Файл: Тема 1 Макроэкономика ее предмет и методы познания макроэкономических процессов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 462

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1: «Макроэкономика ее предмет и методы познания макроэкономических процессов».

2. Постиндустриальная экономика: ее особенности и перспективы развития - основные черты и понятия

3. Этапы развития макроэкономики

Лекция 2. Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели

Потребление (приобретение) и сбережение в макроэкономике

1.Сущность и факторы сбережения.

Простая кейнсианская модель.

Модель с налогами. Кривая Лаффера

Теория мультипликатора

Модель макроэкономического равновесия ad – as. Факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение.

Деньги. Денежные агрегаты. Понятие ликвидности.

35. Структура денежной массы и ее измерение

Понятие функции и виды коммерческих банков

Денежный и депозитный мультипликаторы

Спрос на деньги

Модель предложения денег. Денежный мультипликатор

Понятие совместного равновесия (модель is-lm)

24.Уравнение обмена Фишера

Рынок финансовых активов и его структура. Синхронность формирования равновесия на рынках денег и активов, приносящих процентный доход.

Теории финансовых пузырей

Модель дефолта

Сеньораж и инфляционный налог

Инфляция и перераспределение доходов.

Инфляция и фиксированный номинальный доход

Инфляция и нефиксированные доходы

Инфляция и владельцы сбережений

Инфляция и размер государственного долга

Инфляция.

Инфляция и ее показатели.

Виды инфляции.

Причины инфляции.

Экономический рост, его измерение и факторы.

Статические и динамические модели экономического развития

Модель роста Солоу

Индустриальная и постиндустриальная стадии экономического роста

.Инновации и экономический рост.

Теории экономических циклов. Динамика макроэкономических показателей на разных фазах экономических циклов. Экономический цикл представляет собой периодические спады и подъемы в экономике, колебания деловой активности. Эти колебания нерегулярны и непредсказуемы, поэтому термин «цикл» достаточно условный. Выделяют две экстремальные точки цикла: точку пика соответствующую максимуму деловой активности; точку дна, которая соответствует минимуму деловой активности (максимальному спаду) Цикл обычно делится на две фазы: спад или рецессию, которая длится от пика до дна. Особенно продолжительный и глубокий спад носит название депрессии. подъем или оживление, которое продолжается от дна до пика. I фаза – бум, при котором экономика достигает максимальной активности. Это период сверхзанятости (экономика находится выше уровня потенциального объема производства) и инфляции. Экономика в этом состоянии носит название «перегретой»; П фаза – спад. Экономика постепенно возвращается к уровню тренда (потенциального ВВП), уровень деловой активности сокращается, фактический ВНП доходит до своего потенциального уровня, а затем начинает падать ниже тренда, что приводит экономику к следующей фазе – кризису; Ш фаза – кризис или стагнация. Экономика находится в состоянии рецессионного разрыва, поскольку фактический ВВП меньше потенциального. Это период высокой безработицы; IV фаза – оживление или подъем. Экономика постепенно начинает выходить из кризиса, фактический ВВП приближается к своему потенциальному уровню, а затем превосходит его, пока не достигнет своего максимума, что вновь приведет к фазе бума. Основной причиной экономических циклов выступает несоответствие между AD и AS, между совокупными расходами и совокупным объемом производства. Поэтому циклический характер развития экономики может быть объяснен: либо изменением AD при неизменной величине AS либо изменением AS при неизменной величине ADОснову экономического цикла составляет изменение инвестиционных расходов. Инвестиции являются наиболее нестабильной частью AD (AS).Виды экономической политики Экономическая политика - совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент.Экономическая политика включает финансовое регулирование (бюджетное, налоговое, денежно-кредитное) и валютное регулирование.Бюджетная регулирование– это система формирования и расходования бюджета. Бюджет имеет форму баланса и состоит из доходной и расходной частей. Доходы формируются за счет налогов и иных обязательных платежей. Расходы определяются основными направлениями социально-экономического развития.Роль государства в области бюджетного регулирования – обеспечить сбалансированность бюджетов регионов и Республиканского Бюджета.Налоговоерегулирование – это система мер по определению видов налогов, способов их исчисления и взимания, обеспечению налогового контроля.Налог - это принудительно взымаемые государством средства с физических и юр. лиц. Через налоговое регулирование государство реализует фискальную и экономическую функции.Фискальная функция – это формирование денежных фондов государства.Экономическая функция- использование налогов как инструмента перераспределения доходов, чем оказывается влияние на процесс производства, масштабы и темпы роста экономики.Кредитно-денежное регулирование (КДР) – это определение денежной единицы, масштаба цен и порядка эмиссии. КДР проводит государство в лице Министерства финансов и Национального Банка в ходе реализацииденежно-кредитной политики. Целями КДР являются:- безынфляционная экономика,-поддержка определенного уровня денежной массы в обращении,- обеспечение банковских резервов и учетной ставки процента,- устойчивость белорусского рубля (его покупательная способность и курс по отношению к иностранным валютам).Валютное регулирование (ВР) - совокупность форм и методов организации денежных потоков в иностранной валюте при проведении внешнеэкономических операций. Задачи ВР:- предотвращение оттока капитала- укрепление платежного баланса- сохранение стабильности валютного курса.Центральным субъектом ВР является Национальный Банк Республики Беларусь, который определяет порядок обращения иностранной валюты, регулирует курса национальной валюты к иностранным валютам, осуществляет лицензирование деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями.Валютный курс- это цена денежной единицы данной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Валютный курс необходим для:- взаимного обмена валютами при торговле товарами, при движении капиталов и кредитов;- сравнения цен мировых и национальных рынков, стоимостных показателей разных стран;- периодической переоценки счетов в иностранной валюте.Факторы, влияющие на валютный курс:- покупательная способность денег,- темп инфляции;- уровень процентных ставок;- состояние платежного баланса;- степень использования национальной валюты в международных расчетах;- государственное регулирование валютного курса;- степень доверия к валюте на национальном и мировом рынке.Периодическая оценка иностранных валют в валюте данной страны называется котировкой.Валютный паритет- соотношение между валютами, устанавливаемое в законодательном порядке.Валютная корзина- это метод соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют. В реальной практике международных валютных отношений складываются следующие виды валютных курсов:1. Фиксированные курсы - это система зарегистрированных паритетов, поддерживаемых государственными валютными органами и установленные договорами между странами.2. Плавающие валютные курсы изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке.Эффективность валютного регулирования должно содействовать интенсивности международных экономических отношений, созданию благоприятных условий для развития производства в стране.Проводимая в Беларуси финансовое регулирование направлено на активизацию совокупного спроса и предложения и основано на элементах кейнсианской теории.Это проявляется в использовании: расходов государственного бюджета в целях влияния на объем выпуска продукции и занятость трудовых ресурсов; процентной ставки (в Беларуси ее называют ставкой рефинансирования). В последние годы, снижая по возможности эту ставку, Правительство с Нацбанком как бы искусственно разогревают белорусскую экономику, в чем и появляется использование кейнсианской концепции. Однако активизировать выпуск и поднять уровень жизни в стране можно только за счет внедрения новых технологий. Поэтому использование кейнсианской теории эффективно лишь на определенных этапах развития национальной экономики и должно быть очень осторожно.

Теория «политического делового цикла»

Налоговая политика государства

Налоговое прогнозирование

Денежно-кредитная политика государства

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ

Стабилизационная политика в открытой экономике

Тема 2. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование

Сущность валютного курса как стоимостной категории

Факторы, влияющие на валютный курс

Модель перелива капитала Инвестор планирует затратить некоторую сумму в рублях на покупку государственных облигаций России или государственных облигаций США. Ставка процента совпадает со ставкой по срочному вкладу и с доходностью облигаций, в России она равна она равна ц в США — /*. Текущий плавающий курс доллара равен е, его ожидаемая величина через год равна еь.Доходность рублевых инвестиций в экономику США (г*) — относительное изменение суммы инвестиций в рублях (Г), которая была обменена на доллары по начальному курсу (е), размещена на срочном вкладе в банке США по ставке С и в конце периода обменена на рубли по новому курсу (еД: Свойства доходности г*: • если курс доллара не изменился, то доходность рублевых инвестиций в США равна доходности долларовых инвестиций в США: г* = С; • если рубль укрепился (е > еД, то доходность рублевых инвестиций в США ниже, чем доходность долларовых инвестиций в США: г* < ?; • если рубль ослаб (е < еД, то доходность рублевых инвестиций в США выше, чем доходность долларовых инвестиций в США: С < У. Доходность рублевых инвестиций в экономику России (г) — относительное изменение суммы инвестиций в рублях, которая была размещена на срочном вкладе в банке России. Согласно нашим упрощающим предположениям она равна ставке процента: г — иУсловие арбитража — доходность рублевых инвестиций в экономику США и России одинакова. В этом случае инвестору не принесет выгоды ни перевод рублевых инвестиций в доллары, ни перевод долларовых инвестиций в рубли.Перелив капитала между странами — ситуация, когда условие арбитража не выполняется. В этом случае для инвестора выгодно переводить рублевые инвестиции в доллары или наоборот, в зависимости от значений доходности в странах и соотношения начального и конечного курса доллара. Условие арбитража называют также паритетом процентных ставок. Приравняем доходность рублевых инвестиций в экономику России и США соответственно, получим условие арбитража: где е0 — текущий обменный курс, при котором отсутствует перелив капитала. Отсюда следуют выводы: • если текущий обменный курс больше этого значения (е > е0), то происходит приток капитала в Россию (слабый рубль); • если е < е0, то происходит отток капитала из России (сильный рубль). Рассмотрим два частных случая перелива капитала: • если е = еь, т. е. курс доллара неизменен, тогда условие притока капитала: I > Р, следовательно, ставка процента в России больше, чем в США; • если 1 = 1*, т. е. ставки процента в России и США равны, тогда условие притока капитала: е > еь, следовательно, ожидается усиление рубля. Пример 22.6. Ожидаемый курс доллара равен 60 руб/долл. Ставка процента в России равна 15 %, в США — 3 %. Тогда перелив капитала отсутствует при курсе доллара е0 =60-1,03/1,15 = 53,74 руб/долл. Приток капитала в Россию выгоден при больших значениях текущего курса доллара (более слабом рубле). Если, например, текущий обменный курс равен 62 руб/долл., тогда через год ожидается укрепление рубля, что выгодно при вложении в рублевый вклад.Получим приближенную формулу условия арбитража для случая небольшой доходности инвестиций в США (1*

2. Модели валютного рынка

2.1. Спрос и предложение валюты

МОДЕЛИ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА М. ПОРТЕРА

одель международного обмена (Хекшер — Олин) В стране производят ткань (х) и хлеб (у) из труда (L) и земли (7), производственные функции заданы формулами (10.11). В каждой отрасли суммарная стоимость ресурсов равна фиксированной величине затрат:где w иг — цены труда и земли; Ri и R2 — затраты на ресурсы в отраслях. Ограничения для экономики в целом: где L и Т — общие объемы труда и земли в стране.Функция «цены — ресурсы» — зависимость отношения затрат ресурсов в отрасли от отношения их цен при оптимальном выпуске отрасли.Максимизируем каждый выпуск (10.15) при соответствующем ограничении (10.16), тогда для каждой отрасли относительные затраты земли (Т/ L) прямо пропорциональны относительной цене труда (да / г). Иными словами, функция «цены — ресурсы» есть прямая пропорциональность: Поскольку а > (3, то ах < аъ а значит, при заданных ценах ресурсов относительные затраты земли меньше при производстве ткани, чем при производстве хлеба. Полученные функции не учитывают цены продуктов и не позволяют рассчитать оптимальное распределение ресурсов между отраслями.Определим оптимальные затраты ресурсов и цену ткани (р{) при производстве единицы ткани с учетом кривой «цены — ресурсы», получим систему трех уравнений относительно Тх, Z.t, р{.Решение этой системы:Аналогичную формулу получим для цены хлеба (р2).Функция «цены — цены» — зависимость отношения цен продуктов от отношения цен ресурсов при оптимальном выпуске обеих отраслей. Разделив рх на ръ получим функцию «цены — цены» степенного вида:Поскольку а > р, то из (10.18) следует, что чем дороже труд относительно земли, тем дороже ткань относительно хлеба. Поскольку аир меньше единицы, то и их разность меньше единицы, а поэтому функция «цены — цены» растает замедленным темпом.Относительные затраты земли в каждой отрасли и относительная цена ткани удовлетворяют соотношениям, задаваемым отраслевыми функциями «цены — ресурсы» (10.17) и функцией «цены — цены» (10.18), т.е. эти показатели являются решением системы трех уравнений. Оптимальные выпуски ткани (.г*) и хлеба (у*) являются функциями относительной цены ткани {р =Р / р2)-Функция относительного предложения ткани (RS) — отношение оптимальных выпусков ткани и хлеба: Данная функция задана на некотором промежутке изменения относительной цены ткани и возрастает от нуля до бесконечности.Объем спроса па каждый товар считаем пропорциональным численности населения и обратно пропорциональным цене товара: Функция относительного спроса на ткань (RD) — отношение функций спроса на ткань и хлеб. Данная функция убывает с ростом относительной цены ткани: где k = kx / k2.В равновесии относительный спрос равен относительному предложению: Равновесная цена р* определяет оптимальное отношение цен продуктов и ресурсов и отраслевых затрат ресурсов.Международный обмен. Имеются две страны, в которых производят ткань и хлеб. Производственные функции и объемы ресурсов одинаковы.Пусть население второй страны сократилось, тогда первая страна станет трудоизбыточной, а вторая страна — землеизбыточной. Кривая RD не изменится, а кривая RS во второй стране сдвинется вверх. В итоге равновесная относительная цена ткани во второй стране станет больше, а равновесный относительный выпуск ткани станет меньше. Существует множество коэффициентов обмена, выгодных обеим странам. Обмен производится до тех пор, пока относительные цены и относительные объемы выпуска не сравняются в обеих странах: в трудоизбыточной стране цена ткани растет, ее выпуск падает, в землеизбыточной стране цена ткани падает, ее выпуск растет.Модель глобального равновесия Обобщим простейшую кейнсианскую модель равновесия на случай глобальной экономики. Аналогом дохода страны (ВВП) здесь служит вектор, состоящий из доходов всех стран, а аналогом предельной склонности к сбережению — матрица, характеризующая норму сбережения в каждой стране и интенсивность экспорта из одной страны в другую.Интенсивность экспорта из страны i в страну j (я,-,) — это доля, которую составляет экспорт в/-го страну в доходе г-й страны (#,-), причем я„ — это удельный вес внутренних расходов в ее выпуске. Матрица интенсивности экспорта экзогенна: А = {«,?,}. Склонность к потреблению в стране г равна сумме элементов г-й строки матрицы А, эта сумма меньше единицы.Автономные расходы г-й страны (EJ) экзогенны, они финансируются за счет кредитов и не связаны с внутренним производством или импортом. Совокупные расходы в каждой стране (?)) образуются из автономных расходов, части собственного ВВП и импорта. В случае двух стран система уравнений относительно доходов имеет вид где Еа и Е — векторы автономных и совокупных расходов; X — вектор доходов.Матричная функция совокупных расходов является аналогом скалярной функции совокупных расходов в теории Кейнса, причем матрица А выступает аналогом предельной склонности к потреблению. По аналогии с моделью Кейнса определим глобальное равновесие.Глобальное равновесие — в каждой стране совокупные расходы равны доходу, т.е. вектор доходов равен вектору совокупных расходов: где I — единичная матрица; М = (/ - А)

Налоговое прогнозирование


Основными задачаминалогового прогнозирования являются:

  1. определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в бюджет,

  2. определение объема налогов, подлежащих уплате конкретным предприятием – налогоплательщиком.

Таким образом, налогового прогнозирование можно рассматривать как с позиции государства и органов местного самоуправления, так и с позиции конкретного налогоплательщика.

Налоговое прогнозирование на уровне государства и органов местного самоуправления служит основой для выработки прогноза социально – экономического развития страны, субъектов федерации, муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды (рис.3.3.)



Рис. 3.3. Процесс налогового прогнозирования

Различают оперативное, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное налоговое прогнозирование.

Оперативное прогнозирование – осуществляется Минфином России и финансовыми органами на месяц или квартал. Оно призвано обеспечить реальную оценку поступлений налогов на ближайшее время для определения лимитов финансирования.

Краткосрочное прогнозирование – служит основой для составления проектов федерального, регионального и местных бюджетов на очередной год. Основой для него служат показатели социально – экономического прогноза страны на предстоящий год, вырабатываемые Минэкономики России, а также анализ налоговых поступлений в текущем году, как в целом, так и по отдельным налогам.

Оперативное и краткосрочное налоговое прогнозирование представляют собой две оставляющие единого
процесса текущего прогнозирования.

В процессе его осуществления решаются в основном тактические задачи, вследствие чего создаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии налогового прогнозирования.

Данная стратегия определяется в процессе среднесрочного и долгосрочного налогового прогнозирования.

В условиях перехода к рыночным отношениям, ликвидации централизованного планирования и управления экономикой налоговое прогнозирование не может носить адресного характера в виде установленных плановых заданий конкретным налогоплательщика или министерствам. Прогноз поступлений в бюджет носит вероятностный характер.

Налоговое прогнозирование играет активную роль в выработке налоговой и бюджетной политики государства.

Непременным элементом налогового прогнозирования является экономический анализ поступлений налогов. Предметом анализа выступают не только суммы поступивших налогов, но и их динамика.

Очень важно проанализировать тенденции в развитии налогооблагаемой базы и составляющих ее элементов, а также структуру налогоплательщиков.

Примеры прогнозирования поступлений от конкретных налогов.

Налог на прибыль.Главными показателями являются динамика объема производства важнейших отраслей народного хозяйства, индекс цен, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль. По НДС динамика и тенденции развития базы анализируются по показателям оборотов по реализации продукции, затрат на производство, структуры производства.

Налог на доходы физических лиц.Налогооблагаемая база складывается из следующих показателей: фонд оплаты труда, действующий и проектируемый уровень минимальной оплаты труда, численность работающих, уровень средней заработной платы, демографическое изменение в целом по стране и по отдельным регионам и т.д.

Налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и акциз определяют общий размер доходной базы, как федерального, так и региональных и местных бюджетов, занимая наибольшую долю в общей сумме налоговых поступлений.



Процесс налогового прогнозирования для предприятий – налогоплательщиков является частью финансового прогнозирования их деятельности и означает использование учетной и амортизационной политики предприятия, а также льгот по налогам и законных вычетов из налогооблагаемой базы для оптимизации налоговых платежей.

Процесс налогового прогнозирования для предприятий – налогоплательщиков представляет собой важную процедуру, поскольку отсутствие предвидения в этой области может иметь непредсказуемые последствия для текущей и перспективной деятельности предприятия.


Денежно-кредитная политика государства


  1. Сущность и роль денежно-кредитной политики, ее цели и объекты.

Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Денежно-кредитная политика – одно из четырех направлений единой финансовой политики государства, обеспечивающих устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы. Наличие в Российской Федерации достаточно высокого уровня инфляции и несбалансированного роста денежной массы обуславливает огромный интерес к проблемам денежно-кредитной политики и актуальность данной темы.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

Следует различать цели (задачи) денежно-кредитной политики.

1) первичные (макроэкономические);

2) тактические;

3) промежуточные.

Первичные цели конкретизируют стратегическую установку государства в долгосрочном периоде, осуществляются довольно медленно и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.

Первичные цели сводятся к достижению ориентиров магического четырехугольника:

- стабилизация уровня цен (процент инфляции);

- достижение полной занятости (процент безработицы);


- равновесный и стабильный экономический рост (прирост ВВП);

- внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс).

Правительство ежегодно корректирует значения этих экономических ориентиров. Следует подчеркнуть, что от того, насколько четко сформулирована первичная цель денежно-кредитной политики, в большой степени зависит особенность экономического развития страны.

Тактические цели:

Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.

Промежуточная цель денежно-кредитной политики - это экономическая переменная, которую центральный банк избирает в качестве объекта своего повседневного контроля, так как считает, что она способствует достижению основных целей монетарной политики.

Промежуточная цель должна удовлетворять следующим условиям:

- Согласованность с основными целями центрального банка. Центральный банк будет заботиться о достижении промежуточной цели, только если это помогает ему достичь основных целей денежно-кредитной политики.

- Измеримость, переменная, избранная в качестве промежуточной цели, может считаться приемлемой, если ее возможно правильно и точно измерить.

- Своевременность. Достоверная информация о промежуточной цели должна поступать в центральный банк своевременно.

- Контролируемость. Центральный банк должен иметь возможность влиять на величину переменной, выбранной в качестве промежуточной цели.