Файл: Общеобразовательное учреждение Луговская школа Таврического района Омской области Исследовательский проект Студия Союзмультфильм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Неординарные персонажи, буйство красок, татуировка Джимми Хендрикса — Саакянц был уверен, что цензура никогда не пропустит его творение, поэтому отрывался в работе как мог. Председатель Госкино Армении Геворк Айрян посмотрел мультфильм и в шоке спросил: «Кто-нибудь понял, что только что произошло на экране?». Директор киностудии «Арменфильм» Карен Калантар честно признался: «Я дважды смотрел и ничего не понял. Но спросил у самих ребят, они говорят, что это гениально».
Айрян вспомнил, что когда-то он также не понял «Цвет граната» Параджанова и испугался, что перед ним новый гений, а он опять может опозориться, запретив картину. Поэтому он пропустил «Лисью книгу». После этого случая никаких вопросов Саакянцу больше не задавали, а публика полюбила его за совершенно иную мультипликацию. Спустя годы мультипликатор Александр Татарский честно признался, что создал «Пластилиновую ворону» как раз под впечатлением от «Лисьей книги».
Первая удача окрылила Саакянца и упрочила его в свободомыслии. Он стал работать не только как художник, но и как автор сценария, и режиссёр. Мультипликатор выпускал по одному мультфильму в год — самыми успешными для него стали 1980-е, когда зрители увидели картины «Кто расскажет небылицу?», «Ух ты, говорящая рыба!», «В синем море, в белой пене...». Советская публика сразу подхватила песни и фразы из армянской анимации.
Более внимательные зрители находили интересные отсылки, например, в «Кто расскажет небылицу?» — к картине Пикассо «Девочка на шаре», в «В синем море, в белой пене...» — к датской скульптуре «Русалочка». В каждом мультфильме автор старался оставлять автограф на заднем плане — на стене дома, на клочке газеты или ещё где-то появлялась надпись «Роб».
Одну за другой Саакянц получал награды кинофестивалей во Франции, Италии, Испании, Германии, Японии. А за ними и приглашения поработать за рубежом. Но он не видел смысла покидать родной Ереван.
К концу 80-х годов автор почувствовал ветер перемен, а его работы стали более злободневными и жёсткими. В 1988 году обострились отношения между Арменией и Азербайджаном, на пике конфликта Саакянц выпустил мультфильм «Кнопка», по сюжету которого какую бы кнопку не нажимал главный герой — будь-то выключатель света, вызов лифта или кнопки телефона — где-то раздавался взрыв. В
мультфильме не было слов, но фоном звучали советские хиты о родине. Премьера состоялась в Доме кино.
После распада СССР многие коллеги художника остались без работы, но только не Саакянц. Представители «Би-би-си» предложили ему снять один из шести мультфильмов для альманаха по произведениям Шекспира. Для этого ему обещали оплатить командировку в Москву. Уехать одному из Еревана, в котором не было тогда ни света, ни тепла, Саакянц не мог. Поэтому сказал, что либо едет вся его съёмочная группа, либо он работать не будет.
В итоге почти полгода его команда из двадцати человек снимала в Москве «Сон в летнюю ночь», а часть из заработанных денег он отсылал в Армению менее удачливым коллегам. Результат всем понравился, а Саакянцу вручили почётную грамоту от принца Чарльза.
В 2000-х художник почувствовал, что ему больше не надо снимать провокационные мультфильмы и переключился на образовательные проекты. Однако внезапно его сразил инфаркт, после которого он уже не оправился. В 58 лет сердце Роберта Саакянца остановилось.
1.2.7. Левон Хачатрян
Левон Хачатрян родился в Ереване 3 мая 1941 года. Его отец был знаменитый армянский иллюзионист Аршавир Хачатрян. Однако сын с малых лет проявлял интерес к рисованию. Заниматься творчеством Левон решил профессионально, поэтому пошёл учиться в Ереванское художественное училище, которое окончил с красным дипломом.
Продолжать обучение молодой человек захотел в Москве, а поступать решил во ВГИК, несмотря на возражения родителей. В столице он встретил свою будущую супругу — актрису Ларису Мясникову, которая позже стала прообразом одного из мультипликационных персонажей Хачатряна.
Художнику в Москве нравилось, но после окончания института он предпочёл вернуться в Ереван на студию «Арменфильм», где несколько лет работал не только как художник-постановщик, но и как режиссёр. В течение трёх лет Хачатрян сделал четыре мультфильма, два из которых — в сотрудничестве с Робертом Саакянцем.
Однако в Москве Хачатряна ждали жена и маленькая дочка, поэтому в 1975 году он окончательно перебрался в столицу, где устроился работать на студию «Союзмультфильм». Одной из первых заметных картин на новом месте стала «Бобик в гостях Барбоса», известность которой во многом принесли актёры, озвучивающие главные роли — Юрий Никулин и Олег Табаков.
Но звёздный час наступил для Хачатряна в 1978 году, когда зрители увидели «Трое из Простоквашино». Режиссёром мультфильма стал Владимир Попов, с которым художник создавал «Бобика в гостях у Барбоса». Это была не первая экранизация повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». Тремя годами ранее студия «Экран» уже выпустила одноимённый мультфильм, но тот остался незамеченным.
Перезапуском повести занялся «Союзмультфильм» во главе с Поповым, который сразу же разделил работу над образами между двумя художниками — Левоном Хачатряном и Николаем Ерыкаловым. Первому достались люди: Дядя Фёдор, мама, папа, Печкин. Второму — животные: кот Матроскин, пёс Шарик, корова Мурка. Именно со своей жены Ларисы Мясниковой Хачатрян полностью срисовал маму мальчика.
Жена художника была очень возмущена, когда увидела мультфильм. Она не могла простить мужу, что он нарисовал её такой нервной и вредной. От семейной драмы Хачатряна спасли как раз очки. Мясникова никогда не носила квадратную форму, считая, что они ей не идут. Так мужу удалось её убедить, что никто не будет ассоциировать с ней маму дяди Фёдора.
Легко и быстро из-под карандаша Хачатряна вышел почтальон Печкин, которого сразу же принял Попов. А вот с образом Дяди Фёдора долгое время ничего не получалось. Ни один эскиз не удовлетворил режиссёра — и тогда он сам нарисовал то, как видел мальчика, а Хачатрян уже доработал.
Свою руку художник приложил и к образу галчонка, который никак не получался у Ерыкалова. Однако даже совместная работа не устроила режиссёра. В итоге к созданию птички были подключены многие мультипликаторы «Союзмультфильма» — каждый, кто заходил к творческой группе, привносил новые и новые черты в образ птички, в том числе и легендарный создатель Чебурашки Леонид Шварцман. Наконец, собирательный образ был одобрен Поповым и начались съёмки.
Для работы над следующей серией — «Каникулы в Простоквашино» — режиссёр пригласил в команду ещё одного художника, Аркадия Шера, которому он разрешил немного «подправить» персонажей. Смотреть на то, как меняется Дядя Фёдор, Хачатрян не смог и со скандалом покинул проект. Третья серия, «Зима в Простоквашино», вышла уже без его участия, а образ мальчика, также как и его мамы, сильно изменился.
Конфликт не помешал художнику закончить ещё одну совместную работу с режиссёром Поповым — «Приключения Васи Куролесова». Если посмотреть оба эти мультфильма, можно найти много сходства между их персонажами. Интересно, что Куролесова, как и Печкина озвучил актёр Борис Новиков.
Последней картиной в карьере Хачатряна стал мультфильм «Бедокуры», вышедший в 1982 году. Уйдя из мультипликации, рисовать художник не перестал, посвятив себя иллюстрациям к журналам «Огонёк», «Работница», «Пионер», за которые получил даже несколько европейских призов. Также его политические карикатуры можно было увидеть в «Известиях» и «Советской России».
В 1990-е Хачатрян выживал тем, что иллюстрировал малоизвестные издания и новые книги Успенского про Дядю Фёдора. Однако он и сам признавался, что ему надоело рисовать «пёсов и котов». Но никаких новых заказов не поступало.
В начале 2000-х художник заинтересовался спецэффектами и был готов отступить от классической школы мультипликации в сторону компьютера. Но планам не удалось воплотиться в жизнь — в 2002 году Хачатрян умер. Единственной заметной наградой художника стал один из главных призов, который он получил на международном конкурсе карикатуры в Италии.
1.2.8. Александр Татарский и Игорь Ковалёв
Александр Татарский родился 11 декабря 1950 году в Киеве в семье Михаила Татарского — работника цирка и сценариста, который писал репризы для Юрия Никулина и других клоунов. Ещё ребёнком Александр мечтал стать футболистом и даже играл за киевское «Динамо», но врождённый порок сердца не позволил ему стать профессиональным спортсменом.
Поначалу отец пристроил сына униформистом в киевский цирк, чтобы в дальнейшем он выучился на клоуна. Именно там развернулась фантазия Татарского и он стал придумывать персонажей. Тогда у него и появилась идея заняться мультипликацией, ведь его отец также писал сценарии для мультфильмов. С этим желанием он в 17 лет пришёл на студию «Киевнаучфильм», где было отделение анимации, и поступил в Киевский институт театра и кино.
Его друг и партнёр Игорь Ковалёв родился 17 января 1954 года. Ещё в детстве он уже точно знал, что свяжет свою жизнь с творчеством, поэтому после школы пошёл на курс художников-мультипликаторов Госкино. Там он и сдружился с Александром Татарским, который на долгие годы стал его «сиамским близнецом», как часто их называли знакомые.
На «Киевнаучфильме» друзья освоили все профессии, начиная от заливщика и заканчивая режиссёром. В рабочее время они делали то, что заказывала студия, а по ночам творили «свою анимацию». Первым таким мультфильмом стала картина «Кстати о птичках», с которой позже друзья и отправились в Москву.
В 1980 году на студии вышел мультфильм «Приключения капитана Врунгеля», в котором в качестве художников-мультипликаторов по сути дебютировали Татарский и Ковалёв. В тот же год друзья уехали покорять столицу: Ковалёв пошёл учиться на высшие режиссёрские курсы в мастерскую Хитрука, Назарова и Норштейна, а Татарский устроился в творческое объединение «Экран».
Первым заданием Татарского на новом месте стало разработать анимационные заставки к Московской Олимпиаде-80. Работу свою он выполнил, за что ему позволили снять свой мультфильм. В тот момент судьба свела его с писателем Эдуардом Успенским, который и дал Татарскому идею «Пластилиновой вороны». Над мультфильмом Татарский и Ковалёв сели работать вместе. Ковалёв слепил ворону и дворника, а также нарисовал все детские рисунки, правда, для убедительности, левой рукой.
Музыку художники пригласили написать старого приятеля — Григория Гладкова. Но тогда он ещё не был членом Союза композиторов, поэтому, по мнению чиновников, не имел права писать музыку для советской анимации. Отстоять кандидатуру Гладкова удалось Успенскому. Когда, казалось бы, уже ничто не могло помешать встрече «Пластилиновой вороны» со зрителями, раздался звонок от председателя Гостелерадио СССР Сергея Лапина. Чиновник явно в плохом настроении поинтересовался: «А с чего это вдруг в советском мультфильме поёт оберштурмбанфюрер СС Мюллер?!». Оказалось, что когда Лапину принесли на утверждение мультфильм, который озвучивал актёр Леонид Броневой, по телевизору показывали «Семнадцать мгновений весны». Спас мультфильм режиссёр Эльдар Рязанов, который показал его в 1981 году в своей «Кинопанораме». К особому для него выпуску Татарский