Файл: Экономика и организация предпринимательской деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10. Коммерческая тайна в предпринимательстве: понятие, сущность.
Под коммерческой тайной предприятия понимается любая информация, обеспечивающая ему экономическую устойчивость и преимущество перед конкурентами. К этой информации относятся сведения (не являющиеся государственными секретами), связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансовой и другой деятельностью предприятия, передача и утечка которых может нанести ущерб его интересам.
К коммерческой тайне относятся содержание договоров и бизнес-планов предприятия, торговые и финансовые секреты, прогнозные оценки рынков сбыта и сегментов потребительских рынков, номенклатурные и ценовые стратегии предприятия, система организации управления предприятием в целом и ее отдельные функциональные подсистемы, а также ноу-хау на рецептуры и технологии, устройства и дизайнерские решения.
Приказ о служебной и коммерческой тайне на предприятии содержит перечень информации, составляющей служебную и коммерческую тайну, список лиц, допущенных к пользованию определенной информацией, режим допуска этих лиц к ней, срок действия и обновления приказа, а также указано должностное лицо, ответственное за выполнение приказа. Право издавать приказ о перечне и порядке использования сведений, являющихся коммерческой тайной, принадлежит только руководителю предприятия.
Между тем согласно ст. 139 ГК есть сведения, которые в силу закона или иных правовых актов не могут составлять служебную или коммерческую тайну, даже если на конкретном предприятии их объявили специальным приказом в качестве одной из тайн (служебной или коммерческой). Так, правительство РСФСР своим постановлением от 5 декабря 1991 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» установило, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:
– учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;
– документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
– сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР;
– документы о платежеспособности;
– сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
– документы об уплате налогов и обязательных платежах;
– сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба;
– сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Однако предприятия вправе признавать ту или иную информацию служебной или коммерческой тайной. Но при этом, с точки зрения, изложенной в ст. 139 ГК РФ, информация составляет действительно коммерческую или служебную тайну лишь в случае, когда, во-первых, информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность. (Ведь бывает информация, содержащая тайну, но не имеющая коммерческого характера). Например, сведения о системе охраны на предприятии, во-вторых, информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам (например, незапатентованные технические, экономические (коммерческие) и организационные знания и опыт, известные ограниченному кругу лиц и обладающие экономической ценностью). И, в-третьих, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. (На защиту коммерческой тайны необходимы определенные затраты, связанные с созданием специальной службы или назначением специальных, сотрудников, выделением технических средств и т. д.).
Обязанность соблюдения коммерческой или служебной тайны может вытекать из закона. Например, участники хозяйственного товарищества или общества обязаны не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества или общества (ч. 2 ст. 67 ГК РФ). Или по закону о Банке России служащие Банка России не имеют права разглашать служебную информацию о деятельности Банка России без разрешения Совета директоров.
В отличие от профессиональной тайны обязанность соблюдения коммерческой тайны оформляется договором, контрактом или обязательством, т. е. должна иметь место «протокольная конфиденциальность». Юридически это означает, что обязанность хранить коммерческие секреты возлагается на работников предприятия по трудовому договору (контракту). Разглашение коммерческой тайны работниками вопреки трудовому договору, в том числе контракту, может повлечь за собой в зависимости от величины причиненного предприятию ущерба разные меры дисциплинарного взыскания, лишение премии или увольнение, и наряду с этим работники могут быть привлечены к возмещению убытков. Разглашение, передача или утечка информации, которая составляет коммерческую или служебную тайну, влечет дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность.
Контрагенты по договору, разгласившие коммерческую или служебную тайну и сделавшие это вопреки договору, обязаны возместить причиненные убытки.
Согласно ст. 139 ГК РФ лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки.
Не вправе разглашать коммерческую тайну и органы государственного управления, выполняющие функции контроля, сбора налогов, системы получения и обработки информации. В случае нарушения этого правила государственные органы, и должностные лица обязаны возместить причиненные разглашением тайны убытки.
В случае разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом) в порядке, установленном законодательством.
Специфическим видом коммерческой тайны является банковская тайна. Однако некоторые ученые считает ее скорее профессиональной тайной, которая основывается на этике сохранения тайны для всех тех профессий, где существуют отношения доверия. Клиент, доверивший банку свою собственность и факты о своих делах, имеет право на тайну вклада и операций, выполняемых для него кредитным учреждением.
Гарантией сохранения профессиональной тайны и, в частности банковской тайны, служит законодательство. В законе о банках 1990 г. была введена статья, которая гласила, что банки, включая Банк России
, гарантируют тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов. Был установлен и порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну. Справки по счетам и вкладам граждан выдаются кроме самих клиентов и их представителей судам и следственным органам по делам, находящимся в их производстве, в случаях, когда на денежные средства и иные ценности клиентов наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества.
Что же касается юридических лиц, то справки по их счетам и операциям могут выдаваться более широкому кругу организаций: это и вышестоящая организация, и органы арбитража, и аудиторские организации, а также финансовые органы по вопросам налогообложения.
Тайну вкладов гарантирует Уголовный кодекс, разглашение банковской тайны считается уголовным преступлением.
Одним из существенных вопросов, имеющих отношение, как к банкам, так и их клиентам, является получение налоговыми органами информации о налогоплательщиках в банках. В ст. 15 Закона РФ «Об основах налоговой системы» предусмотрена, в частности, обязанность банков предоставлять соответствующим налоговым органам данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков – клиентов банка за истекший финансовый год в порядке, установленном Министерством финансов РФ.
11. Сущность конкуренции. Формы и методы конкурентной борьбы.
Конкуренция – борьба (в том числе соревнование, столкновение, взаимодействие) между производителями (продавцами) за выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг, за извлечение максимальной прибыли.
В случае столкновения интересов отдельных производителей или продавцов товаров и услуг каждый из них старается доказать свои преимущества, обеспечить более выгодное и стабильное положение, в том числе за счет ослабления или даже банкротства конкурирующих предприятий. Конкуренция – важнейший элемент механизма рыночного саморегулирования. Она лежит в основе предпринимательских решений относительно цен, объемов продаж, рыночной стратегии в целом.
Конкуренция – экономический закон, выражающий устойчивые причинно-следственные связи между товаропроизводителями, с одной стороны, и потребителями их продукции – с другой, вследствие чего предприниматели вынуждены снижать затраты, повышать качество товаров и услуг, то есть бороться за рост их конкурентоспособности.
Методами этой борьбы могут быть:
- рост качества товаров и услуг;
- обновление ассортимента продукции, его дизайна;
- предоставление предпродажных, гарантийных и сервисных услуг;
- временное снижение цен;
- заключение соглашений с конкурентами по условиям товарной финансовой политики и пр.
Сущность конкуренции наиболее полно раскрывается в ее функциях. Она способствует:
- расширению предприятиями масштабов производства, повышению производительности труда и за счет этого снижению затрат производства на единицу продукции, а следовательно, и цены;
- экономии ресурсов (природных, материальных, трудовых, финансовых и др.);
- внедрению достижений науки и техники в производство, что обусловливает рост производительности труда;
- улучшению качества продукции и обслуживания (в том числе послепродажного) потребителей;
- перераспределению капитала между отраслями и выравниванию нормы прибыли в разных сферах и отраслях экономики;
- созданию условий для банкротства отсталых и ненужных обществу предприятий (их продукции), росту на этой основе безработицы;
- возникновению экономических кризисов;
- усилению процесса дифференциации товаропроизводителей, то есть обогащению одних и разорению других (побеждает сильнейший);
- монополизации экономики.
Таким образом, конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные стороны, влияющие на экономическое поведение предпринимателя. Их соотношение зависит от видов и форм конкуренции, влияния на нее регулирующей деятельности государства.
Сущность конкуренции и ее функций изменяются в процессе эволюции экономической системы.
Свободная конкуренция властвовала на низшей стадии капитализма. Для нее характерны: большое количество конкурентов-производителей и конкурентов-покупателей, свободный доступ товаропроизводителей к любому виду деятельности. В этих условиях процесс ценообразования происходил вследствие свободного (без любых ограничений) и стихийного взаимодействия спроса, предложения и цен, что означает саморегулирование экономической системы, ценовой характер конкурентной борьбы. Товаропроизводители ориентируются на удовлетворение потребностей потребителей. Идеальной моделью в этой схеме является ситуация, когда потребитель всегда прав и полностью исключается его дискриминация.