Файл: Тема 1 Макроэкономика ее предмет и методы познания макроэкономических процессов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 400
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1: «Макроэкономика ее предмет и методы познания макроэкономических процессов».
2. Постиндустриальная экономика: ее особенности и перспективы развития - основные черты и понятия
3. Этапы развития макроэкономики
Лекция 2. Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели
Потребление (приобретение) и сбережение в макроэкономике
1.Сущность и факторы сбережения.
Модель с налогами. Кривая Лаффера
Деньги. Денежные агрегаты. Понятие ликвидности.
35. Структура денежной массы и ее измерение
Понятие функции и виды коммерческих банков
Денежный и депозитный мультипликаторы
Модель предложения денег. Денежный мультипликатор
Понятие совместного равновесия (модель is-lm)
Инфляция и перераспределение доходов.
Инфляция и фиксированный номинальный доход
Инфляция и нефиксированные доходы
Инфляция и владельцы сбережений
Инфляция и размер государственного долга
Экономический рост, его измерение и факторы.
Статические и динамические модели экономического развития
Индустриальная и постиндустриальная стадии экономического роста
.Инновации и экономический рост.
Теория «политического делового цикла»
Налоговая политика государства
Денежно-кредитная политика государства
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ
Стабилизационная политика в открытой экономике
Тема 2. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование
Сущность валютного курса как стоимостной категории
Факторы, влияющие на валютный курс
2.1. Спрос и предложение валюты
Теории экономических циклов. Динамика макроэкономических показателей на разных фазах экономических циклов.
Экономический цикл представляет собой периодические спады и подъемы в экономике, колебания деловой активности. Эти колебания нерегулярны и непредсказуемы, поэтому термин «цикл» достаточно условный. Выделяют две экстремальные точки цикла:
-
точку пика соответствующую максимуму деловой активности;
-
точку дна, которая соответствует минимуму деловой активности (максимальному спаду)
Цикл обычно делится на две фазы:
-
спад или рецессию, которая длится от пика до дна. Особенно продолжительный и глубокий спад носит название депрессии.
-
подъем или оживление, которое продолжается от дна до пика.
-
I фаза – бум, при котором экономика достигает максимальной активности. Это период сверхзанятости (экономика находится выше уровня потенциального объема производства) и инфляции. Экономика в этом состоянии носит название «перегретой»;
-
П фаза – спад. Экономика постепенно возвращается к уровню тренда (потенциального ВВП), уровень деловой активности сокращается, фактический ВНП доходит до своего потенциального уровня, а затем начинает падать ниже тренда, что приводит экономику к следующей фазе – кризису;
-
Ш фаза – кризис или стагнация. Экономика находится в состоянии рецессионного разрыва, поскольку фактический ВВП меньше потенциального. Это период высокой безработицы;
-
IV фаза – оживление или подъем. Экономика постепенно начинает выходить из кризиса, фактический ВВП приближается к своему потенциальному уровню, а затем превосходит его, пока не достигнет своего максимума, что вновь приведет к фазе бума.
Основной причиной экономических циклов выступает несоответствие между AD и AS, между совокупными расходами и совокупным объемом производства. Поэтому циклический характер развития экономики может быть объяснен: либо изменением AD при неизменной величине AS либо изменением AS при неизменной величине AD
Основу экономического цикла составляет изменение инвестиционных расходов. Инвестиции являются наиболее нестабильной частью AD (AS).
Виды экономической политики
Экономическая политика - совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент.
Экономическая политика включает финансовое регулирование (бюджетное, налоговое, денежно-кредитное) и валютное регулирование.
Бюджетная регулирование– это система формирования и расходования бюджета. Бюджет имеет форму баланса и состоит из доходной и расходной частей. Доходы формируются за счет налогов и иных обязательных платежей. Расходы определяются основными направлениями социально-экономического развития.
Роль государства в области бюджетного регулирования – обеспечить сбалансированность бюджетов регионов и Республиканского Бюджета.
Налоговоерегулирование – это система мер по определению видов налогов, способов их исчисления и взимания, обеспечению налогового контроля.
Налог - это принудительно взымаемые государством средства с физических и юр. лиц. Через налоговое регулирование государство реализует фискальную и экономическую функции.
Фискальная функция – это формирование денежных фондов государства.
Экономическая функция- использование налогов как инструмента перераспределения доходов, чем оказывается влияние на процесс производства, масштабы и темпы роста экономики.
Кредитно-денежное регулирование (КДР) – это определение денежной единицы, масштаба цен и порядка эмиссии. КДР проводит государство в лице Министерства финансов и Национального Банка в ходе реализацииденежно-кредитной политики. Целями КДР являются:
- безынфляционная экономика,
-поддержка определенного уровня денежной массы в обращении,
- обеспечение банковских резервов и учетной ставки процента,
- устойчивость белорусского рубля (его покупательная способность и курс по отношению к иностранным валютам).
Валютное регулирование (ВР) - совокупность форм и методов организации денежных потоков в иностранной валюте при проведении внешнеэкономических операций. Задачи ВР:
- предотвращение оттока капитала
- укрепление платежного баланса
- сохранение стабильности валютного курса.
Центральным субъектом ВР является Национальный Банк Республики Беларусь, который определяет порядок обращения иностранной валюты, регулирует курса национальной валюты к иностранным валютам, осуществляет лицензирование деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями.
Валютный курс- это цена денежной единицы данной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Валютный курс необходим для:
- взаимного обмена валютами при торговле товарами, при движении капиталов и кредитов;
- сравнения цен мировых и национальных рынков, стоимостных показателей разных стран;
- периодической переоценки счетов в иностранной валюте.
Факторы, влияющие на валютный курс:
- покупательная способность денег,
- темп инфляции;
- уровень процентных ставок;
- состояние платежного баланса;
- степень использования национальной валюты в международных расчетах;
- государственное регулирование валютного курса;
- степень доверия к валюте на национальном и мировом рынке.
Периодическая оценка иностранных валют в валюте данной страны называется котировкой.
Валютный паритет- соотношение между валютами, устанавливаемое в законодательном порядке.
Валютная корзина- это метод соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют. В реальной практике международных валютных отношений складываются следующие виды валютных курсов:
1. Фиксированные курсы - это система зарегистрированных паритетов, поддерживаемых государственными валютными органами и установленные договорами между странами.
2. Плавающие валютные курсы изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке.
Эффективность валютного регулирования должно содействовать интенсивности международных экономических отношений, созданию благоприятных условий для развития производства в стране.
Проводимая в Беларуси финансовое регулирование направлено на активизацию совокупного спроса и предложения и основано на элементах кейнсианской теории.
Это проявляется в использовании:
-
расходов государственного бюджета в целях влияния на объем выпуска продукции и занятость трудовых ресурсов;
-
процентной ставки (в Беларуси ее называют ставкой рефинансирования). В последние годы, снижая по возможности эту ставку, Правительство с Нацбанком как бы искусственно разогревают белорусскую экономику, в чем и появляется использование кейнсианской концепции.
Однако активизировать выпуск и поднять уровень жизни в стране можно только за счет внедрения новых технологий. Поэтому использование кейнсианской теории эффективно лишь на определенных этапах развития национальной экономики и должно быть очень осторожно.
Теории экономических циклов. Динамика макроэкономических показателей на разных фазах экономических циклов.
Экономический цикл представляет собой периодические спады и подъемы в экономике, колебания деловой активности. Эти колебания нерегулярны и непредсказуемы, поэтому термин «цикл» достаточно условный. Выделяют две экстремальные точки цикла:
-
точку пика соответствующую максимуму деловой активности; -
точку дна, которая соответствует минимуму деловой активности (максимальному спаду)
Цикл обычно делится на две фазы:
-
спад или рецессию, которая длится от пика до дна. Особенно продолжительный и глубокий спад носит название депрессии. -
подъем или оживление, которое продолжается от дна до пика. -
I фаза – бум, при котором экономика достигает максимальной активности. Это период сверхзанятости (экономика находится выше уровня потенциального объема производства) и инфляции. Экономика в этом состоянии носит название «перегретой»; -
П фаза – спад. Экономика постепенно возвращается к уровню тренда (потенциального ВВП), уровень деловой активности сокращается, фактический ВНП доходит до своего потенциального уровня, а затем начинает падать ниже тренда, что приводит экономику к следующей фазе – кризису; -
Ш фаза – кризис или стагнация. Экономика находится в состоянии рецессионного разрыва, поскольку фактический ВВП меньше потенциального. Это период высокой безработицы; -
IV фаза – оживление или подъем. Экономика постепенно начинает выходить из кризиса, фактический ВВП приближается к своему потенциальному уровню, а затем превосходит его, пока не достигнет своего максимума, что вновь приведет к фазе бума.
Основной причиной экономических циклов выступает несоответствие между AD и AS, между совокупными расходами и совокупным объемом производства. Поэтому циклический характер развития экономики может быть объяснен: либо изменением AD при неизменной величине AS либо изменением AS при неизменной величине AD
Основу экономического цикла составляет изменение инвестиционных расходов. Инвестиции являются наиболее нестабильной частью AD (AS).
Виды экономической политики
Экономическая политика - совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент.
Экономическая политика включает финансовое регулирование (бюджетное, налоговое, денежно-кредитное) и валютное регулирование.
Бюджетная регулирование– это система формирования и расходования бюджета. Бюджет имеет форму баланса и состоит из доходной и расходной частей. Доходы формируются за счет налогов и иных обязательных платежей. Расходы определяются основными направлениями социально-экономического развития.
Роль государства в области бюджетного регулирования – обеспечить сбалансированность бюджетов регионов и Республиканского Бюджета.
Налоговоерегулирование – это система мер по определению видов налогов, способов их исчисления и взимания, обеспечению налогового контроля.
Налог - это принудительно взымаемые государством средства с физических и юр. лиц. Через налоговое регулирование государство реализует фискальную и экономическую функции.
Фискальная функция – это формирование денежных фондов государства.
Экономическая функция- использование налогов как инструмента перераспределения доходов, чем оказывается влияние на процесс производства, масштабы и темпы роста экономики.
Кредитно-денежное регулирование (КДР) – это определение денежной единицы, масштаба цен и порядка эмиссии. КДР проводит государство в лице Министерства финансов и Национального Банка в ходе реализацииденежно-кредитной политики. Целями КДР являются:
- безынфляционная экономика,
-поддержка определенного уровня денежной массы в обращении,
- обеспечение банковских резервов и учетной ставки процента,
- устойчивость белорусского рубля (его покупательная способность и курс по отношению к иностранным валютам).
Валютное регулирование (ВР) - совокупность форм и методов организации денежных потоков в иностранной валюте при проведении внешнеэкономических операций. Задачи ВР:
- предотвращение оттока капитала
- укрепление платежного баланса
- сохранение стабильности валютного курса.
Центральным субъектом ВР является Национальный Банк Республики Беларусь, который определяет порядок обращения иностранной валюты, регулирует курса национальной валюты к иностранным валютам, осуществляет лицензирование деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями.
Валютный курс- это цена денежной единицы данной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Валютный курс необходим для:
- взаимного обмена валютами при торговле товарами, при движении капиталов и кредитов;
- сравнения цен мировых и национальных рынков, стоимостных показателей разных стран;
- периодической переоценки счетов в иностранной валюте.
Факторы, влияющие на валютный курс:
- покупательная способность денег,
- темп инфляции;
- уровень процентных ставок;
- состояние платежного баланса;
- степень использования национальной валюты в международных расчетах;
- государственное регулирование валютного курса;
- степень доверия к валюте на национальном и мировом рынке.
Периодическая оценка иностранных валют в валюте данной страны называется котировкой.
Валютный паритет- соотношение между валютами, устанавливаемое в законодательном порядке.
Валютная корзина- это метод соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют. В реальной практике международных валютных отношений складываются следующие виды валютных курсов:
1. Фиксированные курсы - это система зарегистрированных паритетов, поддерживаемых государственными валютными органами и установленные договорами между странами.
2. Плавающие валютные курсы изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке.
Эффективность валютного регулирования должно содействовать интенсивности международных экономических отношений, созданию благоприятных условий для развития производства в стране.
Проводимая в Беларуси финансовое регулирование направлено на активизацию совокупного спроса и предложения и основано на элементах кейнсианской теории.
Это проявляется в использовании:
-
расходов государственного бюджета в целях влияния на объем выпуска продукции и занятость трудовых ресурсов; -
процентной ставки (в Беларуси ее называют ставкой рефинансирования). В последние годы, снижая по возможности эту ставку, Правительство с Нацбанком как бы искусственно разогревают белорусскую экономику, в чем и появляется использование кейнсианской концепции.
Однако активизировать выпуск и поднять уровень жизни в стране можно только за счет внедрения новых технологий. Поэтому использование кейнсианской теории эффективно лишь на определенных этапах развития национальной экономики и должно быть очень осторожно.
Компромисс между доходом и инфляциейМодель согласованного равновесия (Кидланд — Прескотт)При формировании экономической политики правительство стремится получить на ближайших выборах максимальное число голосов избирателей, поэтому включает в свою целевую функцию два показателя, наиболее значимые для населения:
Поскольку умеренная инфляция обычно стимулирует экономический рост, цель увеличения дохода вступает в противоречие с целью сокраще- ни я инфляции, и правительство вынуждено искать некие компромиссные значения этих показателей. Эту задачу решают в три этапа:
Целевая функция правительства — функция дохода и темпа инфляции, которая зависит от параметра относительной значимости факторов, ее минимальное значение отвечает оптимальным значениям инфляции и дохода. При исследовании задачи минимизации целевой функции важную роль играет соотношение между аргументами целевой функции — доходом и инфляцией. Помимо этих двух показателей рассмотрим третий показатель — уровень безработицы, который послужит «промежуточным» звеном между ними. Дело в том, что экономистам известны два соотношения, связывающие уровень безработицы с интересующими нас аргументами целевой функции: закон Оукена и кривая Филлипса. Согласно закону Оукена (см. подпараграф 1.5.1), отношение фактического и потенциального ВВП линейно убывает с ростом уровня безработицы: где Yw Y — фактический и потенциальный ВВП; у = 2,5; и и и0 — фактический и естественный уровень безработицы. Для удобства дальнейшего анализа правую часть данного равенства запишем в виде показательной функции. При этом мы полагаем, что отклонение безработицы от естественного уровня незначительно, что позволяет использовать формулу эквивалентности бесконечно малых величин: еа 1 + сх. Тогда закон Оукена примет вид формулы Лукаса: Формула Лукаса выражает экспоненциальное убывание отношения фактического и потенциального ВВП с ростом уровня безработицы вблизи состояния полной занятости. Прологарифмируем формулу Лукаса и назовем у = ЬУлогдоходом: Согласно кривой Филлипса (подпараграф 1.5.1), разность фактического и ожидаемого темпа инфляции линейно убывает с ростом уровня безработицы: где тс, пе — фактический и ожидаемый темп инфляции; 8 > 0. Разделим равенство (9.1) на равенство (9.2), получим искомую взаимосвязь дохода (точнее, логдохода) и инфляции: где b > 0. Предположим, что правительство считает оптимальным уровнем логдохода некое его значение, близкое к потенциальному доходу, оно отличается от него в k раз (k 1). Тогда целевая функция правительства имеет вид где а — значимость инфляции относительно дохода; ky — целевой уровень логдохода. Подставим выражение фактического логдохода из (9.3) в эту целевую функцию, получим целевую функцию одной переменной: Приравняем ее производную нулю, получим оптимальный для правительства темп инфляции (7i(;) как возрастающую функцию ожидаемого темпа инфляции: Таким образом, имеется множество оптимальных для правительства значений инфляции, но лишь одно из них учитывает механизм формирования инфляционных ожиданий населения. Предположим, что ожидаемый темп инфляции пропорционален темпу фактической инфляции: Характер ожиданий определяется значением положительного параметра Р: если оно больше единицы, то ожидания пессимистичны, если оно меньше единицы, то оптимистичны, если оно равно единице, то рациональны. Согласованное равновесие — это ситуация, когда правительство выбирает оптимальный темп инфляции с учетом механизма формирования инфляционных ожиданий населением. Для определения параметров согласованного равновесия решим систему уравнений (9.4) и (9.5), получим согласованный теми инфляции: Из формулы следует:
Согласованный объем дохода (точнее, логарифм дохода) получим, подставив выражение согласованного темпа инфляции в формулу (9.3): Из формулы следует, что при согласованном равновесии:
|
Теория «политического делового цикла»
Наиболее известные авторы: У. Нордхауз, Э. Тафт, Д. Гиббс, П. Мосли, А. Алези.
Все модели политического цикла строятся на следующих предпосылках:
1) Правительства стремятся выиграть выборы для чего они стремятся максимизировать голоса;
2) Избиратели имеют предпочтения относительно экономических результатов, что отражается в их поведении при голосовании;
3) Правительства могут манипулировать экономикой ля улучшения своих шансов на переибрание.
Модель Нордхауза: «Оппортунистический деловой цикл»
Оппортунизм правительства заключается в том, что оно понимает наличие временного лага между принимаемыми мерами и их последствием, а электорат лишен такого понимания. Формирование политического курса происходит с использованием информационной асимметрии и извлечением краткосрочных выгод за счет игнорирования долгосрочных последствий. В этой модели правительство заинтересованно только в поддержании своего положения у власти, а на решение избирателей влияет только текущая политика, проводимая правительством.
Теория Нордхауза основывается на анализе кривой Филлипса, описывающей ваимосвязь между безработицей и инфляцией. Накануне выборов политик в целях завоевания популярности стремиться снизить безработицу. Что приводит к меньшей безработице и большей, чем оптимальная, инфляции. Немедленно после выборов победитель увеличивает безработицу для борьбы с инфляцией.
Правительство принимает серию краткосрочных решений, при полном игнорировании долгосрочных последствий, что приведет к более высокому уровню инфляции. Поскольку рост инфляции происходит с некоторой задержкой относительно снижения безработицы, то правительство создает себе «окно» в течении которого инфляция и безработица одновременно временно низкие.
Модель «Партийного делового цикла» Дугласа Гиббса
Цикличность деловой активности объясняется сменой правящих партий. Конкурирующие партии имеют различные цели и используют различные политические меры и, таким образом, сменяя друг друга в правительстве, инициируют циклы в экономике. В этом случае экономические условия меняются не до, а после выборов и цикл будет иметь продолжительность, как минимум, один электоральный период.
Модель политического делового цикла Гиббса построена на том, что в каждой стране имеется компромисс между безработицей и инфляцией, который описывается кривой Филлипса. Программы партий левого толка делают акцент на обеспечении высокого уровня занятости, а значит, страны с левым правительством во главе должны иметь меньшую безработицу и большую инфляцию, чем страны с правым и центристским правительством. Объясняется это тем, что предпочтения в пользу сокращения безработицы сильнее у рабочего класса, который больше от нее страдает и меньше от инфляции.
Выводы
Экономическая политика это особый объект исследования, который представляет собой совокупность мероприятий и ограничений правового характера, направленных на создание в экономике благоприятных условий для стабильного и эффективного взаимодействия экономических субъектов, а также на устранение или уменьшение негативных факторов экономического развития.
Налоговая политика государства
Рыночная экономика вовсе не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования. Государство должно создать определенную среду для функционирования рынка с помощью разнообразных механизмов. Одним их таких механизмов выступают налоги.
Налоговая политика – совокупность экономических, финансовых и правовых мер по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства.
Налоговая система (рис. 3.2.) представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения ответственности за нарушение налогового законодательства.
Цели налоговой политики не являются чем-то застывшим, они формируются под воздействием целого ряда факторов (экономическая и социальная ситуация в стране).
В современных условиях существуют следующие цели:
-
участие государства в регулировании экономики; -
обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах для проведения экономической и социальной политики; -
обеспечение государственной политики в регулировании доходов.
Рис. 3.2. Структура налоговой системы
В зависимости от состояния экономики, от целей которые на данном этапе развития, государство считает приоритетными, используются различные методы налоговой политики.
Методы:
-
максимальных налогов (высокие ставки, сокращает льготы, большое кол-во налогов – в экстраординарные моменты развития); -
экономического развития (ослабляет налоговый пресс, приоритетное расширение капитала - во время экономического кризиса. Пример является «рейганомика» в 80 -ые годы в США).
Субъектами налоговой политики выступают: Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты.
Каждый субъект обладает налоговым суверенитетом. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты им. право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов. Им предоставляются широкие права в пределах перечня налоговых ставок, льгот, в установлении налоговой базы.
Налоговая политика основывается на следующих принципах:
-
соотношения прямых и косвенных налогов; -
применение различных типов ставок налогообложения (прогрессивные, пропорциональные, регрессивные); -
широта применения налоговых льгот их цели, характер; -
степень единообразия налогообложения для различных доходов и налогоплательщиков; -
методы формирования налоговой базы
Инструментами налоговой политики являются: налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и др.