Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ваша основная задача сейчас – не упасть! Тогда вы победите! Помогайте друг другу!
Поддерживайте, подавайте руку.
Упражнение заканчивается, когда останется 4-5 стульев при количестве участников 10-13 человек. Закончить упражнение необходимо плавно. Когда вы убираете стул последний раз
(т.е. остается 4-5), скажите:
Если сейчас вы пройдете еще один круг, вы победили!
Если в процессе упражнения кто-то касается пола, помогите ему подняться и не акцентируй- те на этом внимания. Необходимо только сказать соседям упавшего: Почему вы не помогае-
те? Подавайте руки! Считайте, что если (предположим) Вася упал, то проиграла вся
группа, а не только он.
Упражнение должно закончиться победой группы. Важно, чтобы участники преодолели все трудности вместе. Пусть они поаплодируют друг другу в конце упражнения.
Анализ упражнения:
Обсудите вопросы:
Вам понравилось, как вы сделали это упражнение?

Благодаря чему или кому вы сделали его хорошо?

О чем это упражнение, как вам кажется?

Мы с вами теперь одна команда. Каждый вносит частичку себя в нашу группу. Каж-
дый из нас очень важен. Без каждого из нас группа будет уже не та. И если мы – коман-
да, то должны заботиться друг о друге и помогать друг другу. Помогать своей откры-
тостью, добрым отношением, уважением. Помогать, протягивая руку. Упражнение со
стульями нас как раз этому и учило! Учило быть вместе. Так что теперь знайте: если
проигрывает один человек – проигрывает вся группа. Помните об этом.
Но мы еще плохо знаем друг друга. Пришло время познакомиться поближе.
П оя с н е н и е :
Это упражнение направлено на знакомство, но уже не поверхностное, как
«Снежный ком», а более глубокое.
Участники делятся на пары – кто с кем хочет.
Тем не менее, скажите всем, что это упраж- нение для них будет более интересным, если они возьмут в пару мало знакомого им участ- ника и, желательно, противоположного пола.
Если в группе нечетное количество человек, ведущий тоже принимает участие в упражне- нии. Все пары работают одновременно.
Инструкция-1:
Сейчас у вас будет 10 минут (на каждого человека по 5 минут) на
то, чтобы вы в парах могли поговорить друг с другом и рассказать о себе все, что
хотите. Что вы любите, какую музыку предпочитаете, есть ли у вас хобби, какой у
вас характер и т.д. В общем, все, что придет на ум. (Для того чтобы облегчить работу в парах, Вы можете написать список вопросов заранее на доске или листе ватмана). После
этого мы снова соберемся с вами в кругу, и вам необходимо будет представить своего
собеседника. Сейчас вы можете расположиться (сесть на стулья) в любом месте на-
шей комнаты, где вам удобно. Можно сделать так: вы рассказываете своему партнеру
Упражнение
«Знакомство в парах»
24


о себе 5 минут, потом он делает то же самое. А можно рассказывать по очереди – в
диалоге, и пусть это займет тоже 10 мин. Выбирайте сами, но когда пройдет 5 мин.,
я вам об этом напомню.
После того, как работа в парах закончилась, скажите:
Инструкция-2:
Сейчас все вы должны будете в нашем кругу по очереди представить
своего собеседника. Делать это вы будете следующим образом:
поставьте только один стул от вашей пары в наш круг;
z
выберите, кто из вас встанет за спинку этого стула, а кто на него сядет, и сде-
z
лайте это;
теперь тот, кто стоит за спиной своего партнера, будет рассказывать о нем от
z
его имени.
Например, если Сергей и Маша были в одной паре, то Сергей, который стоит за спиной
Маши, должен рассказать о ней так:
Говорит Сергей: «Меня зовут Маша. Я очень спокойная и не люблю конфликты. Люблю
читать и гулять по парку со своей собакой...» и т.д.
Все понятно? Тогда какая пара хотела бы первой рассказать о себе?
После каждого рассказа участники группы могут задавать вопросы рассказывающему, ко- торый отвечает от имени сидящего на стуле. Например, Сергей рассказывает от лица Маши, поэтому ребята в круге задают вопросы якобы Маше, но отвечать на них должен Сергей.
Например, вопрос задается Маше: «Маша, а какое у тебя хобби?», а отвечает Сергей. И даже если Сергей и Маша об этом не говорили, когда общались в паре, Сергей должен не расте- ряться и попытаться ответить на вопрос. Маша при этом должна сидеть молча и не подска- зывать. После всех вопросов одному из участников пары проводится анализ упражнения.
Анализ упражнения:
проводится после каждого представления человека
Вопросы тому,
кого представляли:
Что ты чувствовал(а), когда другой человек говорил от твоего имени?

Все ли верно отвечал твой партнер?

Хочешь что-то добавить или рассказать?

Вопросы тому,
кто представлял:
Сложно ли было «быть другим человеком»?

Насколько удалось вжиться в другого человека и отвечать за него на вопросы?

Как ты думаешь, получилось ли у тебя полностью представить человека?

После того как один участник пары все рассказал про сидящего и анализ упражнения про- веден, участники в паре меняются местами, и все повторяется.
Мне кажется, что после этого упражнения мы уже знаем друг друга не только по име-
нам. Чем лучше мы будем друг друга знать, тем эффективнее будет работа в нашей
группе. Но наше знакомство только началось, и оно будет продолжаться на следую-
щих наших занятиях.
А сейчас, мне кажется, мы немного засиделись. Давайте встанем и отодвинем стулья.
Пояснение:
Это упражнение-пантомима. Оно способствует тому, чтобы участники «на- строились» друг на друга и сосредоточились на том, что происходит в группе. Также оно
Упражнение «Цветочек-
трансформер»
25
Первое занятие: давайте знакомиться!

позволяет плавно перейти к обсуждению всего курса.
Инструкция:
Сейчас давайте все встанем в круг и будем по кругу передавать вооб-
ражаемые предметы. Начнем. Вот цветок. Это роза.
Ведущий как будто срывает цветок, любуется им, нюхает, потом случайно укололся о шипы, по- лизал, например, уколотый палец, потрогал бутон и т.д. и передает «розу» дальше по кругу.
Вы должны представить, что вам передали цветок, и вести себя соответственно
тому, что вам передали. Например, полюбоваться или сделать с ним то, что захоти-
те, и передать дальше по кругу. Главное - чтобы вы обыграли это. Говорить, что вы
делаете, не надо, только показывайте с помощью пантомимы. Представьте, что вы
делаете подарок тому, кто рядом с вами. Я дарю цветок, а вы - что-то свое. Обыграе-
те сначала то, что вам подарили, а после этого «создайте» свой подарок, обыграйте
его и подарите следующему участнику, который стоит рядом.
Например, вам подарили очки, вы их примите и примерьте, а потом, например, пой-
майте и погладьте котенка, чтобы передать его дальше. Или фотоаппарат, или
шляпу, или тяжелый чемодан с одеждой, который все время открывается. Ну, я думаю,
понятно. Итак, поехали!
Комментарий:
Даже если ребята будут дурачиться и обрывать, например, у цветка ле- пестки, топтать его, позвольте им это сделать. Просто прокомментируйте:
«Бедненький цветочек! Недолгая жизнь у него была!!!»
Когда группа сделала 3-4 круга, скажите:
А сейчас мы будем передавать нечто особо ценное – доверие. Представьте, что оно
заключено в стеклянном шаре. Давайте передадим этот хрупкий шар через весь круг.
Ведущий должен изобразить, что держит стеклянный шар. Погладьте его, прижмите и бережно передайте дальше.
Молодцы! У вас хорошо получилось передавать различные предметы. Все вы по-разному
это делали. Вспомните, как вы передавали шар «Доверие». То, как вы его передавали,
может сказать о многом не только мне, но и, главное, вам самим. Доверяете вы мне и
группе или еще нет? Готовы вы поделиться своим опытом и бережно отнестись к рас-
сказам других? Есть о чем задуматься!
Теперь самое время поговорить о том, чему же будет посвящен наш курс.
Итак, зачем мы здесь все-таки собрались? Чему будут посвящены наши тренинги?
Знаете, возраст 14-17 лет – самый интересный в жизни. Мы чувствуем себя взрослыми
и свободными. Нам хочется испытать себя. Нам хочется узнать о себе как можно боль-
ше. Какой я на самом деле и каким меня видят окружающие? Как я поступлю в сложной
ситуации? Именно об этом – наши тренинги.
Сейчас на плакате вы увидите список вопросов. (Плакат нужно подготовить заранее).
Эти вопросы очень разные. Я прошу вас внимательно прочитать вопросы, а затем
подойти к плакату и отметить «плюсами» те их них, на которые вы хотели бы по-
лучить ответы.
Мне было бы интересно узнать ответы на эти вопросы:
Что юношам нравиться в девушках, а девушкам – в юношах?
z
Введение в программу
26


Как сделать, чтобы тобой не манипулировали?
z
Как выйти из конфликтной ситуации победителем?
z
Что такое безопасное сексуальное поведение?
z
Что такое толерантность, и при чем здесь я? z
Как остаться спокойным, когда тебя разрывает от злости?
z
Как научиться определять, правду тебе говорят или «вешают лапшу на уши»?
z
Как сэкономить 33 тысячи рублей в год?
z
Под какие вещи могут быть замаскированы наркотики?
z
Что такое кризис и можно ли с ним справиться?
z
Как сказать «Нет!», когда на тебя давят.
z
Как научиться понимать, что именно я чувствую?
z
Правда ли, что если сейчас спланировать будущее, то оно таким и будет?
z
Спасибо! Мы видим, что есть вопросы – рекордсмены, а есть те, которые заинтересо-
вали только нескольких из вас.
Вы уже, наверное, догадались, что ответы на эти вопросы мы с вами получим на раз-
ных тренингах нашей программы. Нет, я не буду читать вам нудные лекции о том,
что пить и курить - плохо, а заниматься спортом - хорошо. Мы вместе будем играть
в ролевые игры, проводить мозговые штурмы и другие упражнения. Все это нам по-
может разобраться в себе и в окружающих. Поможет нам стать увереннее, самостоя-
тельнее и свободнее. А все решения каждый будет принимать сам. Все как в жизни.
Давайте сделаем последнее на сегодняшнем занятии упражнение.
П о я с н е н и е :
Это упражнение позволяет участникам тренинга задуматься над тем, что они подразумевают под разными словами, в том числе и под словом «здоровье». Эта ин- формация также полезна и для ведущего.
Разделите группу на 3 подгруппы и раздайте каждой по чистому листу и ручке (участникам может понадобиться больше листов и, воз- можно, цветные карандаши или фломастеры).
Инструкция:
Сейчас каждая из подгрупп
должна будет почувствовать себя по-
варами и составить рецепты 3-х разных
блюд. Первая подгруппа будет составлять
рецепт
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

дружбы, вторая – рецепт успеха, третья – рецепт здоровья. Ингредиентами
этого блюда будут не продукты питания, а то, что вы сами придумаете. На все это
у вас есть 10 минут. Постарайтесь сделать свое блюдо оригинальным и необычным.
В конце мы подведем итог и познакомимся со всеми тремя рецептами. Перед тем, как
вы приступите к заданию, я прочитаю вам один рецепт, который, я думаю, разбудит
вашу творческую мысль:
Рецепт любви:
500 гр. страсти, 300 гр. влюбленности, 100 гр. дружбы и уважения,
добавить 50 поцелуев и 10 объятий по вкусу. Все это приправить терпением и оста-
вить в теплом уголке вашего сердца. Блюдо должно настояться. Подавать горячим!
После того, как рецепты написаны, каждая группа представляет свой рецепт.
Упражнение
«Блюдо»
27
Первое занятие: давайте знакомиться!

Анализ упражнения:
Обсудите вопросы:
Что вы считаете главным ингредиентом в блюде «Дружба»? Почему?

А в блюде «Успех»? Почему?

А в блюде «Здоровье»? Почему?

Какой рецепт, как вы думаете, было составлять труднее всего? Почему?

Чей рецепт вам понравился больше всего?

Выслушайте ответы участников. После обсуждения поаплодируйте друг другу.
Выводы:
Главный принцип нашей программы, мне кажется, вы уже отлично освоили.
Это принцип активного участия. На наших тренингах мы будем многому учиться. И
вы, и я. Ученые давно заметили, что новую информацию мы усваиваем по-разному:
10%
– когда
читаем,
20%
– когда
слушаем,
30%
– когда
видим,
50%
– когда
видим и
слышим,
80%
– когда
говорим,
90%
– когда
говорим и
делаем.
Давайте на наших занятиях смотреть и слушать, но главное – говорить и делать!
Полный курс нашей программы состоит из 17 занятий. Плюс первое (сегодня) и по-
следнее (заключительное) занятия. Продолжительность каждого занятия – около
двух часов.
Завершите занятие традиционными блоками:
В с е м с п а с и б о !
Д о с л е д у щ е й в с т р е ч и ! ! !
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Если осталось мало времени от занятия и/
или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии (см. Введение в про- грамму)
Итоговый вывод:
Сегодня было очень важное занятие: ведь оно ПЕРВОЕ! Мы познакомились, многое
узнали друг о друге и о том, чем мы будем заниматься дальше и каким образом.
Хочу сказать, что мне сегодня было очень интересно, я давно не встречал(а)
такого количества ярких личностей, собравшихся в одном месте. С сегодняш-
него дня мы с вами - одна команда. Каждый из нас очень важен. Без каждого из
нас группа будет уже не та.
Будьте здоровы и приходите на следующее занятие! Вас ждет первая тема на-
шего курса. Какая? Приходите - узнаете!
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
28
Первое занятие: давайте знакомиться!