Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 334

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Давайте сейчас попробуем увидеть разницу между этими двумя реакциями и потрени-
руемся в оказании партнёру поддержки.
Пояснение:
Упражнение направлено на развитие толерантности у участников группы.
Упражнение проводится в два этапа:
На первом этапе группа делится на две части. Одной подгруппе предлагается критиковать человека, «больного ВИЧ-инфекцией», а другой подгруппе – поддерживать.
На втором этапе упражнение выполняется в тройках, на которые можно разбиться любым известным ведущему способом. Лучше всего, чтобы в тройках оказались люди, доверяющие друг другу, но если добиться этого невозможно, то ничего страшного в этом нет. Упражнение можно выполнять единожды, а можно предоставить каждому участнику из тройки побыть в той или иной роли, то есть выполнить упражнение три раза.
Инструкция:
I. Рассчитайтесь, пожалуйста, на первый-второй. Пусть первые номера сделают
два шага вперёд и встанут по одну сторону от меня. Вторые номера пусть вста-
нут по другую сторону от меня. Итак, мы разбились на два лагеря. Пусть люди из
этого лагеря (ведущий показывает на одну часть группы) будут критиками, а люди
из этого лагеря будут поддерживающими. А это (ведущий ставит посередине между двумя лагерями стул и садится на него) – объект поддержки и критики. Представьте,
что я – больной ВИЧ-инфекцией. Я заразился этой страшной болезнью, попробовав
один единственный раз наркотики. Каждый человек из лагеря критиков должен бу-
дет сказать мне по одной фразе с позиции «красного карандаша», а затем каждый
человек из лагеря поддерживающих скажет мне по одной фразе поддержки. Понят-
но? Пока вы можете подумать, а я тем временем расскажу вам свою историю.
Ведущий от лица человека, зараженного ВИЧ-инфекцией, рассказывает свою историю.
Например, так:
После этого монолога подгруппы должны приступить к своей роли. После того, как реплики ребят иссякнут, эта часть упражнения заканчивается.
Вы, как ВИЧ-инфицированный, можете поделиться своим мнением. Что вы больше чувство-
Упражнение «Критика и
поддержка»
Я недавно заразился ВИЧ-инфекцией. Я даже не мог помыслить, что со мной
может это произойти. Я хорошо учился в школе, был спортсменом, у меня было
много друзей. Я в какой-то мере был гордостью школы, так как зарабатывал
для нее спортивные медали. Меня ценили. Все было хорошо, но однажды на оной
вечеринке мне предложили попробовать наркотик. В тот день у меня было
плохое настроение, и я решил расслабиться. Ну, и принял наркотик. А через
месяц узнал, что у человека, чьим шприцем я пользовался тогда, обнаружена
ВИЧ-инфекция. Но об этом узнал не только я, все мои друзья, вся школа узнали об
этом. Начались гонения и издевательства надо мной. Никто не хотел сидеть со
мной за одной партой, как будто я заразен. Мне пришлось перевестись в другую
школу. Какое-то время все было хорошо, а потом и они узнали, почему я ушел из
прежней школы. В общем, я все потерял из-за одной неосторожности. Пришел
просить у вас поддержки. Ну что ж, вот вам моя история. Теперь я слушаю вас.
248

вали – осуждения или поддержки? Какая поддержка оказалась самой эффективной?
Спросите участников, как они себя чувствовали, исполняя свои роли.
Вот так и в нашем обществе: обычно люди делятся на тех, кто осуждает, и тех, кто
поддерживает оступившихся людей. Чаще всего, к сожалению, тех, кто осуждает, го-
раздо больше. А мы с вами здесь, чтобы научиться хотя бы чуть-чуть понимать боль
другого человека.
Давайте теперь перейдем к следующей части нашего упражнения.
II. А теперь разбейтесь, пожалуйста, на тройки. Сейчас в тройках вам предстоит сле-
дующее: один участник (кто-то, кто захочет, или кого вы выберете) расскажет
о какой-либо волнующей проблемной ситуации, которую он возьмет из карточки.
Карточки я раздам.
Карточки:
Другой участник тройки (также по вашему выбору) должен выступить с критикой
рассказчика, третий же участник доложен поддержать говорящего. Потом в тройках
вы поменяетесь ролями. Задание понятно? Приступаем.
Ничего страшного, если в тройках будут рассматриваться одинаковые ситуации. Ведь тройки работают отдельно друг от друга.
Анализ 2 части упражнения:
Каково было выступать в роли критикующего? А поддерживающего?

Каково было рассказывать о своей ситуации в тройке?

Каково было получать критику и поддержку?

Согласились ли вы с критикой и удовлетворила ли вас поддержка?

Получилось ли поддержать собеседника?

Как именно удалось поддерживать собеседника?

Комментарий:
Задавайте вопросы постепенно, а не все сразу.
Сейчас мы с вами попытались поддерживать человека интуитивно, и поддержка нами
оказывалась очень по-разному. Но существуют и специальные виды поддержки, с кото-
рыми я хочу вас познакомить.
«С вами в классе никто не хочет общаться, так как ваш отец – алкоголик».
«Вы приехали из маленького городка, и все подшучивают над тем, как вы оде-
ваетесь».
«Вы слишком толстый – над вами смеются».
«Вы фанат спортивного клуба «Спартак». Вам не дают прохода болельщики
другого клуба».
249
Толерантность

Ведущий раздаёт каждому участнику таблицу с видами поддержки (см. Приложение № 1), а для себя готовит карточки.
Посмотрите, пожалуйста, в таблицу, которую вы получили. В ней говорится о 7 ти-
пах поддержки. И сейчас я более подробно остановлюсь на каждом из них.
Далее ведущий по очереди показывает карточки и рассказывает по ним о соответствующем виде поддержки (от первой до седьмой). Можно записать названия карточек на доске.
Указание на сильные стороны личности
Мы поддерживаем человека, внушая ему чувство уверенности в себе и в своих силах.
Важно помнить: Однако данный вид поддержки не возымеет результата, если мы скажем неправду.
Присоединение к проблеме
Важно помнить:
Здесь есть опасность переусердствовать и тогда поддержка превратится в говорение о наших проблемах. Это будет ошибкой.
Предложение помощи
Это непосредственное предложение посодействовать в решении проблемы другого человека.
Выделение позитивного в ситуации
Здесь мы помогаем человеку выбраться из тупика переживаний, указывая на светлые сторо- ны проблемной ситуации.
Пример:
Нам говорят, что кто-то простудился. Поддержкой этого вида в данном случае будет фраза: «Зато теперь у тебя появилась масса свободного времени, можешь прочитать все книги, до которых руки не доходили».
Важно помнить:
Если ситуация очень серьёзная, такая, например, как смерть любимого чело- века, то этот вид поддержки в данном случае не будет эффективен.
Философский взгляд на проблему
Эту поддержку также лучше применять только по отношению к не очень серьезным ситуаци- ям, поскольку в ситуации по-настоящему критической человек оказывается чересчур захва- ченным собственными переживаниями, и преуменьшение значимости проблемы в данном случае будет выглядеть бестактно.
Пример: Кто-то из-за болезни не пошёл на вечеринку. Тогда мы можем ответить: «Может, это и к лучшему. Значит, тебе и не надо было туда идти. Знак судьбы!».
Признание объективной сложности ситуации
Как ни странно, это тоже будет являться поддержкой, поскольку поможет человеку немного расслабиться, снять чрезмерное напряжение и понять, что его вины в том, что ситуация сло- жилась именно так, а не иначе, нет.
Важно помнить: Ошибочной при этом будет фраза: «Ты в самом деле не можешь это сде- лать», поскольку она предполагает отказ от деятельности вообще, а это неправильно.
Предоставление возможности выбора
Психологическим механизмом поддержки тут будет предоставление человеку более широ- кого взгляда на ситуацию и актуализация его ответственности за свои действия.
Виды поддержки
250


Пример: Кто-то говорит нам, что не хочет заниматься спортом. Тогда поддержкой будет фраза: «Ты, конечно, можешь и не заниматься спортом, но тогда у тебя остаётся меньше шансов похудеть и хорошо выглядеть»
Важно помнить: Ошибкой будет предложение вообще не заниматься спортом и внушение мысли, что проблема сама «рассосется».
Итак, мы рассмотрели семь видов поддержки, а теперь я предлагаю вам потрениро-
ваться в применении каждого из них.
П о я с н е н и е :
Упражнение вы- полняется, когда участники сидят в кругу. Кто-то один рассказывает свою проблему. Остальные по кру- гу должны его поддержать разны- ми способами. Ведущий должен следить за правильностью оказа- ния поддержки и корректировать, если что-то не так.
Данное упражнение лучше про- вести 1-3 раза.
Инструкция:
Сейчас вам пред-
с тоит потренироваться в
оказании поддержки одним из
способов, о которых мы только
что говорили. Для этого сначала кто-то должен озвучить свою проблему. Кто хо-
чет поделиться трудной для себя ситуацией? Сразу оговорюсь, что проблема должна
быть не очень серьёзная, но, тем не менее, значимая для вас. Это должна быть такая
проблема, по поводу которой ты хотел бы получить поддержку.
В качестве примера приведите следующие ситуации:
1. Родители не принимают ваших друзей и запрещают с ними общаться.
2. Вы переживаете за свою внешность. Вы слишком полная и боитесь, что не сможете
похудеть.
Кто-то уже готов рассказать о такой ситуации? Отлично!
После того, как ситуация будет озвучена, человек, сидящий слева от меня, попробует
высказаться о проблеме по первому типу поддержки. А именно – укажет на сильные
стороны рассказчика применительно к данной ситуации. Затем его сосед слева ока-
жет поддержку по типу присоединения к проблеме. И так далее – по табличке. По-
нятно? Готовы?
Далее ведущий обращается к рассказчику: Расскажи, пожалуйста, свою ситуацию.
Комментарий:
Если всем видов поддержки не хватит, можно начать табличку сначала.
Анализ упражнения:
Сначала говорит тот, кому оказывалась поддержка, а уже затем другие участники.
Упражнение
«Поддержка»
251
Толерантность


Вопросы к рассказчику:
Каково тебе было озвучивать всей группе свою ситуациях и получать поддержку в

таких количествах?
Чьё высказывание произвело на тебя наибольшее впечатление и оказало на тебя

наиболее позитивное влияние?
Как ты думаешь, почему?

Вопросы к членам группы:
Трудно ли было оказывать поддержку именно тем, а не другим способом?

Как вы думаете, какой из видов поддержки здесь оказался бы наиболее уместным?

Умение оказать поддержку – это искусство, а еще большее искусство – умение оказать
поддержку человеку, которого все отвергают, у которого нет сил самостоятельно
справиться со своей проблемой. Ведь в такой ситуации легче присоединиться к боль-
шинству и тоже отвергнуть этого человека. Согласны?
Знаете, в психологии проводился один эксперимент, я хочу рассказать вам о нем.
Участникам эксперимента предлагали посмотреть на следующий рисунок. Ведущий на расстоянии показывает рисунок или вешает на доску или стену (см. Приложение № 2):
Затем задавали вопрос: какой линии равна линия 1? А, кстати, вы сами как считаете?
Согласитесь, ответ очевиден: линия 1 равна линии В.
Однако прежде чем участник эксперимента отвечал на этот вопрос, он слушал от-
веты других людей. А этих людей заранее проинструктировали, чтобы они отвечали:
линия 1 равна линии С. В итоге, и этот участник отвечал, что линия 1 равна линии С,
хотя сам видел, что линия 1 равна линии В. Но стоило хотя бы одному человеку из про-
инструктированной группы сказать, что линия 1 равна линии В, как этот участник
отвечал так же.
О чем это говорит? В нашей жизни очень много таких ситуаций, когда большинство
имеет одну точку зрения, а мы другую, но нам не хватает сил ее отстоять. Может,
мы и рады поддержать больного ВИЧ-инфекцией, но раз все его отвергают, то мы бо-
имся, что если его поддержим, отвергнут и нас.
На самом деле это не так. Если мы поддержим его, найдутся и другие люди, которые к
нашей поддержке присоединятся.
Так что вам решать, как поступить. Главное, чтобы все делать по совести. И помни-
те, что некоторые люди особенно нуждаются в нашей поддержке.
Завершить наше занятие я хочу очень веселым упражнением, в котором каждый из нас
сможет проявить свою толерантность друг к другу, признавая за человеком право
быть таким, какой он есть.
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33

Пояснение:
Во время выполнения упражнения все участники стоят в кругу, кроме одного, который стоит в центре круга. Ведущий должен присоединиться к выполнению упражнения.
Он должен следить, чтобы упражнение выполнялось искренне, а не превращалось в фарс.
Упражнение направлено на повышение самооценки участников группы, а также на умение искренне радоваться успехам других.
Инструкция:
Сейчас одному из вас предстоит выйти в центр круга и сказать о себе
Упражнение
«Вот здорово!»
252

нечто, чем он в себе гордится, что он особенно ценит в себе. Остальные должны будут
показать двумя руками символ «Классно!» (большой палец вверх) и в этот момент
хором сказать: «Вот здорово!».
После этого другой участник выйдет в круг, и с ним повторится то же самое. Понят-
но? Кто первый хочет выйти в круг? Кто уже готов?
Например, человек выходит в центр круга и говорит: «Я очень волевой человек и ценю это в себе». Все остальные хором, показывая жест «Классно!» двумя руками, хором произносят:
«Вот здорово!».
Анализ упражнения:
Каково было прилюдно хвалить себя?

Что вы чувствовали, когда вся группа в ответ на ваши слова кричала «Вот здорово!»?

Какие эмоции испытывали, когда вам самим приходилось кричать кому-то «Вот

здорово!»?
При помощи вот такого простого упражнения можно доставить положительные эмо-
ции разным людям, поддержать и принять их. Мы поддержали каждого. Давайте пом-
нить о том, что даже если нам не нравится то, чем занимается человек, или какие-то
его качества, мы все равно можем принять его таким, какой он есть.
Завершите занятие традиционными блоками:
В с е м с п а с и б о ! Д о с л е д у щ е й в с т р е ч и ! ! !
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Если осталось мало времени от занятия и/
или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии (см. Введение в про- грамму)
Итоговый вывод:
Ну что ж, в завершение нашего занятия я хочу сказать вам всем большое спаси-
бо. Мы с вами сегодня замечательно поработали.
Тема нашего сегодняшнего занятия – «Толерантность».
Это слово мы вспоминаем тогда, когда сталкиваемся с людьми, которые чем-
то на нас непохожи. Причем это «что-то» для нас очень значимо. И потому
мы ведем себя по-разному: терпим или нет, принимаем или нет, поддержива-
ем или нет. Важно помнить, что люди имеют право быть такими, какие они
есть. Они не обязаны меняться, чтобы понравиться нам. Мы тоже имеем право
быть такими, какие мы есть.
Если же вы что-то резко и принципиально не принимаете, не стоит из-за
ваших убеждений изводить конкретного человека: ему, может быть, и так не-
сладко. Будьте терпимы! А если вы чувствуете в себе силы, окажите поддержку
человеку, который в ней очень нуждаться.
Удачи вам! Жду нашей встречи на следующем занятии.
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
253
Толерантность