Файл: Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) Автономное учреждение Республики Саха (Якутия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21
- Составить тезаурусное поле и др. [36].
Для формирования общих и профессиональных компетенций задания на самостоятельную работу должны быть оформлены как практические (в том числе - проектные) задания. Практическое задание представляет собой набор организованных определенным образом требований (задач) по выполнению трудовых операций и действий, соответствующих содержанию трудовых функций и необходимым для их выполнения профессиональным и общим компетенциям. Практические задания, которые используются на практических занятиях, учебной практике, могут быть связаны с изготовлением какого-либо изделия или другого материального продукта, что особенно ценно в профессиях НПО, поскольку в них большая часть профессиональных компетенций имеет прикладной характер. Однако для таких компетенций, как правило, важны не только параметры изготовленного продукта, но и характеристики процесса практической деятельности (например, соблюдение правил техники безопасности). Поэтому для CP практические задания такого рода используются только для отдельных профессий и специальностей.
Проектное задание - это связанная общей профессионально-трудовой ситуацией и «сюжетной линией» серия требований [профессионально- трудовых задач], соответствующих содержанию трудовых функций и необходимым для их выполнения профессиональным и общим компетенциям.
Специфика разработки проектных заданий как одного из видов практических заданий заключается в конструировании интегрирующей «сюжетной линии», объединяющей различные профессиональные задачи. При этом формулировке задач предшествует описание профессионально-трудовой ситуации. Часто в описании представлена не вся необходимая информация, ее необходимо найти в справочниках, использовать интернет-поиск, сделать информационные запросы и т.д.
Одним из традиционных видов проектных заданий являются курсовые работы (проекты) - самостоятельная учебная работа, выполняемая в течение учебного семестра (курса] под руководством преподавателя и направленная на решение частной задачи или проведение исследования по одному из вопросов, изучаемых в профессиональном модуле (учебной дисциплине]. Она представляет собой одну из форм учебно-исследовательской работы, ее выполнение является обязательным для всех обучающихся.
Примерная тематика курсовых работ для выбора обучающимися формируется, исходя из планируемых образовательных результатов профессионального модуля, должна иметь «заданную» формулировку (в отли- чие от реферата]. Структура, оформление, регламенты подготовки и защиты определяются согласованным с работодателями Положением о курсовой работе (курсовом проектировании), входящим в учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию соответствующей
ОПОП образовательного учреждения. Для организации защиты курсовых работ необходимо разработать критерии оценки, включающие в себя показатели, сформированные на основе планируемых образовательных результатов
(общих и профессиональных компетенций) [29].


22
Так же, как и в образовательном процессе, для организации самостоятельной работы обучающихся используются и другие виды заданий.
Для более качественной и регламентированной самостоятельной работы по учебной дисциплине/профессиональному модулю (МДК) преподаватель разрабатывает:
• рекомендации по организации самостоятельной работы по конкретной учебной дисциплине
(профессиональному модулю), включающих информацию о целях, средствах, трудоѐмкости, сроках выполнения, формах и требованиях контроля самостоятельной работы;
• рекомендации по оформлению
(представлению) результатов самостоятельной работы в зависимости от еѐ вида; рекомендации по отбору учебной, научной, нормативной, справочной литературы (можно привести перечень рекомендованной литературы) при выполнении самостоятельной работы по конкретным темам (заданиям).

23
4. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРНОЙ И
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ФГОС нового поколения на внеаудиторную работу отводится не менее трети бюджета времени обучающегося -18 часов в неделю в среднем за весь период обучения. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, часть времени, по требованиям модульно-компетентностного подхода, отводимого на аудиторные занятия, также включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время. Основным в организации самостоятельной работы обучающихся является создание условий для высокой активности, самостоятельности и ответственности обучающихся в аудитории и вне ее в ходе всех видов самостоятельной учебной деятельности.
Задачи организации CPсостоят в том, чтобы:
- мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
- повысить ответственность обучающихся за свое обучение;
- способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся;
- создать условия для формирования способности обучающихся к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.
Методика организации самостоятельной работы обучающихся зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, междисциплинарного курса, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств обучающихся и условий учебной деятельности.
Процесс организации самостоятельной работы обучающихся включает в
себя следующие этапы:
- подготовительный(планирование самостоятельной работы, определение целей, форм, способов и принципов выполнения заданий и контроля за самостоятельной работой обучающихся, подготовка методических рекомендаций, необходимого оборудования, списка литературы, диагностика уровня подготовленности обучающихся);
- основной (организация самостоятельной работы обучающихся, обеспечение использования ими приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения знаний, фиксирования результатов, само- организации процесса работы, определяются цели индивидуальной и групповой
CP обучающихся; проводятся индивидуально-групповые установочные консультации; устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов, обеспечивается положительная мотивация деятельности; происходит проверка промежуточных результатов; организация самоконтроля и самокоррекции; взаимообмен и взаимопроверка в соответствии с выбранной целью);
- заключительный (контрольно-оценочный) (оценка значимости и анализ


24 результатов самостоятельной работы, их систематизация, оценка эффективности самостоятельной работы, выводы о направлениях ее оптимизации).
Активная самостоятельная работа обучающихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. В условиях, когда многие обучающихся не готовы брать на себя ответственность за собственный процесс обучения (не ставят учебные цели, не организуют образовательную деятельность и др.), при этом чаще руководствуются внешними мотивами осуществления учебной деятельности (получения поощрения или избегания неприятностей), перед педагогами стоит нелегкая задача создания такой системы CP, обеспечивающей мотивацию, включение, активное погружение обучающихся в образовательный процесс.
Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Обучающийся должен видеть
полезность выполняемой работы для овладения будущей профессией или
специальностью, а также для дальнейшей учебной деятельности, поэтому преподаватели должны разъяснять обучающимся, как та или иная работа способствует выработке профессиональных и личностных качеств, входящих в квалификационную характеристику, на формирование каких умений, востребованных работодателями непосредственно влияет самостоятельная работа, а также показать, где в дальнейшем учебном процессе будут использованы результаты его СР.
Мотивации обучающихся к самостоятельной работе способствуют:
участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах проектных работ, конкурсах профессионального мастерства и т. д.; индивидуализация заданий,
выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление; поощрение обучающихся за успехи в учебе и творческой деятельности
(стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу; использование мотивирующих факторов контроля результатов самостоятельной работы обучающихся: рейтинговой оценки, тестов, накопительной системы оценивания.
Мотивационным фактором является личность преподавателя, который может быть примером для обучающегося как профессионал, как творческая личность.
Возможны два основных направления построения образовательного процесса на основе самостоятельной работы обучающихся.
Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки соответствующих методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности обучающихся и формирование общих и профессиональных компетенций.
Второй - повышение активности обучающихся по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Это направление построения образовательного процесса связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства обучающихся, так и


25 преподавателей, причем и в профессиональном, и в психологическом аспектах.
Кроме того, существующее информационно-технологическое обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы.
Аудиторная самостоятельная работа
Аудиторная самостоятельная работа реализуется на учебных занятиях: при проведении практических и лабораторных занятий, семинаров, на уроках, во время чтения лекций.
В начале самостоятельной работы на учебном занятии преподавателю необходимо:
- обозначить тему занятий и познакомить с инструкцией;
- провести краткую беседу, нацеливая обучающихся на связь темы самостоятельной работы с базовыми знаниями, умениями и навыками, общими и профессиональными компетенциями, необходимыми для выполнения задания;
- четко контролировать ход работы и при необходимости помогать обучающимся (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части - порции), задания с письменной инструкцией (например, с указанием последовательности действий], работы с подготовительными упражнениями
(каждое подготовительное упражнение представляет собой этап выполнения основного], работы с наглядным подкреплением рисунком, чертежом; помощь должна носить дозированный характер. Выполняя задание с дозированной
помощью, ученик получает карточку с необходимыми инструктивными материалами, к которым он может обратиться, а может и не обратиться в процессе выполнения задания. В данном случае объем дозированной помощи определяет сам обучающийся;
- тех, кто выполнил работу раньше других, предупредить о том, чтобы они хорошо просмотрели свои записи и занять дополнительным заданием, чтобы при подведении итогов присутствовали все обучающиеся;
- собрать записи о выполненной работе и определить время, когда будут обсуждены конечные результаты;
- подвести по возможности итоги занятия по выполнению самостоятельной работы. Эффективным способом при проведении аудиторной самостоятельной работы является использование разработанных преподавателем инструкций. Инструкция включает обозначение цели задания его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы и критерии, по которым будут оцениваться полученные продукты деятельности.
Также могут использоваться методические рекомендации, указания.
Преподаватель может информировать обучающихся о типичных ошибках, которые встречаются при выполнении подобных заданий.
Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса. Для сложных, комплексных практических заданий и проектов также предусматривается промежуточное консультирование (плановое или по запросу обучающихся). В


26 отдельных случаях инструкцию для обучающегося по выполнению задания целесообразно приложить к материалам задания в письменном виде.
Наименьшие возможности для самостоятельной работы имеются на
лекции. Одним из основных видов самостоятельной работы на лекции является конспектирование. Существуют два разных способа конспектирования - непосредственное и опосредованное. Непосредственное конспектирование - это запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения. При записи лекций или по ходу семинара этот способ оказывается единственно возможным. Опосредованное конспектирование начинают лишь после прочтения (желательно - перечитывания) всего текста до конца, после того, как будет понятен общий смысл текста и его внутренние содержательно- логические взаимосвязи. Опосредованное конспектирование возможно применять и на лекции, если перед началом лекции преподаватель будет раздавать обучающимся схему лекции (табличка, краткий конспект в виде основных понятий, алгоритмы и т. д.).
Поскольку лекция представляет собой прежде всего монолог преподавателя и пассивную роль обучающихся, то в рамках лекции возможны только небольшие «вкрапления» самостоятельной работы: сообщения обучающихся по отдельным вопросам плана лекции, опережающие задания для самостоятельного изучения фрагментов будущих тем лекционных занятий
(в статьях, учебных пособиях и др.), в конце лекции может быть проведен экспресс-опрос по конкретным темам и т. д. Эффективной формой являются проблемные лекции, в которых задача преподавателя не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения, функция обучающихся не только переработать информацию, но и активно включиться в открытие неизвестного для себя знания. Более подробно о современных формах лекционных занятий была представлена информация в главе 4.
Использование активных и интерактивных методов обучения на
семинарских занятиях (семинар-дискуссия, семинар-пресс-конференция, семинар-«мозговой штурм», семинар - круглый стол и др.) способствует формированию практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешения теоретических и практических проблем. Обучающиеся учатся выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника.
Данная форма работы позволяет повысить уровень интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания. Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям. При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Анализ конкретных ситуаций - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает