Файл: 1. Научные основы методики грамматики и правописания языкознание, психология, дидактика, опыт школы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
очередь в своих знаниях из области фонетики, графики, морфемики, словообразования или грамматики. Задача учителя — показывать в вопросе те понятия, которые «сигналят» об области поиска. Например, в поставленном вопросе «Как выбрать букву для безударного гласного в корне?» следует сначала уточнить, а где, в какой части слова, находится наш «хитрец»? Перед нами на доске записаны ответы на загадки и в них пропущены те буквы, звуки которых слышатся неясно: гр..бок, л..сток, в..дро, тр..ва, др..ва. Разбираемся с первым словом: чтобы понять само слово, мы подбираем родственные — грибы, грибной, грибник, гриб, выделяем в них общую часть, и — вот замечательная находка! — обнаруживаем среди них слово, где «злополучный» звук оказывается под ударением. Кстати вспоминаем, почему мы такие слова называем родственными. Ах, вот оно что! У них есть общая часть, которая и «внешне» (по буквам) и «внутри» (по смыслу) совпадает и называется корнем. Значит, слово гриб будет проверочным для всех остальных родственных слов, куда мы и впишем букву и — грибок.
17.Общие условия формирования осознанных и прочных орфографических навыков: регулярное и систематическое повторение. Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. В ходе орфографического разбора развиваются внимание, память, мышление, речь учащихся. Орфографический разбор позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знание учеников и проверить их орфографические умения и навыки. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.1. Орфографическое проговаривание.Целесообразно при выполнении упражнений, в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому “в памяти” движений остаётся память движений речевого аппарата. “В основе орфографического проговаривания лежит артикуляционная память, а
также подключается слуховая память, усиливая слуховое восприятие и уточняя в сознании пишущего состав и порядок звуков (и букв) в слове”. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию.При самостоятельной записи детьми учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.2. Комментированное письмо.Особенно важно учить детей комментировать своё письмо при выполнении домашних упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень. Самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.Например: под-ле-та-ет: “В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е, проверяю перелёт. В окончании глагола гласная е, доказываю: неопределённая форма подлетать не на –ить, это не глагол исключение, значит, первое спряжение, пишу окончание -ет”.
При комментировании, или орфографическом разборе, ученик должен, прежде всего, найти объект объяснения, то есть орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает орфографическую зоркость учащихся. Кроме того, комментированное письмо является одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правил, способствует выработку навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается хорошая дикция.Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.В процессе комментированного упражнения, когда “ведущий” ученик только фиксирует внимание на орфограммах ( “вижу орфограмму”, “вижу две орфограммы”), но не называет их, не объясняет написание, проявляется большая самостоятельность учащихся. Важную роль в решении орфографических задач при комментировании играют опорные схемы.
18.Факторы, способствующие усвоению правописания.
От сформированнности навыков правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Обеспечение качества знаний остается постоянной проблемой, решением которой школа занималась в любые времена.Главным в обучении правописанию – орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только, сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, т.е. орфографическая зоркость, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.Развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.Необходимо, начиная с первого класса, воспитывать у учащихся не только орфографическую зоркость, но и самоконтроль. Первые шаги в этом направлении: постоянное требование сличать написанное в тетради с текстом упражнения при списывании, не допускать ни одного пропуска буквы или искажения написания слова. На каждом уроке надо побуждать ученика контролировать свое письмо: посмотрите - какое слово мы пишем? Как вы его написали? Сколько букв в этом слове? Сколько в нем гласных? Согласных? Правильно ли вы списали это слово? Подобные вопросы заставляют детей списывать внимательно, следить за правильным написанием каждого слова. Зрительному запоминанию помогает применение плакатов с трудными словами, с цветным выделением орфограмм. Рекомендуется много писать, списывание - один из важных видов упражнения, но списывание надо и подкреплять аналитикосинтетическими заданиями: подчеркнуть, выделить графически, изменить формы, проверить орфограммы, найти и исправить ошибки.К зрительному фактору усвоения правописания тесно примыкает рукодвигателъный фактор: навык держания ручки, определение положения тела, тетради, умение придерживаться строки
, соблюдать поля, выдерживать размер и пропорции букв и Т.д. Усвоение грамотного письма зависит также от каллиграфии: аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются. Плохое написание приводит иногда к ошибкам даже в тех случаях, когда нет орфограммы (так называемые «описки»).
19.Организация работы над орфографическим правилом. Формирование навыка грамотного письма у школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил. Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой группы слов, объединенных чем-то общим. Тем самым они избавляют пишущих от необходимости запоминать образ каждого слова и создают возможность, руководствуясь правилом, писать целую группу слов в соответствии с установленными языковыми нормами.В настоящий момент в начальных классах используются в орфографической работе правила следующих типов:1. Правило-указание или запрещение. Оно не требует рассуждения и сложного действия. Пример такого правила – правописание гласных после шипящих: «жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «щу». Это правило опирается на развитый речевой слух учащихся, то есть на практическое знание фонетики, но не требует привлечения правил фонетики или грамматики. 2. Правило-указание для выбора написания из двух предполагаемых написаний. Для выбора необходимы рассуждения. Также нужна опора либо на значение слов, либо на разбор слова, на грамматический или фонетический анализ. 3. Правило-результат наблюдения над языком. Обычно оно носит грамматико-орфографический характер, соединяет в себе и грамматическое, и орфографическое наблюдения. 4. Грамматические правила (определения). Такие правила орфографических указаний не содержат, но создают грамматическую основу для орфографии. Обычно после них дается орфографическое правило.Так, правила склонения имен существительных (4 класс) создают основу правописания безударных падежных окончаний, главным образом существительных, «-е» и «-и». Правила спряжения глаголов (4 класс), правила различения окончаний 1 и 2 спряжений глаголов в настоящем и будущем временах создают основу для применения правил правописания безударных личных окончаний: «-ешь – ишь», «-ет – ит», «- ем – им», «-ете – ите», «-ут - ют», «-ат – ят». 5. Правило-предписание к выполнению действий. Само правило не указывает написания или его вариантов, а только подсказывает прием проверки. Примеры-правила проверки безударных гласных и звонких/глухих согласных в корне слова, правописания безударных окончаний имен существительных, прилагательных, личных окончаний глагола и т.п.
20.Виды и приёмы работы по орфографии: анализирующее списывание, грамматико-орфографический разбор, изложение и сочинение с предупреждением ошибок. СПИСЫВАНИЕ – передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. Используется при обучении технике письма и каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как правило, с дополнительными заданиями).Виды списывания:списывание с готового образца – для списывания предлагаются слова, предложения или текст без пропуска букв и дополнительных заданий; цель – списать правильно, без ошибок и искажений;списывание с дополнительными заданиями – списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий орфографического, грамматического, лексического или словообразовательного характера – разделить слова на слоги; выделить корень; обозначить части слова; обозначить части речи; указать род, число, падеж, склонение, спряжение; подчеркнуть главные члены предложений; подчеркнуть безударные гласные в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях; вставить пропущенные буквы и др.;творческое списывание – восстановление деформированных предложений или текста; изменение грамматической формы записываемых слов;выборочное списывание – списать только слова определенной части речи, определенного спряжения; выписать словосочетания и т.п.;списывание с группировкой – запись слов в два, три столбика с учетом содержащих в ловах орфограмм; запись слов в определенной последовательности: сначала записываются слова с безударной гласной в корне слова, затем – в приставке, далее – в суффиксе и т.д. Контрольный, или проверочный, диктант – вид слухового диктанта, представляет собой грамматико-орфографическое аналитико-синтетическое упражнение и проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое словои грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать их без ошибок. Цель – выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умениями применять их на практике.
17.Общие условия формирования осознанных и прочных орфографических навыков: регулярное и систематическое повторение. Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. В ходе орфографического разбора развиваются внимание, память, мышление, речь учащихся. Орфографический разбор позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знание учеников и проверить их орфографические умения и навыки. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.1. Орфографическое проговаривание.Целесообразно при выполнении упражнений, в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому “в памяти” движений остаётся память движений речевого аппарата. “В основе орфографического проговаривания лежит артикуляционная память, а
также подключается слуховая память, усиливая слуховое восприятие и уточняя в сознании пишущего состав и порядок звуков (и букв) в слове”. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию.При самостоятельной записи детьми учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.2. Комментированное письмо.Особенно важно учить детей комментировать своё письмо при выполнении домашних упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень. Самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.Например: под-ле-та-ет: “В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е, проверяю перелёт. В окончании глагола гласная е, доказываю: неопределённая форма подлетать не на –ить, это не глагол исключение, значит, первое спряжение, пишу окончание -ет”.
При комментировании, или орфографическом разборе, ученик должен, прежде всего, найти объект объяснения, то есть орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает орфографическую зоркость учащихся. Кроме того, комментированное письмо является одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правил, способствует выработку навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается хорошая дикция.Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.В процессе комментированного упражнения, когда “ведущий” ученик только фиксирует внимание на орфограммах ( “вижу орфограмму”, “вижу две орфограммы”), но не называет их, не объясняет написание, проявляется большая самостоятельность учащихся. Важную роль в решении орфографических задач при комментировании играют опорные схемы.
18.Факторы, способствующие усвоению правописания.
От сформированнности навыков правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Обеспечение качества знаний остается постоянной проблемой, решением которой школа занималась в любые времена.Главным в обучении правописанию – орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только, сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, т.е. орфографическая зоркость, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.Развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.Необходимо, начиная с первого класса, воспитывать у учащихся не только орфографическую зоркость, но и самоконтроль. Первые шаги в этом направлении: постоянное требование сличать написанное в тетради с текстом упражнения при списывании, не допускать ни одного пропуска буквы или искажения написания слова. На каждом уроке надо побуждать ученика контролировать свое письмо: посмотрите - какое слово мы пишем? Как вы его написали? Сколько букв в этом слове? Сколько в нем гласных? Согласных? Правильно ли вы списали это слово? Подобные вопросы заставляют детей списывать внимательно, следить за правильным написанием каждого слова. Зрительному запоминанию помогает применение плакатов с трудными словами, с цветным выделением орфограмм. Рекомендуется много писать, списывание - один из важных видов упражнения, но списывание надо и подкреплять аналитикосинтетическими заданиями: подчеркнуть, выделить графически, изменить формы, проверить орфограммы, найти и исправить ошибки.К зрительному фактору усвоения правописания тесно примыкает рукодвигателъный фактор: навык держания ручки, определение положения тела, тетради, умение придерживаться строки
, соблюдать поля, выдерживать размер и пропорции букв и Т.д. Усвоение грамотного письма зависит также от каллиграфии: аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются. Плохое написание приводит иногда к ошибкам даже в тех случаях, когда нет орфограммы (так называемые «описки»).
19.Организация работы над орфографическим правилом. Формирование навыка грамотного письма у школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил. Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой группы слов, объединенных чем-то общим. Тем самым они избавляют пишущих от необходимости запоминать образ каждого слова и создают возможность, руководствуясь правилом, писать целую группу слов в соответствии с установленными языковыми нормами.В настоящий момент в начальных классах используются в орфографической работе правила следующих типов:1. Правило-указание или запрещение. Оно не требует рассуждения и сложного действия. Пример такого правила – правописание гласных после шипящих: «жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «щу». Это правило опирается на развитый речевой слух учащихся, то есть на практическое знание фонетики, но не требует привлечения правил фонетики или грамматики. 2. Правило-указание для выбора написания из двух предполагаемых написаний. Для выбора необходимы рассуждения. Также нужна опора либо на значение слов, либо на разбор слова, на грамматический или фонетический анализ. 3. Правило-результат наблюдения над языком. Обычно оно носит грамматико-орфографический характер, соединяет в себе и грамматическое, и орфографическое наблюдения. 4. Грамматические правила (определения). Такие правила орфографических указаний не содержат, но создают грамматическую основу для орфографии. Обычно после них дается орфографическое правило.Так, правила склонения имен существительных (4 класс) создают основу правописания безударных падежных окончаний, главным образом существительных, «-е» и «-и». Правила спряжения глаголов (4 класс), правила различения окончаний 1 и 2 спряжений глаголов в настоящем и будущем временах создают основу для применения правил правописания безударных личных окончаний: «-ешь – ишь», «-ет – ит», «- ем – им», «-ете – ите», «-ут - ют», «-ат – ят». 5. Правило-предписание к выполнению действий. Само правило не указывает написания или его вариантов, а только подсказывает прием проверки. Примеры-правила проверки безударных гласных и звонких/глухих согласных в корне слова, правописания безударных окончаний имен существительных, прилагательных, личных окончаний глагола и т.п.
20.Виды и приёмы работы по орфографии: анализирующее списывание, грамматико-орфографический разбор, изложение и сочинение с предупреждением ошибок. СПИСЫВАНИЕ – передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. Используется при обучении технике письма и каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как правило, с дополнительными заданиями).Виды списывания:списывание с готового образца – для списывания предлагаются слова, предложения или текст без пропуска букв и дополнительных заданий; цель – списать правильно, без ошибок и искажений;списывание с дополнительными заданиями – списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий орфографического, грамматического, лексического или словообразовательного характера – разделить слова на слоги; выделить корень; обозначить части слова; обозначить части речи; указать род, число, падеж, склонение, спряжение; подчеркнуть главные члены предложений; подчеркнуть безударные гласные в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях; вставить пропущенные буквы и др.;творческое списывание – восстановление деформированных предложений или текста; изменение грамматической формы записываемых слов;выборочное списывание – списать только слова определенной части речи, определенного спряжения; выписать словосочетания и т.п.;списывание с группировкой – запись слов в два, три столбика с учетом содержащих в ловах орфограмм; запись слов в определенной последовательности: сначала записываются слова с безударной гласной в корне слова, затем – в приставке, далее – в суффиксе и т.д. Контрольный, или проверочный, диктант – вид слухового диктанта, представляет собой грамматико-орфографическое аналитико-синтетическое упражнение и проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое словои грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать их без ошибок. Цель – выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умениями применять их на практике.