Файл: 1. Научные основы методики грамматики и правописания языкознание, психология, дидактика, опыт школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИЗЛОЖЕНИЕ – это письменный и устный вид работы, при котором учащиеся на основе образца строят свой собственный текст. Изложения – это пересказы прочитанного. В начальных классах – только обучающее. Знакомство с текстом. Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан не учителем, а самими учащимися.Беседа, краткий разбор содержания по вопросам учителя. Ставится 3-4 вопроса по содержанию текста с целью определения, все ли правильно поняли, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи.Повторное прочтение текста. Текст, предназначенный для изложения, прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.Составление плана (можно совместить с беседой). Логическое и композиционное разделение текста, их озаглавливание. План изложения записывается на доске.Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа. Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительских средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов. На доске записываются опорные слова для каждого пункта плана.Устный пересказ текста. Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.Анализ устного пересказа и его совершенствование. Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается еще раз.Самостоятельное написания изложения. Оказание индивидуальной помощи.Самопроверка и совершенствование текста учащимися. Аккуратно сделанные исправления учеников не учитываются при выставлении отметки.
Проверка изложения учителем.Работа над ошибками (проводится на следующем уроке). СОЧИНЕНИЕ как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме.


21.Словарно-орфографическая работа по усвоению непроверяемых написаний. Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. В русском языке встречается немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Изучение словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Поэтому необходимо развивать у школьников все виды памяти долговременной и кратковременной: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. В настоящее время методике изучения непроверяемых написаний в начальной школе посвящено немало работ, среди которых есть статьи, разделы пособий или целые книги. Авторами этих работ рассматриваются различные аспекты данной проблемы.Н.Н.Китаев раскрыл роль послогового проговаривания при усвоении непроверяемых написаний. П.П.Иванов уточнил последовательность работы с непроверяемыми безударными гласными. Н.С. Рождественский рекомендовал приемы, облегчающие запоминание слов, в частности, группировку слов по орфографическому признаку: по начальной букве, подбор родственных слов и форм, подбор слов по признаку графического сходства и графической противоположности. В.П.Канакина разработала лексико-орфографические упражнения, направленные как на запоминание написания трудных слов, так и на развитие мышления и речи учащихся. В.В.Ераткина, опираясь на данные из психолого-педагогических и лингвометодических источников, выделила и охарактеризовала большое количество приемов, направленных на активизацию учебной деятельности при обучении непроверяемым написаниям. Наиболее эффективные следующие приемы: запись слов по алфавиту, группировка и запись слов по орфографическим признакам, подбор и запись однокоренных слов других частей речи, подбор слов с иноязычными элементами, подбор синонимов и антонимов, составление и дописывание таблиц, выборочный ответ, сопоставление “противоположных” орфограмм, составление словосочетаний, замена словосочетаний и описательных оборотов отдельными словами, письменный пересказ текста с использованием данных слов, выборочное списывание, сочинение по опорным словам.Своеобразный подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями использует Ю.А.Поташкина. Слова сгруппированы в тематические группы
, на изучение одной отводится неделя.Работа строится поэтапно:1) орфографическое скандирование как способ тренировки естественного слогоделения и прием, облегчающий запоминание (поскольку запоминать надо всем, лучше скандировать хором, чтобы вступили в действие артикуляционные органы всех учащихся, что обеспечит подключение к запоминанию непроверяемых написаний, помимо слуховой, еще долее хранящей все – моторной памяти); важно помнить, что в первые дни работы с недельной группой слов надо, чтобы при скандировании дети непременно видели эти слова, чтобы слуховая память соединялась со зрительной, что значительно ускоряет запоминание;2) “пение” ударения;3) прописывание 3–4 наиболее трудных слов в классе и разных по трудности – дома (за неделю должны быть прописаны все слова, и неоднократно);4) составление с ними дома устных (или письменных) мини рассказов (проверка их осуществляется на разминке урока развития речи или литературного чтения);5) игры с этими словами.

22.Общая характеристика различных подходов к обучению орфографии (П.С. Жеден, В.В. Репкин, П.С. Тоцкий, С.Н. Лысенкова и др.). Методика перспективно-опережающего обучения впервые была разработана учителем начальных классов С.Н.Лысенковой, которая открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Трудную тему С.Н. Лысенкова начинает не в заданные часы, а много раньше.“Усвоение материала происходит в три этапа:предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,уточнение новых понятий, их обобщение, применение и развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий”.Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.“Опережающее обучение важнейших тем, работа на перспективу – это не только глубокие знания, но и резерв времени”. Нам представляется очень интересной эта методика, поскольку позволяет сэкономить время на объяснении нового материала и уделить больше внимания практическому закреплению. В обучении русскому языку это особенно актуально. Чем быстрее ученик освоит всю систему языка и практически закрепит эти знания, тем скорее научиться писать грамотно. Кроме того, перспективная подготовка позволяет избежать ошибок, поскольку невозможно подобрать текст
, в котором были бы только изученные орфограммы.В нынешних школьных программах за короткими теоретическими положениями сразу следует практический этап. Учителя-новаторы считают такой принцип неправильным. Только усвоив теорию, можно приступать к практике. Принцип ведущей роли теоретических знаний, выдвинутый Л.В. Занковым и В.В. Давыдовым, стал фундаментом, на котором базируется быстрое продвижение вперед всех учеников. Упор на практику делается позже, после изучения теоретического раздела.Изложение материала большими блоками (тема. раздел), успешно используемое такими учителями, как В.Ф. Шаталов, Ю.С. Меженко, позволяет лучше его осмыслить, осознать логические взаимосвязи там. где раньше были лишь отдельные правила, параграфы.Ученику предоставляется возможность увидеть всю дорогу, а не часть её, узнать, что ждет впереди.Таким образом, в работе мы используем элементы технологий С.Н. Лысенковой, которые предполагают личностно-ориентированный подход к обучению и способствуют прочному усвоению знаний учащимися.

23.Урок русского языка по орфографической теме (знакомство с новым материалом, закрепление и повторение); логика обдумывания урока и его анализа.
Тема:
 ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ОРФОГРАФИЯ.Цель: учить писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно применять правила орфографии в письменной речи.Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных):регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии скоммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;принимают другое мнение и позицию,допускают существование различных точек зрения; личностные –осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями