Файл: Литература и духовный облик Средневековья. Периодизация и жанровый состав средневековой литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из самых грандиозных творений Шекспира и, во всяком случае, самым скорбным является трагедия "Король Лир" (1605).

В «Короле Лире» проблематика семейных отношений тесно сплетена с проблематикой общественной и политической. В этих трех планах проходит одна и та же тема столкновения чистой человечности с бездушием, корыстью и честолюбием.

Лир в начале трагедии — король средневекового типа, подобно Ричарду II, упоенный иллюзией своего всемогущества, слепой к нуждам своего народа, распоряжающийся страной, как своим личным поместьем, которое он может делить и раздаривать, как ему вздумается. От всех окружающих, даже от дочерей, он требует вместо искренности одной лишь слепой покорности. Его догматический и схоластический ум требует не правдивого и непосредственного выражения чувств, а внешних, условных знаков покорности. Этим пользуются две старшие дочери, лицемерно уверяющие его в своей любви. Им противостоят Корделия, знающая лишь один закон - закон правды и естественности. Но Лир глух к голосу правды, и за это он терпит жестокое наказание. Его иллюзии короля, отца и человека рассеиваются. Однако в своем жестоком крушении Лир обновляется. Испытав сам нужду и лишения, он стал понимать многое из того, что раньше было ему недоступно стал иначе смотреть на свою власть, жизнь, человечество. Он задумался о «несчастных, нагих бедняках», «бесприютных, с голодным брюхом, в дырявом рубище», которые вынуждены, подобно ему, бороться с бурей в эту ужасную ночь. Ему стала ясна чудовищная несправедливость того строя, который он поддерживал. В этом перерождении Лира — весь смысл его падения и страданий. 
Рядом с историей Лира и его дочерей развертывается вторая сюжетная линия трагедии —история Глостера и двух его сыновей. Подобно Гонерилье и Регане, Эдмунд также отверг все родственные и семейные связи, совершив еще худшие злодеяния из честолюбия и корысти. Этим параллелизмом Шекспир хочет показать, что случай в семье Лира не единичный, а общий, типичный для «духа времени», когда, по словам Глостера, «любовь охладевает, дружба гибнет, браги восстают один на другого, в городах и деревнях — раздоры, во дворцах — измены, и узы расторгаются между детьми и родителями». Это распадение феодальных связей, характерное для эпохи первоначального накопления. Отмирающий мир феодализма и нарождающийся мир капитализма"»" противостоят в злой трагедии правде и человечности.


Интересный персонаж, несущий в себе как доброе, так и злое начало – главный герой трагедии «Король Лир», старый король Лир, имеющий трех дочерей. История Лира - это грандиозный путь познания, который проходит он, - от ослепленного мишурой своей власти отца и монарха - через им самим «инспирированное» разрушение - к пониманию того, что истинно, а что ложно, и в чем заключается подлинное величие и подлинная мудрость. На этом пути Лир обретает не только врагов - в первую очередь ими становятся его старшие дочери, но и друзей, которые остаются ему верны, несмотря ни на что: Кент и Шут. Через изгнание, через утраты, через безумие - к прозрению, и вновь к утрате - смерть Корделии - и в финале уже к собственной смерти - таков путь шекспировского Лира. Трагический путь познания.

Шекспир, создавая «Короля Лира», мыслил не абстрактными моральными категориями, а представлял себе конфликт между добром и злом во всей его исторической конкретности.

Каждый из персонажей, составляющих лагерь зла, остается ярко индивидуализированным художественным образом; такой способ характеристики придает изображению зла особую реалистическую убедительность. Но, несмотря на это, в поведении отдельных действующих лиц можно выделить черты, показательные для всей группировки персонажей в целом.

Противоположный прием использован Шекспиром при изображении Корнуола. В этом образе драматург выделяет единственную ведущую черту характера - необузданную жестокость герцога, который готов предать любого своего противника самой мучительной казни. Однако роль Корнуола, так же как и роль Освальда, не имеет самодовлеющего значения и выполняет, по существу, служебную функцию. Отвратительная, садистическая жестокость Корнуола представляет интерес не сама по себе, а лишь как способ, позволяющий Шекспиру показать, что Регана, о мягкости натуры которой говорит Лир, не менее жестока, чем ее супруг. Поэтому вполне естественны и объяснимы композиционные приемы, при помощи которых Шекспир задолго до финала устраняет с подмостков Корнуола и Освальда, оставляя на сцене к моменту решительного столкновения между лагерями только

главных носителей зла - Гонерилью, Регану и Эдмунда.

Отправной момент в характеристике Реганы и Гонерильи составляет тема неблагодарности детей по отношению к отцам. Приведенная выше характеристика некоторых событий, типичных для жизни Лондона в начале XVII века, должна была показать, что случаи отклонения от старых этических норм, согласно которым почтительная благодарность детей по отношению к родителям была чем-то самим собой разумеющимся, настолько участились, что взаимоотношения родителей и наследников превратились в серьезную проблему, волновавшую самые различные круги тогдашней английской общественности.

В ходе раскрытия темы неблагодарности проявляются основные стороны морального облика Гонерильи и Реганы - их жестокость, лицемерие и лживость, прикрывающие эгоистические устремления, которые руководят всеми поступками этих персонажей.

Эдмунд - злодей; в монологах, неоднократно произносимых этими персонажами, раскрываются их глубоко замаскированная внутренняя сущность и их злодейские планы.

Эдмунд - персонаж, который никогда не стал бы совершать преступления и жестокости с целью полюбоваться результатами злодейских «подвигов». На каждом этапе своей деятельности он преследует вполне конкретные задачи, решение которых должно служить его обогащению и возвышению.

Понимание побудительных мотивов, которыми руководствуются представители лагеря зла, неотделимо от темы отцов и детей, темы поколений, которая в период создания «Короля Лира» особенно глубоко занимала творческое воображение Шекспира.
40. Понятие трагического у Шекспира. Изображение заслуженной гибели тирана в трагедии Шекспира «Макбет».

Трагическое – одна из эстетич. категорий, характеризующая ту грань освоения мира, которая вызвана восприятием глубоких страданий и даже смерти людей. Трагическое тесно связано с величественным, поскольку выявляет достоинство и величие человека, способного на самопожертвование. Трагическим пафосом пронизаны многие пьесы Шекспира. Шекспировская трагедия родилась в первое десятилетие творчества драматурга — в окружении хроник и комедий.
Сущность трагизма у Ш. всегда заключалась в столкновении 2х начал – гуманистических чувств и пошлости или подлости, основанных на корысти и эгоизме. Ш. считал, что все происходящее с человеком – это результат взаимодействия его хар-ра и окружающих обстоятельств.

Он показывает, как лучшие люди, самые благородные, умные, одаренные, гибнут под натиском темных сил (Гамлет, Лир), с какой легкостью зло овладевает душой человека и к каким ужасным последствиям это приводит (Макбет). Трагическое в пьесах Ш имеет свои особенности. Как бы ни были ужасны страдания и катастрофы, изображаемые Ш, они никогда не бывают бесцельны. Страдания раскрывают смысл и глубокую закономерность всего, что происходит с человеком. Гибель Макбета, Брута показывает роковую силу страстей или заблуждений, охватывающих чел-ка, когда он не находит верного пути. Но даже от самых суровых трагедий Ш не веет безнадежностью: в них приоткрывается перспектива лучшего будущего и утверждается внутренняя победа правды над человеческой низостью. Гибель Ромео и Дж-ты явл-ся одновременно их триумфом, т.к. над их гробом происходит примирение враждующих семей. «Гамлет» заканчивается гибелью Клавдия и разгромом порочного датского двора, а это позволяет надеяться на лучшую жизнь. Так же и «Макбет» заканчивается гибелью тирана и коронованием законного и доброго правителя. В «Короле Лире» старый король умирает просветленным и проникшимся любовью к людям. Ценой пережитых им страданий Лир превраща-ется в человека, в своей простой человечности более великого, чем прежний король. От трагедии Ш веет бодростью, мужественным призывом к борьбе, хотя эта борьба не всегда сулит успех. Героический характер этого пессимизма очень далек от фаталистического отчаяния.

Глубочайший источник трагического Шекспир находит в противоречиях, возникающих из высокого развития лич­ности. Трагическое у Шекспира связано с осознанием зла и с страданием, которое оно причиняет.

В Макбете изображена узурпация престола, причем узурпатор сам открывает дорогу действиям, которые его погубят. Вечный страх заставляет Макбета совершать все новые и новые преступления. Он так далеко зашел, что не может остановиться. Наконец против него восстает весь народ и даже сама природа. Центр трагедии – образ Макбета, который заслоняет все остальные фигуры, кроме его жены. В начале пьесы это смелый и благородный воин. Но в глубине уже есть зародыш честолюбия. Постепенно это честолюбие под влиянием волнующих впечатлений и жены вырастает и заставляет его совершить преступление. Приняв решение, он уже не отступает. В Макбете Шекспир отразил не только кипучие страсти и политические перевороты того времени где героизм под руку с преступлением, но и переоценку всех ценностей, кризис моральных ценностей.


Сюжет

Пьеса начинается с краткого появления трио ведьм, а затем перемещается в военный лагерь, где шотландский король Дункан слышит новость о том, что его генералы, Макбет и Банко, разбили две отдельные армии вторжения – одну из Ирландии, возглавляемую мятежником Макдонвальдом, и одну из Норвегии. После упорной битвы с этими вражескими силами Макбет и Банко встречают ведьм, пересекающих болото. Ведьмы пророчествуют, что Макбет станет таном (звание шотландской знати) Каудора и в конечном итоге королём Шотландии. Они также предсказывают, что спутник Макбета, Банко, породит род шотландских королей, хотя сам Банко никогда не станет королём.

Ведьмы исчезают, а Макбет и Банко относятся к их пророчествам скептически, пока не приходят люди короля Дункана, чтобы поблагодарить двух генералов за их победы в битве и сообщить Макбету, что его действительно назначили таном Каудора.

Предыдущий танец предал Шотландию, сражаясь на стороне норвежцев, и Дункан приговорил его к смерти. Макбет заинтригован возможностью того, что оставшаяся часть пророчества ведьм – что он будет коронован как король – может оказаться правдой, но он не знает, чего ожидать. Он встречается с королём Дунканом, и они планируют вместе поужинать в Инвернессе, замке Макбета, той же ночью. Макбет пишет своей жене леди Макбет, рассказывая ей обо всем, что произошло.

Леди Макбет не терпит неуверенности своего мужа. Она желает для него царской власти и хочет, чтобы он убил Дункана, чтобы получить её. Когда Макбет прибывает в Инвернесс, она преодолевает все возражения мужа и убеждает его убить короля той же ночью. Они с леди Макбет планируют напоить двух камергеров Дункана, чтобы те потеряли сознание; на следующее утро они свалят вину за убийство на камергеров, которые окажутся беззащитными, так как ничего не будут помнить. Пока Дункан спит, Макбет закалывает его, несмотря на свои сомнения и ряд сверхъестественных предчувствий, включая видение окровавленного кинжала.

Когда на следующее утро обнаруживается смерть Дункана, Макбет убивает камергеров – вероятно, в ярости от их преступления – и легко принимает королевскую власть. Сыновья Дункана Малькольм и Дональбейн бегут соответственно в Англию и Ирландию, опасаясь, что тот, кто убил Дункана, желает и их гибели.

Испугавшись пророчества ведьм о том, что наследники Банко захватят трон, Макбет нанимает группу убийц, чтобы убить Банко и его сына Фланса. Они устраивают засаду на Банко по пути на королевский пир, но им не удаётся убить Фланса, и он убегает в ночь. Макбет приходит в ярость: пока Фланс жив, он боится, что его власть остаётся ненадёжной.