Файл: Зуева Татьяна Валерьевна Формирование элементов латерального мышления учащихся при изучении темы Пейзажноэстетический потенциал культурного ландшафта в рамках вариативного компонента учебного плана магистерская диссертация.pdf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение
6.
Гидрометеорологическая экскурсия (турпоход выходного дня): «Станция
Яхрома – р. Яхрома»). Почвы. Биологическое разнообразие. Экологическое состояние и антропогенное воздействие. Ландшафтная структура района: характеристика Верхневолжской низменности и Смоленско-Московской возвышенности, анализ геоморфологической карты района (Приложение 6.
Эколого-геоморфологическая экскурсия: «К просторам Дмитровской земли…»), выявление положительных и отрицательных качеств физико- географического положения по отношению к предпосылкам развития культурных ландшафтов.
3.3. Роль Дмитровского района в общей структуре ООПТ Московского столичного региона, список присутствующих ООПТ областного значения, флора и фауна Дмитровского района, редкие виды, характеристика ботанического заказника Икшинский овраг.
3.4. Группировка культурных объектов Дмитровского района, работа с авторской интегральной картой «Культурно-ландшафтная дифференциация
Дмитровского района Московской области», экскурсия на местность с целью более подробного рассмотрения примеров ландшафтных мест военной истории и исторической застройки города Дмитров (Приложение 6.
Историко-географическая экскурсия: «По следам древних городов
Московии»).
4. Оценка пейзажно-эстетического потенциала природных и культурных объектов местности на примере модельной территории
(Дмитровского района Московской области).
4.1. Методики оценки, в основу которых положено качественное описания эстетических свойств ландшафта, вертикальная и горизонтальная структура пейзажа, критерии оценивания различных характеристик пейзажа, тренировка оценивания пейзажной эстетичности ландшафтов на примере пришкольного участка.
6.
Гидрометеорологическая экскурсия (турпоход выходного дня): «Станция
Яхрома – р. Яхрома»). Почвы. Биологическое разнообразие. Экологическое состояние и антропогенное воздействие. Ландшафтная структура района: характеристика Верхневолжской низменности и Смоленско-Московской возвышенности, анализ геоморфологической карты района (Приложение 6.
Эколого-геоморфологическая экскурсия: «К просторам Дмитровской земли…»), выявление положительных и отрицательных качеств физико- географического положения по отношению к предпосылкам развития культурных ландшафтов.
3.3. Роль Дмитровского района в общей структуре ООПТ Московского столичного региона, список присутствующих ООПТ областного значения, флора и фауна Дмитровского района, редкие виды, характеристика ботанического заказника Икшинский овраг.
3.4. Группировка культурных объектов Дмитровского района, работа с авторской интегральной картой «Культурно-ландшафтная дифференциация
Дмитровского района Московской области», экскурсия на местность с целью более подробного рассмотрения примеров ландшафтных мест военной истории и исторической застройки города Дмитров (Приложение 6.
Историко-географическая экскурсия: «По следам древних городов
Московии»).
4. Оценка пейзажно-эстетического потенциала природных и культурных объектов местности на примере модельной территории
(Дмитровского района Московской области).
4.1. Методики оценки, в основу которых положено качественное описания эстетических свойств ландшафта, вертикальная и горизонтальная структура пейзажа, критерии оценивания различных характеристик пейзажа, тренировка оценивания пейзажной эстетичности ландшафтов на примере пришкольного участка.
84 4.2. Выбор полигона для проведения полевого исследования, знакомство с местностью на основе различных карт и литературных источников, подготовка бланков (Приложение 1), повторный инструктаж проведения исследования.
4.3. Выезд в район исследования, объезд контрольных точек с параллельным описанием пейзажной эстетичности. Заполнение бланков.
4.4. Камеральный этап исследования, анализ полученных данных, составление учащимися карт на основе исследований, использую картографический и компьютерный методы исследования.
5. Исследовательско-проектная деятельность учащихся по предметной теме.
5.1. Конференция по итогам проведения элективного курса, заслушивание работ учащихся, защита проектов.
Учебно-тематический план элективного курса представлен ниже в табл. 12.
Таблица 12.
Учебно-тематический план
Темы и формы проведения занятий
Коли-
чество
часов
Форма
организации
учебной
деятельности
Формы
контроля
1. Введение
1.1. Понятие «культурный ландшафт»
1.2. Свойства культурного ландшафта
1.3. Культурный ландшафт и ООПТ
1.4. Эволюция культурных ландшафтов в современной географии
1.5. Факторы культурно-ландшафтной дифференциации территории
8 часов
2 ч
1 ч
1 ч
1 ч
2 ч
Лекция
Лекция
Семинар
Дискуссия
Семинар
Устный опрос
Сообщения
Письменный опрос
2. Систематика культурных ландшафтов
2.1. Русский усадебный ландшафт
2.2. Монастырский ландшафт
2.3. Ландшафт полей сражений
2.4. Русский средневековый ландшафт
2.5. Индустриальный ландшафт
10 часов
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
Лекция
Лекция
Семинар
Лекция
Семинар
Фронтальная беседа
Письменный опрос
3. Культурно-ландшафтная дифференциация на
примере модельной территории (Дмитровского
района Московской области)
3.1. Административно-территориальное деление
Дмитровского района
9 часов
1 ч
Лекция
85
3.2. Физико-географическое характеристика и районирование территории
3.3. Рекреационные ресурсы и особо охраняемые природные территории
3.4. Культурно-ландшафтное районирование
3 ч
2 ч
3 ч
Лекция
Семинар
Экскурсия
Сообщения
4. Оценка пейзажно-эстетического потенциала
природных и культурных объектов местности на
примере модельной территории (Дмитровского района
Московской области)
4.1. Методика оценки эстетики ландшафтов
4.2. Специфика выбора опорных точек и проведения исследования
4.3. Оценка пейзажно-эстетического потенциала одного из участков Дмитровского района
4.4. Анализ оценивания и составления карты эстетики ландшафта
6 часов
1 ч
1 ч
2 ч
2 ч
Лекция
Лекция
Экскурсия
Практикум
Практическая работа
5. Исследовательско-проектная деятельность учащихся
по предметной теме
5.1. Конференция по итогам проведения элективного курса
1 час
1 ч
Конференция
Сообщения
ВСЕГО
36
часов
Резервное время: 2 часа
Рекомендуемая литература к курсу
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара:
Издательство «Учебная литература», 2006. – 304 с. – (Элективный курс для старшей профильной школы).
2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Справочное пособие. – Самара: Корпорация
«Федоров», Издательство «Учебная литература» , 2005. – 80 с. –
(Элективный курс для старшей профильной школы)
3. Жихарев А.М. Собираемся в поход. – Ярославль: Академия развития,
2004. – 192 с.: с илл. (Экскурсии в природу)
4. Жучкова
В.К., Раковская Э.М. Методы комплексных физико- географических исследований. – М.: Академия, 2004. – 368 с.
86 5. Квасничкова Д., Калина В. Схемы по экологии и методическая разработка к ним: наглядное пособие для школьных курсов базовых дисциплин. (Пер. с чешск.) – М.: Устойчивый мир, 2001. – 78 с.
6. Колбовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 288 с.: с илл. (Экскурсии в природу)
7. Колбовский Е.Ю. Изучаем малые реки. – Ярославль: Академия развития,
2005. – 223 с.: с илл. (Экскурсии в природу)
8. Колбовский Е.Ю. Изучаем природу в городе. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 256 с.: с илл. (Экскурсии в природу)
9. Культурный ландшафт как объект наследия / Под ред. Ю. А. Веденина, М.
Е. Кулешовой. – М.: Институт Наследия; СПб.: Изд-во «Дмитрий
Буланин», 2004.— 620 с., ил
10. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 384 с.
11. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 560 с.
12. Раковская Э.М., Родзевич Н.Н. Экскурсии по Москве и Подмосковью:
Книга для учителя. – М.: Московский Лицей, 2004.– 192с. : ил.
87
Заключение
В условиях современного общества очень важно подготовить и воспитать динамично развитую, инициативную, увлекающуюся, творчески мыслящую личность, на что в принципе, и нацелена методика формирования латерального мышления. Изучение темы «Пейзажно-эстетический потенциал культурного ландшафта», в структуре вариативного компонента школьного учебного плана, позволяет развивать элементы созидательного мышления учащихся, на базе изучения закономерностей устройства природной привлекательности (пейзажной эстетичности), внося вклад в формирование у учащихся целостной естественнонаучной картины мира, что, несомненно, является важной и чрезвычайно актуальной составляющей формирования, в целом, экологического мышления будущих поколений.
В ходе работы перед нами стояла цель: исследовать методики латерального мышления и составить элективный курс по теме «Пейзажно- эстетический потенциал культурного ландшафта».
Исходя из поставленной цели, нами были получен ряд важных результатов, которые соответствуют поставленным в работе задачам:
Был проведен критический анализ концепции латерального мышления, рассмотрены точки зрения различных ученых, а также эволюция взглядов на латеральное мышление в отечественной науке;
Проведено педагогическое исследование с целью выявить потребности учащихся в изучении предметной темы а также их отношения к пейзажной эстетичности района своего проживания и
Москвы в целом;
В ходе анализа проведенного исследования были составлены статистические материалы (таблицы, диаграммы, графики) и карты, способствующие обеспечению большей наглядности результатов исследования;
С учетом опыта российских и зарубежных работ была разработана и апробирована методика оценки пейзажной эстетичности ландшафтов
88
Кусковского лесопарка. Это позволило выбрать наиболее подходящий с точки зрения автора адаптированный метод исследования для рассматриваемого региона;
Разработана шкала оценивания эстетичности пейзажей, позволяющая дать перцептивную оценку аттрактивности пейзажей
Кусковского лесопарка и музея-усадьбы «Кусково» и проведена оценка пейзажной эстетичности ландшафтов Кусковского лесопарка;
Составлена соответствующая авторская карта-схема оценки эстетичности пейзажей Кусковского лесопарка, что может быть использовано в туристско-рекреационных целях;
На основе анализа проведенного исследования составлен элективный курс «Пейзажно-эстетический потенциал культурного ландшафта», соответствующий предметной теме нашей работы.
Однако стоить заметить, что работа нуждается в дальнейшем исследовании. Данная тема требует более детального исследования, в первую очередь, проведения дополнительных более конструктивных и дробных педагогических исследований, т.к. современные тенденции образования требуют от школьников нестандартного подхода к изучению разных тем школьных курсов, в то время как методики латерального мышления пока малоизученны, и не нашли своего места в общем школьном образовании
По нашему мнению методику изучаемой предметной темы очень важно применять в школе для общего развития личности, развития творческих способностей и преодоления экологической «слепоты и глухоты» современного общества, а также для формирования эколого-эстетического сознания учащихся. На наш взгляд необходимо изучать и развивать это направление, чтобы создать условия для развития у современных школьников нестандартных подходов и креативного мышления в сложных учебных и жизненных ситуациях, которые возникают перед ними в современном обществе.
89
Библиография
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: Издательство
«Учебная литература», 2006. – 304 с. – (Элективный курс для старшей профильной школы).
2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Методическое пособие для учителя. – Самара: Издательство
«Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 144с.
3. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Справочное пособие. – Самара: Корпорация «Федоров»,
Издательство «Учебная литература» , 2005. – 80 с.
4. Антология мировой философии. Т. 1. / Под ред. И.С. Соколова. – М.: Мысль,
1969. – 936 с.
5. Баранников А.В. Элективные курсы в профильном обучении (03.02.2005)
// Режим доступа: http://www.rusedu.info (20.05.2013).
6. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии: 6-9 классы. – М.: Вентана-Граф, 2010.
7. Боно Э. Латеральное мышление // Пер. с англ. П.А. Самсонов. – Минск:
ООО «Попурри», 2005. – 384с. по изданию: LATERAL THINKING (A
Textbook of Creativity) by Edward de Bono. – London: «Penguin Books»,
1990.
8. Боно Э. Серьезное творческое мышление. // Пер. с англ. Д.Я. Онацкая. –
Минск: ООО «Попурри», 2005. – 416 с. по изданию: Serious Creativity:
Using the Power of Lateral Thinking to Create New Ideas by Edward de Bono.
– London: «Penguin Books», 1990.
9. Боно Э. Учите своего ребенка мыслить: // Пер. с англ. П.А. Самсонов. –
Минск: ООО «Попурри», 2008. – 432 с. по изданию: Teach Your Child
How to Think by Edward de Bono. – London: «Penguin Books», 1990.
10. Быков Б.А. Экологический словарь. – Алма-Ата: «Наука», 1983 – С.216
90
11. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. – М.: Российский научно- исследовательский институт культурного и природного наследия, 1997. – 224 с.: с илл.
12. Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Известия РАН. Серия географическая.
– 2001. – №1.– С.7-14.
13. Глозман И. М., Тыдман Л. В. Кусково. / Под общ. ред. С. М. Земцова. —
М.: Искусство, 1966. — 104 с.
14. Гордеева З.И. Физическая география России. Ландшафтная практика в
Подмосковье. Методические рекомендации к курсу. Для студ. II-III курсов геогр. фак-та. – М.: Изд-во МГОПУ, 1997. – 28 с.
15. Дирин Д.А. Подходы к оценке эстетических ресурсов горных ландшафтов (на примере бассейна р. Мульта) // Ползуновский вестник. – 2004. – №2. – С.67-
75.
16. Дирин Д.А. Оценка пейзажно-эстетических ресурсов горных ландшафтов в целях оптимизации рекреационного природопользования (на примере Усть-
Коксинского района Республики Алтай): автореф. дисс. канд. геогр. наук:
25.00.36 / Д.А. Дирин. – Барнаул, 2006. – 19 с.
17. Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007. – 509с.: ил.
18. Жучкова В.К., Раковская Э.М. Методы комплексных физико-географических исследований. – М.: Академия, 2004. – 368 с.
19. Зверев А.Т. Экологические игры. – М.: ООО Издательский дом «ОНИКС
21 век», ЗАО «Дом педагогики», 2001. - С.50
20. Зуева Т.В. Культурно-ландшафтная дифференциация и оценка пейзажно- эстетических ресурсов территории (на примере Дмитровского района
Московской области) // Дипломная работа МГПУ ИЕН Кафедра физической географии и геоэкологии. – Москва, 2011.
91
21. Зуева Т.В. Сущность, основание и возможность применения элементов латерального мышления при изучении темы «Пейзажно-эстетический потенциал культурного ландшафта» // Связь времен и поколений. Наука, образование и искусство. М.: Изд-во МГОУ, 2011. – С.197-199.
22. Зуева Т.В.Формирование элементов латерального мышления учащихся при изучении темы «Пейзажно-эстетический потенциал культурного ландшафта» в рамках вариативного компонента учебного плана //
Учитель XXI века. Новые образовательные практики отечественной географии: Опыт и перспективы. М.: МГПУ, 2012. – С. 219.
23. Исаченко А.Г. Методы прикладных ландшафтных исследований. – Л.: Наука,
1980. – 222 с.
24. Калашникова
О.В. Методические основы оценки эстетичности ландшафтов // Вопросы дальневосточной географии. – Владивосток: Изд- во ДВГУ, 2003.
25. Калинин В.Б., Гайворон Т.Д. Устойчивое развитие. Игры и упражнения //
Материалы к тренингам для общественных организаций и учреждений образования. – Обнинск: АсЭкО, 2002. – 56с.
26. Калуцков В.Н. Ландшафт в культурной географии. – М.: Новый хронограф,
2008. – 320 с.
27. Квасничкова Д., Калина В. Схемы по экологии и методическая разработка к ним: наглядное пособие для школьных курсов базовых дисциплин. (Пер. с чешск.) – М.: Устойчивый мир, 2001. – 78 с.
28. Колбовский Е.Ю. Ландшафтное планирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336с.
29. Колбовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 288 с.: с илл. (Экскурсии в природу)
30. Комкова Л.В. Роль элективных курсов в развитии личности детей. – М.,
2008: http://www.uozima.ru/doc/gzp/gmo/fiz/z001.doc
(обращение
11.12.2012г.)
92
31. Костюкова Т.А. Эстетические ресурсы природы и их оценка // Актуальные проблемы социальной экологии. – Хабаровск: ЦНТИ, 1989.- С. 17-20.
32. Культурный ландшафт как объект наследия / Под ред. Ю. А. Веденина, М. Е.
Кулешовой. – М.: Институт Наследия; СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин»,
2004.— 620 с., ил.
33. Линдсей Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление.
Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981. –
573с.
34. Милёхина О.В., Захарова Е.Я. Латеральное мышление как фактор обеспечения успешности работы // Вестник Томского Государственного
Университета. «Экономика» №4(20) .Томск.: ТГУ, 2012. – С. 28-35.
35. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 384 с.
36. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 223с.
37. Николаев В.А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн: Учебное пособие. –
М.: Аспект Пресс, 2003. – 176 с.
38. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 560 с.
39. Петунин О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. –
192 с.
40. Пивоварова Е. Латеральное мышление и методы его развития // Режим доступа: http://docx.com.ua/stattya/307-lateralne-mislennja-ta-metodi-jogo- rozvitku.html (обращение 23.05.2013г.)
41. Пономарева В. Как развивать творческие способности? «Латеральный» практикум для группы // Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-
10317/ (обращение 21.05.2013г.)