конкурентами по уровню эффектив­ности хозяйственной деятельности определяют на основе анализа страте­гических показателей их развития. К таковым принадлежат динамика активов
, динамика продаж и динамика прибыли:

активы – совокупность имущества, фондов (машин, оборудования, зданий, сооружений, материальных запасов, вложений в ценные бумаги, патенты и др.), ресурсов предпринимателей;

– динамика активов – отношение прироста общей суммы активов в отчетный период к общей сумме активов предыдущего периода;

динамика продаж – отношение прироста продажи товаров и услуг в текущем году к объему продаж в предыдущем году;

динамика прибыли –. отношение прироста прибыли в текущем, году к объему прибыли в предыдущем году.

Конкретной формой эффективности хозяйственной деятельности предприятия являются показатели рентабельности (прибыльность, доход­ность) предпринимательской деятельности, которая измеряется как кратное отделения величины прибыли на объем затрат.

Для оценки конкурентоспособности предприятия наиболее подходит коэффициент чистой прибыли:
Коэффициент чистой прибыли = ,

где ЧП – чистая прибыль предприятия, руб.;

Впр. – Выручка от продаж, руб.
Для достижения успеха в реализации предпринимательской идеи главная задача – найти для предприятия место на рынке. Наилучший вариант такого поиска – выявление еще не освоенного конкурентами рынка. С этой целью предварительно проводят
сегментацию рынка. Важ­ными объектами сегментации являются конкурирующие предприятия на рынке, отдельные группы товаров и услуг и потребители.

При проведении сегментации рынка предприниматель должен найти такую группу покупателей, потребности которых будут постоянно возрастать, а предприятие сможет их наиболее полно удовлетворять, обеспечивая тем самым стабильный рост прибылей. На этом этапе предпринимательской деятельности основная задача заключается в выявлении конкурирующих предприятий, товаров-аналогов или товаров-заменителей, способных заменить изготовляемые его предприятием товары. После этого опреде­ляют сильные и слабые стороны конкурентов, обосновывают их вероят­ные тактику и стратегию.

Чтобы выявить сильные и слабые стороны конкурента, необходимо знать:

– рыночную нишу, которую он занимает;

– объем его товарооборота;

– качество и количество товаров, на которые преимущественно ориен­тировано предприятие;

– форму и дизайн продукции, наличие торговой марки;

– гарантийный и послегарантийный сроки обслуживания покупателей;

– организацию сбыта, в частности, условия и сроки снабжения товара­ми, размещение складских помещений, способы транспортировки и стоимость этих операций и др.;

– если товары конкурирующих предприятий экспортируются за грани­цу, необходимо выяснить, в какие страны, какую рыночную нишу они там занимают и т. д.

Анализ конкурирующих товаров завершается определением их конкурентоспособности – способности отвечать требованиям потребителей по сравнению с другими конкурирующими товарами

В 1997 году Питер Друкер выделил следующие конкурентные преиму­щества:

– современных условиях создание конкурентных преимуществ, во-первых, должно быть поставлено на поток. То есть инновации в биз­несе должны следовать одна за другой, и чем быстрее, тем лучше;

– во-вторых, мало создать новый продукт – надо еще убедить покупа­теля в том, что этот продукт адекватен его образу жизни, совместим с ним физиологически и духовно.
13. Необходимость, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности