Файл: 1. Научные основы методики грамматики и правописания языкознание, психология, дидактика, опыт школы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, трудолюбием.
24. Совершенствование фонетических умений для успешного обучения правописанию и для формирования других языковых умений. Главное внимание учителя русского языка и литературы должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен прежде всего учитывать психологическую природу орфографического навыка.Навыки — это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения.При этом надо учитывать, что слово "автоматизированный" «означает способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определенных правил и лишь затем в процессе упражнений подвергающегося автоматизации». Важно еще обратить внимание на следующее обстоятельство:автоматизированный навык «позволяет на каждом шагу, в частности при затруднениях, вновь становиться сознательным…». Навыки формируются на базе умений. Умения, в свою очередь, связаны с усвоением знаний и их применением на письме.Объем знаний по орфографии определен школьной программой по русскому языку. Кроме того, в программе указаны основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся того или иного класса.Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:высокий уровень преподавания орфографии;связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;знание орфографических правил;знание схемы, применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;упражнения, отрабатывающие умения применять орфографические правила.Как известно, формирование орфографических навыков — сложный и длительный процесс. Поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится значительное место. Орфография изучается в 1-3 (начальный курс) и в 5-6 (основной курс) классах. Повторяется в 7-8 классах и в 9, 10, 11 классах. Таким образом, в первые шесть лет школьного обучения орфографические навыки формируются, а в дальнейшем — совершенствуются.Что изучается в начальной школе.В 1-3 классах орфография изучается на элементарной лингвистической основе.В поле зрения учащихся находятся все четыре части русской орфографии:Обозначение звуков буквами.Раздельное написание слов.Употребление больших (прописных) и малых (строчных) букв.Перенос частей слова с одной строки на другую.На этой основе у учащихся начальной школы складывается первоначальное представление о русской орфографии и формируются элементарные навыки правописания.
25. Приёмы работы над фонетико-графическим материалом. Фонетика как отрасль языкознания изучает содержание первого, нижнего уровня языковой системы-произносительного. Теоретический материал этого уровня составляют учения о звуках речи, их характеристика, классификация, учение о слогоделении, об ударении в слове, представления о других произносительных средствах-о громкости речи, ее темпе, о повышении и понижении голоса, о паузах, об интонациях. Программы обычно представляют тщательную отработку практических умений: от фонетического (а затем- и звуко-буквенного) анализа до выразительной речи, до развития дикции и усвоения орфоэпии. Фонетика составляет основной материал 1 класса; в последующих классах материал углубляется, усложняются примеры, закрепляются практические умения. Трудность для детей представляют выделение звуков из некоторых сочетаний, различие твердости/мягкости согласных; в процессе дальнейшего обучения детей нередко затрудняет соотношение звука и буквы: чтение и письмо выдвигают в глазах детей букву в сравнении со звуком (но это уже графика).
26.Изучение морфемного состава слова. Значение изучения морфемного состава слова определяется учеными-методистами (Т. Г. Рамзаевой, М . С. Соловейчик, М. Р. Львовым и другими) следующим образом. Во-первых, при получении теоретических сведений о составе слова учащиеся приобретают определенные знания о языке, что, безусловно, повышает уровень их языковой компетенции. Во-вторых, ознакомление младших школьников с основами морфемики и словообразования способствует обогащению их знаний об окружающей действительности, поскольку установление семантико-структурной связи между словами опирается па связь между соотносимыми понятиями (например, слова море, моряк, морской семантически и структурно связаны, так как они являются наименованиями соотносимых между собой понятий). В процессе осознания учащимися семантико-структурной соотноси-мости слов расширяются их представления о связях между предметами, процессами, имеющими место в окружающей действительности. В-третьих, элементарные знания об образовании слов важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами.Охарактеризуем задачи изучения темы "Состав слова".1. Сформировать представление младших школьников о составе слова, основных признаках каждой морфемы (корня, окончания, приставки, суффикса).2. На базе полученных знаний сформировать комплекс умений, связанных с анализом слова по составу: умения выделять окончание (при вычленении данной морфемы школьники должны уметь изменять слово); умения находить, выделять корень (исходя из лингвистической корневой морфемы, учащиеся должны уметь подбирать ряд однокоренных слов, разнообразных по составу); умение выделять приставку (при вычленении приставки учащиеся должны уметь подбирать однокоренные слова с разными приставками или неоднокоренные слова с данной приставкой); умение выделять суффикс (при вычленении суффикса целесообразно учитывать два признака данной морфемы: суффикс стоит после корня и служит для образования новых слов).3. Помочь учащимся осознать сущность морфологического принципа русской орфографии (без введения термина).4. Научить сознательно пользоваться правилами правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова; познакомить с правилами правописания отдельных приставок, которые пишутся одинаково, независимо от произношения; научить различать приставку от предлога; развивать орфографическую зоркость.5. В процессе лексических и словообразовательных упражнений обогащать, активизировать словарь младших школьников, развивать их связную речь.6. Создать оптимальные условия для развития логического мышления учащихся.
27.Урок русского языка по теме «Состав слова» (введение понятия и формирование умений), подготовка учителя к уроку и анализу. Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной. Трудности возникают из-за того, что усвоение этой темы предполагает наличие достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы самостоятельно и осознанно делать выводы и обобщения. Эта тема важна по следующим причинам.1. Школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов.2. Учащиеся узнают об основном способе словообразования: новые слова создаются из тех морфем, которые уже существуют в языке, и по тем моделям, которые исторически сложились и закрепились в системе словообразования и т.д. Морфемный состав в качестве самостоятельной темы изучается во II классе. В III классе задач таковы: 1) в процессе целенаправленных упражнений добиться осознанного усвоения учащимися понятий морфем: корня, приставки, суффикса, окончания;-2) вооружить детей умениями и навыками анализа слов по составу: они должны уметь находить в слове определенную морфему, подбирать к данному слову однокоренные слова с разными приставками и суффиксами, отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов; 4) научить школьников сознательно пользоваться правилами правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; развивать орфографическую зоркость; ознакомить 5) в процессе словообразовательных и лексических упражнений добиваться обогащения активного словаря учащихся, решать задачи развития связной речи.Система изучения морфемного состава слова. Система определяет:1) место изучения морфемного состава в общей системе изучения программного материала по русскому языку;2) последовательность работы над понятиями корня, приставки, суффикса, окончания; 3) взаимодействие между изучением морфемного состава слова и его лексического значения;4) связь работы над формированием навыков правописания морфем с усвоением основ знаний из области словообразования и грамматики.При построении системы в качестве ведущих выступают следующие положения:— все морфемы в слове взаимосвязаны; — значение каждой морфемы раскрывается в составе слова; — изучение корня, приставки, суффикса и окончания проводится во взаимодействии;- сущность всех морфем раскрывается в сопоставлении друг с другом;— в отдельности каждая морфема изучается с семантико-словообразовательной и орфографической сторон. В системе выделяются четыре этапа:1-й этап — пропедевтические (предварительные подготовительные) словообразовательные наблюдения (I класс);2-й этап — знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении (II класс);3-й этап — изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов и окончаний; ознакомление с сущностью морфологического
принципа правописания; формирование навыка правописания корней и приставок (II класс);4-й этап — углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением частей речи (III класс).
28. Изучение грамматики, грамматических понятий. Задачи изучения грамматики в начальных классах. Методика грамматики- это раздел МПРЯ который изучает способы формирования грамматических понятий у учащихся, усвоение грамматических закономерностей, умение выполнять грамматический разбор.В методике грмматике 3 раздела:1.мет. изучения состава слова и элементов словообразования;2. методика изучения морфологии;3..методика изучения снтаксиса.Грамматика в школе имеет 2 значения:- самостоятельное з-е дает определение знаний о родном языке, его строе, закономеростях; способствует развитию логического мышления;- прикладное значение.на основе усваивается орфография, пунктуация, культура речи, вырабатываются умения и навыки в правописании.Принципы обучения грамматики:Морфолого-синтаксический соотношение частей речи и членов предложения;парадигматический сопоставление исходной и косвенной форм слова, способность словосочитаний изменяться;синтагматический рассмотрение сочитательных возможностей частей речи, правила построения словосичитаний и предложений
лексико-грамматический сопоставление лексического и грамматического значения
интенационный принцип обучения- сопоставление структуры предложения и его интонации.Грамматический разбор является видом грамматического упражнения и одним из видов лингвистического анализа. Суть- указание грамматических признаков слов, их форм, в общей характеристики-предложения, его частей,членов, и отчасти комментирование орфограмм и знаков препинания. Используется на этапах повторения и закрепления материала. Способствует быстрому распознаванию категорий и форм.Виды разбора:1.по содержанию:Морфемный;Морфологический;Синтаксический (почти не используется в начальных классах) –а) разбор словосочетания,Б)разбор простого предложения,В) разбор сложного предложения.2. по объёму:Полный (все категории);Частичный;В процессе обучения сначала идет частичный разбор, потом полный.3. по форме:Письменный;Устный.Начинать нужно с письменного, который способствует быстрому усвоению логики, затем переходить к устному.4. по приёмам:Коллективный;Индивидуальный.5. по способам мыслительной деятельности:Разбор-доказательство;Разбор-суждение (ученик подводит только языковое явление под более широкое понятие, по принадлежности единицы тому или иному разряду не доказывается).В ходе грамматического разбора используется определенная схема разбора. Очень важно, чтобы дети усвоили этот порядок, это позволит им увереннее излагать свои знания, правильно строить ответ, обеспечить осознанное усвоение материала.Это основной метод закрепления и систематизации знаний учащихся.Разбор приобщает к языку науки, к точному употреблению терминов.Один из видов грамматической речи.Грамматический разбор способствует закреплению орфографических и пунктуационных правил.Один из наиболее эффективных видов домашнего задания и хорошее средство проверки знаний.Синтаксис- правила соединения слов, законы выражения объективной и субъективной информации при помощи слова.Целью синтаксиса:1. ребенок должен уметь обдуманно строить и корректировать в соответствии с нормами свою речь 2. развивать чувство языка которое лежит в основе любого словестного творчества.Чувство языка можно развить с помощью 2 секетов:1. умение предугадывать текст 2.верная расстановка знаков препинания способность запоминания.Предложение завершенная мысль,которая выделена интонационно и знаками начала и конца.Грамматические и орфографические упражнения должны способствовать речевому развитию школьников, формированию у них языковых обобщений или орфографических навыков.
24. Совершенствование фонетических умений для успешного обучения правописанию и для формирования других языковых умений. Главное внимание учителя русского языка и литературы должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен прежде всего учитывать психологическую природу орфографического навыка.Навыки — это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения.При этом надо учитывать, что слово "автоматизированный" «означает способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определенных правил и лишь затем в процессе упражнений подвергающегося автоматизации». Важно еще обратить внимание на следующее обстоятельство:автоматизированный навык «позволяет на каждом шагу, в частности при затруднениях, вновь становиться сознательным…». Навыки формируются на базе умений. Умения, в свою очередь, связаны с усвоением знаний и их применением на письме.Объем знаний по орфографии определен школьной программой по русскому языку. Кроме того, в программе указаны основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся того или иного класса.Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:высокий уровень преподавания орфографии;связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;знание орфографических правил;знание схемы, применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;упражнения, отрабатывающие умения применять орфографические правила.Как известно, формирование орфографических навыков — сложный и длительный процесс. Поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится значительное место. Орфография изучается в 1-3 (начальный курс) и в 5-6 (основной курс) классах. Повторяется в 7-8 классах и в 9, 10, 11 классах. Таким образом, в первые шесть лет школьного обучения орфографические навыки формируются, а в дальнейшем — совершенствуются.Что изучается в начальной школе.В 1-3 классах орфография изучается на элементарной лингвистической основе.В поле зрения учащихся находятся все четыре части русской орфографии:Обозначение звуков буквами.Раздельное написание слов.Употребление больших (прописных) и малых (строчных) букв.Перенос частей слова с одной строки на другую.На этой основе у учащихся начальной школы складывается первоначальное представление о русской орфографии и формируются элементарные навыки правописания.
25. Приёмы работы над фонетико-графическим материалом. Фонетика как отрасль языкознания изучает содержание первого, нижнего уровня языковой системы-произносительного. Теоретический материал этого уровня составляют учения о звуках речи, их характеристика, классификация, учение о слогоделении, об ударении в слове, представления о других произносительных средствах-о громкости речи, ее темпе, о повышении и понижении голоса, о паузах, об интонациях. Программы обычно представляют тщательную отработку практических умений: от фонетического (а затем- и звуко-буквенного) анализа до выразительной речи, до развития дикции и усвоения орфоэпии. Фонетика составляет основной материал 1 класса; в последующих классах материал углубляется, усложняются примеры, закрепляются практические умения. Трудность для детей представляют выделение звуков из некоторых сочетаний, различие твердости/мягкости согласных; в процессе дальнейшего обучения детей нередко затрудняет соотношение звука и буквы: чтение и письмо выдвигают в глазах детей букву в сравнении со звуком (но это уже графика).
26.Изучение морфемного состава слова. Значение изучения морфемного состава слова определяется учеными-методистами (Т. Г. Рамзаевой, М . С. Соловейчик, М. Р. Львовым и другими) следующим образом. Во-первых, при получении теоретических сведений о составе слова учащиеся приобретают определенные знания о языке, что, безусловно, повышает уровень их языковой компетенции. Во-вторых, ознакомление младших школьников с основами морфемики и словообразования способствует обогащению их знаний об окружающей действительности, поскольку установление семантико-структурной связи между словами опирается па связь между соотносимыми понятиями (например, слова море, моряк, морской семантически и структурно связаны, так как они являются наименованиями соотносимых между собой понятий). В процессе осознания учащимися семантико-структурной соотноси-мости слов расширяются их представления о связях между предметами, процессами, имеющими место в окружающей действительности. В-третьих, элементарные знания об образовании слов важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами.Охарактеризуем задачи изучения темы "Состав слова".1. Сформировать представление младших школьников о составе слова, основных признаках каждой морфемы (корня, окончания, приставки, суффикса).2. На базе полученных знаний сформировать комплекс умений, связанных с анализом слова по составу: умения выделять окончание (при вычленении данной морфемы школьники должны уметь изменять слово); умения находить, выделять корень (исходя из лингвистической корневой морфемы, учащиеся должны уметь подбирать ряд однокоренных слов, разнообразных по составу); умение выделять приставку (при вычленении приставки учащиеся должны уметь подбирать однокоренные слова с разными приставками или неоднокоренные слова с данной приставкой); умение выделять суффикс (при вычленении суффикса целесообразно учитывать два признака данной морфемы: суффикс стоит после корня и служит для образования новых слов).3. Помочь учащимся осознать сущность морфологического принципа русской орфографии (без введения термина).4. Научить сознательно пользоваться правилами правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова; познакомить с правилами правописания отдельных приставок, которые пишутся одинаково, независимо от произношения; научить различать приставку от предлога; развивать орфографическую зоркость.5. В процессе лексических и словообразовательных упражнений обогащать, активизировать словарь младших школьников, развивать их связную речь.6. Создать оптимальные условия для развития логического мышления учащихся.
27.Урок русского языка по теме «Состав слова» (введение понятия и формирование умений), подготовка учителя к уроку и анализу. Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной. Трудности возникают из-за того, что усвоение этой темы предполагает наличие достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы самостоятельно и осознанно делать выводы и обобщения. Эта тема важна по следующим причинам.1. Школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов.2. Учащиеся узнают об основном способе словообразования: новые слова создаются из тех морфем, которые уже существуют в языке, и по тем моделям, которые исторически сложились и закрепились в системе словообразования и т.д. Морфемный состав в качестве самостоятельной темы изучается во II классе. В III классе задач таковы: 1) в процессе целенаправленных упражнений добиться осознанного усвоения учащимися понятий морфем: корня, приставки, суффикса, окончания;-2) вооружить детей умениями и навыками анализа слов по составу: они должны уметь находить в слове определенную морфему, подбирать к данному слову однокоренные слова с разными приставками и суффиксами, отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов; 4) научить школьников сознательно пользоваться правилами правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; развивать орфографическую зоркость; ознакомить 5) в процессе словообразовательных и лексических упражнений добиваться обогащения активного словаря учащихся, решать задачи развития связной речи.Система изучения морфемного состава слова. Система определяет:1) место изучения морфемного состава в общей системе изучения программного материала по русскому языку;2) последовательность работы над понятиями корня, приставки, суффикса, окончания; 3) взаимодействие между изучением морфемного состава слова и его лексического значения;4) связь работы над формированием навыков правописания морфем с усвоением основ знаний из области словообразования и грамматики.При построении системы в качестве ведущих выступают следующие положения:— все морфемы в слове взаимосвязаны; — значение каждой морфемы раскрывается в составе слова; — изучение корня, приставки, суффикса и окончания проводится во взаимодействии;- сущность всех морфем раскрывается в сопоставлении друг с другом;— в отдельности каждая морфема изучается с семантико-словообразовательной и орфографической сторон. В системе выделяются четыре этапа:1-й этап — пропедевтические (предварительные подготовительные) словообразовательные наблюдения (I класс);2-й этап — знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении (II класс);3-й этап — изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов и окончаний; ознакомление с сущностью морфологического
принципа правописания; формирование навыка правописания корней и приставок (II класс);4-й этап — углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением частей речи (III класс).
28. Изучение грамматики, грамматических понятий. Задачи изучения грамматики в начальных классах. Методика грамматики- это раздел МПРЯ который изучает способы формирования грамматических понятий у учащихся, усвоение грамматических закономерностей, умение выполнять грамматический разбор.В методике грмматике 3 раздела:1.мет. изучения состава слова и элементов словообразования;2. методика изучения морфологии;3..методика изучения снтаксиса.Грамматика в школе имеет 2 значения:- самостоятельное з-е дает определение знаний о родном языке, его строе, закономеростях; способствует развитию логического мышления;- прикладное значение.на основе усваивается орфография, пунктуация, культура речи, вырабатываются умения и навыки в правописании.Принципы обучения грамматики:Морфолого-синтаксический соотношение частей речи и членов предложения;парадигматический сопоставление исходной и косвенной форм слова, способность словосочитаний изменяться;синтагматический рассмотрение сочитательных возможностей частей речи, правила построения словосичитаний и предложений
лексико-грамматический сопоставление лексического и грамматического значения
интенационный принцип обучения- сопоставление структуры предложения и его интонации.Грамматический разбор является видом грамматического упражнения и одним из видов лингвистического анализа. Суть- указание грамматических признаков слов, их форм, в общей характеристики-предложения, его частей,членов, и отчасти комментирование орфограмм и знаков препинания. Используется на этапах повторения и закрепления материала. Способствует быстрому распознаванию категорий и форм.Виды разбора:1.по содержанию:Морфемный;Морфологический;Синтаксический (почти не используется в начальных классах) –а) разбор словосочетания,Б)разбор простого предложения,В) разбор сложного предложения.2. по объёму:Полный (все категории);Частичный;В процессе обучения сначала идет частичный разбор, потом полный.3. по форме:Письменный;Устный.Начинать нужно с письменного, который способствует быстрому усвоению логики, затем переходить к устному.4. по приёмам:Коллективный;Индивидуальный.5. по способам мыслительной деятельности:Разбор-доказательство;Разбор-суждение (ученик подводит только языковое явление под более широкое понятие, по принадлежности единицы тому или иному разряду не доказывается).В ходе грамматического разбора используется определенная схема разбора. Очень важно, чтобы дети усвоили этот порядок, это позволит им увереннее излагать свои знания, правильно строить ответ, обеспечить осознанное усвоение материала.Это основной метод закрепления и систематизации знаний учащихся.Разбор приобщает к языку науки, к точному употреблению терминов.Один из видов грамматической речи.Грамматический разбор способствует закреплению орфографических и пунктуационных правил.Один из наиболее эффективных видов домашнего задания и хорошее средство проверки знаний.Синтаксис- правила соединения слов, законы выражения объективной и субъективной информации при помощи слова.Целью синтаксиса:1. ребенок должен уметь обдуманно строить и корректировать в соответствии с нормами свою речь 2. развивать чувство языка которое лежит в основе любого словестного творчества.Чувство языка можно развить с помощью 2 секетов:1. умение предугадывать текст 2.верная расстановка знаков препинания способность запоминания.Предложение завершенная мысль,которая выделена интонационно и знаками начала и конца.Грамматические и орфографические упражнения должны способствовать речевому развитию школьников, формированию у них языковых обобщений или орфографических навыков.