Файл: Зуева Татьяна Валерьевна Формирование элементов латерального мышления учащихся при изучении темы Пейзажноэстетический потенциал культурного ландшафта в рамках вариативного компонента учебного плана магистерская диссертация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11
Еще со времен Аристотеля логическое мышление превозносится в качестве единственно эффективного способа использования разума. Однако крайняя неуловимость новых идей показывает, что они совсем не обязательно рождаются в результате логического процесса мышления.
Некоторым людям свойствен другой вид мышления, который наиболее просто определяется тем, что приводит к созданию самых элементарных идей. Последние становятся очевидными только после того, как уже найдены. Этот другой вид мышления получил название латеральное
(«Lateral thinking»).
Чтобы по возможности быстрее адаптироваться в постоянно и стремительно меняющемся мире, «идти в ногу со временем», каждому из нас необходимо правильно и максимально использовать свой мыслительный потенциал. Особенно это касается тех, кто работает в сфере науки и образования (Зуева, 2011).
На сегодняшний день превалирующей формой умственной деятельности человека является вертикальное (причинно-следственное или логическое) мышление, развитию которого ещё со школьных лет уделяется особое внимание. Современное образование основывается на испытанном временем допущении, что человеку нужно главным образом как можно больше получать полезных знаний.
Автоматическое включение отработанного годами стабильного алгоритма выбора оптимального варианта из накопленной в памяти соответствующей информации поможет определить правильный ответ. Затем врождённая логика и развитое вертикальное мышление позволят легко претворить его в плодотворные идеи. Но такой подход может легко завести в тупик при возникновении непредвиденных сложных ситуаций, для правильного решения которых требуется подключение интуиции и творческих способностей, являющихся следствием латерального мышления (Боно, 2005).
Главное различие между логическим и творческим мышлением

12 состоит в том, что при шаблонном логическом мышлении логика управляет разумом, тогда как в процессе креативного мышления она лишь играет обслуживающую роль. И действительно, логика не является главной в творческом процессе, но, тем не менее, она необходима для правильного поиска, отбора, адаптации и анализа новых идей.
Латеральный (лат. lateralis – боковой, от latus – бок) – означает
«боковой» или «смещенный». Таким образом, латеральное мышление – это мышление, смещенное (перенаправленное) относительно традиционного мышления. Сам термин (описывающий принцип целой научной концепции) предложил в конце 1960-х гг. английский психолог Эдвард де Боно, ныне один из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности, «гуру менеджмента». В своей концепции Эдвард де Боно пытался найти новое латеральное мышление, как отдельный вид мышления, отличающийся от вертикального логического и горизонтального фантазийного видов мышления. Творческий процесс создания инновации подразумевает отказ от обычного мышления при генерировании латерального разрыва. Новое мышление, которое планировал описать де Боно, должно было приводить к созданию чего-то нового из того, что уже известно. Другими словами, латеральное мышление должно из известной идеи (или нескольких идей) создавать абсолютно новую концепцию. Латеральное мышление позволяет делать «скачки» в любом направлении и допускает ошибку как промежуточный шаг, не приводящий, однако, к соответствующим последствиям для результата, так как оно избавляет от стереотипов и создает новые модели – оригинальные, творческие, поскольку привлекает интуицию.
Один из наиболее популярных в настоящее время методов стимулирования творческой активности, метод «Мозгового штурма», например, основан на использовании именно латерального типа мышления.
В то же время, латеральное мышление не отменяет логическое. Оба достойны внимания и применения. Первое – утверждает идею, второе –


13 развивает и позволяет находить новые идеи, на основе переосмысления, т.е. перестройки уже существующих паттернов (Боно, 2005).
В настоящее время использование на практике латерального типа мышления осуществляется достаточно широко, охватывая самые разные сферы жизни человека. Например, в карьере, в бизнесе, успешное формирование иного взгляда на доминантные идеи позволяет с честью выйти из нестандартных кризисных ситуаций (так, своевременная удачная шутка способна вмиг разрядить в коллективе подчиненных накаленную атмосферу); в разрешении личных ситуаций в семейном кругу, на отдыхе, когда умение не отвергать альтернативные предложения для объяснения различных явлений, помогает оперативно найти в конечном итоге оптимальное решение, приводящее к общему согласию всех участвующих в конфликте сторон. Если говорить об использовании латерального мышления в школе, методики формирования которого уже постепенно внедряются в школьные программы, то оно, на наш взгляд, должно занимать немаловажное место, т.к. является важным элементом при формировании творческой личности. К сожалению, большая часть современных школьных учебных программ направлена не на развитие мышления учащихся, а на механическое запоминание. Ежедневно у школьников по программе от пяти до семи уроков, включая домашнее задание. И каждый урок направлен на то, чтобы запоминать огромный объем информации (Зуева, 2011).
Латеральное мышление при нормальном развитии начинает зарождаться в голове ребенка после семи лет. Гармоничное развитие личности происходит только под воздействием всех разновидностей интеллекта, игнорирование какой-либо из его сторон чревато необратимыми печальными последствиями. Например, в школьной программе (желательно в начальных классах) обязательно должна учитываться необходимость обучения (в той или иной форме, в зависимости от желания и способностей)

14 азам ораторского искусства, музыки и живописи. Приобретённый в результате сенсорный опыт является мощным стимулом творческой активности мозга, помогает правильно оценивать события и по достоинству отбирать, какие из них нужно сохранить в памяти.
По наблюдению психологов навыки, которые достаточно долго используются в юные годы, в дальнейшем никогда полностью не забываются и могут легко и быстро восстанавливаться до прежнего уровня даже после очень длительного перерыва.
Существуют различные специально разработанные техники тренировки латерального мышления, которыми практически каждый может овладеть. На сегодняшний день к самым эффективным методам развития творческих способностей и интуиции можно отнести «мозговой штурм», компьютерное моделирование и ролевые игры.
1.3. Методики латерального мышления, применяемые в образовательном процессе
В качестве примера реализации принципа латерального мышления в процессе обучения можно привести общеизвестную методику «Шести шляп мышления» (Сергиенко, Даценко,2010; Ягодин и др.,2007). В данной методике обучение делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен «шляпой своего цвета». Приводим краткую характеристику каждого из них:

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это будет работать?


15

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи.
Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это?
Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении.
Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? (табл. 1)
Часто мы в нашем мышлении объединяем эмоции, информацию, интуицию, желания, оценки в единое целое, совершенно не задумываясь над тем, что в данном случае является главным, а что нам попросту мешает.
Метод «Шести шляп мышления» позволяет вычленить разные аспекты мышления учащихся, развивать их и использовать по отдельности, чтобы в конце получить наиболее целостную картину или подходы к решению задачи. Кроме того, метод сам по себе дает инструкцию учащимся, когда созданная ситуация оказывается «безвыходной» и переводит ситуацию из
«учебной, академической» в игровую область, снимая напряжение от ожидания неуспеха или плохой оценки (Ременцова, 2012).
Таблица 1.
Типизация мышления в каждой из шляп
(Милёхина, Захарова, 2012)

П/п
Цвет
шляпы
Назначение
Эмоциональный
фон работы
«в шляпе»
Базовые вопросы
для работы
«в шляпе»
Результат
Комплемен
тарная
шляпа
1 Белая
Локализация фактов, показателей и всех видов информационн ых потоков, обеспечивающ их реализацию
Отсутствует
Какой информацией обладаем?
Достаточно ли информации для принятия решения?
Какая информация отсутствует?
Как получить
Информационная модель идеи проекта в виде черного ящика с соответствующими результирующими выходами и
Красная

16 идеи проекта необходимую информацию? входами, обеспечивающими их формирование
2 Красная Вербализация эмоций, выражение чувств
Весь спектр эмоции
Что вы чувствуете по поводу рассматриваемой идеи/проекта?
Вербализация интуитивной оценки реализуемости идеи/проекта в виде текста/речевого сообщения
Белая
3 Желтая Поиск и вербализация преимуществ и выгод от реализации идеи / проекта
Оптимизм
Каковы преимущества?
Кому это выгодно?
Как возникают данные преимущества?
Список выгод и преимуществ от реализации идеи/проекта в виде текста/речевого сообщения
Черная
4 Черная Прагматическа я оценка идеи/ логики реализации проекта с точки зрения здравого смысла и соответствия фактам
Отсутствует
Верно ли это?
Сработает ли идея, реализуем ли проект?
Соответствует ли идея/ проект целям, планам и проводимой политике?
Соответствует ли идея нашему опыту? Каковы слабые стороны идеи
/
Логически обоснованный список идей/вариантов реализации проекта на основе исключения неоправданно оптимистичных идей/ нереализуемых проектов
Желтая
5 Зеленая Выдвижение новых идей, внесение предложений на основе активизации мыслительного процесса, преодоление тупиковых ситуаций
Энергичность и активность
Как еще можно поступить в данной ситуации?
Почему именно в таком виде реализуются процессы?
Предложение иных идей / вариантов реализации проекта, формирование множества альтернатив решения задачи
Синяя
6 Синяя Контроль за ходом
Мыслительног о процесса, подведение
Отсутствует
Где мы сейчас находимся? Как далеко продвинулись в процессе
1. Программа мышления для данной ситуации. возвращение в исходную точку
Зеленая


17 итогов данного этапа мыслительной деятельности?
Что пытаемся сделать в данный момент? Что предпринимаем?
Каков следующий шаг в процессе мышления? мыслительного процесса или движение вперед.
2. Комментарии и наблюдешь о ходе мыслительного процесса.
Метод «Шесть шляп мышления» применяется при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как удобный способ управлять мышлением и переключать его. С помощью этого метода можно научиться лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым (Боно, 2008).
Латеральное мышление предполагает умственную концентрацию на основной проблеме или основной задаче и сосредоточение на ней интеллектуальных усилий. При проведении практических занятий со школьниками складывается определенная система креативного поведения
(рис. 1):
Сбор информации. Анализ и обобщение данных. Сравнение показателей.
Концентрация, сосредоточение на отдельных фактах или участках задачи.
Инкубация идей. Все идеи, которые возникают в процессе мыслительной концентрации, группируются по методологическим основаниям.

18
Процесс переработки идей. Здесь нет критики по поводу неоднозначных идей, а из каждой теории берется свое рациональное зерно.
Анализ и синтез. Исследование результатов креативного мышления на уровне логического анализа.
Рис. 1. Последовательность применения шляп при поиске идей
(Милехина, Захарова, 2012 с некоторыми изменениями)
Данная схема креативного мышления может использоваться в качестве модели для организации мыслительной деятельности при разрешении любой практической задачи.
Креативное мышление обычно ассоциируется с индивидуальной деятельностью людей, однако оно может захватывать и целую группу. Для активизации креативных тенденций у студентов применяется метод
«мозгового штурма». Данный метод основан на знании психологических и педагогических закономерностей, помогающих устранить явные и скрытые психологические и социальные барьеры и активизирован» творческую энергию участников. «Мозговой штурм» подразумевает следующие основные принципы:
Зеленая
Желтая
Что пытаемся сделать в данный момент?
Что предпринимаем?
Каков следующий шаг в процессе мышления (реверс или движение вперед)?
Верно ли это? Сработает ли идея?
Соответствует ли целям, планам ?
Соответствует ли идея вашему опыту?
Каковы слабые стороны идеи?
Технология применения шляп при поиске идеи.
Задача: придание привлекательности городскому ландшафту
Какой информацией мы обладаем?
Какая информация отсутствует?
Как получить необходимую информацию?
Каковы преимущества?
Кому это выгодно?
Как возникают данные преимущества?
Предложение новых идей, формирование множества альтернатив, поиск возможных мер применяемых для придания привлекательности
Черная
Синяя
Белая
Черная
Зеленая


19 1. Сотворчество в процессе решения определенной задачи. Все участники должны быть психологически готовы к непосредственному включению в данную форму работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение участников за оригинальные идеи и версии.
2. Вера в творческие силы и способности друг друга. Данный организационный прием дает возможность увидеть своих сокурсников со стороны: как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт и т. д.
3. Использование оптимального сочетания интуитивного и логического: при генерировании идей оптимальным является ослабление активности логического мышления и поощрение интуитивных гипотез, чему способствует запрет критики и отсроченный логический анализ полученных идей.
Активный «мозговой штурм» продолжительностью 60-90 мин создаст ту степень напряжения, которая является идеальной обстановкой для наилучшего использования творческих способностей каждого из участников.
Учащиеся работают в небольших подгруппах, разрабатывают технологии решения нестандартных задач, выявляют определенные модификации основных гипотез решения, которые созрели в группе. Критерий интеллектуальной активности имеет множество переходных форм, но в конечном счете испытуемые классифицируются на три категории:
1. Стимульно-продуктивный уровень интеллектуальной активности: решение задач при помощи гипотез и находок. Испытуемого относят к данному уровню, если при энергичной работе он остается в рамках первоначально найденного способа решения.
2. Эвристический уровень: открытие закономерностей эмпирическим путем. Имея надежный способ решения, испытуемый анализирует

20 состав, структуру своей деятельности, что приводит к открытию новых оригинальных способов решения.
3. Креативный уровень теоретических открытий: создание теории и постановка новой проблемы. Обнаруженная закономерность становится самостоятельной проблемой. При этом часто испытуемые выходили на креативный уровень после решения нескольких задач - характерная черта теоретического мышления - способность вскрывать существенное путем анализа единичного объекта.
При коллективном поиске идей все учащиеся уравниваются, создается доброжелательный психологический климат, что активизирует их интуицию и воображение, минимизирует стереотипное мышление, что создает питательную среду для генерирования новых оригинальных творческих идей
(Сухова, Селезнева, Грицкевич, 2009).
Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться,обучаться.
Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Принципиальная задача педагогов и родителей – развитие личности и ее активности. Выдающийся психолог и философ С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания.