Файл: Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечении занятости населения.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 791
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.2. Формы и методы социальной поддержки безработных
Под социальной поддержкой безработных следует понимать систему мер, принимаемых государством с целью предоставить безработным гражданам помощь в преодолении трудной жизненной ситуации, вызванной отсутствием работы.
При этом безработным гражданам (которые таковыми признаны в соответствии с действующим законодательством) гарантируется получение услуг в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации, психологическая поддержка по направлению органов службы занятости, о чем говорилось в предыдущих разделах;
Время, в течение которого гражданин, в установленном законом порядке, получает пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.
Далее, рассмотрим такие аспекты как:
-
Период выплаты пособия -
Размер выплаты пособия -
Возможность участия в общественных работах -
Прекращение или приостановление пособия
Пособие по безработице выплачивается в течение трех или шести месяцев. Суммарный период выплат не должен превышать 12 месяцев.
В течение трех месяцев пособие получают те, кто:
-
ищет работу впервые; -
к моменту постановки на учет не работал больше года; -
уволен с последнего места работы за нарушение дисциплины; -
прекратил индивидуальную предпринимательскую деятельность; -
на последней работе оказывал услуги по договору гражданско-правового характера или авторскому договору; -
вышел из членов фермерского хозяйства; -
не предоставил справку о среднем заработке за последние три месяца на последней работе.
В течение шести месяцев:
-
за прошедший год работали не менее 26 недель; -
уволились по собственному желанию; -
уволились из-за ликвидации организации или сокращения штата сотрудников; -
уволились с военной службы в течение 12 месяцев до безработицы, но при этом до призыва проработали не менее 26 недель.
Срок выплаты пособия может быть увеличен для предпенсионеров. За каждый год страхового стажа (от 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин) период материальной поддержки может быть увеличен на две недели. В таком случае срок выплаты пособия суммарно не может превышать 24 месяцев в течение трех лет.
Важно знать, что согласно п. 6 ст. 31 закона о занятости, пособие выплачивается, только если гражданин регулярно проходит перерегистрацию. Ее сроки устанавливает служба занятости, но они не могут быть чаще, чем два раза в месяц.
Правительство РФ утвердило минимальную и максимальную величину пособия по безработице на 2023 год10. Решено было оставить ее на уровне 2022 года. Так, минимальная величина пособия составит 1500 руб., а максимальная – 12 792 руб. в первые три месяца и 5000 руб. в следующие три месяца периода выплаты пособия.(см. Приложение 1) Для граждан, признанных предпенсионерами, размеры пособия также не поменялись.(см. Приложение 2)
Размер выплачиваемого пособия по безработице определяется в процентном отношении к среднему заработку гражданина, если он был признан безработными в установленном порядке, был уволен в течение 12 месяцев до начала безработицы и работал до этого не менее 26 недель. В первые три месяца пособие будет выплачиваться в размере 75% от среднего заработка гражданина по последнему месту работы (службы), а в следующие три месяца – в размере 60% (с применением районных коэффициентов) с учетом указанного выше минимального и максимального размера.
Для всех остальных граждан пособие будет установлено в минимальном размере. Это касается, в частности, впервые ищущих работу (кроме детей-сирот), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины, прекративших предпринимательскую деятельность и других категорий граждан.
Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, имеющие социально полезную направленность, организуемые для обеспечения временной занятости безработных и ищущих работу граждан. В общественных работах может участвовать практически каждый человек: от работника не требуется специальной подготовки, опыта, знаний.
Для участия в данных мероприятиях работодатель с центром занятости заключает договор о сотрудничестве. Далее центр занятости направляет в организации граждан, стоящих на учете и желающих поучаствовать в общественных работах. Между работодателем и безработным заключается срочный трудовой договор. При желании он может быть расторгнут сторонами досрочно, например, при устройстве гражданина на постоянную работу. Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
За общественные работы гражданин получает заработную плату, размер которой не может быть ниже МРОТ - минимального размера оплаты труда. Кроме этого работники дополнительно получают материальную поддержку от центра занятости от 1725,00 руб. до 3450,00 руб. Эта сумма перечисляется ежемесячно на расчетный счет гражданина в период временного трудоустройства.
Безработные граждане могут быть привлечены к выполнению следующих видов работ:
-
строительство дорог, их ремонт и содержание; -
проведение сельскохозяйственных мелиоративных работ, работ в лесном хозяйстве; -
заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции; -
обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи; -
эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения; -
озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства; -
уход за престарелыми, инвалидами и больными; -
обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул; -
организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов; -
проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.) и др.
Состоящие на учете в центре занятости населения лица утрачивают право на получение государственной помощи при возникновении обстоятельств, не позволяющих продолжения периода предоставления информационной и финансовой помощи.
Прекращение выплаты пособия по безработице – это отмена выплаты пособия, которая сопровождается снятием гражданина с учета в качестве безработного.
Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях(см. Приложение 2):
-
признания гражданина трудоустроенным; -
прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; -
длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин; -
переезда или переселения безработного в другую местность; -
попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем; -
осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; -
назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости, либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; -
отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина); -
смерти безработного.
Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
-
отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; -
отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; -
явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ; -
увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия; -
нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. -
самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.
Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.
Выплата пособия по безработице не производится в периоды:
-
отпуска по беременности и родам; -
выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования по очно - заочной или заочной форме; -
призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:
-
неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; -
отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (обучение).
Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.
Среди методов социальной поддержки безработных, выделяют следующие:
-
Правовые (юридические) методы -
Административные методы -
Социально-экономические методы
Правовые (юридические) методы. Предусматривают права и обязанности субъектов правоотношений государственных органов, иных организаций, которые занимаются вопросами безработицы и безработных граждан, социальные гарантии и др. вопросы.
Любая деятельность социального работника в этой сфере правоотношений регулируется нормативно-правовыми актами. Основным законодательным актом по данной проблематике является действующий в настоящее время ФЗ РФ «О занятости населения». Много очень важных подзаконных нормативных актов, например: Постановление Правительства РФ №2046 от 14.11.2022 г. «О размерах минимальной и максимальной величине пособия по безработице на 2023 г.».
Административный метод связан, прежде всего, с организацией деятельности органов, осуществляющих свою деятельность, в вопросах социальной защиты безработных граждан и регулируется Административным регламентом предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда
Государственную услугу Центра занятости населения предоставляют гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, и безработным гражданам государственную услугу на территории соответствующих муниципальных образований.