Файл: Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечении занятости населения.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 790
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Службы занятости населения регионов Российской Федерации являются структурными подразделениями Федеральной службы по труду и занятости, организовывают и контролируют деятельность местных отделений службы занятости – центров занятости населения.
Таким образом, организация и регулирование системы занятости населения в РФ осуществляется при помощи применения различных форм, средств и методов. Федеральным органом исполнительной власти проводящими государственную политику в сфере занятости и трудоустройства, является Министерство труда и социального развития РФ, которое возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения.
РАЗДЕЛ 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗРАБОТИЦЫ
3.1. Понятие безработного гражданина. Порядок регистрации безработных граждан.
Статьей 37 Конституции Российской Федерации закреплено, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Безработица — экономическое явление, при котором люди, готовые и способные работать, не могут найти работу.
По формам безработица делиться на следующие виды8:
Открытая безработица — это полная потеря работы и доходов. Например, уволенный с работы сотрудник не может найти новое место и встает на учет по безработице.
Открытая безработица делится на два типа:
-
регистрируемый тип — часть населения, которая обратилась за поддержкой в поиске работы к социальным фондам, встала на учет в центр занятости и получает ежемесячное социальное пособие; -
нерегистрируемый тип — часть активного населения, которая идет работу, но не обращается в центр занятости.
Скрытая безработица — явление, при котором человек официально не является безработным, но не может найти работу на полный день. В результате он, например, трудится неполный день за меньшую зарплату.
Причины ее возникновения:
-
администрация предприятия проводит политику сохранения численности с расчетом на скорое изменение экономического положения, вводя половинный рабочий день; -
сохранение числа работников позволяет руководству рассчитывать на получение ряда льгот от государства; -
работники из малых населенных пунктов предпочитают сохранить частичный заработок и не потерять работу, так как у них нет альтернативы; -
для сотрудников предпенсионного возраста важен непрерывный стаж; -
маленький, но стабильный доход в неполной занятости играет для сотрудника более весомую роль, чем возможность увеличения дохода при поиске нового места.
Текучая безработица — это временная безработица, которая связана с неравномерным развитием различных отраслей производства и регионов из-за экономических циклов.
Причины возникновения:
-
непропорциональное развитие отраслей промышленности в регионах; -
периодически повторяющиеся спады, депрессии и стагнации в экономике; -
скачкообразный спрос на рабочие кадры (недостаточный во время спада и депрессии, излишний во время производственного проста). -
Застойная безработица -
Застойная или долгосрочная безработица — это длительная безработица, которая чередуется с краткими периодами случайной работы. -
Она приводит к тяжелым последствиям с точки зрения материальных возможностей и эмоционального состояния безработных. -
При застойной безработице людям нужна помощь с переквалификацией или переездом в другой регион, где конкретное направление деятельности более востребовано.
При добровольной безработице граждане по разным причинам не считают нужным трудиться. Среди этих причин могут быть:
-
политические и социальные взгляды на труд; -
религия и традиции (например, в республиках Кавказа распространено мнение о том, что женщина не должна работать); -
желание посвятить себя семье и ведению домашнего хозяйства; -
нежелание работать на условиях, которые предлагает рынок труда (размер оплаты, продолжительность рабочего дня); -
выпадение гражданина из социума, вызванное его образом жизни (бездомные, бродяги).
Безработный — это человек в трудоспособном возрасте (женщины от 16 до 55 лет и мужчины до 60 лет), не имеющий работы или какого-то иного дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.
К безработным, применительно к определениям Международной Организации Труда (МОТ), относятся лица в обследуемом возрасте, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:
– не имели работы (доходного занятия);
– занимались поиском работы в течение последних четырех недель, используя при этом любые способы;
– были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.
Средняя продолжительность безработицы (среднее время поиска работы) рассчитывается как средневзвешенная величина для рассматриваемого состава безработных.9
Трудоспособность граждан оценивается по двум критериям: состоянию здоровья и возрасту.
Чтобы найти работу или оформить пособие по безработице, нужно зарегистрироваться в центре занятости населения.
Регистрация осуществляется в 3 этапа: первичная регистрация безработных граждан, регистрация безработных в целях поиска подходящей работы, а также, регистрация граждан в качестве безработных.
Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы по вопросам занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов.
Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами по вопросам занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения. Место жительства определяется наличием паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства или соответствующей справкой из органов внутренних дел.
Документы, для заполнения заявления:
-
Паспорт; -
ИНН; -
Свидетельство о рождении детей до 18 лет; -
Трудовая книжка (при наличии); -
Реквизиты банковского счёта, к которому привязана карта «Мир», или почтовый адрес — для выплаты пособия.
Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.
Документы о среднем заработке не понадобятся — центр занятости населения запросит их у Социального фонда, а тот получит сведения от работодателя.
Сведения об индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА) указывать не придётся — их запросят в учреждении медико-социальной экспертизы.
По правилам, подать заявление на постановку на учёт можно:
-
онлайн через Госуслуги. (Нужна подтверждённая учётная запись) -
онлайн на портале «Работа России» -
лично в центр занятости населения по месту жительства
Органы по вопросам занятости в течении 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы, включая работу временного характера или план самостоятельного поиска работы, а впервые ищущему работы, не имеющему профессии, - два варианта: получение профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
Согласно статье 4 Закона «О занятости населения», подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиями последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Для некоторых категорий граждан предусматривается, что подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работы временного характера, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде. Это правило, применяется в отношении граждан:
-
Впервые ищущие работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); -
Уволенных более одного раза в течении одного года, предшествовавшего началу безработицы; -
Уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виноватые действия, предусмотренные законодательством РФ; -
Состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также, более трех лет, не работавших и т.д.
На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В нем производиться соответствующие записи о всех предложениях органа по вопросам занятости, в том числе по предоставлению работы, о направлении к работодателю для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении его в орган по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) с предложениями органа по вопросам занятости.
Таким образом, гражданин, имеющий все основания для регистрации в качестве безработного, после регистрации в целях поиска подходящей работы в течении 10 дней не имеет статуса безработного и подлежит трудоустройству. При невозможности предоставления органами службы занятости, подходящей работы гражданам в течении 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы, данные граждане признаются безработными с первого дня предъявления необходимых документов.
Безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане:
-
Не достигшие 16-летнего возраста; -
Которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет; -
Осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; -
Представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными. -
Если гражданину отказано в регистрации в качестве безработного, за ним сохраняется право повторного обращения в органы по вопросам занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о регистрации их безработными. В случае отказа, гражданину в регистрации его безработным, органы по вопросам занятости устно или письменно, с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.