Файл: Тема 1 Макроэкономика ее предмет и методы познания макроэкономических процессов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 403
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1: «Макроэкономика ее предмет и методы познания макроэкономических процессов».
2. Постиндустриальная экономика: ее особенности и перспективы развития - основные черты и понятия
3. Этапы развития макроэкономики
Лекция 2. Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели
Потребление (приобретение) и сбережение в макроэкономике
1.Сущность и факторы сбережения.
Модель с налогами. Кривая Лаффера
Деньги. Денежные агрегаты. Понятие ликвидности.
35. Структура денежной массы и ее измерение
Понятие функции и виды коммерческих банков
Денежный и депозитный мультипликаторы
Модель предложения денег. Денежный мультипликатор
Понятие совместного равновесия (модель is-lm)
Инфляция и перераспределение доходов.
Инфляция и фиксированный номинальный доход
Инфляция и нефиксированные доходы
Инфляция и владельцы сбережений
Инфляция и размер государственного долга
Экономический рост, его измерение и факторы.
Статические и динамические модели экономического развития
Индустриальная и постиндустриальная стадии экономического роста
.Инновации и экономический рост.
Теория «политического делового цикла»
Налоговая политика государства
Денежно-кредитная политика государства
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ
Стабилизационная политика в открытой экономике
Тема 2. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование
Сущность валютного курса как стоимостной категории
Факторы, влияющие на валютный курс
2.1. Спрос и предложение валюты
Налоговое прогнозирование
Основными задачаминалогового прогнозирования являются:
-
определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в бюджет, -
определение объема налогов, подлежащих уплате конкретным предприятием – налогоплательщиком.
Таким образом, налогового прогнозирование можно рассматривать как с позиции государства и органов местного самоуправления, так и с позиции конкретного налогоплательщика.
Налоговое прогнозирование на уровне государства и органов местного самоуправления служит основой для выработки прогноза социально – экономического развития страны, субъектов федерации, муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды (рис.3.3.)
Рис. 3.3. Процесс налогового прогнозирования
Различают оперативное, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное налоговое прогнозирование.
Оперативное прогнозирование – осуществляется Минфином России и финансовыми органами на месяц или квартал. Оно призвано обеспечить реальную оценку поступлений налогов на ближайшее время для определения лимитов финансирования.
Краткосрочное прогнозирование – служит основой для составления проектов федерального, регионального и местных бюджетов на очередной год. Основой для него служат показатели социально – экономического прогноза страны на предстоящий год, вырабатываемые Минэкономики России, а также анализ налоговых поступлений в текущем году, как в целом, так и по отдельным налогам.
Оперативное и краткосрочное налоговое прогнозирование представляют собой две оставляющие единого
процесса текущего прогнозирования.
В процессе его осуществления решаются в основном тактические задачи, вследствие чего создаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии налогового прогнозирования.
Данная стратегия определяется в процессе среднесрочного и долгосрочного налогового прогнозирования.
В условиях перехода к рыночным отношениям, ликвидации централизованного планирования и управления экономикой налоговое прогнозирование не может носить адресного характера в виде установленных плановых заданий конкретным налогоплательщика или министерствам. Прогноз поступлений в бюджет носит вероятностный характер.
Налоговое прогнозирование играет активную роль в выработке налоговой и бюджетной политики государства.
Непременным элементом налогового прогнозирования является экономический анализ поступлений налогов. Предметом анализа выступают не только суммы поступивших налогов, но и их динамика.
Очень важно проанализировать тенденции в развитии налогооблагаемой базы и составляющих ее элементов, а также структуру налогоплательщиков.
Примеры прогнозирования поступлений от конкретных налогов.
Налог на прибыль.Главными показателями являются динамика объема производства важнейших отраслей народного хозяйства, индекс цен, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль. По НДС динамика и тенденции развития базы анализируются по показателям оборотов по реализации продукции, затрат на производство, структуры производства.
Налог на доходы физических лиц.Налогооблагаемая база складывается из следующих показателей: фонд оплаты труда, действующий и проектируемый уровень минимальной оплаты труда, численность работающих, уровень средней заработной платы, демографическое изменение в целом по стране и по отдельным регионам и т.д.
Налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и акциз определяют общий размер доходной базы, как федерального, так и региональных и местных бюджетов, занимая наибольшую долю в общей сумме налоговых поступлений.
Процесс налогового прогнозирования для предприятий – налогоплательщиков является частью финансового прогнозирования их деятельности и означает использование учетной и амортизационной политики предприятия, а также льгот по налогам и законных вычетов из налогооблагаемой базы для оптимизации налоговых платежей.
Процесс налогового прогнозирования для предприятий – налогоплательщиков представляет собой важную процедуру, поскольку отсутствие предвидения в этой области может иметь непредсказуемые последствия для текущей и перспективной деятельности предприятия.
Денежно-кредитная политика государства
-
Сущность и роль денежно-кредитной политики, ее цели и объекты.
Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
Денежно-кредитная политика – одно из четырех направлений единой финансовой политики государства, обеспечивающих устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы. Наличие в Российской Федерации достаточно высокого уровня инфляции и несбалансированного роста денежной массы обуславливает огромный интерес к проблемам денежно-кредитной политики и актуальность данной темы.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
Следует различать цели (задачи) денежно-кредитной политики.
1) первичные (макроэкономические);
2) тактические;
3) промежуточные.
Первичные цели конкретизируют стратегическую установку государства в долгосрочном периоде, осуществляются довольно медленно и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.
Первичные цели сводятся к достижению ориентиров магического четырехугольника:
- стабилизация уровня цен (процент инфляции);
- достижение полной занятости (процент безработицы);
- равновесный и стабильный экономический рост (прирост ВВП);
- внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс).
Правительство ежегодно корректирует значения этих экономических ориентиров. Следует подчеркнуть, что от того, насколько четко сформулирована первичная цель денежно-кредитной политики, в большой степени зависит особенность экономического развития страны.
Тактические цели:
Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.
Промежуточная цель денежно-кредитной политики - это экономическая переменная, которую центральный банк избирает в качестве объекта своего повседневного контроля, так как считает, что она способствует достижению основных целей монетарной политики.
Промежуточная цель должна удовлетворять следующим условиям:
- Согласованность с основными целями центрального банка. Центральный банк будет заботиться о достижении промежуточной цели, только если это помогает ему достичь основных целей денежно-кредитной политики.
- Измеримость, переменная, избранная в качестве промежуточной цели, может считаться приемлемой, если ее возможно правильно и точно измерить.
- Своевременность. Достоверная информация о промежуточной цели должна поступать в центральный банк своевременно.
- Контролируемость. Центральный банк должен иметь возможность влиять на величину переменной, выбранной в качестве промежуточной цели.