Файл: 1. 2 Особенности договора коммерческой концессии и его отличия от смежных договоров.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ра франчайзинга, например роялти, т.е. компенсация правообладателю по договору2. ООО "Тонус-клуб" (правообладатель) обратился в суд с просьбой о взыскании платежей по договору (роялти) с ООО "Правовой мир" (получатель). Пункт 3.2 договора предусматривает, что обязанность по уплате роялти возникает у пользователя со времени открытия клуба, а период выплаты роялти - ежемесячно до 10-го (десятого) числа текущего месяца.

Арбитражный суд города Москвы вынес решение от 05.12.2013 по делу N А40-20942/13. Иск был подан индивидуальным предпринимателем к компании Австралии Country Franchising Pty Ltd и компании Slavlen Pty Ltd о расторжении договора франчайзинга, который был зарегистрирован в Саратовской области Российской Федерации в качестве неисключительной ко
ммерческой концессии сроком на 8 лет, и о возмещении причиненных убытков3.

При решении спора суд опирался на положения договора франчайзинга, а также на нормы гражданского права по договору коммерческой концессии, тем самым признавая эти договоры синонимами. Предмет договора франчайзинга также соответствовал предмету договора коммерческой концессии по российскому законодательству, а именно: в него входили фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, а также ноу-хау.

Другие ученые-цивилисты проводят различие между терминами "франчайзинг" и "франшиза". Так, Ф.Г. Панкратов и Т.К. Серегина считают, что в Российской Федерации применяется терми

н "франчайзинг", который в основном характеризует определенную систему организации рыночных отношений в целом, а термин "франшиза" применяется в описании договорных отношений между конкретными субъектами при реализации данной системы правоотношений на практике1.

Согласно позиции Л.А. Трахтенгерца в российском законодательстве определения "франчайзинг", "франшиза" эквивалентны понятию "коммерческая концессия"2. По мнению В. Кора, франчайзинг - "понятие-хамелеон, содержание которого различается в зависимости от типа отношений. В то же время некоторые исследователи считают, что франчайзинг существует сам по себе, другие раскрывают франчайзинговые отношения че
рез определение договора, которым они опосредуются"3.

Таким образом, гражданское законодательство не содержит четкого определения франчайзинга, и сформулировать универсальное определение этого понятия достаточно сложно.

На основе вышеприведенного анализа сущности франчайзинга предлагаем следующее определение этого понятия: франчайзинг - это набор инструментов и методов организации и осуществления предпринимательской деятельности, образующих систему отношений, основанных на соглашении между лицом, предоставляющим комплекс исключительных и иных прав (франчайзером), и лицом, приобретающим данные права (франчайзи) для использования в разли
чных сферах предпринимательской деятельности.

Рассматривая соотношение понятий договора коммерческой концессии и договора франчайзинга, Е.Н. Васильева выражает мнение о том, что в правовом отношении это два совершенно разных предпринимательских договора, однако в экономическом смысле они имеют общую цель1.

По словам Е.В. Гелашвили, "договор франчайзинга отличается от договора коммерческой концессии большим комплексом прав, передаваемых в результате заключения договорной конструкции"2.

На наш взгляд, более правильной является точка зрения С.В. Нагаева, полагающего, что "вопрос различия содержания терминов "коммерческая концессия" и "франчайзинг" зависит о