Файл: Тема 1 Макроэкономика ее предмет и методы познания макроэкономических процессов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 467
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1: «Макроэкономика ее предмет и методы познания макроэкономических процессов».
2. Постиндустриальная экономика: ее особенности и перспективы развития - основные черты и понятия
3. Этапы развития макроэкономики
Лекция 2. Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели
Потребление (приобретение) и сбережение в макроэкономике
1.Сущность и факторы сбережения.
Модель с налогами. Кривая Лаффера
Деньги. Денежные агрегаты. Понятие ликвидности.
35. Структура денежной массы и ее измерение
Понятие функции и виды коммерческих банков
Денежный и депозитный мультипликаторы
Модель предложения денег. Денежный мультипликатор
Понятие совместного равновесия (модель is-lm)
Инфляция и перераспределение доходов.
Инфляция и фиксированный номинальный доход
Инфляция и нефиксированные доходы
Инфляция и владельцы сбережений
Инфляция и размер государственного долга
Экономический рост, его измерение и факторы.
Статические и динамические модели экономического развития
Индустриальная и постиндустриальная стадии экономического роста
.Инновации и экономический рост.
Теория «политического делового цикла»
Налоговая политика государства
Денежно-кредитная политика государства
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ
Стабилизационная политика в открытой экономике
Тема 2. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование
Сущность валютного курса как стоимостной категории
Факторы, влияющие на валютный курс
2.1. Спрос и предложение валюты
Тема 1: «Макроэкономика ее предмет и методы познания макроэкономических процессов».
-
Макроэкономика как составная часть экономической теории, ее сущностная характеристика. -
Макроэкономика: предмет и методы познания макроэкономических процессов.
Экономическая теория включает микроэкономику и макроэкономику. Макроэкономика изучает национальную экономику в целом, в отличие от микроэкономики, которая изучает отдельные экономические субъекты.
Предметом макроэкономической теории является поведение экономики, система ее внутренних связей, рассматриваемых как единое целое. Макроэкономическая теория изучает:
экономическое поведение (подъемы и спады экономики, безработицу, инфляцию);
экономическую политику (меняющую валютные курсы и инвестиции);
экономические факторы (влияющие на ставку процента, цены и бюджет).д
Объект макроэкономики - национальная экономика.
Предмет макроэкономики – эффективность функционирования национальной экономики или эффективность функционирования механизмов экономической системы.
Макроэкономика изучает в экономике страны четыре агрегированных хозяйственных субъекта, к которым относятся: домашние хозяйства, предприниматели, государство и внешние экономические субъекты.
Макроэкономика рассматривает четыре агрегированных рынка, активно взаимодействующих в национальной экономике любого государства: рынок благ (товаров и услуг); рынок труда; рынок финансовых активов и рынок денег (валюты).
Макроэкономика – это отрасль экономической науки, которая изучает эффективность функционирования национальной экономики как единого целого с позиции экономического
роста, полной занятости ресурсов, уровня инфляции и внешнего равновесия.
Функции макроэкономики:
- теоретическая;
- практическая;
- мировоззренческо-воспитательная;
- методологическая.
Макроэкономика является одной из молодых экономических наук.
Теоретические концепции: меркантилизм; физиократизм; классическая школа; марксистская; кейнсианская; неоклассическая.
В основе макроэкономического анализа лежит модель кругооборота, которая отображает взаимосвязанные и беспрерывные движения ресурсов, изготовленных продуктов и доходов между экономическими субъектами.
2. Постиндустриальная экономика: ее особенности и перспективы развития - основные черты и понятия
Содержание:
Постиндустриальное общество
Характерные особенности постиндустриальной экономики
Перспективы развития постиндустриальной экономики России
Основные черты постиндустриальной экономики
XXI век — это историческая эпоха становления и развития постиндустриальной экономики и дальнейшей глобализации производства и обмена в мировой экономике, эпоха углубления международной экономической интеграции в ее различных регионах и совершенствования взаимодействия различных интеграционных образований для обеспечения устойчивого экономического и социального прогресса всего мирового сообщества.
В настоящее время наиболее развитые страны Северной Америки, Западной Европы и Азии вступили в стадию постиндустриального развития.
Постиндустриальное общество характеризуется максимальным аутсорсингом производства со стороны государства и акцентом на развитие информационных технологий. Американский социолог Д. Белл сформулировал основные черты такого общества: возникновение сервисной экономики, доминирование научно-технических специалистов, центральная роль теоретических научных знаний как источника инноваций и политических решений в обществе, возможность самоподдерживающегося технологического роста, создание новых "умных" технологий. Анализируя новые особенности экономики, Белл сделал вывод, что общество переходит из промышленной стадии развития в постиндустриальную, в которой доминирует сфера услуг, а не обрабатывающая промышленность.
Переход к новой форме общества - постиндустриальной - происходит в последней трети XX века. Общество уже обеспечено продуктами питания и товарами, и на передний план выходят различные услуги, связанные, главным образом, с накоплением и распространением знаний. И в результате научно-технической революции наука стала непосредственной производительной силой, которая стала главным фактором как для развития общества, так и для его самосохранения. В то же время у людей больше свободного времени, а значит и больше возможностей для творчества и самореализации, повысился престиж образования. Технические разработки становятся все более наукоемкими, а теоретические знания - все более важными. Слишком развитая коммуникационная сеть обеспечивает распространение этих знаний.
Постиндустриальное общество
Его можно определить как общество, экономика которого в результате научно-технической революции и значительного увеличения доходов населения сместила приоритеты с производства товаров на производство услуг, а информация и знания стали доминирующим производственным ресурсом. То есть научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Поэтому наиболее ценными характеристиками являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность сотрудника.
Постиндустриальные страны обычно называют теми, в которых на сектор услуг приходится значительно больше половины ВВП. В начале века в число постиндустриальных стран входили Соединенные Штаты, Европейский союз и Япония.
3. Этапы развития макроэкономики
Несмотря на то, что макроэкономические вопросы ставились и изучались еще в XVIII веке (начиная с работы Д. Юма 1752 года, посвященной изучению связей между торговым балансом, предложением денег и уровнем цен), макроэкономика как наука появилась лишь в 30-е - 40-е годы XX века. Катализатором для этого послужила великая депрессия 30-х годов, приведшая к огромному спаду производства в большинстве западных стран, породившая тем самым невиданную ранее безработицу, в результате чего значительная часть населения этих стран оказалась на гране нищеты. Демократическое правительство было озабочено катастрофическим падением уровня жизни население и нуждалось в разработке экономических способов борьбы с депрессией. Появление в 1936 году труда английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» положило начало макроэкономики, как самостоятельной экономической науки. Центральная идея Кейнса состоит в том, что рыночные экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен. В этом случае, экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса. Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «Кейнсианской революцией» в экономике. Следует также отметить еще одно обстоятельство, способствовавшее становлению макроэкономики. Это появление регулярной статистики по национальным счетам. Наличие данных позволило наблюдать и описывать динамику и взаимосвязь макроэкономический явлений, что является первым необходимым шагом для развития макроэкономической науки.
Ранние представления о макроэкономике
В XV веке зародился меркантилизм, первая экономическая школа, на развитие которой особо заметно повлияли Антуан де Монкретьен, Уильям Стаффорд, Томас Ман, Жан Батист Кольбер. Обсуждались такие проблемы, как увеличение денежного обеспечения путем вмешательства законодательной власти в экономику, поддержка торгового баланса (за счет поддержки экспорта произведенных в данной стране товаров и ограничения импорта); большое внимание меркантилисты уделяли сфере денежного обращения.
В середине XVIII века образуется школа физиократов (Франсуа Кенэ, Анн Робер Жак Тюрго, Виктор Мирабо и Пьер Поль Мерсье де Ла Ривьер). Развивая свои идеи, физиократы основывались на главенствующей роли сельского хозяйства. Так, одна из самых ранних и известных экономических моделей, таблица Кенэ, объясняет обращение «чистого продукта» только с точки зрения сельского производства, подразделяя все общество на производительный, «бесплодный» классы и на собственников.
В XIX веке зарождаются марксизм и марксистская политическая экономия, основателями которых являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Экономическое учение Маркса значительно повлияло на развитие макроэкономической теории. Вводятся и активно развиваются новые понятия, такие как прибавочная стоимость, производственные отношения, простое и расширенное воспроизводство.
Основными представителями австрийской школы, зародившейся в конце XIX века, считаются Карл Менгер, Ойген фон Бём-Баверк, Людвиг фон Мизес. В число известных экономистов XX века, относимых к австрийской школе, также входят Генри Хэзлитт, Мюррей Ротбард и нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек.Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным).
Сторонников «автоматизированной экономики» считают приверженцами классической или неоклассической макроэкономической мысли. Данная школа была основана ещё в семнадцатом веке. В конце XVIII века начинается некий второй этап развития классической экономической теории. Данный период ознаменован значительным влиянием Адама Смита и его «принципа невидимой руки». Появляются гипотезы о вечной стабильности экономики, зарождается теория «laissez-faire», которая гласит, что на всех рынках действует совершенная конкуренция, все цены регулярно изменяются в зависимости от состояний спроса и предложения, рынок способен самостоятельно прийти в равновесие. В девятнадцатом веке приходят такие экономисты как Давид Рикардо и Томас Мальтус. Именно в этот период было сформулировано предположение о том, что в макроэкономике не может быть дисбаланса совокупных спроса и предложения, поскольку последнее «само порождает совокупный спрос». Данное утверждение было сделано выдающимся французским экономистом Жаном Батистом Сэем и было названо Законом Сэя.