Файл: Экономика и организация предпринимательской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10. Коммерческая тайна в предпринимательстве: понятие, сущность.
Под коммерческой тайной предприятия понимает­ся любая информация, обеспечивающая ему экономическую устойчивость и преимущество перед конкурентами. К этой инфор­мации относятся сведения (не являющиеся государственными секретами), связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансовой и другой деятельностью предприятия, передача и утечка которых может нанести ущерб его интересам.

К коммерческой тайне относятся содержание договоров и бизнес-планов предприя­тия, торговые и финансовые секреты, прогнозные оценки рынков сбыта и сегментов потребительских рынков, номенклатурные и це­новые стратегии предприятия, система организации управления предприятием в целом и ее отдельные функциональные подсисте­мы, а также ноу-хау на рецептуры и технологии, устройства и дизайнерские решения.

Приказ о служебной и коммерческой тайне на предприятии содержит перечень информации, составляющей служебную и ком­мерческую тайну, список лиц, допущенных к пользованию опре­деленной информацией, режим допуска этих лиц к ней, срок действия и обновления приказа, а также указано должностное лицо, ответственное за выполнение приказа. Право издавать при­каз о перечне и порядке использования сведений, являющихся коммерческой тайной, принадлежит только руководителю пред­приятия.

Между тем согласно ст. 139 ГК есть сведения, которые в силу закона или иных правовых актов не могут составлять служеб­ную или коммерческую тайну, даже если на конкретном пред­приятии их объявили специальным приказом в качестве одной из тайн (служебной или коммерческой). Так, правительство РСФСР своим постановлением от 5 декабря 1991 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» установило, что коммерческую тайну предприятия и предприни­мателя не могут составлять:

– учредительные документы (решение о создании предприя­тия или договор учредителей) и Устав;

– документы, дающие право заниматься предприниматель­ской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

– сведения по установленным формам отчетности о финансо­во-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР;


– документы о платежеспособности;

– сведения о численности, составе работающих, их заработ­ной плате и условиях труда, а также о наличии свободных ра­бочих мест;

– документы об уплате налогов и обязательных платежах;

– сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здо­ровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба;

– сведения об участии должностных лиц предприятия в ко­оперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Однако предприятия впра­ве признавать ту или иную информацию служебной или коммер­ческой тайной. Но при этом, с точки зрения, изложенной в ст. 139 ГК РФ, информация составляет действительно коммерческую или служебную тайну лишь в случае, когда, во-первых, инфор­мация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность. (Ведь бывает информация, содержащая тайну, но не имеющая коммерческого характера). Например, сведения о си­стеме охраны на предприятии, во-вторых, информация имеет дей­ствительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам (например, незапатентованные технические, экономические (коммерческие) и организационные знания и опыт, известные ограниченному кругу лиц и обладаю­щие экономической ценностью). И, в-третьих, к ней нет свобод­ного доступа на законном основании и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. (На защиту коммерче­ской тайны необходимы определенные затраты, связанные с со­зданием специальной службы или назначением специальных, сотрудников, выделением технических средств и т. д.).

Обязанность соблюдения коммерческой или служебной тайны может вытекать из закона. Например, участники хозяйственного товарищества или общества обязаны не разглашать конфиден­циальную информацию о деятельности товарищества или обще­ства (ч. 2 ст. 67 ГК РФ). Или по закону о Банке России служа­щие Банка России не имеют права разглашать служебную ин­формацию о деятельности Банка России без разрешения Совета директоров.



В отличие от профессиональной тайны обязанность соблюде­ния коммерческой тайны оформляется договором, контрактом или обязательством, т. е. должна иметь место «протокольная кон­фиденциальность». Юридически это означает, что обязанность хранить коммерческие секреты возлагается на работников пред­приятия по трудовому договору (контракту). Разглашение ком­мерческой тайны работниками вопреки трудовому договору, в том числе контракту, может повлечь за собой в зависимости от величины причиненного предприятию ущерба разные меры дисциплинарного взыскания, лишение премии или увольнение, и наряду с этим работники могут быть привлечены к возмеще­нию убытков. Разглашение, передача или утечка информации, которая составляет коммерческую или служебную тайну, влечет дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность.

Контрагенты по договору, разгласившие коммерческую или служебную тайну и сделавшие это вопреки договору, обязаны возместить причиненные убытки.

Согласно ст. 139 ГК РФ лица, незаконными методами полу­чившие информацию, которая составляет служебную или ком­мерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки.

Не вправе разглашать коммерческую тайну и органы госу­дарственного управления, выполняющие функции контроля, сбо­ра налогов, системы получения и обработки информации. В слу­чае нарушения этого правила государственные органы, и долж­ностные лица обязаны возместить причиненные разглашением тайны убытки.

В случае разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом) в порядке, установленном законодательством.

Специфическим видом коммерческой тай­ны является банковская тайна. Однако некоторые ученые считает ее скорее профессиональной тайной, которая основывается на этике сохранения тайны для всех тех профессий, где существуют отношения дове­рия. Клиент, доверивший бан­ку свою собственность и факты о своих делах, имеет право на тайну вклада и операций, выполняемых для него кредитным учреждением.

Гарантией сохранения профессиональной тайны и, в частно­сти банковской тайны, служит законодательство. В законе о банках 1990 г. была введена статья, которая гласи­ла, что банки, включая Банк России
, гарантируют тайну по опе­рациям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов. Был установлен и порядок предоставления сведений, составляю­щих банковскую тайну. Справки по счетам и вкладам граждан выдаются кроме самих клиентов и их представителей судам и следственным органам по делам, находящимся в их производст­ве, в случаях, когда на денежные средства и иные ценности клиентов наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества.

Что же касается юридических лиц, то справки по их счетам и операциям могут выдаваться более широкому кругу организа­ций: это и вышестоящая организация, и органы арбитража, и аудиторские организации, а также финансовые органы по вопро­сам налогообложения.

Тайну вкладов гарантирует Уголовный кодекс, разглашение банковской тайны считается уголовным преступлением.

Одним из существенных вопросов, имеющих отношение, как к банкам, так и их клиентам, является получение налоговыми органами информации о налогоплательщиках в банках. В ст. 15 Закона РФ «Об основах налоговой системы» предусмотрена, в частности, обязанность банков предоставлять соответствующим налоговым органам данные о финансово-хозяйственных опера­циях налогоплательщиков – клиентов банка за истекший финан­совый год в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

11. Сущность конкуренции. Формы и методы конкурентной борьбы.
Конкуренция – борьба (в том числе соревнование, столкновение, взаимо­действие) между производителями (продавцами) за выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг, за извлечение максимальной прибыли.

В случае столкновения интересов отдельных производителей или про­давцов товаров и услуг каждый из них старается доказать свои преиму­щества, обеспечить более выгодное и стабильное положение, в том числе за счет ослабления или даже банкротства конкурирующих предприятий. Конкуренция – важнейший элемент механизма рыночного саморегулирования. Она лежит в основе предпринимательских решений относи­тельно цен, объемов продаж, рыночной стратегии в целом.

Конкуренция – экономический закон, выражающий устойчивые причинно-следственные связи между товаропроизводителями, с одной стороны, и потребителями их продукции – с другой, вследствие чего предприниматели вынуждены снижать затраты, повышать качество това­ров и услуг, то есть бороться за рост их конкурентоспособности.


Методами этой борьбы могут быть:

- рост качества товаров и услуг;

- обновление ассортимента продукции, его дизайна;

- предоставление предпродажных, гарантийных и сервисных услуг;

- временное снижение цен;

- заключение соглашений с конкурентами по условиям товарной фи­нансовой политики и пр.

Сущность конкуренции наиболее полно раскрывается в ее функциях. Она способствует:

- расширению предприятиями масштабов производства, повышению производительности труда и за счет этого снижению затрат производ­ства на единицу продукции, а следовательно, и цены;

- экономии ресурсов (природных, материальных, трудовых, финансо­вых и др.);

- внедрению достижений науки и техники в производство, что об­условливает рост производительности труда;

- улучшению качества продукции и обслуживания (в том числе после­продажного) потребителей;

- перераспределению капитала между отраслями и выравниванию нор­мы прибыли в разных сферах и отраслях экономики;

- созданию условий для банкротства отсталых и ненужных обществу предприятий (их продукции), росту на этой основе безработицы;

- возникновению экономических кризисов;

- усилению процесса дифференциации товаропроизводителей, то есть обогащению одних и разорению других (побеждает сильнейший);

- монополизации экономики.

Таким образом, конкуренция имеет как положительные, так и отри­цательные стороны, влияющие на экономическое поведение предпри­нимателя. Их соотношение зависит от видов и форм конкуренции, влия­ния на нее регулирующей деятельности государства.

Сущность конкуренции и ее функций изменяются в процессе эволю­ции экономической системы.

Свободная конкуренция властвовала на низшей стадии капитализма. Для нее характерны: большое количество конкурентов-производителей и конкурентов-покупателей, свободный доступ товаропроизводителей к любому виду деятельности. В этих условиях процесс ценообразования происходил вследствие свободного (без любых ограничений) и стихийного взаимодействия спроса, предложения и цен, что означает саморегулирование экономической системы, ценовой характер конкурентной борьбы. Товаро­производители ориентируются на удовлетворение потребностей потребите­лей. Идеальной моделью в этой схеме является ситуация, когда потребитель всегда прав и полностью исключается его дискриминация.