Файл: 1. 2 Особенности договора коммерческой концессии и его отличия от смежных договоров.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 297

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нным.

Действительно, п. 3 ст. 1037 ГК РФ гласит: "В случае прекращения принадлежащего правообладателю права на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение, когда такое право входит в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии, без замены прекратившегося права новым аналогичным правом договор коммерческой концессии прекращается".

Таким образом, отдельные ученые небезосновательно указывают: "несмотря на то что договор нацелен на предоставление именно комплекса исключительных прав, коммерческой концессией будет являться и договор, по которому пользователю предоставлено только правомочие пользования това
рным знаком (знаком обслуживания) правообладателя, то есть не комплекс прав, а единичное право"1.

Далее в работе представляется необходимым проанализировать отдельные объекты, права на использование которых предоставляются по рассматриваемому в работе договору.

Первым из указанных в ст. 1027 ГК РФ объектов договора коммерческой концессии является товарный знак. Товарный знак, на основании Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, является объектом промышленной собственности. Также в ней закреплены основополагающие принципы и нормы, определяющие условия регистрации, передачи и охраны товарного знака и знака обслуживания2. Согласно ст. 1484 ГК РФ правооблада

телю принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом. Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки на товарный знак в Роспатент (ст. 1494 ГК РФ).

Предприниматель, сочетающий в своем лице правообладателя товарного знака и учредителя юридического лица, реализует свое право на ведение предпринимательской деятельности под товарным знаком и нередко старается акцентировать внимание на товарном знаке и отвлечь внимание от наименования юридического лица. Однако реализация предпринимателем его права, предоставляемая ему законом, нередко
нарушает права других лиц-потребителей. Последние вводятся в заблуждение действием предпринимателя по использованию товарного знака и в связи с этим не всегда могут реализовать свое право на возврат ранее приобретенного товара или возврат уплаченной за него суммы, поскольку зачастую обращаются не к тому лицу. Это означает подачу иска к ненадлежащему ответчику и, следовательно, ведет к отказу в защите материального права истца по предъявленным исковым требованиям1.

В современной франчайзинговой системе оценка нематериальных активов с учетом известных товарных знаков приводит к неизбежному удорожанию передаваемого комплекса исключительных прав по договору комме
рческой концессии, прав правообладателей "раскрученных" знаков, обеспечивая им дополнительные конкурентные преимущества и материальный доход.

Гражданское законодательство РФ не допускает отчуждения исключительного права на товарный знак, в том числе по договору коммерческой концессии, если оно может явиться причиной введения потребителя в заблуждение относительно изготовителя товара (п. 2 ст. 1488 ГК РФ). Это императивная норма. Она отвечает обязательствам, вытекающим из членства государств в Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Согласно ст. 10-bis (Недобросовестная конкуренция) Конвенции подлежат запрету "все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смеше