Файл: Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) Автономное учреждение Республики Саха (Якутия).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14
Таблица 1
Примерные нормы времени для реализации самостоятельной работы
Вид самостоятельной работы
Норма времени
Работа над конспектом лекции
0,2 ч. на 1 лекцию
Подготовка к практическому занятию
1-1,5 ч.
Подготовка к семинарскому занятию
2-4 ч.
Доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы
2-4 ч.
Подготовка к выполнению лабораторной работы, оформлению отчета
1-2 ч.
Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы
3-4 ч. на 1 лекцию
Самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов
3-6 ч.
Консультация по сложным, непонятным вопросам
0,3 ч. на 1 конс.
Подготовка к зачету
8 ч.
Подготовка к экзамену
20 ч.
Написание реферата
6 ч.
Подготовка доклада к конференции
10 ч.
Подготовка тезисов к публикации
2 ч.
Выполнение курсового проекта (работы)
50-80 ч.
Участие в научно-исследовательской работе
2 ч. в неделю при наличии темы
Подготовка наглядных пособий
Примерно 2 ч. на пособие
Чтобы обучающиеся знали, какой объем работы им предстоит выполнить и рассчитали свои силы и время, необходимо составить графики CP по ПМ и
УД, которые вывешиваются в аудитории. График CP обучающихся включает обязательные и рекомендуемые самостоятельные работы. Приведем пример такого графика внеаудиторной CP, разработанного в Мариинском педагогическом колледже С. Н. Корниенко [21].
График самостоятельной работы студентов
Учебный предмет «Коррекционная и специальная педагогика»
Гр уп па
Кол ичес тво часо в СР
1 семестр (количество недель)
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 11 12 13 14 15 16 17
ДЗ-2 ТЛМ-4 Ди-3 СЗ-5 ИЗ-8
СИ-
5
С-8
РЕФ
-Б
СИ-
5 3-5
ТЛ
М-2
ДЗ-9 СЗ-2
ДЗ-з
ДЗ-5
РЕФ
-1
К-4
ИЗ-6
СЗ-
11
УИ-
5
СЗ-1
УИ-
4
РЕ
Ф-
1
К-5
15
Обозначение сокращений:
- текущая работа с лекционным материалом (ТЛМ), предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы;
- поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по проблеме курса урока (ДИ - дополнительная информация);
- индивидуальное задание (ИЗ);
- самостоятельное изучение материала (СИ);
- домашнее задание (ДЗ), предусматривающее решение задач, выполнение упражнений, перевод текста и т. п. - репродуктивный характер;
- подготовка к практическим (П), семинарским занятиям (С), к контрольной работе (К), к зачету (3), экзамену О);
- написание реферата по заданной проблеме (РЕФ);
- задания на обобщение и систематизацию знаний: таблицы, опорные схемы, реконструктивный характер - применение знаний в новых условиях, моделирование, решение педагогических ситуаций (СЗ);
- выполнение учебно-исследовательской работы (УИ);
- цифрами в графике обозначены формы контроля СРС;
- сдача выполненного задания на проверку преподавателю;
- проверка преподавателем в ходе занятия;
- устный или письменный опрос (на уроке, семинаре, зачете, экзамене);
- защита отчета на занятии;
- проверка выполненного задания (задач, упражнений и т. п.) преподавателем;
- доклад по самостоятельно изученной теме (возможен коллективный);
- оформление аннотированного каталога/аннотаций/рецензий
(по дополнительным источникам информации);
- презентация выполненного проекта (индивидуального или группового);
- вопрос включен в зачет (семинар, контрольную работу);
- сдача нормативов (спорт);
- рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов и др.
Целесообразно также оценить потенциальную потребность обучающихся в консультациях и учесть объем времени на контрольные мероприятия по оценке результатов. Во время выполнения обучающимися внеаудиторной CP при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации (100 часов на группу в год), исходя из требований стандарта п. 7.10. «Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего об- разования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные,устные) определяются образовательным учреждением».
На основании рабочей программы по учебной дисциплине/профессиональномумодулю (МДК) преподаватель разрабатывает содержание, рекомендации по выполнению и требования к оценке заданий для самостоятельной работы.
16
Одним из сложных и трудоемких этапов при планировании и проектировании самостоятельной работы обучающихся является
конструирование (разработка) заданий.
Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям формирования общих и профессиональных компетенций, отражать содержание дисциплины, ПМ (МДК), предусматривать все уровни: оз- накомительный, репродуктивный, продуктивный, в том числе должны быть задания с применением компьютерных технологий. Для разработки заданий для самостоятельной работы различных уровней сложности необходимо иметь в виду различные подходы к ее классификации.
Задания должны предполагать разнообразные формы и методы самостоятельной работы для придания ей дифференцированного и вариативного характера и более полного учета индивидуальных возможностей, потребностей и интересов обучающихся. Нужно увеличить число заданий для самостоятельной работы, строящихся на интегративной основе (внутрипредметного и межпредметного содержания), необходимой для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирование широких общих и предметных компетенций. Нужно также расширять самостоятельную работу, проводимую в форме учебно-профессиональной деятельности (учебная и производственная практика) обучающихся [35].
В рамках компетентностной модели образовании задания на самостоятельную работу должны носить деятельностный характер.
Обучающимся в качестве домашнего задания следует предлагать не просто прочитать и пересказать учебный материал. Целесообразно, предложив новое учебное содержание как исходный материал, дать задание переработать, трансформировать его вопределенного рода продукт с помощью тех или иных средств и операций, при опоре на некоторые знания и когнитивные умения.
Усвоение знаний при этом становится необходимым условием (средством) решения конкретной учебно-профессиональной задачи (проблемы).
В соответствии с уровнями освоения учебного материала виды заданий для CP могут быть:
1) ознакомительные - конспектирование литературы;
2) репродуктивные - написание контрольной работы;
3) продуктивные - подготовка эссе.
При составлении фонда заданий могут быть использованы различные варианты конструкторов учебно-познавательных заданий для самостоятельной работы (таблицы 7 и 8) [29].
Таблица 2. Конструктор учебно-познавательных заданий для студентов
Ознакомительный
Репродуктивный
Продуктивный
Знакомство
Понимание
Применение
Анализ
Синтез
Оценка
Назовите основные части . . . .
Объясните причины того, что...
Изобразите информацию о . . .
Раскройте особенност и...
Предложи те новый
(иной)
Ранжируй те. . . и обоснуйте
17 графически вариант...
Сгруппируйте вместе все . . .
Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы....
Предложите способ, позволяющи й...
Проанализ ируйте структуру..
. с точки зрения.,.
Разработай те план, позволяю щий
(препятств ующий)...
Определи те, какое из решений оптимальн о для. . . . с то чки зрения
Составьте список понятий, касающихся. . .
Покажите связи, которые на ваш взгляд, существуют между., и. . .
Сделайте эскиз рисунка
(схемы), который показывает. .
Составьте перечень основных свойств..., характериз ующих . . . с точки зрения....
Найдите необычны й способ, позволяю щий, . .
Оцените значимост ь для. . . .
Расположите в определенном порядке....
Постройте прогноз развития
Сравните. . .
и , а затем обоснуйте
Постройте классифик ацию . . . на основании
Придумайт е игру, которая....
Определит е возможны е критерии оценки. . .
Изложите в форме текста (реферата)...
Прокомментир уйте положение о том, что. . . .
Проведите
(спланируйт е) эксперимент, подтвержда ющий, что...
Найдите в тексте
(модели, схеме и т.п.) то, что . . .
Предложит е новую
(свою) классифик ацию. . .
Выскажит е критическ ие суждения о . . .
Вспомните и напишите...
Изложите иначе
(переформулир уйте) идею о том, что...
Проведите презентацию
Сравните точки зрения
. . . и . . . на. . . .
Опишите возможны й
(наиболее вероятный
) сценарий развития
Оцените возможно сти для. . . .
Прочитайте самостоятельно
Приведите пример того, что (как, где)
Рассчитайте на основании данных о . . .
Выявите принципы, лежащие в основе. . .
Изложите в форме . . . свое мнение
(понимани е)...
Изложите в форме. . . свое мнение
(понимани е)...
Виды деятельности и задания разного уровня сложности для самостоятельной работы обучающихся [26]
Задание
1 2 3 4
Уровни сложности
1 2
3
Познавательная деятельность - работа с источниками информации
1. Работа с источниками, учебными и периодическими изданиями
Конспект
Конспект-план, конспект-схема, текстуальный конспект
Конспект-план, конспект-схема, текстуальный конспект
Конспект план, конспект-схема, текстуальный конспект
18
(кол-во источников определяется преподавателем)
(кол-во источников определяется преподавателем)
(кол-во источников определяется препо- давателем)
Реферат
Реферат-конспект
Реферат-обзор
Реферат-доклад
Систематизация источников
Список литературы
Библиографичес кий список
(минимальный набор источников)
Библиографически й список (максимальный набор источников)
II. Работа со справочными изданиями
Словари,справоч ник и энциклопедии
Словарь терминов
Глоссарий
Тезаурус
Справка
Написание справки
Написание справки с обо- снованием
Написание справки в соответствии с заявленной формой и полнотой содержания
Другое
III. Работа с интернет-источниками
Задания на поиск и обработку инфор- мации
Реферат-обзор
Анализ существующих ре- фератов в сети на данную тему
Анализ существующих рефера- тов в сети на данную тему, их оценивание
Ознакомление с профессиональными телеконференциями
Ознакомление с профессиональными телеконференциями, анализ обсуждения актуальных проблем
Участие в профессиональных телеконференциях
Задание на органи- зацию взаимодействия в сети
Консультации с препода- вателем через электрон- ную почту
Консультации с преподавателем и другими студентами через отсроченную телеконференцию
Консультации со специалистами
Задания по созданию web-страниц
Размещение выполнен- ных рефератов на сайте
Размещение выполненных рефератов и рецензий на сайте
Публикация курсовых и квалификационных работ обучающихся на сайте
Создание тематическихweb- страниц индивидуально
Создание тематических web-страниц в мини группах
Создание web-страниц для обучающихся
Другое
Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность студентов
1. Проведение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов
Изучение проблемы
Изучение проблемы
Обоснование на примере конкретного исследования способов решения проблемы
(задачи)
Сравнительный анализ способов решения проблемы (задачи)
Проведение иссле- дования
Проведение мини-иссле- дования
Проведение исследования
Публичное представление ре- зультатов исследования
19
Другое
II. Оформление учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности
студентов
Тезирование
Первичные тезисы
Первичные тезисы
УИРС
НИРС
Отчет о научно- исследовательской работе
Отчет о научно- исследовательской работе
Работа в научном стиле
Отчет об учебно- исследовательской работе
Отчет об учебно- исследовательской работе; доклад
Отчет об учебно- исследовательской работе; доклад; статья
Другое
Проектная деятельность-выполнение индивидуальных и групповых проектов
Проектирование фрагментов задания
Выполнение проектных заданий
Выполнение проектных заданий в соответствии с заданными условиями и формой представления материала
Другое
Организация самостоятельной деятельности студентов, направленной на решение
профессиональных задач
Решение професси- ональных задач
Анализ современного опыта
Прогнозирование воз- можных последствий предложенных решений профессиональных задач
Описание и разработка профессиональных задач
Другое
Преподавателями разрабатываются пакеты типовых и проблемных заданий (комплексных и ситуационных задач 2-3-го уровней усвоения (в некоторых случаях, с описанием алгоритма их решения или разбором решения типовой задачи), Задания должны быть ориентированы на организацию продуктивной самостоятельной деятельности обучающихся, при которой знания не даются в готовом виде, а «открываются» обучающимися самостоятельно в процессе работы с учебно-профессиональными ситуациями.
В этом плане наибольшую дидактическую ценность имею учебно- познавательные задания:
- с недостаточным условиями, когда часть информации необходимо найти з справочной литературе, сети Интернет, путем анкетирования, интервьюирования и т. д.;
- с избыточными условиями, в которых (как и в реальной жизни] много ненужной информации и требуется отделить значимую информацию от
«шума» (выбрать только то, что нужно для выполнения задания];
- с несколькими вариантами решения (оптимальный вариант выбирается по заданному или самостоятельно сформулированному обучающимся основанию/критерию].
20
Такие общие компетенции, как «Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач» и
«Использовать информационно-коммуникационные технологии в про- фессиональной деятельности», формируются в условиях работы с заданиями на обработку информации. К ним можно отнести:
- задания на передачу информации (подготовка докладов, сообщений по теме, плакатов, презентаций MSPowerPoint к учебному материалу, учебных пособий по теме и т. д.);
- задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование, рейтингование);
- задания на перекодировку информации (составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту и наоборот);
- задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;
- задания на обобщение и/или оценку (рецензирование) материалов дискуссии, обсуждения, состоявшихся на аудиторном занятии;
- задания на решение ситуационных задач и работа с учебными кейсами, в том числе и с представлением кейсов на электронных носителях
(мультимедиа-презентации) или в виде WEB-публикации в Интернете [29],
Ведущими типами заданий являются: задачи на рефлексию профессиональной деятельности; проектно-конструкторские; коммуникативные и исследовательские задания.
Проиллюстрируем вышесказанное примерами заданий, разработанных Е.
С. Тришиной, преподавателем педагогики Мариинского педагогического колледжа Кемеровской области:
- Составить компьютерную презентацию по теме «Обучение детей раннего и дошкольного возраста».
- Защита сообщения из интернет-источника по изучаемой теме (по выбору студента, с обязательным сообщением сайта) и др.
- Смоделировать конспект урока нестандартной формы.
- Смоделировать домашнее задание.
- Сделать самоанализ психолого-педагогической практики: эффективность методов, приемов и средств воспитания.
- Решить педагогическую задачу по применению методов, приемов и средств воспитания.
- Подобрать материал из периодической печати и из художественной литературы и составить задачу по теме «Закономерности и принципы воспитания».
- Составить систему работы по нравственному
(трудовому, гражданскому и т. д.) воспитанию.
- Составить компьютерную презентацию для школьников на тему
«Необходимо регулярно готовить домашнее задание».
- Аналитический разбор научной публикации по заранее определенной преподавателем теме.