Файл: Жизнедеятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 460

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

165

отраслевые, учитывающие специфику отдельных отраслей эко- номики и распространяющиеся на все предприятия. Они утверждаются министерствами, органами государственного надзора совместно или по соглашению с центральным комитетом профсоюза отрасли.
Система стандартов безопасности труда (ССБТ) включает в се- бя государственные стандарты (ГОСТы), отраслевые стандарты (ОСТы) и стандарты предприятий (СТП). С помощью ССБТ требования без- опасности систематизированы и взаимоувязаны. Система стандартов без- опасности труда разделена на 10 подсистем (группировок): от 0 до 9
(причем подсистемы 6 – 9 – резервные).
С т а н д а р т ы п о д с и с т е м ы «0» устанавливают цели, задачи, структуру и особенности согласования стандартов, терминологию в области безопасности труда, классификацию опасных и вредных производственных факторов, методы оценки безопасности труда.
С т а н д а р т ы п о д с и с т е м ы «1» устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов.
С т а н д а р т ы п о д с и с т е м ы «2» устанавливают общие требо- вания безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения требований безопасности.
С т а н д а р т ы п о д с и с т е м ы «3» устанавливают общие требо- вания безопасности к производственным процессам, требования без- опасности к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности.
С т а н д а р т ы п о д с и с т е м ы «4» устанавливают классификацию средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты, требова- ния безопасности к ним.
С т а н д а р т ы п о д с и с т е м ы «5» устанавливают требования без- опасности к зданиям и сооружениям.
В государственной системе стандартизации ССБТ относится к 12-му классу.
Правила техники безопасности и производственной санитарии.
Техника безопасности направлена на предохранение работников от производственных травм, а производственная санитария, или гигиена труда, – от профессиональных и иных заболеваний.

166
Т е х н и к а б е з о п а с н о с т и – система организационных меро- приятий, технических средств и методов, предотвращающих воз- действие на работающих опасных производственных факторов
(ГОСТ 12.0.002–80
*
).
В сферу техники безопасности входят не только оборудование, станки и технологии, безопасные для работника, но и правильное их размещение (расстановка), безопасность производственных материалов и сырья, применяемые коллективные и индивидуальные средства защи- ты (маски, противогазы, очки, респираторы, защитные перчатки и т. д.).
П р о и з в о д с т в е н н а я с а н и т а р и я – система организацион- ных, санитарно-гигиенических мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих или уменьшающих воздействие на ра- ботающих вредных производственных факторов до значений, не пре- вышающих допустимые (ГОСТ 12.0.002–80
*
). В сферу производст- венной санитарии входят состояние воздушной среды, освещение, выдача бесплатной специальной одежды, мыла или смывающих ве- ществ на грязных работах, оборудование бытовых помещений. Поря- док и нормы выдачи молока, спецпитания, мыла, спецодежды (и сро- ки ее носки), защитных средств устанавливаются администрацией производства по согласованию с профкомом. Эти положения также находят отражение в коллективных договорах.
В целях охраны здоровья работающие тех или иных видов про- изводств в установленные законодательством сроки проходят предва- рительный и периодический медицинские осмотры. Они организуют- ся работодателем и проводятся за его счет.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14.02.2008 № 170-р, предусматривает реализацию программы дей- ствий по улучшению условий и охраны труда, которая представляет собой комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-ис- следовательских и методических мероприятий, призванных обеспе- чить решение основных задач в области охраны труда.
Основной задачей новой системы управления охраной труда яв- ляется переход от реагирования на страховые случаи post faktum к уп- равлению рисками повреждения здоровья работников. Это предпола- гает проведение комплекса организационно-правовых, финансово-


167
экономических, производственно-технологических, социальных, меди- цинских и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факто- ров на здоровье работников.
Приоритетным направлением Программы является переход в сис- теме управления охраной труда от реагирования на результаты воздей- ствия опасных и вредных производственных факторов на здоровье ра- ботников к профилактике указанного воздействия. Особое внимание уде- лено совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию указанного приоритетного направления.
Также предусмотрено принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений ТК РФ, направленных на со- вершенствование государственной экспертизы условий труда, аттес- тации рабочих мест по условиям труда. Предполагается последова- тельный пересмотр имеющихся правил и инструкций по охране труда, а также стандартов ССБТ с целью приведения их в соответствие с дей- ствующим законодательством, упрощения правоприменения норма- тивных правовых актов.
В Российской Федерации уверенными темпами развивается но- вая технология в рамках методологии комплексной оценки качества производственной среды и условий труда – аттестация рабочих мест
по условиям труда.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потреби- телей и благополучия человека с 1 ноября 2005 г. введено в действие
«Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и тру- дового процесса. Критерии классификации условий труда» (Руковод- ство P 2.2.2006–05). В настоящее время оно определяет процедуру оценки состояния рабочих мест, носящую повсеместный характер. Не- обходимость проведения данного вида работ закреплена в ТК РФ. Ат- тестация признана главным инструментарием оценки состояния рабо- чих мест и, как следствие, приоритетным источником информации для разработки планов улучшения условий труда.
Вопросы
и
задания
для
самоконтроля
1. Назовите основные законодательные акты, регламентирую- щие охрану труда граждан Российской Федерации.

168 2. Что определяет нормативная документация по охране труда?
3. Что обеспечивает нормативно-техническая документация по охране труда?
4. Что устанавливают стандарты ССБТ?
2.3.
Обеспечение
охраны
труда
Обеспечить охрану труда всех работников производства обязан работодатель, его администрация. Руководитель подразделения произ- водства отвечает за создание безопасных и здоровых условий труда на каждом рабочем месте вверенного ему участка [24].
В соответствии с законодательством работодатель обязан, как ука- зывалось выше, обеспечить безопасность при эксплуатации производ- ственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процес- сов, применяемых на производстве материалов, сырья, инструментов, правильное использование средств коллективной и индивидуальной защиты от производственных вредностей. При возникновении аварий- ных случаев работодатель обязан принять все необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников, включая оказа- ние первой помощи пострадавшим.
Администрация на каждом участке работ обязана обеспечить контроль над уровнем воздействия на здоровье работников опасных или вредных факторов производства, проверить знание всеми работ- никами правил, норм техники безопасности и производственной са- нитарии, соблюдение ими инструкций по охране труда.
Если вредные и тяжелые условия труда стали согласно медицин- скому заключению противопоказаны работнику, то работодатель обя- зан с его согласия перевести работника на более легкую работу. Если работник получил производственную травму и в связи с этим нужда- ется в переводе на более легкую работу, то такой перевод осуществ- ляется работодателем, ответственным за повреждение его здоровья, с сохранением его заработной платы не ниже средней.
Требования к обеспечению работодателем здоровых и безопас- ных условий труда для работников предусмотрены ТК РФ (ст. 212,
220–223), а также обязательными для администрации едиными межот- раслевыми и отраслевыми правилами техники безопасности и произ- водственной санитарии.


169
Предприятия, учреждения, организации на основе ССБТ и ти- повых инструкций разрабатывают и утверждают стандарты пред- приятия, инструкции по охране труда и по выполнению отдельных видов работ.
На некоторых предприятиях в целях предупреждения производ- ственных травм, повышения ответственности работников за соблюде- ние ими правил и инструкций по охране труда применяются различ- ные меры (например, ежемесячная проверка соблюдения работниками производственной, технологической дисциплины и инструкций по технике безопасности, охране труда). Некоторые организации вводят отрывные талоны предупреждений, которые вклеивают в личные книж- ки по технике безопасности. На производстве с вредными или опас- ными условиями труда для работников создают бассейны, фитобары, комнаты отдыха и проводят другие профилактические меры по сни- жению уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда.
Вопросы
и
задания
для
самоконтроля
1. Кто обеспечивает охрану труда всех работников?
2. Кто разрабатывает и утверждает стандарты предприятия ССБТ?
3. Перечислите нормативные и законодательные акты, предъяв- ляющие требования к работодателю по обеспечению здоровых и безо- пасных условий труда.
2.4.
Надзор
и
контроль
над
соблюдением
трудового
законодательства
и
охраной
труда
Одним из активных способов защиты трудовых прав работников и профилактики трудовых правонарушений является государствен- ный надзор и контроль, а также общественный контроль над соблю- дением трудового законодательства, охраной труда.
Расширение принятия работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и договорного регулиро- вания труда требует введения надзора и контроля не только над со- блюдением трудового законодательства, но и над установлением ус- ловий труда локально, а также по договорам и соглашениям, посколь-


170
ку в соответствии со ст. 8 ТК РФ они не должны ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством.
Различают предварительный, текущий и последующий надзор и контроль. Последний осуществляют суд, прокуратура при выявлении допущенных нарушений трудового законодательства и правил охраны труда (например, органы прокуратуры на местах проводят на предпри- ятиях проверку соблюдения трудового законодательства, а суды при рассмотрении трудовых споров реагируют на грубые нарушения част- ными определениями в адрес руководителей производства).
Надзор и контроль в сфере труда осуществляют:

профсоюзные организации – общественный контроль;

администрации предприятий, учреждений – административ-
но-общественный контроль;

местные органы самоуправления;

министерства, ведомства – внутриведомственный контроль на подчиненных им производствах;

специально уполномоченные независимые государственные органы и инспекции;

Генеральная прокуратура РФ и подчиненные ей нижестоящие прокуратуры – высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде на территории Российской Федерации (ст. 353 ТК РФ).
Конституционный суд РФ реагирует на нарушения не только по применению трудового законодательства, но и по его установлению, по- скольку является высшим судебным органом конституционного контроля.
Государственный надзор и контроль над соблюдением трудово- го законодательства и охраной труда во всех организациях на терри- тории России осуществляет Федеральная инспекция труда.
Государственный надзор за соблюдением правил безопасного веде- ния работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышлен- ности наряду с Федеральной инспекцией труда осуществляют соответ- ствующие федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Внутриведомственный государственный контроль над соблюде- нием трудового законодательства и иных нормативных правовых ак- тов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных орга- низациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местно-

171
го самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федераль- ными законами и законами субъектов РФ.
Государственный надзор за точным и единообразным исполне- нием трудового законодательства и иных нормативных правовых ак- тов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с феде- ральным законом.
Федеральная инспекция труда и ее органы образуют единую цен- трализованную систему. Они осуществляют государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и правил ох- раны труда, а также нормативных актов о занятости, банкротстве и при- ватизации производства, коллективных договоров и соглашений. Они анализируют причины трудовых нарушений, несоблюдения норм в об- ласти охраны труда и готовят предложения по совершенствованию ука- занных актов; обобщают данные о состоянии и причинах производ- ственного травматизма и разрабатывают меры по его профилактике; да- ют заключения по проектам СНиП, участвуют в разработке государ- ственных стандартов по безопасности труда.
Деятельность Федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и за- щиты прав и свобод человека, законности, объективности, независи- мости и гласности.
Основными задачами Федеральной инспекции труда являются:

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законода- тельства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о на- иболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со- держащих нормы трудового права;

доведение до сведения соответствующих органов государ- ственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или зло- употреблений, которые не подпадают под действие трудового законо- дательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.


172
Основные полномочия Федеральной инспекции труда, права и обя- занности государственных инспекторов определяются федеральным за- коном (от 30.06.2006 № 90-ФЗ) и закреплены в ТК РФ (ст. 356–360).
Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти.
Функции госнадзора за безопасным ведением работ в отдельных от- раслях промышленности, энергетический надзор, надзор за ядерной и радиационной безопасностью и государственный санитарно-эпиде- миологический надзор осуществляются независимыми организаци- ями (Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Роструд).
Профсоюзный контроль возложен на профсоюзы. В их аппарате имеются специальные органы, которые ведут контроль за охраной труда. Органами этого вида контроля являются правовые и техничес- кие инспекции труда профсоюзов. Их права закреплены в ТК РФ в со- ответствии с федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ.
Ведомственный контроль проводят министерства и ведомства.
Они контролируют внутриведомственное соблюдение законодатель- ства о труде. Для этого создаются специальные службы охраны труда в виде отделов с аппаратом инженеров по охране труда, санитарных врачей и других специалистов.
Общественный контроль осуществляют общественные инспек- тора и комиссии по охране труда комитетов профсоюзов. Комиссия по охране труда состоит из членов профсоюза, ее возглавляет член профсоюзного комитета, а в цехе – член цехового комитета профсою- за. Председатель этой комиссии одновременно является старшим об- щественным инспектором предприятия по охране труда. Председа- тель комиссии не может быть лицом из администрации. Комиссия контролирует соблюдение администрацией законодательства о труде, участвует в подготовке и проверке выполнения соглашения по охране труда, изучает причины производственного травматизма.
Для усиления контроля на производстве за соблюдением зако- нов о труде на общих собраниях профгрупп избираются обществен- ные инспектора по охране труда из числа членов профсоюза сроком на один год. Они контролируют проведение своевременного инструк- тажа рабочих по технике безопасности и производственной санита- рии, проверяют исправность оборудования на рабочих местах, следят за своевременным обеспечением рабочих спецодеждой, немедленно сообщают старшему общественному инспектору о несчастных случа-

173
ях на производстве, добиваются от руководителей участков устране- ния обнаруженных нарушений законов о труде и т. п.
Административно-общественный контроль осуществляет ад- министрация предприятия или организации совместно с профсоюзной организацией по схеме оперативного контроля.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   28