Файл: Тема 1 Макроэкономика ее предмет и методы познания макроэкономических процессов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 399
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1: «Макроэкономика ее предмет и методы познания макроэкономических процессов».
2. Постиндустриальная экономика: ее особенности и перспективы развития - основные черты и понятия
3. Этапы развития макроэкономики
Лекция 2. Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели
Потребление (приобретение) и сбережение в макроэкономике
1.Сущность и факторы сбережения.
Модель с налогами. Кривая Лаффера
Деньги. Денежные агрегаты. Понятие ликвидности.
35. Структура денежной массы и ее измерение
Понятие функции и виды коммерческих банков
Денежный и депозитный мультипликаторы
Модель предложения денег. Денежный мультипликатор
Понятие совместного равновесия (модель is-lm)
Инфляция и перераспределение доходов.
Инфляция и фиксированный номинальный доход
Инфляция и нефиксированные доходы
Инфляция и владельцы сбережений
Инфляция и размер государственного долга
Экономический рост, его измерение и факторы.
Статические и динамические модели экономического развития
Индустриальная и постиндустриальная стадии экономического роста
.Инновации и экономический рост.
Теория «политического делового цикла»
Налоговая политика государства
Денежно-кредитная политика государства
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ
Стабилизационная политика в открытой экономике
Тема 2. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование
Сущность валютного курса как стоимостной категории
Факторы, влияющие на валютный курс
2.1. Спрос и предложение валюты
Теория мультипликатора
Отправным пунктом в теории мультипликатора, сформулированной Дж. Менардом Кейнсом, является определение роли инвестиций в росте объёма национального дохода и занятости. Рост инвестиций вызывает вовлечение в производство дополнительных рабочих, то есть увеличивает занятость, а с ней – доход и потребление. Особое значение имеет тот факт, что первоначальное увлечение занятости, вызванное новыми инвестициями, приводит к дополнительному росту занятости и дохода в связи с необходимостью удовлетворения спроса дополнительных рабочих. По Кейнсу, мультипликатор «указывает», что когда увеличивается общая сумма инвестиций, то доход возрастает на величину, которая в несколько раз больше, чем прирост инвестиций. Это положение можно выразить формулой:
Приращение дохода (Y), в свою очередь, распадается на две части: приращение потребительских доходов (С) и приращение инвестиций (I), то есть:
Y = С + I I = C
Допустим, предельная склонность к потреблению (МРС) равняется 5/7, а прирост инвестиций (I) составляет 1000 денежных единиц. Рассчитаем, каким будет увеличение национального дохода.
Для этого сначала определим предельную склонность к сбережениям
MPS= 1 –MPC= 1 – 5/7 = 2/7,
а затем – значение инвестиционного мультипликатора
K= 1/MPS= 7/2 = 3,5
Теперь можем рассчитать прирост национального дохода
Y = K × I = 3,5 × 1000 = 3500
В связи с тем, что какая-то часть прироста дохода сберегается, а какая-то расходуется, процесс «мультипликаций» прекращается, когда прирост сбережений становится равным приросту дохода (S =Y). Таким образом, предельная склонность к потреблению (МРС) – тот фактор, который кладёт предел процессу развёртывания мультипликатора.
Как уже отмечалось, сбережения составляют основу инвестиций. Экономика находится в равновесии в точке, где сбережения равны объему инвестиций. Покажем это графически на рис. 20.3.
S,I
S0
S
I I1
Y I
0 Y
Рис. 20.3
Действие мультипликатора
превышение роста дохода над ростом инвестиций
Сначала предположим, что величина инвестиций из года в год постоянна. В точке Е – на пересечении кривых сбережений (S) и инвестиций (I) система находится в равновесии. Допустим, что инвестиции в обществе поднимаются на новый уровень, что равнозначно сдвигу кривой инвестиций верх (I1). В этом случае устанавливается новая точка экономического равновесия – Е1, в которой наблюдается прирост и сбережений, и национального дохода. Однако прирост национального дохода (Y) в 2,5 раза больше прироста инвестиций (I). Коэффициент показывает превышение роста доходов над ростом инвестиций.
Мультипликативный эффект вызывают изменения не только в инвестициях, но и в уровне сбережений. Например, рост сбережений вызовет перемещение вверх кривой сбережений в положение S0, и новая точка равновесия будет лежать левее первоначальной (Е0), что соответствует понижению уровня дохода. Это объясняется тем, что рост склонности к сбережению сокращает потребление. В условиях, когда продажи сократились, предприниматели не заинтересованы в расширении инвестиций, следовательно, сократится и производство, и доход.
Модель макроэкономического равновесия ad – as. Факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение.
Модель AD-AS (модель совокупного спроса - совокупного предложения) — макроэкономическая модель, рассматривающая макроэкономическое равновесие в условиях изменяющихся цен в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Равновесие достигается, когда совокупный спрос равен совокупному предложению.
АD и AS – агрегированные величины (совокупные, кот суммируют характеристики многих рынков). AD – совокупный спрос; AS – совокуп предложение. Взаимодействие между ними опред с помощью модели AD-AS, кот явл базовой моделью для анализа макроэкономического равновесия. С помощью нее можно изучать проблемы общего объема про-ва, инфляции, эконом роста.
AD
Кривая совокупного спроса имеет нисходящий характер в силу нескольких эффектов:
1. эффект процентной ставки (эффект кейнса) повышается общий уровень цен => увеличивается спрос на деньги => растет процентная ставка => снижаются инвестиции, кот явл одной из составляющих совокупного спроса, поэтому AD снижается.
2. эффект богатства (эффект Пигу) повыш общий уровень цен => обесценение денег => потребит расходы падают => AD падает
3. эффект обменного курса. Изменение курса национальной валюты влияет на размер экспорта и импорта.
AS
Кривая совокупного предложения имеет восходящий характер и делится на два участка – горизонтальный (кейнсианский) и вертикальный (классический). Вертикальный уч ограничен вертикальной асимптотой на уровне потенциального ВВП (мах возможные производственные возможности общества при данном уровне развития технолигии).
На горизонтальном участке сдвиг кривой AD сопровождается увеличением ВВП, при сохранении уровня цен.
На вертикальном участке сдвиг AD приводит к большому росту цен при небольшом изменении ВВП.
Макроэкономическое равновесие может быть интерпретировано как проблема достижения равновесия между созданным национальным продуктом (доходы) расходами – модель «доходы-расходы» или кейнсианский крест. Эта модель показывает, какое влияние на национальный доход оказывают совокупные расходы.
Модель строится в 2 координатах Y – национальный доход, E – совокупные расходы. Биссектриса на графике означает случай равенства доходов и расходов. Затем мы ресуем графики составляющих совокупных расходов с увеличением расходов увеличивается реальный ВВП.
Факторы совокупного спроса (сдвиги кривой AD):
I. Изменения потребительских расходов (С)
1 Благосостояние потребителей (доход)
2 Ожидания потребителей
3 Задолженности потребителей
4 Налоги
II. Изменения ивистиционных расходов (I)
1 Ставка процента
2 Ожидаемые прибыли от инвестиций
3 Налоги на предприятия
4 Изменения в технологии
5 Избыточные мощности
III. Изменение государственных расходов (G)
1 Содержание государственного аппарата
2 Оборона
3 Здравоохранение
4 Образование
5 Социальное страхование
6 Проценты по государственному долгу
IV. Изменения расходов на чистый экспорт (NX)
1 Национальный доход в других странах - торговых партнерах
2 Курс национальной валюты
Изменение благосостояния потребителей, их дохода. При росте доходов домашних хозяйств увеличиваются их расходы на приобретение предметов потребления. Это вызывает рост совокупного спроса. Такое изменение в совокупном спросе на графике выглядит как смещение кривой AD вправо в положение AD'. При прежних уровнях цен Р1 и Р2 величина совокупного спроса увеличилась до уровней Y1' и Y2'. Потребительские расходы могут изменяться в результате определенных ожиданий потребителей. Например, в связи с ожидаемым ростом цен на бензин в следующем квартале резко увеличились расходы автолюбителей на покупку бензина в текущем квартале. Это привело к росту совокупного спроса, что означает сдвиг кривой совокупного спроса вправо. Многие семьи покупают крупные вещи особенно долгосрочного пользования в кредит. При росте