ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 612
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Система национальных счетов: определение и основные концепции.
Система национальных счетов - система информации, используемая в странах с рыночной экономикой для описания и анализа развития экономики. Эта система была создана около 50 лет назад в наиболее развитых капиталистических странах.
Создание СНС было вызвано потребностью органов государственного управления в информации, необходимой для регулирования рыночной экономикой. Показатели и классификации СНС отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.
В бывшем СССР для описания и анализа экономики применялся баланс народного хозяйства (БНХ). Он был предназначен для анализа экономики, основанный на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. В условиях перехода России и стран СНГ к рыночной экономике возникла необходимость перехода от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.
Понятие национальное счетоводство было предложено голландским экономистом В. Клифором. Под этим термином он понимал систему таблиц, по форме напоминающих бухгалтерские счета и балансы, которые описывали экономику на макроуровне.
В системе национальных счетов используются важные приемы бухгалтерского учета (например, двойная запись операций) и ее цели во многом аналогичны целям бухгалтерского учета: обеспечение информацией для принятия управленческих решений. Однако есть и различия: в бухгалтерском учете информация используется для принятия решений на уровне хозяйствующего субъекта, т.е. на микроуровне, а в системе национальных счетов - для принятия решений, относящихся к экономике в целом.
В современной рыночной экономике осуществляются различные экономические операции. Например, предприятие выпускает разнообразную продукцию, выплачивает заработную плату рабочим и платит налоги и т.п.
В экономическом процессе принимают участие не только предприятия, но и другие хозяйствующие субъекты (например, банки, страховые компании, различные инвестиционные фонды), органы государственного управления, различные некоммерческие организации (профсоюзы, политические организации и другие). Все эти хозяйствующие субъекты взаимодействуют между собой, обмениваясь товарами, услугами и активами в процессе создания новой стоимости.
Чтобы понять, что происходит в экономике в целом и выявить результаты экономической деятельности, необходимо систематизировать информацию как о самих хозяйствующих субъектах, так и об операциях, которые они осуществляют, об их активах и пассивах. С помощью особых правил и процедур в системе национальных счетов осуществляется такая систематизация информации.
Цель системы национальных счетов заключается в следующем:
1. описание общего состояния и развития экономики на макроуровне;
2. установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями (например, ВВП, конечное потреб-ление, сбережения, инвестиции, доходы и другие).
Таким образом, система национальных счетов представляет собой согласованную схему для сбора описания и увязки основных потоков статистической информации.
Эта информация необходима:
1. органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономических показателей;
2. предпринимателям и бизнесменам с целью ориентации в макроэкономических ситуациях, в которых действуют их предприятия, фирмы и компании;
3. международным организациям (ООН, МВФ и другие) для решения вопроса международного экономического сотрудничества, например, оказание экономической помощи, предоставление займов и кредитов и т.п.
Международные организации не только собирают статистическую информацию в рамках системы национальных счетов, но и занимаются разработкой теории и методологии системы национальных счетов, международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является система национальных счетов с 1993 года, одобренная статистической комиссией ООН.
Система национальных счетов, реализуемая в российской статистике, основана на методологии европейской системы интегрированных экономических счетов с учетом специфики организации и функционирования рыночной экономики. Система национальных счетов опирается на некоторые концепции и правила обработки информации об экономических процессах, происходящих в экономике в целом.
Концепции системы национальных счетов.
1. Необходимость определения границ экономического производства, т.е. сферы, где происходит производство ВВП и национального дохода. Согласно концепциям системы национальных счетов, экономическое производство включает следующие виды производства:
Ø Производство товаров, включая товары для собственного потребления (например, сельскохозяйственных продуктов фермерами для собственного потребления);
Ø Для реализации;
Ø Деятельность финансовых посредников;
Ø Оказание нерыночных услуг организациям государственного управления (услуги в области управления, обороны, здравоохранения, образования и т.д.);
Ø Оказание нерыночных услуг некоммерческим организациям, обслуживающим домашнее хозяйство;
Ø Оказание услуг наемной прислугой;
Ø Оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.
2. Концепция системы национальных счетов, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (например, национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и другие) отражают политико-экономическое содержание понятия доход. Эта концепция разработана английским экономистом Хиксом. Согласно этой концепции, доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т.е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.
3. Концепция системы национальных счетов заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. Согласно этой концепции, земля и капитал рассматриваются как факторы, которые участвуют в создании стоимости наравне с трудом.
Важной особенностью системы национальных счетов является группировка всех хозяйствующих субъектов по институциональным секторам.
В системе национальных счетов 1993 года различают следующие сектора:
1. нефинансовые предприятия;
2. финансовые предприятия (компании, занятые финансовым посредничеством и другими, связанными с ним финансовыми услугами);
3. государственные учреждения, включающие все центральные и местные государственные учреждения и фонды социального обеспечения;
4. некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
5. домашние хозяйства.
Для всех секторов в системе национальных счетов предусмотрен стандартный набор счетов, в котором фиксируются экономические операции, связанные с производством, образованием доходов, распределением и перераспределением доходов, сбережением и накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств.
Национальные счета представляют собой набор взаимосвязанных таблиц, имеющих вид балансовых построений. Каждый счет представляет собой баланс в виде двухсторонней таблицы, и ее содержание отражает один из аспектов экономической деятельности. Каждая операция отражается на счетах дважды: один раз в ресурсах, другой - в использовании. Итоги операции на каждой стороне счета балансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи, которая в экономическом анализе важна не только сама по себе, но и служит для перехода к следующему счету. Реализуемая в России система национальных счетов основана на методологии, рекомендованной ООН с учетом специфики организации и функционирования экономики.
В системе национальных счетов 1993 года действуют следующие счета:
1. Счета внутренней экономики:
Ø Счет производства;
Ø Счет образования доходов;
Ø Счета распределения доходов:
- счета распределения первичных доходов;
- счета вторичного распределения доходов;
Ø Счет использования располагаемого дохода;
Ø Счет операции с капиталом;
Ø Счет продуктов услуг;
2. Счета внешнеэкономических связей:
Ø счет текущих операций;
Ø счет капитальных затрат;
Ø финансовый счет.
Все счета являются консолидированными, т.е. построенными для экономики в целом.
Два счета - производства и образования доходов – строятся для отдельных отраслей экономики. Информация, которая содержится в счетах, используется для получения важных макроэкономических показателей:
1. валовой внутренний продукт (ВВП);
2. валовой национальный доход (ВНД);
3. располагаемый национальный доход (РНД);
4. конечное потребление;
5. валовое накопление;
6. национальное сбережение;
7. национальное богатство;
Каждому из основных макроэкономических показателей системы национальных счетов соответствует аналог, рассчитанный на уровне отдельных секторов экономики, отдельного производителя или хозяйствующего субъекта.
8. валовой выпуск (ВВ);
9. валовая добавленная стоимость (ВДС);
10. чистая добавленная стоимость (ЧДС);
11. прибыль валовая (ПВ);
12. прибыль чистая (ПЧ);
13. реализованная продукция (РП);
14. чистый смешенный доход (ЧСД);
15. предпринимательский доход (ПД);
16. основные и оборотные фонды и запасы.
Информация, содержащаяся в системе национальных счетов, позволяет проводить комплексный статистический анализ экономических процессов, происходящих в России.
-
Сравнительная характеристика CНC и БНХ.
Система национальных счетов (СНС) разработана статистической комиссией ООН и применяется в мировой практике с 1953 года. Вторая версия СНС появилась в 1968 году, а третья, используемая в настоящее время, в 1993 году. СНС применяется более чем в 100 странах мира.
Термины «система национальных счетов» и «система национального счетоводства» синонимы и оба используются в экономической практике России. Иногда используется сокращённый вариант этого термина – «национальные счета». СНС позволяет упорядочить информацию о хозяйственной деятельности страны,
выполняя в национальной экономике роль, подобную роли бухгалтерских счетов на предприятии.
В России СНС применяется с начала 90-х годов 20 века в соответствии с государственной программой. До 90-х годов в СССР разрабатывалась и применялась система учёта на макроуровне, которая называлась балансом народного хозяйства (БНХ). СНС и БНХ являются альтернативными системами национального учёта, основные отличия которых состоят в табл. 19.1.
Несмотря на расхождения между СНС и БНХ у них есть много общего. А именно – обе системы являются моделями годового экономического оборота на макроуровне и представляют собой балансовые построения, т.е. базируются на одних и тех же методических принципах. Это значительно облегчило переход России от БНХ к СНС.
СНС состоит из согласованного подробного набора счетов и таблиц, использование которых обеспечивает систематическую и полную картину экономической деятельности страны. В основе построения СНС лежит концепция «хозяйственного кругооборота». Национальное хозяйство рассматривается как большая многорядная система, имеющая стержень – экономический оборот. Он включает основные экономические процессы: производство, потребление, накопление и перераспределение.
Таблица 19.1
Сравнительная характеристика СНС и БНХ
БНХ | СНС |
1. Система макроэкономических показателей, отображающая механизм функционирования плановой экономики | 1. Макроэкономическая модель рыночной экономики |
2. Отрасли экономики неравноправны. Выделяются материальное производство и непроизводственная сфера. Прибавочный продукт создаётся только в материальном производстве (сельском хозяйстве, промышленности, строительстве). Непроизводственная сфера (просвещение, здравоохранение, наука и др.) только потребляет то, что создано в материальном производстве. | 2. Все отрасли экономики по производству товаров и услуг взаимозависимы и одновременно равноправны. Во всех отраслях создаётся прибавочный продукт. |
3. Стоимость создаётся трудом (трудовая теория стоимости). Стоимостной состав продукта: c + v + m | 3. Стоимость создаётся за счёт факторов производства – труда, земли, капитала, предпринимательства. Стоимостной состав продукта включает материальные затраты и оплату факторов производства (оплату труда, прибыль, ренту, %, дивиденды и др.) |
4. Форма отображения операций – оборотная ведомость материальных ресурсов (приход – расход) | 4. Форма отображения операций базируется на принципах бухгалтерского учёта (двойная запись) |