Файл: Тема 1 Макроэкономика ее предмет и методы познания макроэкономических процессов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 412
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1: «Макроэкономика ее предмет и методы познания макроэкономических процессов».
2. Постиндустриальная экономика: ее особенности и перспективы развития - основные черты и понятия
3. Этапы развития макроэкономики
Лекция 2. Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели
Потребление (приобретение) и сбережение в макроэкономике
1.Сущность и факторы сбережения.
Модель с налогами. Кривая Лаффера
Деньги. Денежные агрегаты. Понятие ликвидности.
35. Структура денежной массы и ее измерение
Понятие функции и виды коммерческих банков
Денежный и депозитный мультипликаторы
Модель предложения денег. Денежный мультипликатор
Понятие совместного равновесия (модель is-lm)
Инфляция и перераспределение доходов.
Инфляция и фиксированный номинальный доход
Инфляция и нефиксированные доходы
Инфляция и владельцы сбережений
Инфляция и размер государственного долга
Экономический рост, его измерение и факторы.
Статические и динамические модели экономического развития
Индустриальная и постиндустриальная стадии экономического роста
.Инновации и экономический рост.
Теория «политического делового цикла»
Налоговая политика государства
Денежно-кредитная политика государства
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ
Стабилизационная политика в открытой экономике
Тема 2. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование
Сущность валютного курса как стоимостной категории
Факторы, влияющие на валютный курс
2.1. Спрос и предложение валюты
Для сторонников классической модели основной проблемой в экономике является ограниченность ресурсов, для них не существует разницы между краткосрочным и долгосрочным экономическими периодами. Данная модель фактически перестала работать к началу XX века, когда во времена Второй мировой войны и Великой депрессии 1930-х годов, мировая экономика была не в состоянии оправиться самостоятельно. Основными представителями классической макроэкономической мысли также являются Альфред Маршалл, Артур Пигу, и другие.
Кейнсианская экономическая школа была основана британским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом в 1936 году, когда он опубликовал свою книгу «Общая теория занятости, процента и денег». К этому времени Великая Депрессия пошатнула веру в классическую, «автоматическую» экономику. Кейнс, исходя из своих исследований, опыта Первой мировой войны и Великой Депрессии 1929—1933 годов, пришёл к заключениям, практически полностью опровергавшим идеи классицизма. Во-первых он показал, что на рынке не может оперировать только совершенная конкуренция. Во-вторых, Кейнс предположил, что в краткосрочном периоде цены могут «залипать», то есть не меняться в течение небольшого промежутка времени. Для представителя кейнсианской мысли экономика может быть нестабильной: Кейнс был уверен, что в определенных ситуациях рынок не в состоянии поддержать себя сам; иногда государство должно вмешиваться в экономику, чтобы устранить «неполадки». Таким образом, Кейнс был сторонником смешанной экономической системы.
Зарождаются так называемые неокейнсианство и «новое кейнсианство» во второй половине двадцатого века, цель которых — «вписать кейнсианство в стандарты современного экономического анализа»и найти связь с более ранними, неоклассическими идеями. Популярность кейнсианской макроэкономической школы значительно возросла во время мирового финансового кризиса, начавшегося в 2007 году. Основными сторонниками данной школы можно назвать также Уильяма Филипса, Бена Бернанке, Джеймса Тобина и Грегори Мэнкью.
Вторая половина XX века.
Монетаризм зарождается в шестидесятые годы двадцатого века. Данная школа основывается на том, что предложение денег в экономике является главным критерием её развития. Монетаристы считают, что согласно монетарному правилу, экономика всегда стабильна и функционирует на полном уровне занятости ресурсов, если предложение денег меняется с постоянной скоростью. Также, для приверженцев монетаристской школы долгосрочный период в экономике играет большую роль, чем краткосрочный. Знаменитое уравнение количественной теории денег (MV = PY) была сформулирована Ирвингом Фишером, что стало одной из важных составляющих монетаристской школы.
Новая классическая макроэкономика появилась в 1970-е годы благодаря американскому экономисту Роберту Лукасу и Томасу Сардженту. Сторонники данной школы предполагают, что если все экономические агенты рациональны в своем поведении, если им предоставляется идеальная информация, то экономика не может быть нестабильной. Также считается, что поскольку люди ведут себя рационально, они не могут «совершить одну и ту же ошибку дважды», то есть способны быстро адаптироваться к любой экономической ситуации. В итоге, все агенты способны прогнозировать то, что может произойти, если государство будет использовать одни и те же методы стабилизации экономики.
Конец ХХ века: новое кейнсианство. Данная экономическая школа представляет собой ответвление кейнсианства. Основывается она в 1991 году благодаря трудам таких влиятельных экономистов, как Грегори Мэнкью, Дэвид Ромер, Оливер Бланшар и Стэнли Фишер. Мэнкью и Ромер также, в этом же году, выпустили в двух томах книгу «Новая кейнсианская экономика».
Начало XXI века: мировой финансовый кризис.
Вторая половина 2000-х годов ознаменована началом финансового кризиса во всем мире, который заставил многих экономистов серьезно задуматься о его причинах. Вскоре стало известно, что так называемый экономический пузырь стал основной причиной данного спада. Под пузырём обычно понимается «вздутие» рынка большим количеством ценных бумаг, в том числе производных, продаваемых по цене, значительно превышающей их реальную стоимость. При этом, ни одна экономическая школа не выдвигала ни гипотез, ни предположений о свойствах, проблемах экономических пузырей и способах борьбы с ними.
Опыт финансового кризиса принес немалые плоды в развитии макроэкономической мысли и положил конец и так хрупкому консенсусу между «кейнсианцами» и «новыми классиками» об эффективности применения фискальной и монетарной политик.
Современная макроэкономическая теория
Макроэкономика является социальной наукой. Поэтому экономические явления не поддаются точным предсказаниям; за макроэкономическими агентами можно лишь наблюдать и делать прогнозы на этих наблюдениях. Экономическая модель является упрощенной формой для изучения экономики в целом. Многие экономические модели имеют серьёзные недостатки и не учитывают многие важные факторы.
Инструментарий макроэкономики
Целевая функция — во многих моделях макроэкономики поведение экономического субъекта, в том числе общества, описывается задачей максимизации (минимизации) некоторой функции, которую называют целевой. Основные виды целевой функции — производственная функция и функция полезности.
Производственная функция общества — зависимость объема общественного производства от затрат ресурсов. Производственная функция Кобба — Дугласа имеет вид
где А, ос, (3 — положительные экзогенные параметры; Ь — затраты труда; К — затраты капитала.
Функция полезности — зависимость полезности от объемов потребляемых благ, к которым могут относиться объемы потребления, продолжительность досуга, денежные накопления, величина богатства и др. В отличие от производственной функции данная функция зависит от субъективных предпочтений людей и может принимать отрицательные значения.
Эффективность — соотношение полезного результата и затрат. Если один продукт производят из одного ресурса, то эффективность равна отношению выпуска продукта к затратам ресурса и называется производительностью ресурса. Для экономики в целом единый показатель эффективности сложно определить из-за разнообразия рыночных товаров и общественных благ, которые не обладают рыночной ценой.
Критерий эффективности Парето — один из вариантов производства эффективнее другого, если он предпочтительнее по всем рассматриваемым аспектам. Данный критерий не предполагает какого-либо способа расчета показателя эффективности, но позволяет сравнивать эффективность некоторых (не всех) пар вариантов производства, т. е. наборов выпусков продуктов и затрат ресурсов. Из двух вариантов производства более эффективным по Парето считают тот, у которого выпуски всех продуктов больше (не строго), а затраты всех ресурсов меньше, чем у другого варианта. Если у варианта производства существует более эффективный вариант, то он Парето-неэффективен, а если его не существует, то он Паре-то-оптимален.
Теория игр — математическая теория, которую используют для моделирования конкуренции экономических субъектов (Дж. Нэш). Правила игры заданы в виде платежной матрицы, в которой каждой строке отвечает ход первого игрока, а каждому столбцу — ход второго. Элемент матрицы на пересечении показывает выигрыши игроков, соответствующие данной строке и данному столбцу.
Дисконтированный доход (РЭУ) — текущая ценность будущего потока доходов (расходов), которая используется для оценки доходности инвестиций. Пусть в течение N лет человек получает доходы: через год — У15 через два — У2, и т. д. Ставка процента равна ц тогда дисконтированный доход равен сумме годовых доходов, умноженных на дисконтирующие множители:
Индексный метод предназначен для анализа относительных (процентных) изменений показателей, которые равны произведению или отношению двух других показателей. Индекс, или темп роста показателя — отношение его нового значения к начальному значению, измеряемое в «разах». Темп прироста показателя — относительное изменение показателя, измеряемое в долях или процентах, он равен разности индекса и единицы.
Индексное правило: если показатель равен произведению (или отношению) двух показателей, то его индекс равен произведению (или отношению) индексов этих показателей. Например, выручка (ТЯ) равна произведению цены (р) и выпуска продукта ((2), тогда индекс выручки (/та) равен произведению индекса цены (1р) и индекса выпуска (Iо):
Пример 12.1. Цена продукта выросла на 8 %, его выпуск — на 12 %. Найдем процентное изменение выручки. Индекс цены равен 1 + 0,08 = 1,08, индекс выпуска равен 1 + 0,12 = 1,12. Тогда индекс выручки равен
Отсюда процентное изменение выручки равно 1,21 — 1 = 0,21 (21 %). Вместо индексного метода часто рассчитывают приближенное значение темпа прироста: оно равно сумме приростов показателей, если их значения невелики. В примере 12.1 темп прироста приближенно равен 8 + 12 = 20 %.
При анализе изменений экономических показателей, выраженных в процентах, возникает терминологическая проблема. Если, например, уровень безработицы вырос с 5 до 6 %, то его абсолютный прирост составляет 1 %. Однако утверждение «уровень безработицы вырос на 1 %» может быть истолковано в том смысле, что речь идет об относительном изменении показателя. Тогда его изменение составит 5 % • 0,01 = 0,05 %. Чтобы избежать путаницы в терминах, используют понятие процентного пункта.
Процентный пункт — абсолютное изменение показателя, выраженного в процентах. В приведенном выше случае следует говорить: «Уровень безработицы вырос на 1 процентный пункт (или 1 п. п.)».
Метод регрессии предназначен для выявления статистических взаимосвязей между показателями на основе анализа большого объема эмпирических данных. Линейная регрессия — линейная статистическая зависимость одного показателя от нескольких других показателей. Линейный тренд — линейная статистическая зависимость показателя от времени; он является частным случаем линейной регрессии.
Опишем алгоритм построения линейного тренда. Известны показатели дохода: У,- — доход в г-й момент времени; г = 1, ..., п, где п — нечетное количество моментов (лет) наблюдения. Присвоим годам (моментам времени) специальные номера (ф: среднему году — номер 0, предыдущему — номер -1, последующему — номер 1 и т. д. Если число лет наблюдений равно пяти, тогда: Гх = -2, Г2 = -1, — 0, (4 - 1, 15 = 2. Запишем формулу линейного тренда
(У/) и приведем формулы расчета коэффициентов тренда (а и Ь):
Пример 12.2. Доход в 2017 г. равен 7, в 2018 г. — 9, в 2019 г. — 8.
Из табл. 12.1 следует: а = 1 / 2 = 0,5, Ь = 24 / 3 = 8, формула тренда: У/ = 0,51, +8. Значения тренда приведены в последней строке таблицы. Сумма отклонений фактических значений от трендовых значений равна нулю: (7 - 7,5) + (9 - 8) + (8 - 8,5) = 0.
Макроэкономический кругооборот (основные модели)
Как было сказано выше, макроэкономикаисследует условия и результаты деятельности на рынке всех субъектов экономических отношений (экономических агентов). Для поддержания равновесия между ними необходим субъект - государство. Поэтому в макроэкономике важнейшим экономическим агентом становится государство.
В результате взаимодействия макроэкономических субъектов между ними формируются взаимосвязи, определяющие устойчивые закономерности развития всей национальной экономики. Анализ этих взаимосвязей проводится на базе общей модели кругооборота продуктов и доходов. Модель народнохозяйственного кругооборота отображает устойчивые реальные и денежные потоки между экономическими субъектами. В теории макроэкономики различают три модели кругооборота: