Файл: Зуева Татьяна Валерьевна Формирование элементов латерального мышления учащихся при изучении темы Пейзажноэстетический потенциал культурного ландшафта в рамках вариативного компонента учебного плана магистерская диссертация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

75 жизнедеятельности человека на окружающую среду.
Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению.
Географическая оболочка
Земли.
Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
Географическая оболочка
Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними.
Географическая оболочка как окружающая человека среда.

уметь применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.
Таблица 10.
Соотношение материалов предметной темы с разделами школьной учебной программы по географии и комплексом формируемых элементов латерального мышления учащихся в школьном курсе географии на основе Базисного учебного

76
плана программ среднего (полного) образования по географии. Базовый уровень
(составлено автором по данным Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е.С. Савинов, 2011; Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, 2008)
Раздел программы
Соответствующий раздел
предметной темы
Темы курса
Компетенции
ГЕОГРАФИЯ МИРА (X-XI классы)
70 часов
Природа и человек
в современном
мире (6 часов)

Факторы культурно- ландшафтной дифференциации территории

Физико-географическое характеристика и районирование территории

Методика оценки эстетики культурных ландшафтов
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

Уметь применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

Знать и понимать различия в уровне и качестве жизни.
Население мира
(5 часов)

Эволюция культурных ландшафтов в современной географии

Русский усадебный ландшафт

Русский средневековый ландшафт

Индустриальный ландшафт

Ландшафт полей сражений

Монастырский ландшафт
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений.
Географические
аспекты
современных
глобальных
проблем
человечества
(5 часов)

Культурный ландшафт и ООПТ

Рекреационные ресурсы и особо охраняемые природные территории в рамках темы
«Культурный ландшафт»
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

оценивать и объяснять степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.


77
Таблица 11.
Соотношение материалов предметной темы с разделами школьной учебной программы по географии и комплексом формируемых элементов латерального мышления учащихся в школьном курсе географии на основе Базисного учебного
плана программ среднего (полного) образования по географии.
Профильный
уровень
(составлено автором по данным Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е.С. Савинов, 2011; Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, 2008)
Раздел программы
Соответствующий раздел
предметной темы
Темы курса
Компетенции
(X-XI классы)
210 часов
География как
наука (не менее 30 часов)

Понятие «культурный ландшафт»

Свойства культурного ландшафта

Факторы культурно- ландшафтной дифференциации территории

Культурный ландшафт и
ООПТ
Дифференциация географии. Пути к интеграции географии.
Общегеографические представления о современной географической картине мира.
Учение об окружающей среде. Учение о геосистемах.
Учение о конструктивной географии. Учение о геоэкологии.

Знать и понимать особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально- экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
Введение в общую
географию (не менее 30 часов)

Факторы культурно- ландшафтной дифференциации территории
Территориальные системы. Пространственные модели в географии. Экологизация географии.
Введение в
физическую
географию (не менее 30 часов)

Русский усадебный ландшафт

Русский средневековый ландшафт

Эволюция культурных ландшафтов в современной географии
Эколого-географическое и ресурсно- географическое изучение природы.
Учение о геосистемах. Ландшафтная сфера
Земли.
Территориальные комплексы, ландшафты.
Исторический обзор формирования представлений о природной целостности. Учения

проводить анализ изменений природных
комплексов разного ранга под влиянием
деятельности
человека.
Составлять
географические
характеристики
природных и природно-антропогенных
комплексов разного ранга**;

уметь применять основные положения


78

Культурный ландшафт и
ООПТ

Культурно-ландшафтное районирование

Административно- территориальное деление
Дмитровского района о ландшафтной оболочке, территориальном комплексе, ландшафте. Системность – основа их изучения. Природные компоненты и факторы в геосистеме межкомпонентной связи. Природный ландшафт. Ландшафтный синтез зональных геосистем.
Планетарные, региональные, локальные геосистемы.
Ландшафты, их классификация. Культурный ландшафт, его характерные черты и свойства. географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно- общественной территориальной системы;

уметь характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;

проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
Введение в
экономическую и
социальную
географию (не менее 50 часов)

Понятие «культурный ландшафт»

Культурный ландшафт и
ООПТ

Свойства культурного ландшафта

Факторы культурно- ландшафтной дифференциации территории
Цивилизационные регионы мира*. География объектов природного и культурного наследия.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально- экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;

понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области;

умение
проводить
учебное
моделирование техногенных изменений
окружающей среды и прогнозирование их
возможных последствий.
Природопользова
ние и геоэкология
(не менее 30 часов)

Индустриальный ландшафт

Культурный ландшафт и
ООПТ
Техногенный мир и биосфера. Противоречия во взаимоотношении человека с окружающей средой.
Окружающая среда – природно-техногенное целое. Геоэкологическое единство окружающей среды. Взаимосвязи воздушной, водной и других сред в условиях города.
Структура географической составляющей окружающей человека среды.


79
Процессы в окружающей среде. Глобальные, региональные, локальные изменения окружающей среды. Управление качеством окружающей среды.
* Курсивом в тексте таблицы выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
** Полужирным курсивом в тексте таблицы выделен опыт практической деятельности.

80
Цель курса:
Формирование знаний учащихся о многообразии культурных ландшафтов, методов их оценки, восприятии и дифференциации.
Задачи курса:

образовательные: Дать представление о способах и методах оценки культурных ландшафтов и пейзажей на примере различных модельных территории Московского столичного региона; способствовать формированию компетенций когнитивной, ценностно-ориентационной, социального взаимодействия и личного саморазвития

развивающие: Показать многообразие ландшафтов территорий, развивать познавательный интерес в областях экологии и географии, развивать творчески потенциал и мышление каждого учащегося; способствовать подготовке учащихся к последующему профессиональному самоопределению («ландшафтное планирование, ландшафтный дизайн»);

Воспитательная: воспитание эстетической и экологической культуры учащихся.
Учащиеся должны знать:

Понятие культурный ландшафт, свойства культурного ландшафта, факторы культурно-ландшафтной дифференциации территории;

Систематику культурных ландшафтов, различия ландшафтных зон различных территорий, времен, влияние культурных особенностей на изменение ландшафта;

Особенности культурных ландшафтов
Дмитровского района
Московской области, рекреационные ресурсы района;

Методы и специфику анализа и оценки эстетики ландшафтов.
Учащиеся должны уметь:

наблюдать и изучать объект;

описывать результаты наблюдения;

81

систематизировать культурные ландшафты на основе их внешнего вида, описания;

представлять результаты работы в виде таблиц, карт и графиков, уметь отстаивать свою позицию;

оценивать пейзажно-эстетический потенциал культурных ландшафтов;

следовать нравственным нормам поведения во взаимоотношениях с другими людьми;

обсуждать полученные результаты, участвовать в дискуссии;

решать задачи экологического содержания.
Содержание курса
1.Введение
1.1. Проблемы сохранения ценных, природных и историко-культурных территориальных комплексов, Конвенции о Всемирном наследи ЮНЕСКО, культурный ландшафт как результат совместной работы человека и природы;
1.2. Культурный ландшафт как объект всемирного наследия, универсальность, аутентичность и целостность культурных ландшафтов, взаимодействие человека и природы в рамках культурного ландшафта;
1.3. Концепция культурного ландшафта как объекта природного и культурного наследия,
Привлекательность концепции культурного ландшафта как оптимальной экологической модели, Биосферные резерваты, как модель гармоничных взаимоотношений между человеком и природой и обеспечение сохранности как природного, так и культурного ландшафтов;
1.4. Изменение роли и изучения культурных ландшафтов на различных этапах истории. Работы Берга, Докучаева, Семенова-Тянь-Шанского,
Пржевальского в изучении культурного ландшафта, различия советской и российской науки в изучении и систематики ландшафтов, опыт зарубежных исследователей
1.5. Культурны ландшафт как территориальный комплекс, ключевые структуры любого территориального комплекса, Выявление ключевых


82 структур территории и моделирование территориального каркаса того или иного вида.
2. Систематика культурных ландшафтов
2.1. Русский усадебный ландшафт и его место в культурном ландшафте
России. Помещичья усадьба в России, усадебный ландшафт в живописи и литературе, выделение усадебного ландшафта как объекта наследия, связь усадьбы с антропогенным и природным ландшафтом.
2.2.
Типологические особенности монастырского культурного ландшафта, закономерности формирования ландшафтов, ассоциативные ландшафты, археологические ассоциативно эволюционировавшие ландшафты.
2.3. Специфические элементы военно-исторического ландшафта поля сражения, представленные как целенаправленно созданными, так и разрушенными объектами. Памятники-свидетельства, памятные места и объекты, Объекты наследия, не связанные с военными событиями или относящиеся к другим историческим периодам.
2.4. Примеры ископаемого, реликтового, развивающегося ландшафта,
Роль археологических исследований при выделении реликтовых участков культурного ландшафта, ландшафтно-экологическая характеристика и реконструкция природопользования в период раннего земледелия
2.5. Сохранение памятников промышленного ландшафта, критерии для включения индустриального ландшафта к списку культурного наследия.
Проблемы антропогенной нагрузки на индустриальные ландшафты
3.Культурно-ландшафтная дифференциация на примере модельной территории (Дмитровского района Московской области)
3.1. Административно-территориальное деление Дмитровского района.
Площадь, состав, карта Дмитровского района Московской области, описание границ района, наиболее важные в культурно-историческом плане поселения района.
3.2. Физико-географическое характеристика и районирование территории.

83
Географическое положение. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
Климат.
Внутренние воды
(
1   2   3   4   5   6