Файл: 1. 2 Особенности договора коммерческой концессии и его отличия от смежных договоров.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 287

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ра, договора аренды, договора купли-продажи и т.д. Кроме того, несмотря на важность положений договора, согласованных сторонами, в рамках гражданско-правового регулирования будут учитываться императивные нормы, указанные в договорах, которые формируют его основу. Условия соглашения не должны противоречить безальтернативным положениям законодательства.

2. Специфика договора состоит в том, что гражданско-правовое регулирование будет происходить не только на основании заключенного договора, но и с учетом общих правил договоров и обязательств, а также могут применяться гражданские нормы по аналогии закона к индивидуальным договорным отношениям сторон (п. 2 ст. 421 ГК РФ).


Очевидно, что заключение договора франчайзинга невозможно без включения нескольких известных институтов гражданского права, которые регулировали бы эти отношения. Таким образом, договор будет смешанным, где будут применяться в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или из существа договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Законодатель указывает на важность положений договора, выводя их на первый план, но при этом необходимо помнить об обязательных положениях законодательства1.

Обобщим позиции ученых, определяющих различные концепции, касающиеся взаимоотношений двух договорных конструкций - коммерче

ской концессии и франчайзинга:

1) договоры франчайзинга и коммерческой концессии - это разные виды договоров;

2) юридическая составляющая и правовая природа этих договоров идентичная, хотя они получили иное название в зарубежной практике, коммерческом обороте и российском законодательстве;

3) франчайзинговая модель является общей формой, а договор коммерческой концессии рассматривается как отдельный вид, либо договор франчайзинга должен быть определен как отдельная часть договора коммерческой концессии.

Причиной дискуссии о соотношении анализируемых договоров является отсутствие нормативного закрепления понятия "франчайзинг", а также вари
ативность подхода к его регулированию на международном уровне.

Отметим, что в отечественной доктрине большинство ученых, в частности М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой, А.А. Иванов, Е.А. Суханов, Л.Н. Сенников, А.С. Райников, едины во мнении, что глава 54 ГК РФ регулирует отношения договора франчайзинга.

По мнению М.И. Брагинского и В.В. Витрянского, "термин "коммерческая концессия" использовался при подготовке Гражданского кодекса РФ как наиболее подходящий по смыслу термину английского языка "franchising" - франчайзинг"1.

Аналогичное мнение высказывает Л.Н. Сенников, полагая, что "понятие договора коммерческой концессии в российском гражданском праве практически полностью совпадает с распространенным в зарубежно
м законодательстве понятием договора франчайзинга, или франшизы"2.

А.С. Райников отмечает: "В рамках российской правовой системы термины "договор коммерческой концессии" и "франчайзинг" являются синонимами"3.

Необходимо обратиться к российской судебной практике, чтобы определить, считают ли российские суды договор коммерческой концессии синонимом договору франчайзинга в международной практике.

Так, в мотивировочной части решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2015 по делу N А56-6970/2015 при квалификации предпринимательских правоотношений сторон по договору франчайзинга применяются термины и определения, характерные для элементов догово